Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы в школе" 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы в школе" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №34»
Г.о. Подольск
УТВЕРЖДАЮ
Директор И.Г. Горкавая
Приказ № ______ от « » ___________ 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спортивного направления
по внеурочной деятельности кружка
«Шахматы в школе»
2 класс
(базовый уровень)
(34 часа, 1 час в неделю)
Составил: учитель начальных классов Пронина Любовь Владимировна |
2023-2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Шахматы в школе» составлена на основе авторской программы «Шахматы - школе» под редакцией И. Г. Сухина, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы И. Г. Сухиным). Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Программа курса «Шахматы в школе»» для начальной школы составлена из расчета 1 учебный час в неделю (34 учебных часа за 2 класс).
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Одним из результатов обучения шахматам является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные результаты
У ученика сформируется:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию,
- мотивация к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- возможность определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Ученик получит возможность для формирования:
- возможности продвижения каждого ребенка своим темпом;
- понимания взаимосвязи новых знаний с предметами и явлениями окружающего мира;
- умения осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- собственного опыта творческой деятельности.
- устойчивого интереса к занятиям шахматами,
- появление умений выстраивать внутренний план действий,
- пространственное воображение,
- целеустремленности, настойчивости в достижении цели,
- самостоятельности выбора решения и ответственности за них.
Метапредметные результаты
Ученик научится:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
- проговаривать последовательность действий.
- учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
Ученик получит возможность научиться:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды (средством формирования этих действий служит учебный материал и задания);
- уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре
Предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Ученик получит возможность научиться:
- рокировать;
- объявлять шах, мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
- освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
К концу второго года обучения дети должны знать:
- шахматные правила FIDE;
- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- ценность шахматных фигур.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
- правильно вести себя за доской;
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный курс включает пять тем: “Краткая история шахмат”, “Шахматная нотация”, “Ценность шахматных фигур”, “Техника матования одинокого короля”, “Достижение мата без жертвы материала”.
I. Краткая история шахмат.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.
II. Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.
III. Ценность шахматных фигур.
Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).
IV. Техника матования одинокого короля.
Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
V. Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата | |
2 «б» | |||
План | Факт | ||
Краткая история шахмат (6 часов) | |||
1 | Рождение шахмат. | ||
2 | Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур. | ||
3 | Обозначение вертикалей. П/и: “Назови вертикаль”. | ||
4 | Обозначение горизонталей. П/и: “Назови горизонталь”. | ||
5 | От чатуранги к шатранджу. | ||
6 | Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей. П/и: “Назови диагональ”. | ||
Шахматная нотация (8 часов) | |||
7 | Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей. П/и: “Диагональ”. | ||
8 | Наименование полей. П/и: “Какого цвета поле?”. | ||
9 | Наименование полей, шахматных фигур. П/и: “Кто быстрее”. | ||
10 | Шахматы проникают в Европу. | ||
11 | Наименование полей, шахматных фигур. П/и: “Вижу цель”. | ||
12 | Ценность шахматных фигур. | ||
13 | Ценность шахматных фигур. П/и: “Кто сильнее?”. | ||
14 | Чемпионы мира по шахматам. | ||
Ценность шахматных фигур (10 часов) | |||
15 | Сравнительная сила фигур. | ||
16 | Сравнительная сила фигур. П/и: “Обе армии равны”. | ||
17 | Абсолютная и относительная сила фигур. | ||
18 | Сравнительная сила фигур. П/и: “Выигрыш материала”. | ||
19 | Выдающиеся шахматисты нашего времени. | ||
20 | Достижение материального перевеса. | ||
21 | Нападение и защита. | ||
22 | Способы защиты. | ||
23 | П/и: “Защита”. | ||
24 | Шахматные правила FIDE. | ||
Техника матования одинокого короля (6 часов) | |||
25 | Мат различными фигурами. | ||
26 | Ферзь и ладья против короля. | ||
27 | Две ладьи против короля. | ||
28 | Король и ферзь против короля. | ||
29 | Этика шахматной борьбы. | ||
30 | Король и ладья против короля. | ||
Достижение мата без жертвы материала ( 4 часа) | |||
31 | Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры). | ||
32 | Миттельшпиле (середина игры). | ||
33 | Эндшпиле (конец игры). | ||
34 | Защита от мата. |
Согласовано
Протокол заседания МО учителей начальных классов
от «___» __________________ 2023 г. № __________
Согласовано
Заместитель директора по УВР __________________
от «___» __________________ 2023г. № __________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/16/picture-42197.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/16/picture-42197.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"
Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Шахматы"
Общеинтеллектуальное направление курса "Шахматы" по внеурочной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-433850-1396984183.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс
Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/20/picture-349585-1416514948.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...