Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Почемучки»
рабочая программа (2, 3 класс)

Направленность программы: естественнонаучная.

Актуальность данной программы. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического обучения является младший школьный возраст. Дети приобретают экологические знания и применяют их в практической деятельности. Игры и опыты с водой, воздухом, песком, снегом, объектами растительного и животного мира служат теми методами, при помощи которых учащиеся знакомятся с окружающим миром, решают проблемные ситуации, делают умозаключения.

Отличительные особенности программы:

  • обеспечение ситуаций успеха каждому ребёнку;
  • многообразие видов активной познавательной деятельности учащихся;
  • индивидуализация образовательной деятельности и возможность работать в группе при желании;
  • создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой и поисковой активности;
  • организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляции активной коммуникации;
  • формирование элементарных трудовых навыков детей в природе;
  • организация проектно-исследовательской деятельности;
  • привлечение родителей детей в активную совместную познавательную деятельность.

Адресат учащихся: программа разработана для обучающихся 7-11 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimadieva_na_pochemuchki_2022.docx455.1 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Мария\Desktop\Медведева\ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ\Точка роста\Ундоровский лицей\Рабоче программы\2022-2023 учебный год\Титульник\Почемучки.jpg

Содержание

Раздел 1.Комплекс  основных  характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы        3

1.1.Пояснительная записка        3

1.2.Цель и задачи        4

1.3.Содержание программы        4

1.4.        Планируемые результаты        8

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических  условий        9

2.1.Календарный учебный график        9

2.2.Условия реализации программы        13

2.2.1. Материально-техническое обеспечение:        13

2.2.2. Программно-методическое обеспечение:        13

2.3. Формы аттестации        13

2.4. Оценочные  и методические материалы        13

3.Список литературы        15


Раздел 1.Комплекс  основных  характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

1.1.Пояснительная записка

Нормативно-правовое обеспечение программы. В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:

•        Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);

•        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

•        Концепция развития дополнительного образования детей от  04.09.2014 № 1726;

•        Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

•        СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

•        Устав МОУ Ундоровского лицея.

Направленность программы: естественнонаучная.

Актуальность данной программы. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического обучения является младший школьный возраст. Дети приобретают экологические знания и применяют их в практической деятельности. Игры и опыты с водой, воздухом, песком, снегом, объектами растительного и животного мира служат теми методами, при помощи которых учащиеся знакомятся с окружающим миром, решают проблемные ситуации, делают умозаключения.

Отличительные особенности программы:

  • обеспечение ситуаций успеха каждому ребёнку;
  • многообразие видов активной познавательной деятельности учащихся;
  • индивидуализация образовательной деятельности и возможность работать в группе при желании;
  • создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой и поисковой активности;
  • организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляции активной коммуникации;
  • формирование элементарных трудовых навыков детей в природе;
  • организация проектно-исследовательской деятельности;
  • привлечение родителей детей в активную совместную познавательную деятельность.

Адресат учащихся: программа разработана для обучающихся 7-11 лет.

Объем программы:  общее количество часов - 72.

Форма обучения:  очная.

Виды занятий: практические занятия, исследовательская работа, игровые технологии обучения.

Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения. В объединение принимаются все желающие.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: основная форма организации образовательной деятельности дополнительного образования – учебное  занятие Учебный год в объединении по интересам начинается 1 сентября и заканчивается  31 мая. Для учебных занятий используются специально предусмотренные распорядком дня часы во второй половине дня. Продолжительность учебного занятия - 45 минут.

                                                   1.2.Цель и задачи

Цель: сформировать у детей системы элементарных естественно - научных знаний и представлений, отражающих важнейшие зависимости и закономерности в области живой и неживой природы.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять и углублять знаний детей об окружающем мире через беседы, экологические фильмы, игры, экскурсии в природу, наблюдения и опыты;
  • Сформировать у обучающихся знания научных основ охраны окружающей среды и здоровья человека, а также рационального использования природных ресурсов;
  • Ознакомить с методами исследований, обучить умению выбирать и использовать конкретные методы и методики;
  • Научить обучающихся умениям и навыкам выполнения простейших видов экологических исследований и основам проектной деятельности.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес, наблюдательность и любознательность к изучению природы;
  • Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой растений, изяществом и грацией животных;
  • Развивать мышление, фантазию, речь и игровые навыки работы;
  • Развивать желание узнавать, делиться своими маленькими открытиями.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе;
  • Воспитывать желание трудиться;
  • Воспитывать желание делать добро;
  • Воспитывать интерес к своему краю.

                                                 1.3. Содержание программы

Программа включает в себя следующие разделы:

«Удивительное рядом»: раздел  направлен на то, чтобы  ввести обучающихся в мир сложных взаимоотношений живой и неживой природы, человека и окружающей среды и познакомить с разнообразием растительного и животного мира своей малой родины, а также помочь осознать необходимость сохранения и охраны природы родного края;

«Основы экологических знаний»:  подводит обучающихся к выводу, о том, что планета Земля – дом человечества и всех живых существ, что в этом доме есть все природные условия, необходимые для жизнедеятельности живых организмов. Этот модуль основывается на фенологических наблюдениях и элементарных исследованиях за природой своей местности и своего края. Занятия помогают ребятам применять на практике полученные знания об охране природы, умения наблюдать и экспериментировать в природе, а также разрабатывать исследовательские и экологические проекты;

«Натуралист - исследователь»: отражает важные для каждого человека темы, поскольку его жизнь, деятельность и здоровье связаны с окружающей средой, её состоянием. Также раскрывается жизнедеятельность и взаимодействие живых организмов в естественной природе, в конкретных местах их обитания – в природных и в искусственных сообществах. Осуществляется практическая деятельность с обучающимися по мониторингу окружающей среды своей местности через учебно-исследовательскую деятельность. Эта деятельность будет способствовать социализации детей, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции.

1.3.1. Учебный план

№  п/п

Количество часов

Формы аттестации

(контроля)

Наименование раздела, темы

Всего

Теория

Практика

1

Раздел 1. Удивительное рядом

20

10

10

1.1.

Тема 1. Я  и мир вокруг меня

4

2

2

Выставка рисунков

1.2.

Тема 2. Как человек познает окружающий мир

4

2

2

Защита проекта (Поделки из природного материала)

1.3.

Тема 3. Человек и флора

4

2

2

Защита проекта (Гербарий «Растение моего сада (огорода).

1.4.

Тема 4. Человек и фауна

8

4

4

Фотоконкурс «Мое любимое животное».

2

Раздел 2. Основы экологических знаний

32

14

18

2.1

Тема 1. Мир космоса

2

1

1

Конкурс рисунков  «Звездное небо».

2.2

Тема 2. Земля – наш общий дом

2

1

1

Мини-проект «Моя помощь природе».

2.3

Тема 3. Живая и неживая природа

2

0

2

Практ/раб (Творческое задание  «Узнай предмет по описанию»).

2.4

Тема 4. Вода и суша на Земле  

4

2

2

Защита проектов: Коллаж «Круговорот воды в природе

2.5

Тема 5. Место человека в окружающем мире

8

3

5

Сообщения детей «Зависимость жизни человека от природы». Участие в олимпиадах, конкурсах  «Эколята - молодые защитники природы»,  «Малая академия», «ЭКО-2021», «Птичья столовая».

2.6

Тема 6. Здоровье человека и окружающая среда

8

4

4

Защита проекта (Лэпбук «Здоровые привычки»)

2.7

Тема 7. Организм человека

4

2

2

Зачет (комплекса упражнений для выработки правильной осанки)

2.8

Тема 8. Охрана здоровья человека

2

1

1

Практические работа «Пульс и его измерение», «Органы дыхания».

3

Раздел 3. Натуралист – исследователь

20

7

13

3.1

Тема 1. Природа  Ульяновской области

2

1

1

Зачет (по карте «Назови  и покажи важнейшие реки, озера, месторождения полезных ископаемых, центры различных отраслей хозяйства, памятники природы Ульяновской области»)

3.2

Тема 2. Водоемы Ульяновской области

2

1

1

Защита проекта (модели «Части реки: исток, притоки, устье»)

3.3

Тема 3. Растения и животные Красной книги Ульяновской области

4

2

2

Защита проекта (Видео-репортаж «Растение или животное Красной книги Ульяновской области»)

3.4

Тема 4. Природа села Ундоры.

6

2

4

Опрос (по итогам экскурсии в  Ундоровский палеонтологический музей имени С.Е.Бирюкова; экскурсии на берег реки Волги, посещение «Долины кристаллов». Защита проекта..

3.5

Тема 5. Ундоровские минеральные источники.

2

0

2

Защита проекта (по итогам экскурсии на Ундоровские родники)

3.6

Тема 6. Я люблю свой край

4

1

3

Защита проектов.

Итого

72

31

41

1.3.2. Содержание программы

Раздел 1.  Удивительное рядом (20 часов)

Тема 1. Я  и мир вокруг меня (4 часа).

Теория: Знакомство с миром, окружающим человека. Наблюдения - важнейший способ познания окружающего мира.

Практика: Выставка рисунков «Я вижу Мир».

Форма контроля: Выставка рисунков

Тема 2. Как человек познает окружающий мир (4 часа).

Теория: Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания. Как сравнивают предметы и объединяют в группы (классифицируют).

Практика: Поделки из природного материала.

Форма контроля: защита проекта

Тема 3. Человек и флора (4 часа).

Теория: Объекты окружающего мира: природные и созданные человеком. Разнообразие растений. Экскурсия в сад (огород). Экскурсия в парк (лес).

Практика: Гербарий «Растение моего сада (огорода).

 Форма контроля: Защита проекта: Гербарий «Растение моего сада (огорода).

Тема 4. Человек и фауна (8 часов).

Теория: Разнообразие животных. Условия, необходимые для жизни животных. Среда обитания и способы питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные).  Млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия.

Практика: разработка фотографий на тему  «Мое любимое животное».

Форма контроля: Фотоконкурс «Мое любимое животное».

Раздел 2. «Основы экологических знаний» (32 часа)

Тема 1. Мир космоса (2 часа).

Теория: Представление о небесных телах. Звезды и созвездия.

Практика:  Разработка рисунков  «Звездное небо».

Форма контроля: Конкурс рисунков  «Звездное небо».

Тема 2. Земля – наш общий дом (2 час).

Теория: Представление о природном сообществе.

Практика: Создание мини-проекта «Моя помощь природе».

 Форма контроля: Создание мини-проекта «Моя помощь природе».

Тема 3. Живая и неживая природа (2 час).

 Теория: Объекты живой и неживой природы. Предметы, созданные руками человека. Описание объекта.

Практика:  Творческое задание  «Узнай предмет по описанию»

Форма контроля: Практическая работа: творческое задание  «Узнай предмет по описанию»

Тема 4. Вода и суша на Земле (4 часа).

Теория: Значение воды для живого. Свойства воды.

Практика: Проведение опытов: «Три состояния воды (лед, пар, вода)». Коллаж «Круговорот воды в природе».

 Форма контроля: защита проектов: коллаж  «Круговорот воды в природе».

Тема 5. Место человека в окружающем мире (8 часов).

Теория: Человек – часть живой природы.

 Практика:  Разработка сообщений «Зависимость жизни человека от природы». Участие в олимпиадах, конкурсах  «Эколята - молодые защитники природы»,  «Малая академия», «ЭКО-2021», «Птичья столовая».

Форма контроля: Мониторинг участия в олимпиадах, конкурсах  «Эколята - молодые защитники природы»,  «Малая академия», «ЭКО-2021», «Птичья столовая».

Тема 6. Здоровье человека и окружающая среда (8 часов).

Теория: Общее представление об организме человека, его внутренних органах, о дыхательной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной, выделительной, нервной системах.

Практика: Лэпбук «Здоровые привычки».

Форма контроля: Защита проекта: Лэпбук «Здоровые привычки».

Тема 7. Организм человека (4 часа).

Теория: Закаливание организма. Здоровый образ жизни.

Практика: Разучивание комплекса упражнений для выработки правильной осанки.

 Форма контроля:  зачет

Тема 8. Охрана здоровья человека (2 часа).

Теория: Вредные привычки. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Практика: Практические занятия «Пульс и его измерение», «Органы дыхания».

 Форма контроля: Практическая работа («Пульс и его измерение», «Органы дыхания»).

Раздел 3. «Натуралист – исследователь» (20 часов)

Тема 1. Природа  Ульяновской области (2 часа).

Теория:  Климатические условия, особенности,  растительный и животный мир.

Практика: Работа по карте «Назови  и покажи важнейшие реки, озера, месторождения полезных ископаемых, центры различных отраслей хозяйства, памятники природы Ульяновской области»

Форма контроля: Зачет (по карте «Назови  и покажи важнейшие реки, озера, месторождения полезных ископаемых, центры различных отраслей хозяйства, памятники природы Ульяновской области»).

Тема 2. Водоемы Ульяновской области (2 часа).

Теория: Естественные и искусственные водоёмы, характеристика, обитатели. Значение водоёмов в природе и жизни человека, необходимость и способы охраны.

Практика: Изготовление модели «Части реки: исток, притоки, устье».

Форма контроля:  защита модели «Части реки: исток, притоки, устье».

Тема 3. Растения и животные Красной книги Ульяновской области (4 часа).

Теория: Международная Красная книга. Красная книга Ульяновской  области.

Практика: Видео-репортаж «Растение или животное Красной книги Ульяновской области».

Форма контроля: защита проекта (видеоролика «Растение или животное Красной книги Ульяновской области»).

Тема 4. Природа села Ундоры. (6 часов).

Теория: Особенности географического расположения села, геологического строения, основные факты истории села, наиболее распространённые представители флоры и фауны, редкие виды.

Практика: Экскурсия в  Ундоровский палеонтологический музей имени С.Е.Бирюкова. Экскурсия на берег реки Волги, посещение «Долины кристаллов».

 Форма контроля: опрос.

Тема 5. Ундоровские минеральные источники. (2 часа)

Теория: Состав, уникальные особенности и лечебные свойства ундоровской минеральной воды. История открытия и становления ундоровской рекреационной зоны.

Практика: Экскурсия на Ундоровские родники.

Форма контроля: Защита проекта.

Тема 6. Я люблю свой край (4 часа). 

Практика: Разработка проектов.

 Форма контроля: Защита проекта.

  1. Планируемые результаты

Предметные результаты

•формирование убеждения в необходимости здорового образа жизни;

•понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

•знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях природной среды.

Личностные результаты

•усвоение правил индивидуального и коллективного поведения в условиях природной среды;

•формирование понимания ценности здорового образа жизни;

•формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

•формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

•освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

•формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметные результаты

•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий по ситуации в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических  условий

2.1.Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Раздел 1.  Удивительное рядом

1

Лекция, практическое занятие

2

Тема 1. Я  и мир вокруг меня

Кабинет Центра «Точка роста»

Выставка рисунков

2

Лекция, практическое занятие

2

Тема 1. Я  и мир вокруг меня

Кабинет Центра «Точка роста»

Выставка рисунков

3

Лекция, практическое занятие

2

Тема 2. Как человек познает окружающий мир

Кабинет Центра «Точка роста»

Защита проекта (Поделки из природного материала)

4

Лекция, практическое занятие

2

Тема 2. Как человек познает окружающий мир

Кабинет Центра «Точка роста»

Защита проекта (Поделки из природного материала)

5

Лекция,

практическое занятие, экскурсия

2

Тема 3. Человек и флора

Сад (огород)/ парк (лес)

Защита проекта (Гербарий «Растение моего сада (огорода).

6

Лекция, практическое занятие

2

Тема 3. Человек и флора

Сад (огород)/ парк (лес)

Защита проекта (Гербарий «Растение моего сада (огорода).

7

Лекция,

игра

2

Тема 4. Человек и фауна

Кабинет Центра «Точка роста»

8

практическое занятие

2

Тема 4. Человек и фауна

Кабинет Центра «Точка роста»

9

Лекция, практическое занятие

2

Тема 4. Человек и фауна

Кабинет Центра «Точка роста»

10

Лекция, практическое занятие

2

Тема 4. Человек и фауна

Кабинет Центра «Точка роста»

Фотоконкурс «Мое любимое животное»

Раздел 2. «Основы экологических знаний»

11

Лекция, практическое занятие

2

Тема 1. Мир космоса

Кабинет Центра «Точка роста»

Конкурс рисунков «Звездное небо»

12

Практическое занятие

2

Тема 2. Земля – наш общий дом

Кабинет Центра «Точка роста»

Защита мини-проекта «Моя помощь природе»

13

Практическое занятие

2

Тема 3. Живая и неживая природа

Кабинет Центра «Точка роста»

Практ/раб «Узнай предмет по описанию»

14

Практическое занятие

2

Тема 4. Вода и суша на Земле

Кабинет Центра «Точка роста»

Практ/раб «Три состояния воды (лед, пар, вода)».

15

Лекция, практическое занятие

2

Тема 4. Вода и суша на Земле

Кабинет Центра «Точка роста»

Защита проекта (коллаж «Круговорот воды в природе»)

16

Лекция, практическое занятие

2

Тема 5. Место человека в окружающем мире

Кабинет Центра «Точка роста»

Олимпиада «Эколята-молодые защитники природы»

17

Лекция, игра

2

Тема 5. Место человека в окружающем мире

Кабинет Центра «Точка роста»

18

Лекция, практическое занятие

2

Тема 5. Место человека в окружающем мире

Кабинет Центра «Точка роста»

Защита проектов - Сообщения детей «Зависимость жизни человека от природы».

19

Лекция, практическое занятие

2

Тема 5. Место человека в окружающем мире

Кабинет Центра «Точка роста»

20

Лекция, практическое занятие

2

Тема 6. Здоровье человека и окружающая среда

Кабинет Центра «Точка роста»

Защита проектов (Лэпбук «Здоровые привычки»)

21

Лекция, практическое занятие

2

Тема 6. Здоровье человека и окружающая среда

Кабинет Центра «Точка роста»

22

Лекция, практическое занятие

2

Тема 6. Здоровье человека и окружающая среда

Кабинет Центра «Точка роста»

23

Лекция, практическое занятие

2

Тема 6. Здоровье человека и окружающая среда

Кабинет Центра «Точка роста»

24

Практическое занятие

2

Тема 7. Организм человека

Кабинет Центра «Точка роста»

 Практ/раб (комплекс упражнений для выработки правильной осанки)

25

Лекция, практическое занятие

2

Тема 7. Организм человека

Кабинет Центра «Точка роста»

26

Практическое занятие

2

Тема 8. Охрана здоровья человека

Кабинет Центра «Точка роста»

Практ/раб («Пульс и его измерение», «Органы дыхания», «Наша пища»)

Раздел 3. «Натуралист – исследователь»

27

Лекция, практическое занятие

2

Тема 1. Природа  Ульяновской области

Кабинет Точка роста

Сообщение

28

Лекция, практическое занятие

2

Тема 2. Водоемы Ульяновской области

Кабинет Точка роста

Защита проекта (модели водоёма)

29

Лекция, практическое занятие

2

Тема 3. Растения и животные Красной книги Ульяновской области

Кабинет Точка роста

Защита проекта (Видео-репортажа  «Растение  или  животное Красной книги Ульяновской области»).

30

Лекция, практическое занятие

2

Тема 3. Растения и животные Красной книги Ульяновской области

Кабинет Точка роста

31

Лекция,

практическое занятие, экскурсия

2

Тема 4. Природа села Ундоры

Кабинет Точка роста

Защита проекта

32

Практическое занятие

2

Тема 4. Природа села Ундоры

33

Практическое занятие

2

Тема 4. Природа села Ундоры

34

Экскурсия

2

Тема 5. Ундоровские минеральные источники

Защита проекта

35

Практическое занятие

2

Тема 6. Я люблю свой край

Защита проектов

36

Практическое занятие

2

Тема 6. Я люблю свой край

Защита проектов

        Всего за учебный год – 72 ч

2. 2.Условия реализации программы

2.2.1. Материально-техническое обеспечение:

- Класс с мебелью (Кабинет Центра «Точка роста»);

- Оборудование: телевизор, ноутбуки, фотоаппарат, видеооборудование, штатив.

- Доступ к сети Интернет.

2.2.2. Программно-методическое обеспечение:

- Методическая и учебная литература, справочный материал; мультимедийная презентация.

- Наглядные материалы: экспонаты, стенды, карты, схемы, карточки с рисунками и заданиями, гербарии растений, коллекции.

2.3. Формы аттестации

Процесс обучения по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе предусматривает следующие формы диагностики и аттестации:  

  1. Входная диагностика, проводится перед началом обучения и предназначена для выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы. Формы контроля:  опрос, тестирование, практическая работа.
  2. Итоговая диагностика проводится после завершения всей учебной программы в виде защиты итоговых проектов.
  3. Педагогическое наблюдение,  устный  опрос, анкетирование детей и собеседование.
  4. Участие в проектах, конкурсах.

2.4. Оценочные  и методические материалы

Формы начальной диагностики

Формы промежуточной аттестации

Формы итоговой аттестации результатов  образовательной деятельности по годам обучения

Формы аттестации обучающихся по итогам реализации образовательной программы

Собеседование, тесты

Защита проекта, опрос, собеседование

Контрольное практическое задание

Защита  проектной работы.

Методы обучения и воспитания.

В процессе реализации программы используются различные методы обучения и воспитания.

Методы обучения: словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, самостоятельная работа); наглядный практический (иллюстрации, схемы); практический (выполнение практических заданий, опытов, разработка проектов); объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый; проблемный; игровой.

Методы воспитания: методы формирования качеств сознания (дискуссия); метод организации практической деятельности (создание проектных работ, создание воспитательных ситуаций); метод стимулирования (поощрение).

Форма организации образовательного процесса.

 Программа предполагает групповую форму организации образовательного процесса, которая обусловлена социально-педагогической деятельностью. Категория обучающихся – это дети из общеобразовательной школы.

Формы организации учебного занятия.

При организации образовательного процесса по программе используются следующие формы организации учебных занятий: беседа; игра, наблюдение, практическое занятие.

Педагогические технологии.

При обучении по программе наиболее эффективны следующие технологии: коллективное взаимообучение, личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии и технологии игры.


Список литературы

Для педагога:

1.          Бобылев Л.Д, Бобылева О.Д. Экологическое воспитание младших школьников. Кружковая работа. Начальная школа.2013. №5. С.64-75.

2. Менькова Е. Занимательные материалы по окружающему миру. «Корифей», 2011

3. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет.  Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2012

4. Рыжова Н.А. Не просто сказки...Экологические рассказы, сказки и

праздники. Москва. Просвещение. 2012

5. Сорокоумова Е. А. Уроки экологии в начальной школе. М.: АРКТИ, 2017

Для учащихся:

1. Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Москва. Просвещение. 2017

2. Плешаков А. А., Румянцев         А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики.   М.: Просвещение, 2017.  

3. Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас-определитель. –  М.: Просвещение, 2017

Интернет ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа ««Начальное техническое моделирование»  разработана в соответствии с «Законом об образовании...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Затейники»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Затейники»  МБУДО «Дом детского тво...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Техническое творчество»

Пояснительная записка Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 класс

Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.Ориентирована на организацию проектной деятельности ...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб

Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...