Рекомендации по организации методической работы с педагогами
методическая разработка

Каликина Елена Александровна

для методистов и педагогов дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Рекомендации по организации методической работы с педагогами

                 (автор – Каликина Е.А.)

 

Цели, задачи, функции и направления деятельности

методической работы дополнительного общеобразовательного учреждения

 

         Цель методической работы – повышение профессионального уровня педагогов, формирование педагогического мастерства, творчества для обеспечения качества образования.

           Основные функции методической работы:

восстановительная (воспроизведение тех знаний, которые могли быть утрачены по каким-либо причинам);

- компенсаторная (преодоление пробелов в профессиональной подготовке учителей);

- коррекционная (внесение коррективов в практические умения и навыки учителей);

- адаптационная (приспособление к меняющимся социальным условиям, запросам общества);

- развивающая (осуществление качественного, творческого роста педагогов);

- опережающая (профессиональная подготовка педагогов с учетом прогнозов развития системы образования).

Содержанием методической работы являются:

              - совершенствование образовательного процесса (контроль, диагностика, анализ, коррекция результатов учебно-воспитательной работы);

              - повышение профессиональной подготовки педагогов на основе использования современных образовательных и информационных технологий;

              - разработка учебно-методической документации;

              - организационно-методическое обеспечение научно-исследовательской работы, инновационных процессов;

              - технологическое обеспечение образовательного процесса;

              - организация работы педагогов по самообразованию;

              - выявление, обобщение и распространение эффективного опыта работы педагогов;

              - проведение профессиональных смотров, конкурсов;

              - аттестация педагогических работников.

 

Основные направления деятельности

 

Организационно-

методическая деятельность

Учебно-методическая

работа

Научно-методическая

работа

Инновационно-

методическая работа

- Организация системы МР

- планирование работы на диагностической основе;

- методическое обеспечение индивидуальной и коллективной педагогической деятельности;

- определение путей решения педагогических проблем и затруднений;

- организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических работников;

- работа по изучению, обобщению и распространению ППО;

- работа МС;

- контроль за МР;

- разработка  локальных нормативных документов;

- стимулирование труда педагогов.

 

- оперативное реагирование

 на запросы педагогов;

- написание методических рекомендаций, памяток и т.д.;

- отслеживание результатов образовательного процесса;

- методическое сопровождение  работы по самообразованию;

 - мониторинг профессиональной

успешности педагогов.

 

- непрерывное изучение

достижений педагогической науки;

- усвоение научных методов диагностики

Образовательного процесса и формирование у учителей умения

анализировать свою педагогическую деятельность;

-совершенствование видов и форм  диагностики и контроля уровня развития педагогического коллектива;

- методическое сопровождение хода  экспериментальной

 и инновационной деятельности в рамках учреждения

образования;

- публикации в периодической

печати;

- сотрудничество с учреждениями высшего образования;

- организация работы научного общества  учащихся;

- и др.

- внедрение в практику

прогрессивных управленческих и образовательных

технологий;

- разработка и защита

педагогических проектов;

- разработка инновационных  карт, инновационного

педагогического поля учебного заведения, создание

банка педагогических

инноваций.

 

 

Подходы к организации методической работы

Ø проблемно-диагностический;

Ø личностно-ориентированный;

Ø планирование работы по вертикали, снизу вверх (встречное планирование);

Ø стимулирование педагогов в процессе и по результатам деятельности;

Ø использование преимуществ микрогрупповой работы;

Ø переход от коллективных форм работы к самообразованию;

Ø реализация принципа педагогической поддержки;

Ø отказ от решения глобальных педагогических и отвлеченных проблем в пользу реальных педагогических затруднений;

Ø делегирование педагогическому самоуправлению наибольших полномочий в интересах повышения качества деятельности;

Ø индивидуализация управленческих действий;

Ø рефлексивность;

Ø многообразие форм подведения итогов.

 

Составляющие системы методической работы:

Ø анализ состояния и развития педагогических работников по результатам материалов диагностики и мониторинговых исследований;

Ø прогнозирование профессионального роста  педагогов, определение  целей и задач обучения и развития профессионального мастерства;

Ø выбор методической темы (на основании анализа деятельности за прошедший год и проведенной диагностической работы) и определение направлений деятельности учебного заведения по ее реализации;

Ø определение структуры методической работы, исходя из статуса учебного заведения и специфики его деятельности;

Ø определение содержания деятельности (планирование методической работы);

Ø распределение функций управления методической работой;

Ø реализация запланированного;

Ø осуществление контроля за деятельностью методических структур;

Ø стимулирование работы методических формирований и индивидуальной методической деятельности педагогов.  

  

Формы и виды методической деятельности

 

Коллективные

Групповые

Индивидуальные

Тематические педсоветы

Научно-практические конференции

Научно-теоретические конференции

Проблемные семинары

Педагогические студии Педагогические мастерские

Мастер-классы

Психолого-педагогические семинары

Лектории

Педагогические чтения

Презентации

Творческие отчеты

Смотры-конкурсы

Педагогические выставки

Аттестация

Панорама открытых уроков

Методические декады

Педагогические мосты

Дни открытых дверей

Конкурсы профессионального мастерства

И др.

Предметные МО.

МО классных руководителей

МО педагогов-воспитателей

МО педагогов социальных

Кафедры

Школа передового пед.опыта

Школа совершенствования педагогического мастерства.

Школа молодого учителя

Творческие группы

Творческие лаборатории

Экспертный совет

Проектные команды

Мастер-классы

Лаборатории

Наставничество

Групповые консультации

Педагогические консилиумы

Диспуты

Дебаты

Деловые игры

Ролевые игры

Методические совещания

И др.

 

 

Наставничество

Индивидуальные консультации

Самообразование

Беседы

Анализ педагогических  ситуаций

Индивидуальные открытые

занятия

Персональные творческие выставки

Индивидуальные творческие отчеты

Разработка авторской программы, проекта, модуля

Защита авторской дидактической системы или авторской

методики

 

 

Качественные показатели эффективности методической работы.

- уровень адаптации новых специалистов в школе;

- профессиональная компетентность молодых специалистов и рост их методической подготовки в частности;

- осознанная готовность учителей решать общешкольные педагогические задачи;

- стремление педагогов к овладению современными педагогическими технологиями, на которые переводится образовательный процесс в школе;

- качество методического обеспечения образовательного процесса;

- изучение ценного опыта своих коллег;

- постепенный целенаправленный переход от коллективных форм работы к самообразованию;

- участие в  инновационной деятельности;

- инициативность членов педагогического коллектива по решению задач методической службы;

- взаимодействие методических подструктур в решении общешкольных педагогических проблем;

- научно-исследовательская, экспериментальная работа педагогического коллектива;

- педагогическая продукция учителей (создание авторских программ, методик, проектов);

- естественная связь между урочной и внеурочной, классной и внеклассной работой.

 

 

Алгоритм анализа методической работы учебного заведения за год:

 

1. Оценка диагностического характера методической работы.

2. Приоритетные направления деятельности нынешнего года.

3. Планирование методической работы учебного заведения. Единство долгосрочного и краткосрочного планирования.

4. Организация работы с педагогическим коллективом (виды, методы, приемы, формы).

5. Роль и значение методического совета в повышении профессионального уровня педагогов.

6. Деятельность методических формирований по совершенствованию педагогического мастерства учителей.

7. Единство действий всех структур по реализации общешкольной методической темы.

8. Эффективность деятельности по изучению, обобщению и распространению передового  педагогического опыта.

9. Результативность работы учителей по самообразованию.

10. Участие педагогов в инновационных процессах, переход на преподавание по современным технологиям.

11. Экспериментальная и научно-исследовательская работа учителей.

12. Роль методического кабинета учреждения образования в повышении профессионального мастерства учителей.

13. Педагогическая продукция учителей учебного заведения.

14. Аттестация педагогических работников.

15. Эффективность и действенность контроля за методической работой.

16. Стимулирование методической работы.

17. Выводы, предложения по совершенствованию деятельности.

18. Задачи работы на следующий год.

 

Планирование методической работы учреждения образования

 

План методической работы учебного заведения – это локальный документ, в котором определены конкретные задачи развития педагогического коллектива за определенный отрезок времени, дан подробный перечень всех практических дел, расположенных в логической и хронологической последовательности и обеспечивающих в совокупности выполнение каждой и всего комплекса задач.

 

Примерные разделы плана методической работы

 

1. Работа с педагогами.

·        методические советы;

·        психолого-педагогические семинары;

·        консилиумы;

·        семинары-практикумы;

·        организационно-деятельностные игры;

·        практические конференции;

·        педагогические чтения;

·        круглые столы.

2. Дифференцированная работа с группами педагогов.

     В основе деления педагогов на группы лежит уровень их профессиональной подготовки:

·        группа молодых учителей;

·        группа учителей, совершенствующих свой профессиональный уровень;

·        группа творчески работающих учителей;

·        группа административного контроля (последняя группа в официальных документах, как правило, не фиксируется).

     3.   В зависимости от целей, поставленных перед каждой группой, определяются формы с ними:

·        взаимопосещение уроков;

·        консультирование;

·        недели педагогического мастерства;

·        творческие отчеты;

·        презентации;

·        защита проектов.

     4.   Изучение и обобщение опыта работы учителей школы.

·        открытые уроки;

·        консультации;

·        творческие отчеты;

·        презентация;

·        недели педагогического мастерства;

·        конференции;

·        выставки;

·        практикумы.

      5. Инновационные процессы в повышении профессионального уровня учителей.

·        тематические педсоветы;

·        дискуссии;

·        конференции;

·        круглые столы;

·        консультации с учеными;

·        разработка и защита инновационных проектов;

·        экспертиза разработанных материалов;

·        создание алгоритмов внедрения инноваций;

     6. Работа учителей по самообразованию.

·        оказание помощи педагогам в определении темы, в разработке плана, подборе  литературы;

·        создание методических уголков;

·        консультации;

·        наставничество;

·        творческие отчеты;

·        защита авторских проектов;

·        изучение опыта работы по самообразованию.

    7. Внутришкольный контроль эффективности методической работы.

           Объекты контроля:

·        эффективность работы МС;

·        самообразование;

·        наставничество.

      8. Аттестация педагогических работников.

·        посещение уроков и внеклассных мероприятий;

·        презентация материалов из опыта работы.

        В грамотно составленном плане должны быть следующие показатели:

            а) опора на перспективное планирование;

            б) полнота и достаточность действий субъектов;

             в) сбалансированность действий во времени и между ответственными;

            г) контролируемость промежуточных и итоговых результатов;

            д) рациональность детализации плана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация методической работы с педагогами в условиях введения ФГОС общего образования

Являясь руководителем районного методического объединения учителей начальных классов, с 2011\2012 учебного года я организую методическую работу группы по теме «Система оценки качества образования в со...

Методические рекомендации по организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС НОО

Управление системой здоровьеформирующего воспитания в условиях внедрения ФГОС...

Буклет для педагогов с рекомендациями по организации парной работы с детьми на уроках в начальной школе.

    Коллективные, групповые учебные занятия - это не просто работа учащихся. Здесь каждый ученик по очереди работает то в роли обучающего, то в роли обучаемого. Каждый участник являет...

Методические рекомендации к организации внеурочной работы в начальной школе.

Данные методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного стандарта по специальности среднего профессионального образования 050146 «Преподавание в начальных клас...