Система оценивания образовательных достижений
статья

Скорикова Ольга Федоровна

Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenki_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx64.05 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Байкало-Кударинская средняя общеобразовательная школа»

Учитель Скорикова О.Ф.

        Система оценивания образовательных достижений

Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы образовательной организации.

Особенности системы оценки образовательных достижений в соответствии с ФГОС:

  1. Комплексная оценка достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов.
  2. Ориентация заданий в основном не на проверку освоения знаний и умений, а на оценку способности учащихся применять эти знания и умения в различных ситуациях, при решении учебно-познавательных и учебно-практических заданий.
  3. Использование стандартизированных измерительных материалов, обладающих надежными характеристиками.
  4. Ориентация полученных результатов на управление качеством образования на различных уровнях.

Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.

Внутренняя оценка:

- стартовая диагностика;

- текущая и тематическая оценка;

- портфолио;

- внутришкольный мониторинг образовательных достижений;

- промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.

Внешняя оценка:

- независимая оценка качества образования;

-мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.

Состав инструментария для оценки качества образования:

  1. КИМ для оценки предметных результатов (математика, русский язык, окружающий мир);
  2. КИМ для оценки метапредметных результатов (учебные компетенции: работа с информацией, регулятивные и коммуникативные умения);
  3. КИМ для оценки личностных результатов (самоидентификация, смыслообразование, этические и моральные нормы);
  4. Инструктивно-методические материалы (Методические рекомендации по использованию результатов, Положения, Регламенты и др.)

Основные подходы, реализуемые системой оценки:

  1. Системно-деятельностный;
  2. Уровневый;
  3. Комплексный.

Системно-деятельностный подход в оценке образовательных достижений:

Овладение системой учебных действий с изучаемым материалом

  1. Личностными:

- самоопределение;

- смыслообразование;

- морально-этическая ориентация.

  1. Метапредметными:

- регуляция;

- коммуникация;

- познавательная деятельность.

  1. Предметными:

- освоение систематических знаний;

- преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний.

Спобосность к решению различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе

- освоения опорной системы знаний

- овладения умением учиться (способностью к самоорганизации с целью решения учебных задач)

- индивидуального прогресса во всех основных сферах личностного развития (мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции)

Система оценки: «знаниевая» и «деятельностная» парадигма

«Знаниевая»

«Деятельностная»

Способ кодификатора

Обязательный минимум (ОМ)

Планируемые результаты (ПР)

Предмет оценки

Освоение всех элементов ОМ

Способность к решению учебных задач

Основные функции

Контроль за освоением ОМ

Ориентация учебного процесса

Обратная связь: основной акцент – преимущественно отсроченная коррекция учебников, методик

Обратная связь: основной акцент – текущая коррекция процесса учения каждого

Контроль за достижением ПР

        

Уровневый подход в оценке образовательных достижений.

Уровневый подход служит основой для организации индивидуальной работы с учащимися.

Уровневый подход к содержанию оценки обеспечивается структурой планируемых результатов:

- общецелевой блок;

- «Выпускник научится»;

- «Выпускник получит возможность научиться».

Уровневый подход к представлению результатов реализуется за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов: базового уровня и уровней выше и ниже базового.

        Комплексный подход в оценке образовательных достижений:

Оценка трех групп результатов:

- предметных;

- метапредметных;

- личностных.

Использование комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей, тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений (индивидуального прогресса) и для итоговой оценки.

Использование разнообразных форм и методов оценки, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических работ, самооценки, наблюдения и др.)

Особенности оценки личностных результатов

Планируемые результаты представлены в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.

Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность.

Достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности.

Основной объект оценки личностных результатов:

  1. сформированность основ гражданской идентичности личности;
  2. сформированность индивидуальной учебной самостоятельности, включая умение строить жизненные планы с учетом конкретных перспектив социального развития;
  3. сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установку и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

В целях оптимизации личностного развития учащихся возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов:

- соблюдение норм и правил поведения;

- участие в общественной жизни класса, школы, ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;

- ответственность за результаты обучения;

- готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

- ценностно-смысловые установку обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы образования.

        Особенности оценки метапредметных результатов

Оценка осуществляется в соответствии с планируемыми результатами освоения образовательной программы, которые представлены в следующих междисциплинарных программах:

- программа формирования универсальных учебных действий (разделы: «Регулятивные УУД», «Коммуникативные УУД», «Познавательные УУД»);

- программа «Формирование ИКТ-компетентности»;

- программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»;

- программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»

Объект и предмет оценки метапредметных результатов:

- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность работать с информацией;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Формы оценки метапредметных результатов:

- читательской грамотности – письменная работа на межпредметной основе;

- ИКТ-компетентности – практическая работа в сочетании с письменной (компьютезированной) частью;

- сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий – наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов.

Смысловое чтение и работа с текстом:

  1. Общее понимание, ориентация в тексте

- поиск и выявление разного вида информации

- прямые виды и заключения на основе фактов

- понимание основной идеи

     2. Детальное понимание содержания и формы текста

             - анализ, интерпретация и обобщение

             - сложные выводы

             - оценочные суждения

     3. Выход за рамки текста, его использование для решения разнообразных задач

              - без привлечения дополнительной информации

              - с привлечением дополнительной информации

Мониторинг уровня сформированности УУД провожу на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе».

Применяются следующие психолого-педагогические диагностики:

Личностные УУД: методики «Беседа о школе», «Незавершенная сказка», «Кто Я?».

Регулятивные УУД: «Выкладывание узора из кубиков», «Проба на внимание», «Рисование по точкам».

Познавательные УУД: методики «Нахождение схем к задачам», «Найди отличия», «Выделение существенных признаков», «Логические закономерности».

Коммуникативные УУД: «Левая и правая стороны», «Кто прав?», «Рукавички», «Узор под диктовку» и др.

Приложение 1.

Оценка уровня учебно-познавательного интереса

Уровень интереса

Критерий

оценки поведения

Дополнительный диагностический

признак

1. Отсутствие

интереса

Интерес практически не обнаруживается. Исключение

составляет реакция на яркий, смешной, забавный материал

Безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые

2. Реакция

на новизну

Интерес возникает лишь к новому материалу, касающемуся конкретных

фактов, но не теории

Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет

3. Любопытство

Интерес возникает

к новому материалу, но не к способам решения

Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение задания, но интерес быстро иссякает

4. Ситуативный

учебный интерес

Интерес возникает

к способам решения новой частной единичной задачи

(но не к системам задач)

Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается

5. Устойчивый

Учебно-познавательный интерес

Интерес возникает к общему способу решения задач, но

не выходит за пределы изучаемого материала

Охотно включается

в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу

6. Обобщенный

Учебно-познавательный интерес

Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого

материала. Ориентируется на общие способы решения

системы задач

Интерес — постоянная характеристика, проявляется выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную

информацию. Имеется мотивированная избирательность интересов

Уровень 1 - несформированность учебно-познавательного интереса;

уровни 2 и 3 — как низкий познавательный интерес;

уровень 4 — удовлетворительный;

уровень 5 — высокий; уровень 6 — очень высокий.

Приложение 2

Критерии формирования действия морально-этической ориентации

Действие нравственно-этической

ориентации

Основные

критерии

ориентации

Типовые задачи

1. Выделение морального содержания ситуации нарушения моральной

нормы/следования

моральной норме

Ориентировка на

моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)

После уроков (норма взаимопомощи)

2. Дифференциация конвенцио

нальных и моральных норм

Ребенок понимает,

что нарушение моральных норм оценивается как более

серьезное и недопустимое по сравнению с конвенциональными нормами

Опросник Е. Кургановой

3. Решение

моральной дилеммы на основе децентрации

Учет ребенком объективных последствий нарушения

нормы. Учет мотивов субъекта при нарушении нормы.

Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении нормы.

Принятие решения на основе соотнесения нескольких

моральных норм

«Булочка» (модификация задачи Ж. Пиаже)

(координация трех норм:

ответственность, справедливое

распределение, взаимопомощь

и учет принципа компенсации)

4. Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы

Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы

Все задания

5. Умение аргументировать необходимость выполнения

моральной нормы

Уровень развития

моральных суждений

Все задания

Приложение 3

Конвенциональные и моральные нормы (по Э. Туриелю)

Виды социальных

норм

Категории социальных норм

Мини_ситуации нарушения социальных норм

Конвенциональные

Ритуально_этикетные:

— культура внешнего вида,

— поведение за столом,

— правила и формы обращения в семье.

Организационно-

административные:

— правила поведения в школе,

— на улице,

— в общественных местах

— не почистил зубы,

— пришел в грязной одежде в школу,

— накрошил на столе,

— ушел на улицу без разрешения

— встал без разрешения на уроке,

— мусорил на улице,

— перешел дорогу в неположенном месте

Моральные

Альтруизм:

— помощь,

— щедрость.

Ответственность,

справедливость и законность:

— ответственность за несение материального ущерба

— не предложил

друзьям помощь в уборке класса,

— не угостил родителей конфетами,

— взял у друга книгу и порвал ее

Ниже представлены:

— семь ситуаций, включающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16);

— семь ситуаций, включающих нарушение моральных норм (2, 4, 7, 10, 12, 14, 17);

— четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, 15, 8, 18).

Приложение 4

Регулятивные УУД

        Уровни сформированности целеполагания

        Уровни

Показатели

сформированности

целеполагания

Поведенческие

индикаторы

сформированности

1. Отсутствие цели

Предъявляемое требование осознается лишь частично.

Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.

Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели-требования)

Плохо различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал

2. Принятие практической задачи

Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется

Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных

действий

3. Переопределение

познавательной задачи в практическую

Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется

Осознает, что надо делать и что сделал в процессе решения

практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять

целенаправленных действий

4. Принятие познавательной цели

Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется  требование познавательной задачи

Охотно осуществляет

решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), может дать отчет о своих действиях после принятого решения

5. Переопределение практической

задачи в теоретическую

Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует

Познавательную цель и строит

действие в соответствии с ней

Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствием адекватных способов; четко осознает

свою цель и структуру найденного способа решения

6. Самостоятельная

постановка учебных целей

Самостоятельно

формулирует познавательные цели, выходя за пределы

требований программы

Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов

действия

        

Приложение 5

Оценка уровня сформированности контроля у учащихся начальной школы соответствует основным положениям концепции П.Я. Гальперина, согласно которой идеальная сокращенная автоматизированная форма контроля представляет собой процесс внимания.

                                     

Уровни развития контроля

Уровни

Показатели

сформированности

Дополнительные

диагностические

признаки

  1. Отсутствие контроля

Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных

ошибок

Ученик не может обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников

  1. Контроль на уровне непроизвольного внимания действий

Контроль носит

случайный непроизвольный характер, заметив ошибку,

ученик не может обосновать своих

Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия, сделанные ошибки исправляет неуверенно,

в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых

  1. Потенциальный

контроль на уровне

произвольного

внимания

Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; исправляет и объясняет ошибки

В процессе решения

задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает

  1. Актуальный контроль на

уровне произвольного внимания

При выполнении действия ученик ориентируется на

правило контроля и

успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок

Ошибки исправляет

самостоятельно,

контролирует процесс решения задачи другими учениками, при решении новой задачи не может

скорректировать правило контроля с новыми условиями

  1. Потенциальный

Рефлексивный контроль

Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя

обнаруживает это и пытается внести коррективы

Задачи, соответствующие усвоенному способу, выполняет безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям

  1. Актуальный

рефлексивный

контроль

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа

действия и условий задачи, и вносит коррективы

Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении

условий вносит коррективы в способ действия до начала решения

Приложение 6

        Уровни развития оценки

        Уровни

Показатели

Поведенческие индикаторы

1. Отсутствие

оценки

Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности оценивать

свои действия — ни самостоятельно, ни по просьбе учителя

Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи

2. Адекватная

ретроспективная

оценка

Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать

правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия

Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается это сделать; может оценить действия других учеников

3. Неадекватная

прогностическая

оценка

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности, однако при этом учитывает лишь факт — знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему

способов действия

Свободно и аргументированно оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении

новых задач, часто допускает ошибки,

учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи

4. Потенциально

адекватная  прогностическая оценка

Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения, учитывая изменения известных ему способов действий

Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это  неуверенно, с трудом

5. Актуально-адекватная прогностическая оценка

Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее

решении, учитывая изменения известных способов действия

Самостоятельно обосновывает еще до

решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения

Приложение 7

Показатели сформированности

универсальных учебных действий

 

Оцениваемые параметры

Уровень сформированности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 

I   Сформированность личностных УУД

1.1

Сформирован

ность   учебно-познаватель

ного

интереса

проявляет   устойчи

вый интерес к любому учебному материалу, как фактическому, так и к   теоретическому, старательно и с желанием выполняет любые задания учителя

проявляет   интерес преимущественно к новому фактическому   учебному материалу, ученик   проявляет познавательную активность преимущественно лишь в сотрудничестве с   учителем

обнаруживает   безразличное     или негативное отношение   к учебной деятельности, неохотно   включается в   выполнение заданий,   не принимает помощь со стороны учителя, охотно   выполняет лишь привычные действия, чем   осваивает новые

1.2

Принятие и соблюдение норм   школьного поведения

всегда   соблюдает правила и нормы поведения в школе и на уроке

знает и   старается соблюдать правила школьного поведения, нарушая их, как правило, под   влиянием других

нормы и   правила школьного поведения не соблюдает, игнорируя либо не осознавая их

1.3

Самооценка

во всем   реально оценивает себя, свои достижения и возможности (допустима чуть   сниженная самооценка)

в   основном реально оценивает себя, свои достижения и возможности (допустима   чуть завышенная самооценка)

чрезмерно   завышенная или сниженная самооценка, некритичность к своему поведению

1.4

Нравственно-этическая ориентация

выделяет   моральное содержание ситуации (рассказа), при осуществлении морального   выбора дает адекватную нравственную оценку действий её участников,  ориентируясь на мотивы их поступков, умеет аргументировать необходимость   выполнения моральной нормы

выделяет   моральное содержание ситуации (рассказа), ориентируясь на чувства и эмоции   ее участников, в оценке их действий ориентируется на объективные следствия   поступков и нормы социального поведения (ответственности, справедливого   распределения, взаимопомощи)

не   выделяет моральное содержание ситуации (рассказа), при оценке морального выбора участниками   ситуации отсутствует ориентация на нормы социального поведения   (ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи).

 

1.5

Эмоциональ

ная отзывчивость

всегда   сопереживает и стремится сразу оказать помощь другим

 

способен   к сопереживанию, но сразу оказать помощь другим не стремится

переживает   только собственные неудачи и безразлично относится к проблемам других

 

II   Сформированность регулятивных УУД

2.1

Действие целеполагания

самостоятельно   ориентируется в практических заданиях, учебная задача удерживается и   регулирует весь процесс выполнения задания; с помощью учителя ориентируется   в заданиях теоретического характера

ориентируется   в практических заданиях с помощью учителя, осознает, что     надо делать и что сделал в процессе решения практической   задачи, в теоретических задачах не   ориентируется

способен   принимать только простейшие задания, даваемые учителем в форме простого указания   и не предполагающие выделение промежуточных целей; предъявляемое задание осознается ребенком   частично, он ведет себя хаотично, не зная, что именно надо делать

2.2

Действие планирования

 

может   совместно с взрослым планировать последовательность выполнения задания и   успешно самостоятельно работать по плану

в   сотрудничестве с учителем ученик способен выделить учебные действия,  необходимые для решения учебной задачи; способен работать по предложенному   плану при незначительном контроле учителя 

копирует   действия учителя, плохо осознавая их направленность и взаимосвязь,

самостоятельно   работать по предложенному педагогом плану не может

2.3

Действия   контроля и коррекции

 

ученик   осознает правило   контроля, но   затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; находит, исправляет и объясняет ошибки после решения задачи; в многократно  повторенных действиях ошибок не допускает

контроль   выполняется неосознанно лишь за счет многократного выполнения задания, схемы   действия или носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик   не может обосновать своих действий; сделанные ошибки исправляет неуверенно

ученик   не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок; не может   обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится   к исправленным ошибкам в своих работах и не   замечает ошибок других учеников

2.4

Действие оценки

 

умеет самостоятельно   оценить свои действия, показать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия

не умеет самостоятельно оценить свои действия, но   испытывает потребность в получении оценки со стороны учителя; может оценить действия других учеников

ученик   не умеет, не пытается и не   испытывает потребности оценивать свои действия — ни самостоятельно, ни по просьбе учителя; отметку данную учителем воспринимает некритически, не   воспринимает аргументацию оценки;

2.5

Саморегуля

ция

помнит и   удерживает правило, инструкцию во времени; выполняет и заканчивает действие в   требуемый временной момент; способен тормозить свои импульсивные   поведенческие реакции

помнит, но не всегда выполняет правила,  инструкции; не всегда  выполняет и заканчивает действие в   требуемый временной момент;

не   всегда может сдерживать свои импульсивные поведенческие реакции на уроке

не   выполняет и забывает инструкцию, не выполняет и не стремится выполнить   задание до конца; не способен сдерживать свои импульсивные поведенческие   реакции на уроке

 

III   Сформированность познавательных УУД

3.1

Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя   учебник и информацию, полученную на уроке

способен   самостоятельно и быстро находить необходимую информацию для выполнения   учебных заданий

самостоятельно, но требуя дополнительных указаний со стороны учителя, находит необходимую   информацию для выполнения учебных заданий

не может   без помощи педагога найти необходимую   информацию для выполнения учебных заданий

3.2

Умение   отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем

при   незначительной помощи со стороны учителя отличает новое от уже известного

с   помощью учителя способен отличать новое от   уже известного

даже при   помощи со стороны педагога плохо отличает новое от уже пройденного

3.3

Умение делать выводы

способен   при незначительной поддержке педагога сделать выводы   по результатам   рабо

ты

совместно   с педагогом или одноклассниками может сделать выводы по результатам работы

даже при значительной помощи со стороны педагога не может сделать выводы по   результатам работы

3.4

Анализ объектов с   целью выделения существенных признаков

может   самостоятельно выделить существенные признаки сравниваемых объектов

выделяет   существенные признаки сравниваемых объектов по наводящим вопросам педагога

затрудняется   в выделении существенных признаков сравниваемых объектов

3.5

Группировка и   классификация объектов

практически   самостоятельно осуществляет эти операции на соответствующем возрасту   предмет

ном материале

осуществляет   эти операции при помощи наводящих вопросов взрослого

данные   логические операции для ребенка недоступны

3.6

Установление причинно-следственных   связей

способен   самостоятельно определить причинно-следственные связи на доступном учебном материале

определяет   причинно-следственные связи, но, как правило, по наводящим вопросам взрослого

не может   установить причинно-следственные связи даже при значительной помощи взрослого

3.7

Умение выявить аналогии на   предметном материале

часто   способен самостоятельно выявить аналогии на предметном материале

по   наводящим вопросам взрослого может выявить аналогии на предметном материале

даже при   значительной помощи взрослого затрудняется в выявлении аналогии на   предметном материале

3.8

Умение использо-вать   знаково-символические средства для созда-ния моделей и схем

 

ребенок   быстро понимает инструкцию, может выполнять действие кодирования вначале по   образцу, а затем самостоятельно, с небольшим количеством ошибок

понимает   инструкцию, может выполнить задание кодирования по образцу, но допускает   достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема) либо работает крайне   медленно

не понимает или плохо понимает инструкцию по   созданию модели или схем,

не понимает как передавать логические или числовые отношение  

знаково-символическими   средствами, не может выполнить задание даже по образцу

 

IV   Сформированность коммуникативных УУД

4.1

Умение работать в паре и группе

согласует   свой способ действия с другими; сравнивает способы действия и координируют   их, строя совместное действие; следит за реализацией принятого замысла

приходит   к согласию относительно способа действия при участии учителя; испытывает   затруднения в координации совместного действия, допускает ошибки при оценивании деятельности других

не   пытается договориться или не может прийти к согласию, настаивая на своем; не   умеет   оценивать результаты деятельности   других детей;

4.2

Умение оформлять свою мысль в   устной речи

умеет   оформлять свою мысль в устной речи на   уровне небольшого текста

умеет   оформлять свою мысль в устной речи на   уровне одного предложения

не умеет   самостоятельно оформлять свою мысль в устной речи

4.3

Умение выразительно читать и   пересказывать текст

чтение   без ошибок и с интонацией, полно и точно пересказывает содержание текста

чтение с   небольшим количеством ошибок, старается соблюдать интонацию, пересказывает   текст с незначитель

ными искажениями содержания

чтение с   большим количеством ошибок, побуквенно-слоговое, без интонации; пересказывает   текст со значительыми искажениями его содержания

4.4

Сформирован

ность норм в общении с детьми

и взрослыми

знает и   соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми

знает, но иногда не соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми

не знает   и не соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми

4.5

Умение выполнять различные социальные   роли в группе (лидера, исполнителя оппонента др.) в соответствии с задачами   учебной деятельности

в   групповой работе может одинаково успешно выполнять любую заданную роль

в   групповой работе может успешно выполнять заданную роль при постоянной   поддержке учителя

в   групповой работе по заданию учителя может успешно выполнять роль только   исполнителя

             

Приложение 8

Таблица сформированности

универсальных учебных действий учащихся  класса

Показатели   сформированности универсальных учебных действий

№   учащегося по списку в классном журнале

Средний   балл по классу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I   Сформированность личностных УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1   Сформированность учебно-познавательного интереса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2   Принятие и соблюдение норм школьного поведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3   Самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Нравственно-этическая   ориентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5   Эмоциональная отзывчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II   Сформированность регулятивных УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1   Действие целеполагания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2   Действие планирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3  Действия контроля и коррекции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4   Действие оценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5   Саморегуляция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III   Сформированность познавательных УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1   Умение добывать новые знания, находить   ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Умение отличать известное от неизвестного в   ситуации, специально созданной учителем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3   Умение делать выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4 Анализ объектов с целью выделения существенных признаков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5 Группировка и классификация объектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.6 Установление   причинно-следственных связей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.7   Умение выявить аналогии на предметном материале

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.8   Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и   схем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV   Сформированность коммуникативных УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1   Умение работать в паре и группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2   Умение оформлять свою мысль в устной речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3   Умение выразительно читать и пересказывать текст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.4   Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.5   Умение выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя,   оппонента др.) в соответствии с задачами учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных достижений обучающихся. Итоговая оценка за ступень начальной школы.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:1. ...

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Система оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов "Отметка"."

Презентация была создана для выступления на педагогическом совете в ноябре 2014г. Данный материал объясняет систему оценивания устных и письменных работ учащихся начальных классов, утвержденную на мет...

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достижений: оценка достижений и критерии оценки планируемых результатов в начальной школе...

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достижений....

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достиженийСтруктура системы оценкиОценивание духовно-нравственного развития и воспитания – личностных результатов Оценивание формирования учебных универса...

Система оценивания образовательных достижений

Оценивание является постоянным процессом  в образовании детей.В зависи­мости от этапа обучения я использую  диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, ...