Использование современных педагогических технологий в обучении младших школьников как средство повышения качества урока
статья на тему

Шерстобитова Инна Эмильевна

В статье рассказывается о личном опыте работы с младшими школьниками. Об использовании инновационных педтехнологий в построении уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических технологий в обучении младших школьников как средство повышения качества урока

          Использую в образовательном процессе педтехнологии, обеспечивающие реализацию  системно-деятельностного подхода в образовательном процессе, согласно требованиям ФГОС. Современные образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.

Любой учитель ищет свои пути, с годами вырабатывает и использует приемы активизации мыслительной деятельности на уроках. У каждого учителя есть право на творчество, есть своя методическая копилка.

Я думаю, что для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе  необходимо использовать современные образовательные технологии.

Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие личностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.

Рассмотрим несколько технологий.

  1. Технология проблемного обучения

Технология   проблемного обучения – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью  проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер  Данную технологию чаще всего использую  при объяснении новой темы на любом уроке. Это может быть кусочек грунта величиной см на см. Вопрос классу: что общего между этим кусочком земли и городом Москвой? Это вступительный вопрос к теме «Почва» по окружающему миру. 2 класс. Проблема: у нас в лесах развелось очень много волоков, лис, медведей. О чем это говорит? Одна из проблемных задач на уроке окружающего мира. Проблемные вопросы, требующие диалога, - неотъемлемая часть каждого урока.  Преодолевая посильные трудности, учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

"Скажи мне, и я забуду. 
Покажи мне, – я смогу запомнить. 
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".

(Конфуций)

2. Исследовательская работа.

Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

Исследование – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. На уроках окружающего мира мы проводим мини-исследования : как осенью деревья теряют свои листья(наблюдение), исследуем и фотографируем узоры снежинок на рукавичках. Любое упражнение по русскому языку можно превратить в исследование.  Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. Особенно проектно-исследовательская деятельность широко мною практикуется на занятиях по внеурочной деятельности. Чтобы знать,  нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению, обобщать.

3.Здоровьесберегающие технологии.

В современном мире необходимо большое внимание уделять здоровью ребенка. Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ.  Так, на письменных уроках необходимо уделить внимание и устной работе: на русском языке- выразительному чтению, разыгрыванию диалогов, необходимо включать в урок занимательные материалы, игровые минутки. На математике- включать познавательный материал. На всех уроках соблюдать динамические паузы. Перед уроками- обязательная зарядка.

4. Дифференцированное обучение- использование на уроках разноуровневых заданий -также способствует сохранению здоровья учащихся, как физического, так и эмоционального.

Нельзя забывать, что учителю нужно многое делать, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. В ходе работы с классом выяснилось, что для довольно большой группы детей характерно проявление нарушения поведения: невнимательность, отвлекаемость, гиперактивность, импульсивность, что свидетельствовало о специфическом нарушении психического здоровья - синдроме дефицита внимания(СДВ). Для сохранения психического здоровья этой группы детей, корректировки их поведения регулярно совместно со школьным психологом готовила и проводила родительские собрания по теме «Психологическая поддержка ребёнка в процессе развития внимания», использовала методические рекомендации М.М.Безруких.

5.  Широко в своей практике применяю обучение в сотрудничестве (групповая работа). Начало работы было положено с работы в парах в первом классе. Затем групповые формы работы широко практиковались на внеурочных занятиях, при проведении классных мероприятий. При этом часто именно при групповой работе эффективно проблемное обучение. Хорошие результаты дают групповые работы на технологии и уроках ИЗО, когда ребята в совместном творчестве рождают свой «шедевр». Это и коммуникация, и сотрудничество, и формирование коллектива. Нет отстающих- у каждого ребенка своя задача, а результат общий. Создается ситуация успеха. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности). Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

6. Игровые технологии .Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.   Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д. Это и разыгрывание сценок на уроках русского языка и литературного чтения, и игра в слова на уроках окружающего мира и математики. Математические шутки, составление задач для определенных литературных героев. Составление маршрута на уроках окружающего мира. Игра на уроке- это и перевоплощение в какого-то героя или человека. Например, на уроке окружающего мира: Представьте себе,  что вы- древний человек, попавший в наше время. Что удивит вас больше всего? Или: вы- экскурсовод в стране сказок. Куда вы поведете своих экскурсантов? Создание игровых ситуаций- это поле для фантазии учителя. Чем более творческий учитель. Тем здоровее и веселее его дети.

6.Использую информационно-коммуникативные технологии на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности:

- Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала.  

- Применяю обучающие программы «Весёлые уроки. Математика», «Весёлые уроки. Русский язык», «Природа, Человек, общество»

- Использую программы для демонстрации наглядного материала «Занимательные задания», «Занимательный окружающий мир», «Энциклопедия».

- По возможности применяю на уроке компьютерные тесты и диагностические комплексы, что позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

7. На многих уроках, особенно обобщающих, использую технологию творческой мастерской. Это, как правило, интегрированные уроки. Стараюсь выходить за рамки учебника: на уроках литературного чтения привлекать кинематографический материал, музыку, живопись. На уроках окружающего мира- научно-популярные фильмы. Создаем в условиях творческих мастерских афиши, плакаты, путеводители, сочиняем свои сказки.

8. Очень широко во внеурочной деятельности использую проектную методику . Особенно при проведении кружка «Мой Десногорск». Различные мини-проекты «Мир вокруг нас» мы готовим со школьниками и на уроках. Один из последних проектов – «Зимнее чудо». На уроках литературного чтения мы поставили перед собой задачу: создать альбом сочинений о зимней красоте. Для этого анализировали произведения, посвященные зиме, описывали собственные ощущения от прихода зимы. Рисовали картины. Дома каждый подготовил красочно оформленную страничку нашего общего альбома. Этот проект будет представлен на классном стенде, работы зачитаны в классе. Все они заслуживают высокой оценки и станут страницей Портфолио ученика.

Нужно заметить, что нельзя урок построить с применением только одной технологии. На грамотном интересном уроке мы видим и проблемные моменты, и игровые технологии, и разноуровневые задания, и каждый урок должен быть здоровьесберегающим. Тогда грамотная, социально адаптированная личность выйдет со школы.

 

Список литературы:

  1.  Амонашвили Ш.А. Гуманно личностный подход к детям. - М., 1996. - 231с.
  2. Бутузов И.Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке. Новгород, 1972. - 72с.
  3. Гильбух Ю.З. Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к слабоподготовленным ученикам. Киев, 1985. - 176с.
  4. Дик Ю.И., Орлов В.А. Дифференциация обучения и работа с одаренными школьниками на современном этапе развития школы. Перспективы общего и среднего образования. М., 1998. - 234с.
  5. Дифференцированный подход в процессе учебно-воспитательной работы в начальной школе. -М., 1983. 168с.
  6. Осмоловская И.М. Дидактические принципы организации дифференцированного обучения в школе. М: ИТОП РАО, 2001. -196с.
  7. Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении. /АПН СССР.- М., 1989.-65с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные педагогические технологии в обучении младших школьников».

выступление на ШМО учителей начальных классов)...

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...

Современные педагогические технологии в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС

Задача системы образования - делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные ...

«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

laquo;Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников». Представление педагогического опыта на конкурсе "Учитель года 2016 г." номинация "Педа...

«Системно – деятельностный подход в обучении младших школьников как средство повышения качества знаний в условиях ФГОС»

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....