Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Шахматы в школе» для 1-4 классов
рабочая программа

Кучерявых Наталья Михайловна

   Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Шахматы в школе» для 1-4 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большеугонская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области

Принята на заседании                                                                 Введена в действие

педагогического совета                                                              директор МБОУ            

 протокол №  от                                                                           «Большеугонская СОШ »

«     »  _____ 20__г.                                                                      _______/С.В.Мануйлова/

                                                                                                       приказ №___

                                                                                                       от  «___» _____20__ г.  

Рабочая программа

занятий внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления

«Шахматы в школе»

для 1-4 классов

Рассмотрена на заседании                                           Составила: Кучерявых Н.М.

методического объединения                                         «28» августа 2018 г.

протокол № 1 от  «30» августа 2018г.                                    

Руководитель МО_______(Н.М.Кучерявых)

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Шахматы в школе» для 1-4 классов  составлен на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
  2. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года N 26);
  3. Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15),
  4. Прудникова Е. А. Шахматы в школе. Рабочие программы. 1–4 годы обучения: учеб, пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017;  
  5. Федерального базисного учебного плана   и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004г. № 1312, с изменениями и дополнениями,
  6. Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области № 1-421 от 23.03.2007г., с изменениями и дополнениями;
  7. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Большеугонская СОШ» Льговского района Курской области.

      Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами детей и подростков (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16).

Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.

Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.

Общие задачи направлены на:

– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;

– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;

– выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

Образовательные задачи способствуют:

– приобретению знаний из истории развития шахмат;

– постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;

– овладению  приёмами  матования  одинокого  короля  различными  фигурами,

способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;

– освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

– знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;

– изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные задачи направлены на формирование:

– представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;

– первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.

Воспитательные задачи способствуют:

– приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;

– воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

– формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.

Данная программа обеспечена учебниками, рабочими тетрадями и методическими рекомендациями авторов Е. А. Прудниковой и Е. И. Волковой (учебник для первого года обучения написан в соавторстве с Э. Э. Уманской).

Программа разработана для учащихся 1–4 классов и рассчитана на изучение материала в течение 135 ч.: в 1 классе – в течение 33 часов, во 2–4 классах – в течение 34 часов.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

        

Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:

– формирование основ российской, гражданской идентичности;

– ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

– наличие чувства прекрасного;

– формирование основ шахматной культуры;

– понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

– уважительное отношение к иному мнению;

– приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

– воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

– умение управлять своими эмоциями;

– дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

– формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

– оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.

  1. Познавательные УУД:

– умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

деятельности в области шахматной игры;

– владение способом структурирования шахматных знаний;

– способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

– умение находить необходимую информацию;

– способность   совместно   с   учителем   ставить   и   формулировать   задачу,

самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

– умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

  1. Коммуникативные УУД:

– умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

– возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

  1. Регулятивные УУД:

           – умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

           – способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1–4 классы) должны:

– приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат их значении в жизни человека;

– владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

– приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.

  • результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать /применять:

– правила техники безопасности во время занятий;

– историю возникновения и развития шахматной игры;

– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;

– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;

– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист-спортсмен;

– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;

– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.

К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:

           – уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

          – знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;

– иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;

– ориентироваться на шахматной доске;

– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

– правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

– правильно расставлять фигуры перед игрой;

– различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

– рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

– знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

– знать «цену» каждой шахматной фигуры;

            – усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;

– владеть способом взятия на проходе;

– записывать шахматную партию;

– уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра.

К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:

– уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;

– защищать свои фигуры от нападения и угроз;

– решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы

  • партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней го

ризонтали, открытый и двойной шахи;

– ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;

– разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;

– реализовывать большое материальное преимущество.

К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны:

– владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;

– понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;

– знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;

– уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;

– принимать участие в шахматных соревнованиях.

К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны:

– владеть основными шахматными понятиями;

– владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;

– находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два–три хода;

– знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;

– уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;

– разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции;

– уметь реализовывать материальное преимущество;

– принимать участие в шахматных соревнованиях.

Содержание учебного курса

 

Теоретические основы и правила шахматной игры

История шахмат

Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

Практико-соревновательная деятельность

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.

Тематическое планирование (1–4 классы)

Содержание раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов

деятельности учащихся

1 класс (33 ч)

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные

Имеют представление об истории

линии

возникновения шахмат и

Сведения о возникновении

появления их на Руси.

шахмат и появлении их на

Руси, первое знакомство с

чемпионами мира по шахматам

и ведущими шахматистами мира.

Базовые понятия

Основные содержательные

Знают основные шахматные

шахматной игры

линии

термины: белое и чёрное поле,

Изучение основ шахматной

горизонталь, вертикаль,

игры: шахматная доска,

диагональ, центр, начальное

шахматные фигуры, начальная

положение, белые, чёрные, ход,

позиция фигур, шахматная

взятие, взятие на проходе,

нотация, ценность фигур,

длинная и короткая рокировка,

нападение, взятие, шахматная

шах, мат, пат, ничья. Правила

нотация, шах и защита от

хода и взятия каждой фигуры.

шаха, мат, пат, рокировка,

Умеют правильно располагать

взятие на проходе,

шахматную доску и расставлять

превращение пешки,

фигуры перед игрой, записывать

матование одинокого короля

шахматную позицию и партию,

различными фигурами, начало

рокировать, объявлять шах,

шахматной партии,

ставить мат, решать элементарные

материальное преимущество,

задачи на мат в один ход, играть

правила шахматного этикета,

каждой фигурой в отдельности и в

дебютные ошибки.

совокупности с другими

фигурами без нарушений правил

шахматного кодекса, разыгрывать

партию с партнёром.

Соблюдают правила поведения за

шахматной доской.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Соревнования

Основные содержательные

Умеют правильно располагать

линии

шахматную доску и расставлять

Участие детей в шахматном

фигуры на ней, играть партию от

турнире «Первенство класса».

начала до конца с записью,

пользоваться шахматными

часами.

2 класс (34 ч)

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные

Знают о вкладе чемпионов мира

 

линии

по шахматам в развитие

Сведения о каждом из 16

шахматной культуры.

чемпионов мира по шахматам,

их вкладе в развитие шахмат,

знакомство с ведущими

шахматистами мира.

Базовые понятия

Основные содержательные

Знают способы защиты в

шахматной игры

линии

шахматной партии, элементарные

Основы шахматной игры

шахматные комбинации, имеют

(повторение материала 1-го

представление о дебютных

года обучения: защита в

ловушках и о том, как в них не

шахматах, матование

попадаться.

одинокого короля различными

Умеют видеть нападение и

фигурами).

защищать свои фигуры от

Шахматная комбинация:

нападения партнёра, матовать

выигрыш материала.

одинокого короля двумя ладьями,

Основы дебюта: развитие

ферзём и ладьёй, королём и

фигур, дебютные ловушки,

ферзём, королём и ладьёй, могут

короткие партии.

находить элементарные

Основы эндшпиля: реализация

шахматные комбинации: двойной

большого материального

удар, связку, ловлю фигуры, мат

преимущества.

на последней горизонтали,

сквозной удар, открытый и

двойной шахи, знают, как

правильно выводить фигуры в

начале партии и выигрывать

партию с большим материальным

преимуществом.

Соблюдают правила поведения за

шахматной доской.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Конкурсы решения

Основные содержательные

Расставляют позицию для

позиций

линии

решения упражнений, решают

Конкурс решения позиций на

шахматные упражнения.

тактические приёмы «связка»,

Анализируют свои ответы и

«двойной удар», «нападение»,

ответы своих сверстников.

«защита», «сквозной удар»,

С помощью тестового задания

«ловля фигуры», «открытый

оценивают собственное

шах», «двойной шах», «мат по

выполнение.

последней горизонтали».

Соревнования

Основные содержательные

Умеют играть партию от начала

линии

до конца с записью и различным

Участие детей в шахматном

контролем времени.

турнире «Первенство класса».

Шахматный праздник

Основные содержательные

Осваивают правила игры.

линии

Активно участвуют в играх и

Участие в школьном

эстафетах.

шахматном празднике.

Общаются и взаимодействуют со

сверстниками.

Проявляют доброжелательность,

взаимопонимание, смелость,

волю, решительность, активность

и инициативу при решении

вариативных задач, возникающих

в процессе игр.

Регулируют эмоции в процессе

игровой деятельности, умеют

управлять ими.

Соблюдают правила техники

безопасности во время участия в

празднике.

3 класс (34 ч)

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные

Знают историю возникновения

линии

шахматных соревнований,

История возникновения

правила проведения

соревнований по шахматам,

соревнований, различные системы

системы проведения

проведения шахматных

шахматных соревнований.

соревнований.

Базовые понятия

Основные содержательные

Знают шахматные комбинации и

шахматной игры

линии

тактические приёмы

Шахматная комбинация:

«завлечение», «отвлечение»,

задачи на мат в два хода,

«уничтожение защиты», основы

тактические приёмы

разыгрывания дебюта: развитие

«завлечение», «отвлечение»,

фигуры, дебютные ловушки,

«уничтожение защиты»,

короткие партии.

«спёртый мат».

Умеют решать позиции на мат в

Основы разыгрывания дебюта,

два хода, находить тактические

атака на короля в дебюте.

приёмы «завлечение»,

Основы пешечного эндшпиля:

«отвлечение», «уничтожение

проведение пешки в ферзи,

защиты», «спёртый мат»,

правило квадрата,

атаковать рокировавшегося и

отталкивание плечом,

нерокировавшегося короля в

реализация лишней пешки.

дебюте, проводить пешку в ферзи.

 

Соблюдают правила поведения за

шахматной доской.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Конкурсы решения

Основные содержательные

Расставляют позицию для

позиций

линии

решения упражнений, решают

Конкурсы решения позиций на

шахматные упражнения.

дебютные ловушки, способы

Анализируют свои ответы и

атаки на короля, уничтожение

ответы своих сверстников.

защиты, тактические приёмы

С помощью тестового задания

«завлечение», «отвлечение»,

оценивают собственное

«спёртый мат».

выполнение.

Соревнования

Основные содержательные

Умеют играть партию от начала

линии

до конца с записью и различным

Участие детей в шахматном

контролем времени.

турнире «Первенство класса».

Шахматный праздник

Основные содержательные

Осваивают правила игры.

линии

Активно участвуют в играх и

Участие в школьном

эстафетах.

спортивно-шахматном

Общаются и взаимодействуют со

празднике.

сверстниками.

Проявляют доброжелательность,

взаимопонимание, смелость,

волю, решительность, активность

и инициативу при решении

вариативных задач, возникающих

в процессе игр.

Регулируют эмоции в процессе

игровой деятельности, умеют

управлять ими.

Соблюдают правила техники

безопасности во время участия в

празднике.

4 класс (34 ч)

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные

Знают о появлении шахмат на

линии

Руси, о том, как зарождалась

История появления шахмат на

шахматная культура в России.

Руси. Зарождение шахматной

культуры в России.

Базовые понятия

Основные содержательные

Знают тактические приёмы

шахматной игры

линии

«мельница», «перекрытие»,

Тактические приёмы

«рентген», основы теории

«мельница», «перекрытие»,

Итальянской партии, Защиты двух

«рентген».

коней, Русской партии, способы

Основы дебюта: открытые,

разрушения прикрытия короля

полуоткрытые и закрытые

при равносторонней и

дебюты, слабые пункты f2/f7,

разносторонней рокировках.

перевес в развитии фигур,

Умеют находить тактические

выбор хода и оценка позиции,

приёмы «мельница»,

перевес в пространстве.

«перекрытие», «рентген»,

Основы эндшпиля: простейшие

разыгрывать открытые дебюты по

ладейные и легкофигурные

теории, использовать перевес в

окончания.

развитии в дебюте, атаковать

короля при равносторонней и

разносторонней рокировках,

разыгрывать простейшие

ладейные эндшпили: ладья с

пешкой против ладьи (позиции

Филидора и Лусены), простейшие

легкофигурные окончания.

Соблюдают правила поведения за

шахматной доской.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Конкурсы решения

Основные содержательные

Расставляют позицию для

позиций

линии

решения упражнений, решают

Конкурсы решения позиций на

шахматные упражнения.

все пройденные тактические

Анализируют свои ответы и

приёмы и шахматные

ответы своих сверстников.

комбинации.

С помощью тестового задания

оценивают собственное

выполнение.

Соревнования

Основные содержательные

Умеют играть партию от начала

линии

до конца с записью партии и

Участие детей в шахматном

различным контролем времени.

турнире «Первенство класса».

Шахматный праздник

Основные содержательные

Осваивают правила игры.

линии

Активно участвуют в играх и

Участие в школьном

эстафетах.

спортивно-шахматном

Общаются и взаимодействуют со

празднике.

сверстниками.

Проявляют доброжелательность,

взаимопонимание, смелость,

волю, решительность, активность

и инициативу при решении

вариативных задач, возникающих

в процессе игр.

Регулируют эмоции в процессе

игровой деятельности, умеют

управлять ими.

Соблюдают правила техники

безопасности во время участия в

празднике.

Календарно-тематическое планирование

1 КЛАСС

№ урока

Тема урока

Содержание урока

Кол-во часов

Сроки проведения

Примечания

1

Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат.

Знакомство детей с правилами техники безопасности на занятиях по шахматам. Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рассказ об истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом

1

2

Шахматная доска

Знакомство детей с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположением шахматной доски в начале партии

1

3

Горизонталь

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь».

1

4

Вертикаль

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль»

1

5

Диагональ

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «диагональ»

1

6

Шахматная нотация

Обозначение вертикалей, горизонталей, полей,

1

шахматных фигур

7

Шахматные фигуры

Расстановка шахматных фигур в начальной позиции

1

и начальная позиция

8

Ладья

Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её местом в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и

1

взятие; раскрытие понятий «ход фигуры»,  «невозможный ход».

9

Слон

Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции, объяснение способов передвижения слона по

1

доске: ход и взятие; введение и раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный» слон

 10

Ферзь

Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие

1

11

Конь

Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие

1

12

Пешка

Правила хода и взятия пешкой

1

 13

Превращение пешки

Правила превращение пешки

1

14

Король

Правила хода и взятия королём

1

 15

Ценность фигур

Сравнительная сила фигур

1

 16

Нападение

Атакующие возможности фигур

1

17

Взятие. Взятие на проходе

Особое взятие пешкой: взятие на проходе

1

18

Шах и защита от шаха

Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха

1

19

Мат

Постановка мата всеми фигурами

1

20

Пат – ничья

Варианты ничьей

1

 21

Рокировка

Правила рокировки, длинная и короткая рокировки

1

22

Основные принципы игры в начале партии

Общие принципы игры в начале шахматной партии

1

 23

Мат двумя ладьями одинокому королю

Техника матования одинокого короля двумя ладьями

1

24

Мат ферзём и ладьёй одинокому королю

Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй

1

25

Мат ферзём и ладьёй одинокому королю

Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй

1

26

Материальное преимущество

Определение материального преимущества, реализация материального преимущества

1

 27

Нарушение основных принципов игры в начале партии

Ошибочные ходы в начале партии и их последствия

1

28

Партии-миниатюры

Анализ коротких партий

1

29

Запись шахматной партии

Способ ведения записи партии во время соревнований

1

 30

Шахматный  этикет

Правила поведения шахматиста во время партии

1

31–33

Шахматный турнир

Участие в шахматном турнире

3

Календарно-тематическое планирование

2класс

Тема урока

Содержание урока

Кол-во занятий

Дата проведения

Примечания

1.

Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира.

Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Из истории шахмат: знакомство с именами шахматистов – чемпионов мира, ведущих шахматистов

1

2.

Шахматные фигуры (повторение).

Повторение материала первого года обучения

1

3.

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение).

Повторение материала первого года обучения

1

4.

Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю королем  и ладьей.

Повторение материала первого года обучения

1

5.

Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры.

Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и

такими действиями против угроз партнёра, как уход из - под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры

1

6.

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение.

Знакомство с двумя другими видами защиты в шахматной партии – перекрытием, контрнападением

1

7.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 5, 6

1

8.

Тактический прием «двойной удар».

Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар»,

способами нанесения двойного удара различными фигурами

1

9.

Тактический прием «связка».

Знакомство с тактическим приёмом «связка», понятиями «полная» и «неполная» связка, «давление» на связку

1

10.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 8, 9

1

11.

Тактический прием «ловля фигуры».

Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля фигуры» и способами его применения

1

12.

Тактический прием «сквозной удар».

Знакомство с новым тактическим приёмом «сквозной удар» и способами его применения

1

13.

Мат на последней горизонтали.

Слабость последней горизонтали, «форточка»

1

14.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 11–13

1

15.

Тактический прием «открытый шах».

Знакомство с новым тактическим приёмом «открытый шах» и способами его практического применения

1

16.

Тактический прием «двойной шах»

Знакомство с новым тактическим приёмом «двойной шах» и способами его практического применения

1

17.

Шахматный турнир.

Игровая практика

1

18.

Шахматный турнир.

Игровая практика

1

19.

Шахматный турнир.

Игровая практика

1

20.

Шахматный турнир.

Игровая практика

1

21.

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки.

Раскрытие основных принципов игры в дебюте, знакомство с понятиями «дебют», «детский мат», «мат Легаля»

1

22.

Основы игры в дебюте: атака на короля.

Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра

1

23.

 Основы игры в дебюте: атака на короля

Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра

1

24.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации преимущества, как игра на мат, размен одноимённых фигур для увеличения материального перевеса

1

25.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации преимущества, как игра на мат, размен одноимённых фигур для увеличения материального перевеса

1

26.

Основы анализа шахматной партии.

Просмотр и анализ коротких

шахматных партий

1

27.

Основы анализа шахматной партии.

Просмотр и анализ коротких шахматных партий

1

28.

Основы анализа шахматной партии.

Просмотр и анализ коротких шахматных партий

1

29.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 21–25

1

30.

Шахматный турнир.

Игровая практика

1

31.

Шахматный турнир.

Игровая практика

1

32.

Шахматный турнир.

Игровая практика

1

33.

Шахматный турнир.

Игровая практика

1

34.

Шахматный праздник.

Решение заданий, игровая практика

1

        

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 классы

         Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Шахматы. 2 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Шахматы. 2 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы". 1 - 4 класс.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волево...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Шахматы, 2-3 класс

Программа разработана в соответсвии с ФГОС и САНПИН....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы - школе"

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматы-школе»  разработана на основе ФГОС начального общего образования  с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  "Шахматы в школе" 1-4 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы в школе" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы в школе" 2 класс...