КТП внеурочной деятельности «Шахматы», 1 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

КТП внеурочной деятельности «Шахматы», 1 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty.docx38.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ «ПОЛИТЭК» г. ВОЛГОДОНСКА

(МБОУ «ЛИЦЕЙ   «ПОЛИТЭК» Г.ВОЛГОДОНСКА)

 

Календарно – тематическое планирование

программы кружка

внеурочной деятельности

на   2019-2020 учебный год

Предмет:

Класс:

Учитель:  

«Шахматы»

1

Федоренко Татьяна Романовна

       

Количество часов по учебному плану всего: 33/28

Количество часов по учебному плану в неделю:  1     

                 

Всего

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Количество часов с учетом

праздничных и выходных дней

28

8

7

7

6

 

КТП составлено в соответствии с рабочей учебной программой, утвержденной 29.08.2019г.

КТП рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов  (протокол №1 от 30.08.2019г.).

Председатель МО ____________ (М.Г. Кабанихина)

Согласовано ___________ Л.В. Плотникова, заместитель директора по УВР.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, программы «Шахматы в школе», автор И.Г.Сухин.

С учетом выходных и праздничных дней программа будет реализована полностью в количестве  28 часов,  так как 5 часов приходятся на выходные и праздничные дни:  

1 час - 04.11.2019г.  

1 час – 24.02.2020г.

1 час – 09.03.2020г.

1 час – 04.05.2020г.

1 час – 11.05.2020г.            

Планируемые результаты

Личностные:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, При поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Наличие учебно –познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Развитие творческого потенциала ребенка.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Осознавать границысобственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний.

Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану.

планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач.

Проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач.

Определять и формулировать цель деятельности  с помощью педагога.

Оценивать совместно с педагогом и другими обучающимися успехи своего учебного труда и труда одноклассников.

Познавательные УУД:

Понимать информацию, представленную в разных формах: словесной,  схематической,  условно-знаковой.

Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.

обывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога.

Делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.

Сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

Находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), учиться слышать, слушать и понимать партнера; уметь договариваться, вести дискуссию.

Планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), уважать в общении и сотрудничестве  партнера и самого себя.

Предметные:

К концу первого года обученияобучающиеся должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное  положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать (делать рокировку);
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

В соответствии с планом внеурочной деятельности на изучение программы кружка «Я- гражданин России»  в 1-м классе  отводится  33 часа в год, 1час в неделю.  С учетом выходных и праздничных дней, программа будет реализована полностью в количестве 33 часов

 Учебно-тематический план внеурочной деятельности по курсу «Шахматы»

урока

дата

Тема занятия

Содержание

Деятельность обучающихся

Результат

1

02.09

Знакомство с шахматной доской

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные ноля квадратные

Чтение и инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски».

Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята-хвастунишки»

Уметь правильно называть шахматные фигуры

2

09.09

Шахматная доска

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали

Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль"

Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр

3-4

16.09

23.09

Знакомство с шахматными фигурами

Белые и черные.

Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король

Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадай-ка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая"

Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король

5

30.09

Начальное положение

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур

Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч"

Уметь правильно расставлять шахматы в начале игры

6

07.10

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья

Место ладьи в начальном положении

Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь"

Знать где положение ладьи

7

14.10

Ладья в игре

Ход ладьи. Взятие. «Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух). "Ограничение подвижности"

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля"

Уметь правильно ходить и бить ладьей

8.

21.10

Знакомство  с шахматной фигурой. Слон

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество

Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь"

Знать где положение слона и как он ходит

9

11.11

Слон в игре

Легкая и тяжелая фигура. "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух). "Ограничение подвижности"

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Зашитаконтрольного поля"

Уметь правильно ходить

10

18.11

Ладья против слона

Игра на уничтожение: (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения).

Ограничение подвижности.

Термин "стоять под боем"

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля»,"Защита контрольного поля"

Уметь правильно ходить и бить слоном

11

25.11

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие.

Ферзь -тяжелая фигура

Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Просмотр диафильма "Волшебные

Знать положение ферзя

12

02.11

Ферзь в игре

"Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя). Ограничение подвижности

шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля"

Уметь правильно ходить

13

09.12

Ферзь против ладьи и слона

«Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения). "Ограничение подвижности".

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля"

Уметь правильно ходить и бить ферзем

14

16.12

Знакомство с шахматной фигурой. Конь

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие

Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», "Один в поле воин", "Кратчайший путь"

Уметь правильно расставлять коней

15

23.12

Конь в игре

Конь - легкая фигура."Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух). "Ограничение подвижности"

Дидактические игры "Захват контрольного поля"

Уметь правильно ходить буквой «Г»

16

13.01

Конь против ферзя, ладьи, слона

"Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения). "Ограничение подвижности"

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактическая  игра "Захват контрольного поля"

Уметь правильно ходить и бить конем

17

20.01

Знакомство с пешкой

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие

Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин»

Знать положение пешки и как она ходит

18

27.01

Пешка в игре

Взятие на проходе. Превращение пешки. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения

Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин»

Уметь правильно бить пешкой

19

03.02

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона

"Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения). "Ограничение подвижности"

Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита"

Уметь правильно ходить и бить пешкой, превращение пешки

20

17.02

Знакомство с шахматной фигурой. Король

Место короля в начальном положении.

Ход короля, взятие.

Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя

Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в иоле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля). Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга"

Знать положение короля

21

02.03

Король против других фигур

"Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король " против коня, король против пешки). "Ограничение подвижности"

Дидактические задания "Перехитри часовых1', "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля"

Уметь правильно ходить и бить королем, сила короля

22

16.03

Шах

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Защита от шаха.

Открытый шах.

Двойной шах

Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах"

Шах – нападение на короля

23

30.03

Мат

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры)

Дидактическое задание "Мат или не мат"

Мат – завершение игры

24

06.04

Ставим мат

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур

Дидактическое задание "Мат в один ход".Дидактическое задание "Дай мат в один ход"

Уметь ставить мат в один ход

25

13.04

Ничья, пат

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат

Дидактическое задание «Пат или не пат»

Предложение ничьи или попасть в пат

26

20.04

Рокировка.

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки

Дидактическое задание "Рокировка"

Уметь делать рокировку

27

27.04

Игра всеми фигурами из начального положения

Дидактическая игра "Два хода".

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

Уметь играть всеми фигурами из начального положения

28

18.05

Повторение изученного материала

Шахматный турнир

Обучающиеся играют попарно

Выявление лучшихобучающихся, усвоивших материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеурочная деятельность 1 класс шахматы

данный материал составлен для проведения внеурочной деятельности в 1 классе. шахматы развивают логическое мышление детей....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 классы

         Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Шахматы. 2 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Шахматы. 2 класс....

Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе» 1 класс

Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе» 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы". 1 - 4 класс.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волево...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Шахматы» в 1 классе

Рабочая программа курса «Шахматы» составлена на основе:Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; реализует общеинтеллектуаль...