РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Функциональная грамотность»
рабочая программа (4 класс)

Тростянская Людмила Николаевна

Программа курса внеурочной деятельности для 4 класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требований к основной образовательной программе начального общего образования. Составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_funktsionalnoy_gramotnosti.docx43.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

.          РАЙОНА    .    ОБЛАСТИ

.  ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Согласовано»

на педагогическом совете

«____»______________2022г

«Утверждено»

Директор МКОУ                 ООШ ________________  Е.П.     

Приказ № ____от «____» ________ 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности в рамках ФГОС

«Функциональная грамотность»

( общеинтеллектуальное направление)

4 классы

Учитель - составитель

Тростянская Людмила Николаевна

Пояснительная записка.

Программа курса внеурочной деятельности для 4 класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требований к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 34 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 1год.

В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности.

Содержание программы (34 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Про дождевого червяка.

Кальций.

Сколько весит облако?

Хлеб, всему голова.

Про мел.

Про мыло.

История свечи.

Магнит.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

2.

Естественно-научная грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Дождевые черви.

Полезный кальций.

Про облака.

Про хлеб и дрожжи.

Интересное вещество мел.

Чем интересно мыло и как оно «работает»?

Про свечи.

Волшебный Магнит.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

3.

Финансовая грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Что такое «бюджет»?

Семейный бюджет.

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия.

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш.

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.

Как сэкономить семейные деньги?

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

4.

Математическая грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Расходы и доходы бюджета.

Планируем семейный бюджет.

Подсчитываем семейный доход.

Пенсии и пособия.

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.

Подсчитываем расходы.

Расходы на обязательные платежи.

Подсчитываем сэкономленные деньги.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

5

Проверочные работы

2

Проверь себя

Итого

34

Планируемые результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

-  осознавать личную ответственность за свои поступки;

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

- проявлять познавательную и творческую инициативу;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные:

- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в группе;

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

-  умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:

- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

- способность проводить математические рассуждения;

- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

- понимание и правильное использование финансовых терминов;

- представление о семейных расходах и доходах;

- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

- представление о различных видах семейных доходов;

- представление о различных видах семейных расходов;

- представление о способах экономии семейного бюджета.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Дата проведения

Теория

Практика

Планир.

Факт.

Про дождевого червяка.

1

0,5

0,5

Кальций.

1

0,5

0,5

Сколько весит облако?

1

0,5

0,5

Хлеб, всему голова.

1

0,5

0,5

Про мел.

1

0,5

0,5

Про мыло.

1

0,5

0,5

История свечи.

1

0,5

0,5

Магнит.

1

0,5

0,5

Дождевые черви.

1

0,5

0,5

Полезный кальций.

1

0,5

0,5

Про облака.

1

0,5

0,5

Про хлеб и дрожжи.

1

0,5

0,5

Интересное вещество мел.

1

0,5

0,5

Чем интересно мыло и как оно «работает»?

1

0,5

0,5

Про свечи.

1

0,5

0,5

Волшебный Магнит.

1

0,5

0,5

Проверь себя.

1

0,5

0,5

Что такое «бюджет»?

1

0,5

0,5

Семейный бюджет.

1

0,5

0,5

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

1

0,5

0,5

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия.

1

0,5

0,5

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш.

1

0,5

0,5

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.

1

0,5

0,5

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.

1

0,5

0,5

Как сэкономить семейные деньги?

1

0,5

0,5

Расходы и доходы бюджета.

1

0,5

0,5

Планируем семейный бюджет.

1

0,5

0,5

Подсчитываем семейный доход.

1

0,5

0,5

Пенсии и пособия.

1

0,5

0,5

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.

1

0,5

0,5

Подсчитываем расходы.

1

0,5

0,5

Расходы на обязательные платежи.

1

0,5

0,5

Подсчитываем сэкономленные деньги.

1

0,5

0,5

Проверь себя.

1

0,5

0,5

Итого:

34

17

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности Искусство слова ФГОС 1-4 класс

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс внеурочной деятельности "Искусство слова" нацелен на ра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 ФГОС Художественное творчество

Внеурочная программа "Художественное творчество" на 66 ч. 1 клас и 68 ч. 2-4 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности с учётом ФГОС "Юный эколог" 1-3 классы.

"Юный эколог" - эта программа с тематическием планированием и содержание программы на 3 года обучения....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый карандаш". ФГОС.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлены с учётом требований ФГОС. В основу программы положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение работой....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "За рамками учебника"

Программа разработана для дополнительной работы с мативированными учениками начальной школы по предмету "Математика"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2-4 класс "ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2-4 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «От вдумчивого чтения до грамотного письма» для 3 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности «От вдумчивого чтения до грамотного письма» для  3   класса на 2023-2024 учебный год...