Программа работы с обучающимися, испытывающими трудности в обучении
рабочая программа (4 класс)

Болонкина Евгения Николаевна

Краткосрочная программа работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении (4 класс). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_so_slabouspevayushchimi_uchenikami.docx39.66 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

индивидуальной работы

со слабоуспевающими учащимися

4-е класса

на 2021 – 2022 уч.г.

Составитель

учитель начальных классов

Болонкина Е.Н.


Пояснительная записка

Одной из важнейших задач современного образования в соответствии с ведением  Федерального государственного стандарта начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития  всех обучающихся, включая и тех, кто испытывает трудности в освоении учебной программы.

Слабоуспевающими принято считать обучающихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими обучающимися всех служб образовательного учреждения.

Важна специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное внимание со стороны учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые включена продуманная система помощи ребенку, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку приемов и навыков.

Цель программы: создание условий для оптимального развития учащихся, имеющих низкие интеллектуальные способности и низкую мотивацию к учебной деятельности.

Для реализации поставленной цели в начале учебного года проводится анализ результатов входных диагностических контрольных работ, выявление учащихся, испытывающих затруднения, анализ причин неуспеваемости учащихся, определение путей преодоления трудностей.

Задачи программы:

- формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду;

- повышать ответственность родителей за обучение детей;

- формировать комплексную систему работы со слабоуспевающими учащимися;

- создавать условия для успешного индивидуального развития ребенка;

- создавать ситуацию успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

- пробуждать природную любознательность;

- вовлекать учащихся в совместный поиск форм работы, видов деятельности;

- создавать максимально благоприятные взаимоотношения учителя и учащихся со слабым учеником.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

 Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий  в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательной деятельности.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

 Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  1. Освоение основной образовательной программы;
  2. Повышение учебной мотивации младших школьников;
  3. Повышение активности учащихся при взаимодействии с участниками образовательной деятельности;

Педагогические технологии, используемые при работе:

  • индивидуализация образовательного процесса;
  • обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
  • диалоговая форма обучения;
  • игровые формы;
  • памятки, карточки, творческие задания.

Планирование различных видов дифференцированной помощи:

1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.

2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т.д.)

3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц, схем.

4. Указание алгоритма решения или выполнения задания.

5. Указание аналогичной задачи, решенной ранее.

6. Объяснение хода выполнения подобного задания.

7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение основного задания.

8. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.

9. Выдача ответа или результата выполнения задания.

10. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.

11. Постановка наводящих вопросов.

12. Указание правил, на основании которых выполняется задание.

13. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

14. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

При работе со слабоуспевающими учащимися необходимо учитывать следующее:

1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4.Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросами учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах.

8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, при необходимости предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.

Список слабоуспевающих учащихся 4 класса

на 2021-2022 учебный год

Математика (Русский язык)

Причины слабой успеваемости

    Ф.И.  учащихся

Причины слабой      успеваемости

        Пути решения

Систематическое невыполнение домашних заданий, рассеянное внимание, слабый контроль со стороны родителей.

Контроль за выполнением домашних заданий,

индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями.

Слабый уровень знаний за 3 класс,

нерегулярное выполнение домашних заданий, рассеянное внимание, дефект речи.

Контроль за выполнением домашних заданий,

индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями.

Рассеянное внимание, слабый контроль со стороны родителей.

Контроль за выполнением домашних заданий,

индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями.

                                        План работы со слабоуспевающими учащимися

 №

                                         Мероприятия

    Сроки реализации

  1.

Контрольный срез знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала за предыдущий учебный год для определения фактического уровня знаний детей, выявления пробелов в знаниях учащихся.

Сентябрь

  2.

Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях, выявленных в ходе контрольных работ.

В течение учебного года

  3.

Беседы со школьными специалистами, родителями и самими учащимися для установления причин отставания слабоуспевающих учащихся.

В течение учебного года

  4.

Дифференцированный подход при организации сам. работы на уроке с фиксированием в плане урока.

В течение учебного года

  5.

Различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный) для объективности результата.

В течение учебного года

  6.

Систематическое определение уровня знаний по каждой теме

(опрашивать регулярно) со своевременным выставлением оценок, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученику. В течение года же не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года

  7.

Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года

  8.

Обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса (по возможности вести тематический учет знаний по предмету обучающихся всего класса).

В течение учебного года

  9.

Дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих учащихся с обучением навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года

План работы со слабоуспевающими (неуспевающими) учащимися

4 класса

на 1 четверть 2021-2022 учебного года

Ф.И.О.

слабоуспевающих учащихся

   Предмет

               Планируемые

               мероприятия

Сроки

исполнения

Математика

Русский язык

Выявление причин неуспеваемости.

Индивидуальные беседы.

  Сентябрь

Контрольный срез знаний за предыдущий год.

Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях.

  Сентябрь

Беседы со школьными специалистами для установления причин отставания

Сентябрь

Беседы с родителями и слабо-

успевающими учащимися.

Консультации

Сентябрь - октябрь

Дифференцированные задания

при организации сам. работы.

Сентябрь - октябрь

Различные виды опроса на уроках. (Устный, письменный, индивидуальный).

Сентябрь - октябрь

Систематическое определение

уровня знаний по каждой теме.

Сентябрь - октябрь

Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости.

Сентябрь - октябрь

Тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся.

Сентябрь - октябрь

Дополнительные (индивидуальные) занятия со слабоуспевающими учащимися.

Сентябрь - октябрь


План работы со слабоуспевающими (неуспевающими) учащимися

4 класса

на 2 четверть 2021-2022 учебного года

Ф.И.О.

слабоуспевающих учащихся

Предмет

Планируемые

мероприятия

Сроки

исполнения

 

Математика

Русский язык

Контрольные срезы по темам.

Ноябрь – декабрь

Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях.

Ноябрь - декабрь

Беседы со школьными специалистами для установления причин отставания

Ноябрь

Беседы с родителями и слабо

успевающими учащимися.

Декабрь

Дифференцированные задания

при организации сам. работы.

Ноябрь - декабрь

Различные виды опроса на уроках. (устный, письменный, индивидуальный).

Ноябрь - декабрь

Систематическое определение

уровня знаний по каждой теме.

Ноябрь - декабрь

Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости.

Ноябрь - декабрь

Тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся.

Ноябрь - декабрь

Дополнительные (индиви-дуальные) занятия со слабоуспевающими учащимися.

Ноябрь - декабрь


План работы со слабоуспевающими (неуспевающими) учащимися

4 класса

на 3 четверть 2021-2022 учебного года

Ф.И.О.

слабоуспевающих учащихся

Предмет

(учитель)

Планируемые

мероприятия

Сроки

исполнения

 

Математика

Русский язык

Выявление причин неуспеваемости. Индивидуальные беседы.

Январь - март

 Контрольные срезы по темам. Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях.

Январь

Беседы со школьными специалистами для оказания помощи слабоуспевающим учащимся и их родителям.

Январь - март

Собеседование с родителями и слабоуспевающими учащимися.

Консультации

Январь - март

Дифференцированные задания

при организации сам. работы.

Дифференцированные домашние задания.

Январь - март

Различные виды опроса на уроках.(устный, письменный, индивидуальный).

Январь - март

Систематическое определение

уровня знаний по каждой теме.

Определение динамики уровня знаний.

Январь - март

Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости.

Январь - март

Тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся.

Январь - март

Дополнительные (индивидуальные) занятия со слабоуспевающими учащимися.

Январь - март


План работы со слабоуспевающими (неуспевающими) учащимися

4 класса

на 4 четверть 2021-2022 учебного года

Ф.И.О.

слабоуспевающих учащихся

Предмет

(учитель)

Планируемые

мероприятия

Сроки

исполнения

Математика

Русский язык

Выявление причин неуспеваемости. Индивидуальные беседы.

Апрель - май

 Контрольные срезы по темам. Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях.

Апрель - май

Беседы со школьными специалистами для оказания помощи слабоуспевающим учащимся и их родителям.

Апрель - май

Собеседование с родителями и слабоуспевающими учащимися.

Консультации

Апрель - май

Дифференцированные задания

при организации сам. работы.

Дифференцированные домашние задания.

Апрель - май

Различные виды опроса на уроках.(устный, письменный, индивидуальный).

Апрель - май

Систематическое определение

уровня знаний по каждой теме.

Определение динамики уровня знаний.

Апрель - май

Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости.

Апрель - май

Тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся.

Апрель - май

Дополнительные (индивидуальные) занятия со слабоуспевающими учащимися.

Апрель - май


План проведения индивидуальных занятий

со слабоуспевающими учащимися 4 класса

на 2021-2022 учебный год

Предмет:                                      РУССКИЙ ЯЗЫК

                                    Тематика занятий

     Сроки     реализации

1 четверть

1.Текст. Типы текстов.

Сентябрь

2.Предложение. Виды предложений. Основа предложения.

Сентябрь

3.Однородные члены предложения.

Сентябрь

4.Сложное предложение.

Сентябрь

5.Слово.Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.

Октябрь

6.Состав слова.

Октябрь

7.Части речи.

Октябрь

2 четверть

8.Имя существительное.

Ноябрь

9.Три склонения имен существительных.

Ноябрь

10. Три склонения имен существительных.

Ноябрь

11.Определение склонения имен существительных.

Ноябрь

12.Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных.

Ноябрь

13. Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных.

Декабрь

14.Склонение имен существительных во множественном числе.

Декабрь

15. Имя прилагательное. Род и число имен прилагательных.

Декабрь

3 четверть

16.Правописание окончаний имен прилагательных.

Январь

17. Правописание окончаний имен прилагательных.

Январь

18.Склонение имен прилагательных женского рода.

Февраль

19.Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Февраль

20.Имя прилагательное. Повторение.

Февраль

21.Местоимение. Личные местоимения.

Февраль

22.Местоимение. Повторение.

Февраль

23.Глагол. Изменение глаголов по временам.

Март

24.Спряжение глаголов.

Март

4 четверть

25.Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Апрель

26.Правописание глаголов в прошедшем времени.

Апрель

27.Глагол. Повторение.

Апрель

28.Части речи. Повторение.

Май

29.Распознавание орфограмм в словах различных частей речи.

Повторение и обобщение материала.

Май

Предмет:                       МАТЕМАТИКА

                                    Тематика занятий

     Сроки     реализации

1 четверть

1.Нумерация чисел в пределах 1000.

Сентябрь

2.Арифметические действия. Сложение и вычитание.

Сентябрь

3.Арифметические действия. Умножение и деление.

Сентябрь

4.Умножение и деление. Порядок выполнения действий.

Сентябрь

5.Многозначные числа. Запись и сравнение чисел.

Октябрь

6.Умножение и деление на 10, 100. 1000.

Октябрь

7.Единицы длины, площади.

Октябрь

8.Многозначные числа. Повторение.

Октябрь

2 четверть

9.Многозначные числа. Единицы массы, времени.

Ноябрь

10.Многозначные числа. Устные и письменные приемы вычислений.

Ноябрь

11.Решение задач.

Ноябрь

12.Решение задач.

Ноябрь

13.Сложение и вычитание многозначных чисел.

Декабрь

14.Письменные приемы умножения.

Декабрь

15.Письменные приемы деления.

Декабрь

16.Умножение и деление. Повторение.

Декабрь

3 четверть

17.Умножение и деление на однозначное число.

Январь

18.Решение задач на движение.

Январь

19.Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

Январь

20.Перестановка множителей.

Февраль

21. Деление с остатком.

Февраль

22.Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Февраль

23.Умножение и деление. Повторение.

Февраль

24.Письменное умножение на двузначное число.

Март

25. Письменное умножение на трехзначное число.

Март

26.Письменные случаи деления.

Март

                     4 четверть

27.Письменное деление на двузначное число.

Апрель

28.Закрепление изученного. Решение задач.

Апрель

29.Письменное деление на трехзначное число.

Апрель

30.Деление с остатком.

Апрель

31.Умножение и деление. Повторение.

Май

32.Сложение и вычитание. Повторение.

Май


Календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий

                          со слабоуспевающими учащимися 4 класса

                                         на 2021-2022 учебный год

Предмет:                     Математика

Учащиеся:

                   Тематика занятий

          Дата

  План

  Факт

                                   1 четверть

1.Нумерация чисел в пределах 1000.

2.Арифметические действия. Сложение и вычитание.

3.Арифметические действия. Умножение и деление.

4.Умножение и деление. Порядок выполнения действий.

5.Многозначные числа. Запись и сравнение чисел.

6.Умножение и деление на 10, 100. 1000.

7.Единицы длины, площади.

8.Многозначные числа. Повторение.

                     2 четверть

9.Многозначные числа. Единицы массы, времени.

10.Многозначные числа. Устные и письменные приемы вычислений.

11.Решение задач.

12.Решение задач.

13.Сложение и вычитание многозначных чисел.

14.Письменные приемы умножения.

15.Письменные приемы деления.

16.Умножение и деление. Повторение.

                     3 четверть

17.Умножение и деление на однозначное число.

18.Решение задач на движение.

19.Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

20.Перестановка множителей.

21. Деление с остатком.

22.Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

23.Умножение и деление. Повторение.

24.Письменное умножение на двузначное число.

25. Письменное умножение на трехзначное число.

26.Письменные случаи деления.

                     4 четверть

27.Письменное деление на двузначное число.

28.Закрепление изученного. Решение задач.

29.Письменное деление на трехзначное число.

30.Деление с остатком.

31.Умножение и деление. Повторение.

32.Сложение и вычитание. Повторение.

33.Геометрические фигуры. Величины. Повторение.

Календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий

со слабоуспевающими учащимися 4 класса

на 2021-2022 учебный год

Предмет:        Русский язык.

Учащиеся:

                                    Тематика занятий

      Дата

  План

  Факт

1 четверть

1.Текст. Типы текстов.

2.Предложение. Виды предложений. Основа предложения.

3.Однородные члены предложения.

4.Сложное предложение.

5.Слово.Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.

6.Состав слова.

7.Части речи.

2 четверть

8.Имя существительное.

9.Три склонения имен существительных.

10. Три склонения имен существительных.

11.Определение склонения имен существительных.

12.Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных.

13. Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных.

14.Склонение имен существительных во множественном числе.

15. Имя прилагательное. Род и число имен прилагательных.

3 четверть

16.Правописание окончаний имен прилагательных.

17. Правописание окончаний имен прилагательных.

18.Склонение имен прилагательных женского рода.

19.Склонение имен прилагательных во множественном числе.

20.Имя прилагательное. Повторение.

21.Местоимение. Личные местоимения.

22.Местоимение. Повторение.

23.Глагол.Изменение глаголов по временам.

24.Спряжение глаголов.

4 четверть

25.Правописание безударных личных окончаний глаголов.

26.Правописание глаголов в прошедшем времени.

27.Глагол. Повторение.

28.Части речи. Повторение.

29.Распознавание орфограмм в словах различных частей речи. Повторение и обобщение материала.


Индивидуальная карта обучающегося

_________________________________________________________________________

Класс_________

Предмет___________________________________________

Ф.И.О. учителя_____________________________________

п/п

Дата

Тема

Форма проведения

Виды заданий

Результат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психокоррекционная программа для младших школьников, испытывающих трудности в обучении и поведении на начальном этапе обучения

Система психокоррекционной работы со школьниками 7-10 лет, имеющими трудности в обучении и поведении, разработана кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой. Данная система взята за основу ...

Особенности работы с детьми, испытывающими трудности в обучении

Особенности работы с детьми,  испытывающими трудности в обучении...

«Формы и деятельность учителя при работе с детьми, испытывающими трудности в обучении. Рекомендации для педагогов»

В данной работе отражены формы и деятельность учителя начальных классов со слабыми детьми в обучении....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ....

Программа логопедического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ в условиях реализации ФГОС НОО

Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениям...

Рекомендации по работе со школьниками, испытывающими трудности в обучении

В презентации представлены рекомендации  по психолого-педагогическому сопровождению неуспевающих школьников....