Выступление на МО Методическая помощь классным руководителям по развитию познавательного интереса и творческих способностей младших школьников
методическая разработка

Алферова Людмила Владимировна

Для того, чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, я использую разнообразные творческие задания, воздействующие на возможные способности личности. Посредством чего в процессе игры   формируются качества творческой личности: любознательность, наблюдательность, развивается воображение и фантазия, мышление и др.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

Выступление на МО

Методическая помощь классным руководителям по развитию познавательного интереса и творческих способностей младших школьников

                                     Подготовила

                                                                           учитель начальных классов

Алферова Людмила Владимировна

http://u-tl.ru/sites/u-tl.ru/files/styles/large/public/field/image/shkola.png

Смоленск

2022г

Методическая помощь классным руководителям по развитию познавательного интереса и творческих способностей младших школьников.

 

         Гуманистический подход к образованию требует от педагога-дефектолога, классного руководителя пристального внимания к изучению природы ребенка.

Внутренний мир ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии   сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

             Дети с нарушениями развития являются особой категорией. Творчество помогает детям развиваться и жить. Все виды детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире.

Мы знаем, что детям с нарушением интеллекта непросто заниматься любой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.

Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог-дефектолог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения»,  который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса.  Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься этой деятельностью.

              На занятиях творческим трудом в занимательной форме я использую доступные детям виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываю и прививаю социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формирую такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи,   желание преодолевать трудности. При переходе к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствую мелкую моторику рук.

            Хочу отметить, что все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию творческих способностей, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению. Убеждена, что изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся.

        Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях.

 

     Творческие способности  развиваются в любой деятельности: игровой, трудовой, учебной.

       Вопросом развития творческого потенциала занимались известные нам ученые - педагоги Л.С. Выготский, Л. А. Венгер, П.Я. Гальперин, Б.Д. Эльконин,  Ш.А. Амонашвили,  В. Давыдов, В.П. Зинченко, T.B. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, Я. А.

     Выделяя свободу как непременное условие всякого творчества, Лев Выготский замечал, что «творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских интересов».

     Творческая деятельность у школьников с интеллектуальными нарушениями школьников - это продуктивная форма деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы, направленная на овладение творческим опытом познания, преобразования, создания и использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

 Структура ее включает в себя следующие основные компоненты:
1.
Предварительная диагностика уровня творческого развития;
2. 
Мотивация (представляет собой одно из ведущих направлений работы);
3. Организация 
творческой деятельности. Должны быть созданы определенные условия, способствующие развитию творческого потенциала личности, ее реализации.
4. Контроль качества выполнения творческой деятельности. Процессу контроля должно быть уделено значительное 
внимание. При использовании методики основное внимание должно быть направлено на процесс организации творческой деятельности и создание определенных условий, способствующих ее эффективному проведению.
5. Выявление соответствия полученных результатов запланированным. Обязательно делаю объективный и рефлексивный анализы эффективности проведенной работы. Выявляю  затруднения и проблемы в решении задач, вношу необходимые коррективы.

   Актуальность данной темы заключается в вовлечении учащихся младших  классов в творческую деятельность. Эта тема как никакая более позволяет мне объединить учащихся какой-либо деятельностью (художественной, эстетической).

  Для раскрытия творческих способностей детей применяются активные формы и методы:

  1. беседы;
  2. игры;
  1. конкурсы; творческий труд
  2. экскурсии  
  3. индивидуальные занятия;

 

       Учебная и внеурочная  работа  дает мне   возможность  проводить разнообразные занятия, развивающие творческие способности детей, воспитывающие у них интерес к выполнению работ, любовь к творчеству.

        Система работы учителя по развитию познавательного интереса и творческих способностей учащихся ориентирует детей на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности.

И для этого есть  способы стимулирования творческого потенциала.

1.Благоприятная атмосфера в классе.

2. Доброжелательность со стороны учителя.

3. Обогащение окружающей среды ребенка самыми новыми и разнообразными для него предметами, с целью развития его любознательности (материалы, инструменты  с которыми работают дети)

4. Поощрение высказывания оригинальных идей.

5.Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

      Большую роль по развитию творческого потенциала играют уроки трудового обучения, ИЗО, чтения, развития речи, коррекционные занятия.

         Каждый ребенок хочет творить. На своих уроках я стараюсь пробуждать заложенное творческое начало, учить трудиться, помогаю ребенку понять и найти себя для радостной, счастливой жизни, сделать первые шаги в творчестве.

          Более всего творческий потенциал обучающихся, выявляется, развивается и усиливается  посредством игры. Поскольку игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит “почву” для успешной деятельности в реальной жизни. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности обучающихся. Игры универсальны для любого этапа урока, занятия, мероприятия.

            Для того, чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, я использую разнообразные творческие задания, воздействующие на возможные способности личности. Посредством чего в процессе игры   формируются качества творческой личности: любознательность, наблюдательность, развивается воображение и фантазия, мышление и др.

        В играх, как правило, используется групповую форма работы, и поэтому каждый из учеников принимает и выполняет ту роль, которую он бы хотел выполнять, что позволяет проявить его природные способности: художественные, этические и эстетические и др.

          Развитие творческих способностей и познавательного интереса у детей с интеллектуальными нарушениями формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации детей и является одним из важнейших  компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-эстетических и творческих способностей младших школьников.

Развитие художественно-эстетических и творческих способностей младших школьников....

«Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства».

Материал по теме "Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся"...

Использование компьютерной программы "Графический редактор Tux Paint” для развития познавательных интересов и творческих способностей младших школьников.

        Развитие компьютерной грамотности можно достичь в системе непрерывного образования, начиная с начальной школы. Образовательная система «Школа2100» дает возможность р...

Инновационный опыт учителя начальных классов Монгуш Б.К. на тему Проектная деятельность как фактор развития познавательной активности и творческих способностей младших школьников

Педaгoгическaя прoблемa нaд кoтoрoй я рaбoтaю с 2012 гoдa: Прoектнaя деятельнocть кaк фaктoр рaзвития пoзнaвaтельнoй aктивнocти и  твoрчеcких cпocoбнocтей млaдших шкoльникoв..Мacштaб иннoвaции: м...

Развитие воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

        Проблема развития творческого воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость ...

«Развитие познавательного интереса и творческих способностей младших дошкольников через занятия клуба «Почемучка»»

Презентация содержит теоритический и практический материал по развитияю познавательного интереса у детей младших классов через занятия клуба "Почемучка"....

Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей «Развитие творческих способностей младших школьников»

Для развития творческих способностей в рамках современного урока необходимо развивать творческое мышление и воображение. Задача учителя – увидеть определенные задатки, развивать способности кажд...