РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Шахматы» в 1 классе
рабочая программа (1 класс)

Андреева Наталья Фёдоровна

Рабочая программа курса «Шахматы» составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_1k.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Выписка из  основной образовательной программы  НОО,

МОБУ «СОШ №4»  на 2017-2018 учебный год

пр. № 655-О от 31.08.2017 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Шахматы»  в 1к классе

учитель начальных классов:

                                                                                                         Андреева Н.Ф.

пгт. Пойковский


1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Рабочая программа курса «Шахматы» составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин. 

Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;

инструктивно – методического  письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2013 учебный год».

Освоение данной программы обеспечивает достижение  следующих  результатов:

Личностные результаты:

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;
  • Правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • Сравнивать, находить общее и различие.
  • Уметь  ориентироваться на шахматной доске.
  • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 
  • Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка.
  • Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
  • Правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
  • Основные тактические приемы;  что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
  • Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания

3.  Содержание курса.

Тематическое планирование. Первый год обучения

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1

Шахматная доска.

4

2

Шахматные фигуры.

2

3

Начальная расстановка фигур.

1

4

Ходы и взятие фигур.

16

5

Цель шахматной партии.

6

6

Игра всеми фигурами из начального положения.

4

всего

33

I. Шахматная доска.    (4 ч.)

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

II. Шахматные фигуры.     ( 2 ч.)

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.        

«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.        

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пы¬таются угадать,    какая фигура загадана.        

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

 III. Начальная расстановка фигур.    ( 1 ч.)

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в на¬чальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

IV. Ходы и взятие фигур.    (16 ч.)

(основная тема учебного курса).

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями.

V. Цель шахматной партии.(6 ч)

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

VI. Игра всеми фигурами из начального положения.( 4 ч.)

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

3.Тематическое планирование.

№ п/п

Тема (раздел) урока

Кол-во часов

Календарные сроки

план

факт

I. Шахматная доска.    (4 ч.)

1

Происхождение и история шахмат. Великие люди и шахматы 

1

6.09

6.09

2

Знакомство с шахматной доской: белые поля, черные поля, горизонтали, вертикали.

1

13.09

13.09

3

Шахматная  доска: диагонали, центр.

1

20.09

20.09

4

Шахматная  доска: нотация.

1

27.09

27.09

                                                    II. Шахматные фигуры.     ( 2 ч.)

5

Знакомство с шахматными фигурами.

1

4.10

4.10

6

Знакомство с шахматными фигурами.

1

11.10

11.10

   III. Начальная расстановка фигур.    ( 1 ч.)

7

Шахматные фигуры начальное положение.

1

18.10

18.10

                                                 IV. Ходы и взятие фигур.    (16 ч.)

8

Ладья .

1

25.10

25.10

9

Ладья : ход , взятие.

1

10

Слон .

1

11

Слон  : ход , взятие.

1

12

Ладья : ход , взятие.

1

13

Ферзь .

1

14

Ферзь : ход , взятие.

1

15

Ферзь  против ладьи и слова.

1

16

Конь.

1

17

Конь : ход , взятие.

1

18

Конь против ферзя, ладьи, слона

1

19

Пешка.

1

20

Пешка: ход , взятие.

1

21

Пешка против ферзя, ладьи, слона , коня.

1

22

Король: ход , взятие.

1

23

Король против других фигур

1

V. Цель шахматной партии.( 6 ч )

24

Шах .

1

25

Открытый шах. Двойной шах.

1

26

Мат.

1

27

Мат.

1

28

Ничья, пат.

1

29

Рокировка .

1

VI. Игра всеми фигурами из начального положения.( 4 ч.)

30

Шахматная  партия.

1

31

Шахматная  партия.

1

32

Шахматная  партия.

1

33

Повторение изученного материала.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Шахматы. 2 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Шахматы. 2 класс....

Программа внеурочной деятельности Шахматы 3 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями  федерального  государственного   образовательного стандарта  начально...

Программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 4 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями  федерального  государственного   образовательного стандарта  начально...

конспект курса внеурочной деятельности "Шахматы" 1 класс

Конспект курса внеурочной деятельности "Шахматы" разработан для проведения в 1 классе по теме "Скачем на коне"....

Программа курса внеурочной деятельности Шахматы 1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями Федерального гос...

КТП внеурочной деятельности «Шахматы», 1 класс

КТП внеурочной деятельности «Шахматы», 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" 1 класс

Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности "Шахматы" для учащихся 1 класса...