Рабочая программа по внеурочной деятельности. Шахматы. 2 класс.
рабочая программа (2 класс) на тему

Атрощенко Евгения Валерьевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Шахматы. 2 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” 1–4 классы подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и концепцией физического воспитания.

Содержание программы

На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

“Шахматы, второй год” – логическое продолжение начатой работы. Учебно-методический комплект состоит из программы “Шахматы, второй год”, учебника для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”, пособия для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”, книга “Шахматный задачник, второй год обучения”.

                Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи.

                  Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимуществ.

Важной вехой в овладении шахматными основами становится умение учащихся ставить мат.

Учебный курс включает пять тем: “Краткая история шахмат”, “Шахматная нотация”, “Ценность шахматных фигур”, “Техника матования одинокого короля”, “Достижение мата без жертвы материала”.

I. Краткая история шахмат.

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.

II. Шахматная нотация.

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.

III. Ценность шахматных фигур.

Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).

IV. Техника матования одинокого короля.

Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

V. Достижение мата без жертвы материала.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.

Планируемые результаты обучения

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные результаты 

У ученика сформируется

 готовность и способность учащихся к саморазвитию,

мотивация к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

 сформированность основ российской, гражданской идентичности;

возможность определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. 

Ученик получит возможность для формирования

возможности продвижения каждого ребенка своим темпом;

понимания взаимосвязи новых знаний с предметами и явлениями окружающего мира;

умения осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

собственного опыта творческой деятельности.

устойчивого интереса к занятиям шахматами,

появление умений выстраивать внутренний план действий,

пространственное воображение,

целеустремленности, настойчивости в достижении цели,

самостоятельности выбора решения и ответственности за них.

          Метапредметные результаты

Ученик научится:

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

Проговаривать последовательность действий.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

 Ученик получит возможность научиться:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды (средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.)

Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре

 Предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Ученик получит возможность научиться:

рокировать;

объявлять шах, мат;

решать элементарные задачи на мат в один ход.

освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

К концу второго года обучения дети должны знать:

шахматные правила FIDE;

обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

ценность шахматных фигур.

К концу второго года обучения дети должны уметь:

правильно вести себя за доской;

записывать шахматную партию;

матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.


Учебно-тематическое планирование учебного материала

№№ п/п

Название раздела программы

Количество часов

1

Краткая история шахмат.

6

2

Шахматная нотация.

8

3

Ценность шахматных фигур

10

4

Техника матования одинокого короля.

6

5

Достижение мата без жертвы материала.

4

Всего

34

                      


Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Шахматная азбука»

2017/2018 учебный год.

№№ п/п

Тема занятия

Дата

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

Рождение шахмат.

2

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.

3

Обозначение вертикалей. Практическая игра: “Назови вертикаль”.

4

Обозначение горизонталей. Практическая игра: “Назови горизонталь”.

5

От чатуранги к шатранджу.

6

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей. Практическая игра: “Назови диагональ”.

7

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей. Практическая игра: “Диагональ”.

8

Наименование полей. Практическая игра: “Какого цвета поле?”.

9

Наименование полей, шахматных фигур. Практическая игра: “Кто быстрее”.

10

Шахматы проникают в Европу.

11

Наименование полей, шахматных фигур. Практическая игра: “Вижу цель”.

12

Ценность шахматных фигур.

13

Ценность шахматных фигур. Практическая игра: “Кто сильнее?”.

14

Чемпионы мира по шахматам.

15

Сравнительная сила фигур.

16

Сравнительная сила фигур. Практическая игра: “Обе армии равны”.

17

Абсолютная и относительная сила фигур.

18

Сравнительная сила фигур. Практическая игра: “Выигрыш материала”.

19

Выдающиеся шахматисты нашего времени.

20

Достижение материального перевеса.

21

Нападение и защита.

22

Способы защиты.

23

Практическая игра: “Защита”.

24

Шахматные правила FIDE.

25

Мат различными фигурами.

26

Ферзь и ладья против короля.

27

Две ладьи против короля.

28

Король и ферзь против короля.

29

Этика шахматной борьбы.

30

Король и ладья против короля.

31

Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры).

32

Миттельшпиле (середина игры).

33

Эндшпиле (конец игры).

34

Защита от мата.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материально-технические средства:

магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;

шахматные часы – 2 штуки;

словарь шахматных терминов;

комплекты шахматных фигур с досками – 10–12 штук.

Печатная продукция:

Авербах Ю. “Что нужно знать об эндшпиле”. / М.: ФиС, 1979.

Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.

Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.

Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969.

Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.

Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.

Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.

Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.

Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.

Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.

Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.

Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.

Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.

Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.

Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.

Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.

Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.

Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.

Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.

Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.

Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.

Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.

Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;

Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;

Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 классы

         Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы". 1 - 4 класс.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волево...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Шахматы, 2-3 класс

Программа разработана в соответсвии с ФГОС и САНПИН....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Шахматы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Шахматы"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Шахматы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Шахматы"...

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Шахматы в школе» для 1-4 классов

 Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Шахматы в школе» для 1-4 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" для 3 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" для 3 класса...