Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Краеведение"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Программа внеурочной деятельности «Краеведение» для детей 7-11 лет разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа направлена на достижение личностных и метапредметных планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Программа учитывает  возрастные и психофизиологические особенности младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №

к основной образовательной программе

начального общего образования

МКОУ «Среднеапоченская СОШ»

(утверждена приказом директора №__от_______2021__г.)

Рабочая программа внеурочной деятельности

по курсу

«Краеведение»

1-4 классы

Учитель: Мальцева Лариса Игнатьевна

Пояснительная записка

  Программа внеурочной деятельности «Краеведение» для детей 7-11 лет разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа направлена на достижение личностных и метапредметных планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Программа учитывает  возрастные и психофизиологические особенности младшего школьника.

   Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирования гражданской идентичности.  Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим, связывающим звеном между учебной и воспитательной  деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

  Важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой: родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной , культурной, природной среды родного края.

  Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и свое место в природе, среди других людей, среди других народов, а это не возможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей малой Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны. Поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

  Цель программы: формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков.

  Задачи программы

  1. Формирование представлений о краеведении,
  2. Приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях народа, населяющего его;
  3. Пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям родного края;
  4. Формирование уважительного, бережного отношения к  историческому наследию своего края, его истории , культуре, природе;
  5. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
  6. Расширение кругозора младших школьников.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • научность: соблюдение изложения материала в соответствии  развития современных научных знаний;
  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного  к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной литературы, ИКТ;
  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  • системность и последовательность занятий;
  • принцип уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и креативности, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

  Внеурочные занятия проводятся еженедельно. Формы работы весьма разнообразны:

-викторины,

-кроссворды,

- творческие задания,

- тесты,

- экскурсии,

- праздники,

- походы,

- презентации,

- коллективные и индивидуальные проекты и т.д.

  В программах для каждого класса обучения прослеживаются принципы:

  • концентричного изложения материала;
  • преемственности: происходит повторение тех основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более углубленное изучение с выполнением творческих  заданий на более высоком уровне.
  • Теоретические сведения связаны с практической деятельностью.

Программа адаптирована к местным условиям, модифицирована за счет введения местного краеведческого материала.

  Содержание данного курса направлено на формирование ценностно-мировоззренческой, социальной, коммуникативных, познавательных, рефлексивных умений младших школьников.

  Занятия призваны дать достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом родного края и его настоящем.

  Экскурсионная практика предполагает проведение очных и заочных экскурсий, в ходе которых учащиеся выполняют задания, а по результатам их выполнения представляют творческий отчет. В ходе экскурсионной практики учащиеся развивают наблюдательность, такие исследовательские умения, как  умение наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, уметь делать выводы.

    Практика творческой деятельности основана на использовании занятий в форме ролевой игры, выполнении проектов творческого характера.

  Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приемы организации внеурочной деятельности младших школьников нацелены  на выработку у учащихся навыков работы с различными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами,  средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.

  Все это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям, способствует обогащению внутреннего мира ребенка, позволяет детям с пользой провести свое свободное время.

  Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с окружением ( дом, улицы, природа).

  Среда обитания человека  неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим  микромиром.

  Содержание программы содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с малой Родиной.

  Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: дети 7 – 11 лет в течение четырех лет обучения.

  На изучение курса выделено 135 часов на четыре года обучения, каждый из которых предполагает организацию определенного направления историко-краеведческой работы и преемственность обучения.

  Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35-45 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, слетов несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов.

  При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома.

    Дети рассказывают об этом всему классу, больше открывают друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

  Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими объектами социализации _ партнерами школы: Курским областным краеведческим музеем, археологическим музеем, Музеем юных защитников Родины, музеями города Курска и Курской области, детскими библиотеками и т.д.

   Программа внеурочной деятельности младших школьников туристко- краеведческого направления «Краеведение» представлена в виде блоков, каждый из которых предусматривает реализацию целей, задач, ключевых вопросов представляемой программы.

   

 

Содержание программы

1 класс

Введение в краеведения

Родина. Малая родина. Земляки.

Раздел 1. Мир вокруг меня.

Моя семья. Род. Мое имя. Генеалогическое дерево. Мой дом. Моя улица. Моя школа. Мой учитель. Моё любимое село. Земляки. Праздники родного края.

Раздел 2. «Край родной, навек любимый».

  Как жили наши предки. Город Курск – город-крепость. Курский край. Оружие дружинников. Дома предков. Быт курян в древности. Женский и мужской курский костюм. Государственные символы Курска: герб, флаг, гимн. Символы города Курска ( соловей, антоновка, КМА, черноземы, заповедник). Курск – город – памятник.  Наш земляк – Аркадий Гайдар.

  Раздел 3. Героические страницы истории Курска

  Курск в годы Великой Отечественной войны. Патриот. Дети войны. Пионеры –герой. Музей «Юные защитники родины». День Победы. Курск – город «Воинской славы».  Стелла «Город воинской славы».

   Раздел 4. Курск – город будущего.

Твой дом. Твоя улица. Твоя школа. Твои земляки. Транспорт. Парки.

                                                                         2 класс.

Введение в краеведение.

Родина. Малая родина. Земляки.

Раздел 1. Мир вокруг меня.

 Моя семья. Род . Родственники. Герб семьи. Семейная реликвия. Моя школа. Мой класс . Добрые дела класса. Славные традиции школы.  Мои друзья одноклассники. Моё любимое село. Моя улица. Дома в родном селе. Стихотворения о родном городе.    

Раздел 2. «Край родной, навек любимый».

День рождения города. Происхождение названия города. Город Курск – город-крепость.  Куряне-защитники. Жилища курян: изба (устройство) Одежда курян (части костюма).  Курск- город- памятник. Достопримечательности округов города. Курский знаменский монастырь.

  Курск- столица Курской области. Государственные символы Курской области (флаг, герб). Символы Курского края ( курская антоновка, суджанские глиняные игрушки). Наши земляки – скульптор В. Клыков, композитор Г. Свиридов,  народный мастер  Ю. Спесивцев. Музей «Рушники соловьиного края». Памятники природы «Знаменская роща». Памятники на улицах Курска (белый гусь, памятник влюбленным, веселый сапожок, символы олимпиада в Сочи).

 Раздел 3. Героические страницы истории Курска.

   Курск в годы Великой Отечественной войны. Патриотизм. 8 февраля – день освобождения города Курска. Пионеры –герои (Коля Букин). Суворовцы в Курске.  Курск – город «Воинской славы». Мемориальный комплекс «Памяти  павших в Великой Отечественной войне». Вечный огонь. День Победы в Курске.

Раздел 4. Курск – город будущего.

 Твои земляки – представители разных народов, культур и религий. Обычаи и традиции курян. Курск через 100 лет.  Профессии курян, одежда, транспорт, жилища.

3 класс

Введение в краеведение.

С чего начинается Родина.

Раздел 1. Мир вокруг меня.

Я и моя школа, мой дом. Моя улица. Город Курск на карте. Окрестности города Курска. Памятник природы Курской области. Песни о родном городе.

  Раздел 2. «Край родной навек любимый»

Древний Курск. Быт и питание курян. Курск – город- памятник.. Достопримечательности округов города. Коренная пустынь.

  Нетрадиционные символы города Курска. Фотоколлаж «Достопримечательности родного края». Новостройки.

    Раздел 3. Героические страницы истории Курска.

   Курск в годы Великой Отечественной войны. Антифашист. 8 февраля – день освобождения города Курска. Пионеры –герои (Стасик Меркулов). Суворовцы в Курске.  Курск – город «Воинской славы». Мемориальный комплекс «Памяти  павших в Великой Отечественной войне». Вечный огонь. День Победы в Курске. Возрожденный Курск. Курск и подводный флот.

Раздел 4. Курск – город будущего.

  Музеи и театры города Курска. Обычаи и традиции курян.  Современные жители славного города. Курск через 100 лет.  Профессии курян, одежда, транспорт, жилища.

 

4 класс

Введение в краеведение

Город Курск на карте Европы, России, Курской области.

Раздел 1. Мир вокруг меня.

Я и моя школа. Школьный музей. Школы Курска. Художественная литература о  родном городе.

Раздел 2. Край родной, навек любимый.

Древний Курск. Археологический музей –хранитель древней истории курян. Праздники в старину. Быт и питание курян.

  Реки Курска и их обитатели. Курск – город-памятник. Достопримечательности окрестностей города (усадьбы и урочища).

  Курск 19 -20 века. Фотолетопись истории города

  Курские пионеры 20 века. Курский дворец пионеров и школьников.

   Учреждения культуры города Курска.

Раздел 3. Героические страницы истории города Курска.

  Курск в годы Великой Отечественной войны. Антифашист. 8 февраля – день освобождения Курска. Пионеры-герои. Курск – город «Воинской славы». Мемориальный комплекс «Северный и южный фас Курской дуги». Вечный огонь. День Победы в Курске. Возрожденный Курск. Железнодорожный вокзал Курска – памятник Великой Отечественной войны. Курск и флот. Куряне в Афганской войне.

Раздел 4. Курск – город будущего.

  Музей и театры города Курска. Обычаи и традиции курян. Современные жители славного города. Курск через 100 лет. Профессии курян, одежда, транспорт, жилища, традиции.

Тематический план

1 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Я и моё имя

1

2

Я и моя школа

1

3

Я и моя семья

2

4

Я и мой дом

1

5

Я и мой любимый город

2

6

Город Курск – город крепость

2

7

Как жили наши предки

2

8

Мой любимый город Курск

2

9

Государственные символы Курска

2

10

Символы города Курска

6

11

Курск – город памятник

2

12

«Край родной, навек любимый»

1

13

Курск в годы Великой Отечественной войны.

3

14

Дети войны

1

15

День Победы

2

16

Курск- город  «Воинской славы»

1

17

Курск- город будущего

2

2 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Я и моя семья

2

2

Я и моя школа

2

3

Я и мой дом. Моя улица.

1

4

Я и мой любимый город

2

5

Город Курск – город крепость

2

6

Как жили наши предки

2

7

Мой любимый город Курск

2

8

Государственные символы Курской области

2

9

Нетрадиционные символы города Курска

6

10

Памятники природы города Курска

1

11

Курск – город памятник

2

12

Курск в годы Великой отечественной войны

3

13

День Победы

3

14

Курск в годы Великой отечественной войны

1

15

Жители славного города

1

16

Урок обобщения знаний.

1

17

Курск- город будущего

1

3 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

С чего начинается Родина

1

2

Я и моя школа, мой дом. Моя улица.

2

3

Город Курск на карте Курской области

1

4

Окрестности города Курска

2

5

Памятники природы  Курской области

1

6

Древний Курск

2

7

Как жили наши предки

3

8

Нетрадиционные символы города Курска

5

9

Курск – город памятник

1

10

Город растет и строится

1

11

Курск в годы Великой отечественной войны

2

12

Куряне – юные защитники Родины

2

13

Возрожденный Курск

1

14

Вечный огонь Памяти

1

15

Курск – город «Воинской славы»

1

16

Курск и подводный флот

1

17

Музей и театры города Курска

3

18

Жители славного города

2

19

Урок обобщения знаний

1

20

Курск –город будущего

1

4 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Город Курск на карте Европы, России, Курской области.

1

2

Моя школа. Школы Курска

2

3

Окрестности города Курска

1

4

Древний Курск.

2

5

Реки Курска и их обитатели

2

6

Как жили наши предки.

3

7

Курск 19-20 века

2

8

Курские пионеры 20 века.

1

9

Город растет и строится.

1

10

Курск в годы Великой Отечественной войны

3

11

Возрожденный Курск.

1

12

Вечный огонь Памяти.

1

13

Курск – город «Воинской славы».

1

14

Гербы города Курска и городов Курской области.

2

15

Нетрадиционные символы города Курска.

5

16

 Учреждения культуры города Курска.

2

17

Жители славного города.

2

18

Урок обобщения знаний.

1

19

 Курск – город будущего.

1

                 

Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности.

        Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)- 1 класс

       Элементарные социальные знания школьники получают уже тогда, когда только начинают осваивать краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о гражданине России. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

     Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества)-2, 3 класс.

   Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется и благодаря активизации межличностных отношений  школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляется возможностьпроявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяюшим её народам, героическим страницам  её прошлого.

    Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) -4 класс.

      Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность.

      В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий, позволяюших достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

      При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
  • Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
  • Ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов и требованиям конкретной задачи;
  • Ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
  • Эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
  • Основы экологической культуры; принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
  • Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края;

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД ( регулятивные, познавательные, коммуникативные)

  Регулятивные универсальные учебные действия

        Обучающиеся научатся:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требования данной задачи;
  • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов:
  • Различать способ и результат действия;

Выпускник получит возможность научиться:

  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • Проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
  • Оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение;

Познавательные универсальные учебные действия

     Обучающийся научится:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
  • Осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
  • Выражать речь в устной и письменной форме;
  • Проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться;

  • Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернета;
  •  Записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
  • Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и выполняя недостающие компоненты;
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • Допускать возможность существования у людей различных точек и ориентироваться на позицию партнёра  в  общении и взаимодействия с ними;
  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных ситуаций в сотрудничестве;
  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • Задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
  •  Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
  • Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями пионеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • Содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • Точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;

Система оценивания результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

     1 уровень (1 класс)

  • Оценка достижений обучающихся(портфолио) происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый «портфель достижений» обучающихся входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы;
  • Создание исследовательских мини- проектов;

2 уровень (2-3классы)

  • Оценки достижений обучающихся;
  • Создание и защита собственных проектов;
  • Создание и защита презентаций- представлений по изученной теме;

3 уровень

  • Участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, городского, всероссийского уровня;
  • Представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов;
  • Составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;
  • Создание и защита собственных проектов;
  • Создание презентаций- представлений по изученной теме;
  • Организация и проведение конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
  • Участие в конференциях и конкурсах городского, регионального, всероссийского уровня;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...

Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Рабочая программа  по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» составлена на основе авторской программы факультатива Л.Н. Михеева «Праздники, традиции и ремёсл...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального образования....