Адаптация первоклассника
статья

Володькина Лариса Викторовна

Статья для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Адаптация первоклассника19.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Адаптация первоклассника»

Первый учебный год является новым этапом в жизни ребёнка. Сменяется коллектив, привычная обстановка, обязанности, к которым нужно адаптироваться. В первый год школы ребёнку требуется максимальное участие родителей, их помощь в адаптации и конечно же поддержка. Поэтому можно сказать, что этот период сложен как для родителей, так и для ребёнка.

Адаптация в школе – это процесс привыкание к новым условиям в школе, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Составляющими данного процесса являются физиологическая адаптация и психологическая адаптация.

Психологическая готовность ребёнка заключается в том, что первоклассник с радостью ходит в школу, не сопротивляется, с радостью делится с родителями школьными событиям, спокойно выполняет домашнее задание. Но зачастую бывают случаи, когда у ребёнка противоположное отношение к школе. В этой ситуации родителям надо оказать поддержку ребёнку, чаще хвалить его, радоваться за его малейшие достижения. Родителям необходимо меньше критиковать первоклассника, чтобы он не замыкался в себе, и его самооценка не понижалась. Если он с чем-то не справляется, то нужно показать ребёнку, что ошибки – это нормально, ведь именно благодаря ошибкам можно понять как делать правильно. Основа психологической адаптации – благоприятная, доброжелательная и спокойная атмосфера в семье.

Физиологическая адаптация заключается в восприятии стресса, которому подвергнулся организм ребёнка в связи с новой обстановкой. Для того, чтобы предотвратить негативные последствия необходимо сформировать режим дня ребёнка. Режим дня поможет правильно чередовать различные виды деятельности, нормализует питание и сон. Во время выполнения домашнего задания первокласснику нужно делать перерывы в виде физкультминутки.

Особенности адаптации первоклассника:

-повышенная капризность;

-раздражительность;

-склонность к быстрой утомляемости.

Всё это связано с приобретением новой социальной роли – ученик, а также с новыми обязанностями. Вместо размеренного дня в детском садике ребёнок должен сидеть за партой 45 минут, концентрировать своё внимание. Основной трудностью для первоклассника является новый коллектив и нового наставника в виде учителя. В связи с этим период адаптации первоклассников может длиться от двух недель до нескольких месяцев, в некоторых случаях дольше. Всё зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, а также от следующих факторов:

-специфика школы;

-характер ребёнка;

-психологическая обстановка в семье и в классе;

-профессионализм педагога.

Конечно же основным фактором адаптации является атмосфера в семье. Чем спокойнее и дружелюбнее обстановка, тем быстрее ребёнок адаптируется к новым обстоятельствам.

Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечить соблюдение таких условий:

-организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями;

-создание комфортных условий для общения;

-проведение оздоровительно-профилактической работы;

-организация щадящего режима школьных занятий с постепенным переходом к обычному распорядку;

-соблюдение санитарно-гигиенических требований;

-организация активного досуга во внеурочное время;

-формирование положительного отношения семьи к новой роли ученика;

-проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.

Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий играет профессиональный уровень педагогов.

В большинстве случаев адаптация первоклассников проходит успешно, поэтому ребёнок не испытывает дискомфорта при нахождении в школе. Но иногда возникают обстоятельства, когда возникают определённые трудности адаптации. Например, хроническая неуспеваемость, задержка логического и образного мышления, уход от деятельности, проявление лени.

Процесс адаптация достаточно сложный и требует контроля. Разрабатываются определённые программы адаптации первоклассников, который включает различные мероприятия, среди которых:

-диагностика;

-адаптационные занятия с детьми;

-работа с родителями.

Диагностика направлена на выявление трудностей, с которыми первоклассник столкнулся в школе. Диагностика может быть проведена при помощи следующих методик:

-Анкетирование родителей.

-Тесты на изучение уровня умственного развития первоклассников.

-Методика Т.А. Нежновой «Беседы о школе».

-Методика «Определение мотивов учения».

-Методика «Составление рассказа по картинке».

-Рисуночная методика «Что мне нравится в школе».

-Тест Тулуз-Пьерона.

-Методика определения готовности к обучению в школе Н.И. Гуткиной «Домики».

-Методика «Градусник».

-Методика «Краски».

-Методика «Солнце, тучка, дождик».

После определения проблем адаптации проводятся коллективные или индивидуальных занятия, которые направлены на преодоление проблем. Мероприятия подразделяются на две группы:

-общеклассные (для знакомства друг с другом, правилами поведения в школе и т.д.);

-групповые, индивидуальные (проводятся для детей, у которых определенные проблемы в адаптации).

Одним из основных элементов адаптации является работа с родителями, которая направлена на повышение педагогической образованности. С этой целью проводятся родительские собрания, в частных случаях проводятся индивидуальные консультации.

Эффективность адаптации приводит к ускорению процесса обучения, к овладению новой социальной ролью, а также к снижению уровня стресса первоклассника при столкновении с новыми обстоятельствами. В данной ситуации необходима поддержка родителей для гармоничного развития личности ребёнка и его адаптации.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...