Речь- канал развития интеллекта.
материал

Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Речь – это канал развития интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech-razvitie_intellekta.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речь- канал развития интеллекта.

     Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Поэтому я. стараюсь увлечь детей изучением языка. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях начальной школы. Здесь закладываются основы языковой культуры. Главная задача, которую я ставлю перед собой – научить детей мыслить, рассуждать. А размышляет лишь тот, кто умеет говорить. Большинство направлений работы по развитию речи  провожу на самых разных уроках.

     Существует несколько условий развития речи. Это и наличие хорошей речевой среды для учащихся, и обеспечение усвоения школьниками достаточного лексического запаса, и создание речевых  ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся. Последнее условие в сочетании с сотрудничеством даёт неплохие результаты. Сотрудничество в учебном процессе представляет собой разветвлённую сеть взаимодействия: учитель-ученик, ученик-ученик, общегрупповое взаимодействие учеников.                        

        Начинаю работу с 1 класса со стиля отношения учителя и ученика. Очень важен тон общения, важно вовремя похвалить ученика, как за правильный ответ, так и за смелость высказывания своего мнения, даже идущего вразрез с мнением других.      

   С 1 класса начинаю учить учеников работать в паре. Этот вид работы, на мой взгляд, является одним из наиболее эффективным. В паре могут успешно работать сильные и слабые ученики. Важно, что парная работа приучает учащихся внимательно слушать ответ товарища. Обеспечивает регулярное общение учащихся друг с другом на уроке и значительно повышает речевую и мыслительную активность каждого ученика в благоприятных для него условиях при полной релаксации.Работа в группе учит школьника вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения.

 Основная цель всех видов работы по развитию речи– это умение составлять текст (прозаический, стихотворной формы), а точнее, выражать свои мысли, знания, чувства в развёрнутых высказываниях.

        В обучении детей связной речи использую материалы разных источников: собственный опыт жизни школьников, их наблюдения, материал, почерпнутый ими из книг, из рассказов учителя, различные картины и т. д., разные жанры, стили, монологические и дидактические речи.

На уроках. формирую у учащихся качества «хорошей речи»:

  • Содержательность, актуальность;
  • Логичность, чёткость построения, обоснованность и доказательность;
  • Выразительность как устной, так и письменной речи;
  • Ясность;
  • Чистота языка.

 Большую часть времени отвожу активной, речевой деятельности учащихся. Дети учатся говорить, слушать, сочинять, рассуждать, доказывать.

   Сочинение для детей должно иметь определённый жизненный смысл, поэтому я. начинаю писать с ними сочинения тех жанров, которые им близки, интересны, а также те, которые помогут учащимся приобрести новый для них речевой опыт. Одним из таких жанров являются путаницы. Написанию сочинения предшествует долгая подготовительная работа. Речевые упражнения, начинаясь в первом классе в виде небольших устных сообщений или эмоциональных рассказов («Рассказы о животных») постепенно перерастают в серьёзную умственную работу, планируемую учителем. Эта творческая работа требует самостоятельность школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Начиная с первого класса, ученики учатся рифмовать слова.

В первом классе я учу детей рассказывать на данную тему, строить правильно предложения, выбирать слова, т.к. язык первоклассников ситуативен, носит следы бытовой речи. Однако рассказики высоко эмоциональны.

   На первом этапе сочинения стихи очень примитивны, но они действительно отражают детские интересы, их образ мыслей.

       К концу 4класса ребята научились составлять кроссворды и ребусы на заданную тему, что говорит об обогащении словарного запаса и интеллекта детей. легко ориентируются в выборе слов, оборотов речи и предложений, обдумывании композиции рассказа, отборе материала, установлении логических связей – что говорит о целенаправленной работе которая к четвёртому классу достигла поставленной цели.

      Учащиеся выпустившегося класса(2002-2006г.г.) занимали призовые места в школьных, районных, областных творческих конкурсах – это:

  • сообщение «Когда гремели пушки, музы не молчали» Степанова А. (школьные конкурсы);
  • сочинение стихотворений: Гених П. «Чтобы помнили»; Арсланова Л., РусаковА.,Степанов С., Богданов С. – стихотворения «О маме» (районный конкурс);
  • написание реферата «Слава о них не померкнет» Свекровина Л. (областной конкурс)

       С ребятами нового набора (2006г.) мы тоже начали работу по формированию у них качеств«хорошей речи».У нас пополняется копилка детских творческих работ.Выпустили первый коллективный сборник сказок о солнышке..Начинаем принимать участие в творческих конкурсах. Есть уже первые победы: Iместо-СтепановЖ., IIместо РубановаВ., III-место-Андронова.Н.(районный конкурс сочинения стихов о ПДД). Пробуем свои силы в областном творческом конкурсе « Рукописная книга»( Степанов Ж., Лобин Н., Шаранов С.)

           Исходя из всего выше сказанного, из цели, которую ставлю перед собой, я использую технологии, предлагающие построения учебного процесса на:

-проблемной основе (Л.В.Занкова),

-опережающей основе (С.Н.Лысенкова),

-учебное взаимодействие.

          Если у ученика нет своего взгляда, не развита самостоятельность суждений, у него вряд ли разовьётся глубокий интерес к какой-либо области знаний. Учитель обязан создавать условия для проявления детьми творчества, побуждать учащихся самостоятельно думать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Развитие интеллекта при обучении информатике в начальной школе

На систему школьного образования возлагается ответственность за организацию учебного процесса, обеспечивающего интеллектуальное развитие ученика, создающего условия для проявления индивидуальных особе...

Развитие интеллекта детей на уроке

Развитие логического мышленния детей на уроке...

Речевое развитие на уроках русского языка как канал развития интеллекта у учащихся с ЗПР

     Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут, и поэтому развитие и усвоение их – задача школы. Основная педагогическая идея опыта заключается в работе...