Статья об использовании современных информационных технологий в обучении младших школьников.
статья

Короткова Елена Николаевна

Цель использования информационные технологии на уроках  в современном мире. Какую роль выполняют и какое место занимают в образовательном процессе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья об использовании современных информационных технологий в обучении младших школьников.

        Хочется отметить, что осознанным интересом научно- педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования России в большинстве своем на основе информатизации.  Информатизация школы в данное время является одним из приоритетных направлений. При информатизации должна необходимо сочетать традиционные составляющие учебного процесса и новые информационные технологии, новые взаимоотношения учащихся, учителя и образовательной среды.

        Мы живем в мире новых информационных технологий, поэтому возникает и потребность человека занять свое место в социуме и приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике.

         Цель современного урока – формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата. При формулировке целей они определяются в терминах субъектной позиции учащихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности. Большие возможности для ее реализации заложены в использовании компьютера, экрана. Уроки, проводимые с их использованием, в силу своей наглядности, красочности и простоты приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся начальных классов при воспитании учебного материала.

        Мультимедиа – это представление объектов и процессов нетрадиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, интерактивных упражнений.

        Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, выходят к доске, проявляют интерес к изучаемому материалу.

        Здесь мы имеем два преимущества: качественное и количественное.

        Качественно новые возможности очевидны, если сравнить непосредственно словесное описание с непосредственным аудиовизуальным представлением.

        Количественные преимущества выражаются в том, что среда мультимедиа много выше по информационной плотности. Мультимедиа-технологий предполагает: совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока; усилении мотивации учения; повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий; демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры. Такие уроки решают такие дидактические задачи как:

- усвоить базовые знания по предмету;

-систематизировать усвоенные знания;

- сформировать навыки самоконтроля;

- сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;

- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Данную технологию я рассматриваю как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20% увиденного. Я применяю в своей практике аудио и видеоинформации, что повышает запоминаемость до 40-50%. А применяя еще и практические интерактивные задания, давая выполнять их детям, уровень запоминаемости повышается еще на 30%. Тем самым процесс обучения становится более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30 %, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

 Структура урока принципиально не изменяется на таких уроках. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменяя только их временные характеристики.

         С помощью презентации я использую разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную, работу в парах. Таким образом происходит соответствие триединой дидактической цели урока. Образовательный аспект: учащие воспринимают учебный материал, осмысливают связь и отношения в объектах изучения. Развивающий аспект: развивается познавательный процесс, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизируется творческая деятельность учащихся. Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умение четко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

         Мультимедийные технологии могут быть использованы:

-Для обозначения темы, где кратко изложены ключевые моменты проблемного вопроса.

- «РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ» Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре".

- «СИТУАЦИЯ ЯРКОГО ПЯТНА» Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

- «ГРУППИРОВКА» Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается учащимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

- «ОБСУЖДЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ» Я вместе с учащимися обсуждаем вопрос: насколько качественно выполнено домашнее задание, использовав современные информационные технологии.

- «КРОССВОРД» Кроссворды на уроке как интерактивное задание на «экране» – это актуализация и закрепление знаний, привлечение внимания к материалу, интеллектуальная зарядка в занимательной форме. Учащиеся любят разгадывать загадки, ребусы и кроссворды.

- «РАБОТА С ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ» Для учащихся работа с Интернет-ресурсами – это доступ к огромному количеству необходимого иллюстративно информационного материала, которого катастрофически не хватает в библиотеках. Это, прежде всего, толчок к самообразованию и активизации познавательной деятельность учащихся, а также и выбор, которого ребята не имеют, работая только с учебником и многое другое.

        В современном подходе обучения особый акцент ставится на собственную деятельность учащихся по поиску, осознания и переработки новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

        Опыт организации учебного процесса при использовании ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа и информации. Таким образов мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать процесс обучения младших школьников более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся.

Используемая литература:

  1. Голованова Н.Ф. Общая педагогика
  2. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Педагогическое общество России.
  3. Щуркова Н.Е. Педагогическое общество России.
  4. http://umzosp.ru/files/sovr_ur_po_fgos.pdf МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС
  5. http://uspenka.ucoz.ru/FGOS/urok_po_fgos.pdf Урок в соответствии с ФГОС

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные педагогические технологии в обучении младших школьников».

выступление на ШМО учителей начальных классов)...

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...

Мастер-класс по теме: "Использование современных информационных технологий в обучении младших школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО "

Материал содержит подробное описание проведения мастер-класса с использованием интерактивной доски и программного обеспечения  SMART Notebook 10. Раскрыты основные технологические приёмы для созд...

Современные педагогические технологии в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС

Задача системы образования - делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные ...

Использование современных педагогических технологий в обучении младших школьников как средство повышения качества урока

В статье рассказывается о личном опыте работы с младшими школьниками. Об использовании инновационных педтехнологий в построении уроков....