Главные вкладки

    Использование компьютерной программы "Графический редактор Tux Paint” для развития познавательных интересов и творческих способностей младших школьников.
    статья по технологии на тему

    Кулина Ирина Александровна

              Развитие компьютерной грамотности можно достичь в системе непрерывного образования, начиная с начальной школы. Образовательная система «Школа2100» дает возможность работать с компьютерной программой «Такс пэйнт». Программа интегрирует графику, программирование, мультипликацию, звуки и позволяет осуществить проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана, а также объединить на одном уроке различные школьные дисциплины

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon komp_program_tux_paint.doc623.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование компьютерной программы "Графический редактор Tux Paint” для развития познавательных интересов и творческих способностей младших школьников.

              Владение информационными технологиями становится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, иначе подходит к организации своей деятельности. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует расширения возможностей информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе. Информационные технологии становятся инструментом формирования универсальных учебных действий младших школьников.

              Развитие компьютерной грамотности можно достичь в системе непрерывного образования, начиная с начальной школы. Образовательная система «Школа2100» дает возможность работать с компьютерной программой «Такс пэйнт». Программа интегрирует графику, программирование, мультипликацию, звуки и позволяет осуществить проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана, а также объединить на одном уроке различные школьные дисциплины.

                С помощью графического редактора можно создать свои рисунки-загадки, сделать иллюстрации, создать поздравительную открытку, нарисовать свой герб и др. В графическом редакторе есть палитра с красками и множество инструментов для рисования, которыми можно пользоваться. Можно работать со штампами- уже готовыми рисунками. Ну и как же без волшебства! Магические инструменты сделают рисунки удивительными.

                Главный художник программы – пингвин Такс. Он приветствует ребят при каждом запуске программы. Кроме того, при выполнении операций с инструментами программы он может что-то говорить, удивляться, поддерживать ребят, что придает работе занимательный, игровой характер. А это  вызывает положительные эмоции к уроку, повышает интерес и творческую активность. В работе над программой я  широко использую интерактивную доску, а учащиеся работают с ноутбуками. Для каждого урока дается план выполнения действий. В создании рисунков  дети используют кисти, краски, различные линии, а можно использовать инструмент «штамп». Используя инструмент «Магия-искры» можно создать звездное небо. Эта панель предлагает большое множество разновидностей, которые оживят рисунки детей. Знакомство с коллекцией шрифтов дает возможность использовать знания русского языка и применять свои знания и  творчество на практике.

             В работе учащимся помогает учебник «Справочник- практикум «Графический редактор» А.В.Горячева, который предлагает упражнения для закрепления полученных знаний и рекомендует выполнить творческую самостоятельную работу. Например, при изучении разных шрифтов детям даются такие задания:

    -найдите шрифт, при использовании которого на экране помещается наибольшее (наименьшее) число строк;

    - вспомните самую короткую пословицу или поговорку. Выберите шрифт и цвет текста и введите текст. Посоревнуйтесь: чья пословица короче( по числу знаков);

    - используя буквы, цифры и знаки, составь из них какой – нибудь рисунок.

               При работе по рисованию искрами дается творческое задание: нарисовать звездное небо, создать разные созвездия и дать им свои названия.

               Интересной, познавательной, творческой считаю работу над проектами в этой программе. Мы выполняли проекты «Поздравительная открытка», «Рисунок – загадка», «Мой герб». Так, открытка – универсальный подарок и самый простой способ выразить свое внимание. Для любого случая, по любому поводу, а также без повода можно подобрать интересную и необычную открытку, которая будет отражать отношение к тому или иному человеку. А человек , получивший в подарок такую открытку, понимает, что к процессу выбора для него подошли с душой и любовью.

             Развитие познавательных интересов младших школьников наиболее благоприятно происходит в процессе творческой деятельности. При работе над проектом «Мой герб» ребята узнали , что такое герб, для чего он служит, какие бывают гербы, где их помещают, познакомились с правилами составления гербов. А потом нужно было составить герб своей семьи и защитить свой проект. В этой работе объединились дети и родители, проявили выдумку, творчество. Такая работа имела и большое воспитательное значение: ребята и родители еще раз обратились к своему родословному древу.

    Развитие познавательных интересов на уроке русского языка благоприятно при использовании графического редактора Tux Paint. Во-первых, использование программы для рисования вовлекает детей в поисково-игровую деятельность. Во-вторых, данная программа решает вопрос применения наглядных методов. Я реализую это на уроке русского языка в процессе игры. Урок-игра называется “Части слова”. К уроку нужно подготовить различные по составу слова. Лучше их оформить на доске или на плакате. Текст должен быть четко виден.

    Я провожу такие игры после закрепления полученных знаний и опроса учащихся. Предлагаемый процесс предполагает достаточно качественное изучение материала на тему “Части слова” и готовность детей участвовать в игре.

    Я объясняю задание на поиск частей слова и способы их выделения в программе. После этого происходит групповая работа со словами. При этом важную роль в данном процессе играет процесс применения функций редактора и объяснение их учителем.

    Рассказать и показать, как действует функция нанесения объемной надписи и функция выделения частей слов цветами необходимо на примере.  

    Я для учащихся приняла следующие обозначения для работы со словами: корень выделить красным, приставку – желтым, суффикс – зеленым, окончание – синим. Принятый выбор цветов для частей слов необходимо заранее написать на доске и объяснить детям, как они будут это использовать в программе.

    Развитие познавательных интересов младших школьников наиболее благоприятно происходит в процессе творческой деятельности. Творческая деятельность зачастую связана с использованием дополнительных теорий и программ. Новизна играет важную роль в таком процессе. Поэтому для развития познавательных процессов часто использую метапредметные связи: литературное чтение и русский язык, русский язык и рисование, окружающий мир и литературное чтение, рисование и  т.п.

    Использование метапредметной связи помогает решать такие задачи как формирование понятия творческой деятельности, овладение школьниками умением экспериментировать и использовать экспериментальную деятельность для изучения смежных предметов и их особенностей, привитие интереса к новому виду деятельности и развитие познавательных процессов. Это происходит, потому что экспериментальная деятельность – это своеобразная игра по поиску решения проблемы, а наглядность и использование такой эмоциональной составляющей как развитие интересов в процессе рисования делает процесс наиболее эффективным. Эффективное применение игр, которое вызывает положительные эмоции к данной дисциплине, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков.

    Работа с графическим редактором имела большое воспитательное значение. Она дала возможность по- новому открыться многим детям. В начале работы над программой я выбрала в классе ребят – помощников, которые уже хорошо владели компьютером. Они готовили ноутбуки к уроку, помогали ребятам открывать программу, ориентироваться на экране и т.д. К концу года уже многие дети были помощниками и стремились показать свои умения.

        Такая форма работы позволила удовлетворить одну из главных потребностей этого возраста – почувствовать себя взрослым, проявить себя в деятельности. А в результате у младших школьников формируются универсальные навыки ( умение ставить задачи и выполнять намеченное, рационально распределять свою работу, умение сотрудничать и т.д.), а учитель решает воспитательные задачи и открывает неограниченный потенциал для оптимизации учебного процесса.

    В процессе такой деятельности происходит поиск способов деятельности в программе и ее изучение, что способствует развитию творческих способностей учащихся, а также развитию их познавательной деятельности.

    •        

    •                              Кулина Ирина Александровна

    • Литература

    1. http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/igra-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnyh-interesov-mladshih


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие художественно-эстетических и творческих способностей младших школьников.

    Развитие художественно-эстетических и творческих способностей младших школьников....

    «Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства».

    Материал по теме "Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся"...

    Развитие познавательных и творческих способностей младших школьников в ГПД

    1.Особенности развития младших школьников2. Методика развития познавательных и творческих способностейВ основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познание идёт от простого к сло...

    Инновационный опыт учителя начальных классов Монгуш Б.К. на тему Проектная деятельность как фактор развития познавательной активности и творческих способностей младших школьников

    Педaгoгическaя прoблемa нaд кoтoрoй я рaбoтaю с 2012 гoдa: Прoектнaя деятельнocть кaк фaктoр рaзвития пoзнaвaтельнoй aктивнocти и  твoрчеcких cпocoбнocтей млaдших шкoльникoв..Мacштaб иннoвaции: м...

    Развитие воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

            Проблема развития творческого воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость ...

    «Развитие познавательного интереса и творческих способностей младших дошкольников через занятия клуба «Почемучка»»

    Презентация содержит теоритический и практический материал по развитияю познавательного интереса у детей младших классов через занятия клуба "Почемучка"....