Формирование читательской грамотности в начальной школе.
презентация к уроку

Агапова Елена Александровна

Данная публикация поможет учителям в методической работе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов Агапова Елена Александровна

Слайд 2

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Слайд 3

Глоссарий Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Слайд 4

Функционально грамотная личность – это человек: ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей; способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений; умеющий отвечать за свои решения; способный нести ответственность за себя и своих близких; владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке; – обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний; для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление; легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него; понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения; хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми; владеющий современными информационными технологиями.

Слайд 5

Цель учителя - развить ребёнка. -Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое -Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение - Пространственное восприятие -Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику - Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением. Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.

Слайд 6

Педагогические технологии проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний; технология формирования типа правильной читательской деятельности; технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневая дифференциация обучения; информационные и коммуникационные технологии; технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Слайд 7

Компоненты функциональной грамотности знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Слайд 8

Цель: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий от незнания к знанию. Задачи: Формирование внутренней мотивации через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.

Слайд 9

Содержание функциональной грамотности Функциональная грамотность Грамотность в чтении и письме Грамотность в естественных науках Математическая грамотность Компьютерная грамотность Грамотность в вопросах семейной жизни Грамотность в вопросах здоровья Юридическая грамотность

Слайд 11

Международные оценочные исследования PISA «Международная программа оценки учебных достижений учащихся» Оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях. TIMSS «Оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся» Изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей. PIRLS «Изучение качества чтения и понимание текста» изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования

Слайд 12

Естественнонаучная грамотность способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием

Слайд 13

Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Базовый навык функциональной грамотности

Слайд 14

Математическая грамотность способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину

Слайд 15

Грамотность в ЗОЖ Классные часы Уроки окружающего мира: «Организм человека, Органы чувств, Основы ЗОЖ» и пр.

Слайд 16

Грамотность в ИКТ В современных условиях в школе появляется возможность выйти за пределы окружающего социума, это участие в различных проектах, которые позволяют заниматься учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий. Дистанционные олимпиады по предметам. Создание презентаций

Слайд 17

Правовая грамотность Классные часы; Беседы о поведении; Знакомство с уставом школы и пр.

Слайд 18

Грамотность в естественных науках. Тематические прогулки, экскурсии, исследовательские проекты. Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием .

Слайд 19

Например: Задание. Повернитесь, сидящие на первом варианте к соседу спиной, а на втором варианте приложите ухо к спине своего соседа. Что вы слышите? Вы слышите удары сердца. С какой частотой оно бьётся, мы сейчас определим. Найдите пульс на левой руке. Посчитайте, сколько ударов в минуту делает ваше сердце. Проверка У взрослых в спокойном состоянии 60 -70 ударов в минуту, а у детей 80 – 90. При физической нагрузке количество ударов увеличивается. Каждый день сердце делает до 12000 ударов в минуту.

Слайд 20

Математическая грамотность Учебный предмет математика предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; Формирование навыка самостоятельного распознавания предметов на плоскости, практическое умения ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет который связан с жизненными ситуациями.

Слайд 21

Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у у чащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие р ебенка, важной составляющей которого является словесно - логическое мышление .

Слайд 22

Заполнить пустые места

Слайд 23

Числовые ряды 24,21,19,18,15,13,..,..,7. 1,4,9,16,..,..,49, 64,81, 100. 16,17,15,18, 14,19,… 1,3,6,8,16,18,..,..,76,78. 24,22,19,15,..,…

Слайд 24

Различные формы работы над задачей : Работа над решенной задачей. Решение задач различными способами. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку"). Самостоятельное составление задач учащимися. Решение задач с недостающими данными. Изменение вопроса задачи. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение.

Слайд 25

Объяснение готового решения задачи. Использование приема сравнения задач и их решений. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием. Закончить решение задачи. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче). Составление аналогичной задачи с измененными данными. Решение обратных задач.

Слайд 26

Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Слайд 27

Грамотность в чтении и письме. «Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха, и недостаток этой систематичности главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты» К. Д. Ушинский

Слайд 28

Учебный предмет «Русский язык» ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, наряду с этим учащиеся овладевают навыком организации своего рабочего места, навыка работы с учебником, со словарем, навыком распределения времени, навыком проверки работы одноклассника, навыком нахождения ошибки, навыком словесной оценки качества работы.

Слайд 29

Составляющие функционально грамотной личности. 1. Речевые умения: конструировать предложения изученных видов (простые предложения с однородными членами, предложения с прямой речью, сложные); использовать в речи изученные синтаксические конструкции; различать однозначные и многозначные слова; видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать синонимы и антонимы к данным словам; употреблять в речи слова с учётом их значения и лексической сочетаемости; совместно с учителем семантизировать незнакомые слова.

Слайд 30

2. Интеллектуально-речевые умения. а) Рецептивные (умения слушать, читать): использовать различные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее); делить текст на структурно-смысловые части; самостоятельно ставить вопросы к тексту; вести диалог с автором текста; отвечать на вопросы учителя по тексту; выделять в тексте главное; составлять простой план текста; составлять таблицу, схему по содержанию текста; находить ключевые слова; соотносить заглавие с содержанием текста; б) продуктивные (умения говорить, писать): подробно пересказывать текст с опорой на план (схему, таблицу); создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном стиле (устно и письменно); создавать текст-повествование в учебно-научном стиле (устно); озаглавливать текст; подробно излагать текст-повествование (письменное изложение); исправлять тексты по условным обозначениям учителя.

Слайд 31

3. Коммуникативные умения: вступать в диалог с учителем и сверстниками; высказывать и аргументировать свою точку зрения; воспринимать аргументы собеседника; обсуждать проблему (вопрос, задание) в группе (в паре); договариваться, согласовывать позиции в группе (в паре), чтобы делать что-то сообща.

Слайд 32

Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания, основа развития ключевых компетенций учащихся. Формирование навыков грамотного письма у школьников - одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.

Слайд 33

Развитие орфографической зоркости Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе: -зрительного -предупредительного -выборочного диктантов -при орфографическом выделении орфограмм - в ходе звукобуквенного анализа -при разборе слов по составу -работе над ошибками

Слайд 34

Применяются вместо развернутого комментирования (или наряду с ним) письменное комментирование: подчеркивание орфограмм, выделение орфограммы простым карандашом (зеленой пастой). При подчеркивании орфограммы ученик фиксирует свое умение обнаружить ее, при графическом обозначении орфограммы - определить ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки.

Слайд 35

Работа со словарями «Толковый словарь». Показывается учащимся любой предмет: ручка или монета и т.п. Самостоятельно ученики записывают лексическое значение данного слова. Затем зачитываются определения учащихся определение из словаря. Одновременно вырабатываются орфографические, пунктуационные, речевые навыки учащихся. Словари должны быть непременным атрибутом каждого урока. Использование орфографических словарей при анализе диктанта, толковых – при изучении лексики, словарей-справочников - при выполнении определённых письменных работ.

Слайд 36

Памятка 1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его. 2. Повтори предложение, чтобы проверить, запомнил ли ты его. 3. Выдели орфограммы в списываемом тексте. 4. Прочитай предложение так, как оно написано. 5. Повтори предложение так, как будешь писать. 6. Пиши, диктуя себе так, как проговорил. 7. Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом

Слайд 37

Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, умение подобрать произведение на заданную тему умение оценить работу товарища; умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.

Слайд 38

Орфографическое чтение Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения. Если ежедневно на каждом уроке (математике, русском языке, чтении, природоведении) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.)

Слайд 39

Учебный предмет “Технология ” предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитие индивидуально- творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства.

Слайд 40

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе Логические приемы Примеры заданий 1. уровень - знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать 2. уровень - понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 3. уровень - использование Применить, проиллюстрировать, решить 4. уровень - анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 5. уровень - синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план 6. уровень - оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Слайд 41

Учитель является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы с использованием составного текста (по материалам рассказа Г. Я. Снегирёва «Ука»)

Уроки литературного чтения  особенно нужны детям, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. В основу  данного...

Статья на тему : «Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы».

Статьяна тему : «Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы».«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается пере...

_Формирование читательской грамотности в начальной школе_ Программа повышения качества образования МБОУ «Ермаковская СШ №2»

_Формирование читательской грамотности в начальной школе_ Программа повышения качества образования МБОУ «Ермаковская СШ №2»...

Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Речь в статье пойдёт о формировании читательской грамотности обучающихся начальной школы вусловияхреализации ФГОС...

Презентация мастер- класса "Формирование читательской грамотности в начальной школе"

Эффективные приемы формирования читательской грамотности в начальной школе...

Эффективные приёмы работы по формированию читательской грамотности в начальной школе

Эффективные приёмы работы по формированиючитательской грамотности в начальной школе...

Формирование читательской грамотности в начальной школе.

Формирование читательской грамотности в начальной школе...