Олимпиадные задания по предметам . Работа с одаренными детьми
олимпиадные задания

Светлана Андреевна Сайко

Олимпиадные задачи отличаются от остальных школьных задач нестандартностью решений. Цель создания задач этой категории — воспитание в будущих математиках таких качеств как творческий подход, нетривиальное мышление и умение изучить проблему с разных сторон.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по русскому языку, математике, окружающему миру для 1–4-х классов

 

1 класс

Русский язык.

1. Составь слово:

г и а р –

р а и к –

с а н о с –

2. Собери предложение.

Коле дала Мама малину ______________________________________________________

Математика.

1. Запиши три числа, каждое из которых меньше 7._________________________

2. Вставь пропущенные числа.

Окружающий мир.

1. Отметь то, что относится к природе.

 

2. Отметь домашних животных.

2 класс

Русский язык.

1. Подчеркни отчества:

а) Михаил Иванович.

в) Юрий Алексеевич Гагарин.

2. Подчеркни имена, которые могут принадлежать и мальчикам, и девочкам.

Валя, Галя, Гриша, Женя.

3. Игра «Лесенка» Вставь буквы так, чтобы получились слова.

Математика.

1. Запиши вместо звёздочек пропущенные цифры.

2. У Толи две пары варежек. Сколько варежек на правую руку?

Окружающий мир.

1. Подчеркни весенние месяцы.

Январь, октябрь, февраль, март, ноябрь, апрель, июнь, декабрь, июль, август, май, сентябрь,

2. Подчеркни слова, которые не относятся к понятию «природа».

снег                         лёд                молоток

волк                       облако         глина

кирпич           олово        кара

3 класс

Русский язык.

1. Игра «Все наоборот». Впишите слова в стихотворение. Каким словом можно назвать найденные вами слова?

Нам с тобой пришел черёд

 Сыграть в игру «Наоборот».

 Скажу я слово «высоко»,

 А ты ответишь «низко»

 Скажу я слово «далеко»,

 А ты ответишь ...

 Скажу я слово «потолок»,

 А ты ответишь …

 Скажу я слово «потерял»,

 И скажешь ты ...

 Скажу тебе я слово «трус»,

 Ответишь ты ...

 Теперь «начало» я скажу,

 Ну, отвечай ...

2. В каждом из этих слов спряталось другое слово. Найди его и подчеркни.

Коса, столб, удочка, щель, уточка, хлев.

3. Игра «Грамматическая арифметика». Решите примеры:

Кабан – ан + лук = ?

Корь – ь + идол – л + р = ?

Ква + рак – ак + тира = ?

Кот + ёлка – ка = ?

Земля + н + ик + а = ?

Математика.

1. Выполни действия.

(9 × 0 × 8 × 7) + (1 × 9 × 2 × 2 × 2) =

2. Вставь пропущенные цифры.

3. Дети шли в библиотеку парами. Коля посчитал 4 пары впереди себя и столько же после себя. Сколько всего детей шло в библиотеку?

Окружающий мир.

  1. Подчеркни слова, которые относятся к понятию «природа».

снег                                лёд                      молоток

облако                     волк                      глина

олово                         кирпич            кара

                 

2. Соедини стрелками растения и их возможные плоды.

  1. Соедини стрелками времена года с их месяцами.

4 класс

Русский язык.

1. Вставь пропущенные слова в пословицы.

а) Поспешишь – людей  ...

б) Тише ...         – дальше будешь.

в) ...    раз отмерь – один отрежь.

г) Жизнь дана на добрые ...

  1. Игра «Пирамида». Вставь буквы так , чтобы по горизонтали получились слова.

3. Игра в «Зоопарке».

В одном зоопарке развесили объявления, в каждом из которых «спрятан» зверь или птица. Найдите их.

Например:

Сколько, братцы, волка не корми,

 он всё равно в лес смотрит! (Кобра.)

а) Руки в клетки не совать.

б) Не пыли сапогами, не бросай мусор.

в) К вольерам и клеткам не прислонятся.

Математика.

1. Вставь пропущенные цифры.

2. Установи( не вычисляя) порядок действий.

70000 – (64000 / 128 – 3280 × 15) × 70 + 192000 / 800

3. У двух мальчиков вместе было 8 груш. Когда один мальчик съел 1 грушу, а другой 3 груши, у них осталось груш поровну. Сколько груш было у каждого?

Окружающий мир.

1. Соедини стрелками название животного и зону его обитания.

 Песец                           Лес

Хомяк          Степь

Верблюд                    Тундра

Бурундук                   Пустыня

2. Соедини стрелками название страны и её столицу.

Германия                Париж

Италия                Хельсинки

Финляндия                 Рим

Франция                Берлин

3. Вопросы-загадки.

а) Какое растение можно назвать с закрытыми глазами?.

в) Почему у зайца короткий хвост?

б) Какое растение носит название птичьего глаза?

г)

Спал цветок и вдруг проснулся,

 Больше спать не захотел.

 Шевельнулся, встрепенулся,

 Взвился вверх и улетел.

е)

Имя взял у кузнеца,

 Цвет – у огурца,

 Крылья – у мошки,

 Ножки – у блошки.

Олимпиадные занятия по математике и русскому языку для 2–4-х классов

1 класс II полугодие

 Продолжи ряд: 10, 200, 3000, ….

У Ириных цыплят 4 лапки. Нарисуй, сколько у Иры цыплят.

3.У каждого брата в семье по одному брату и одной сестре. Сколько всего детей в семье?

4.В двух клетках 9 попугаев. Из одной клетки перенесли в другую 3 попугая. Сколько теперь попугайчиков в двух клетках?

У Кати на 3 конфеты больше, чем у Оли. Катя съела 2 конфеты, а Оле мама дала ещё 5 конфет. У кого теперь конфет больше и на сколько?

Таня задумала число, прибавила к нему 4 и получила 18. Какое число задумала Таня?

В коробке 10 карандашей. Сколько карандашей надо взять из коробки, чтобы в ней осталось 6 карандашей?

Составь все возможные двузначные числа из цифр 3 и 7 (цифры в записи могут повторяться).

2 класс I полугодие

1. Найди закономерность и продолжи ряд:

1, 3, 5, 7, …

3, 4, 7, 8, 11, 12, …

2, 4, 8, 10, …

9, 89, 789, …

2. У Тани было 53 рубля. Она купила игрушку за 29 рублей. На сколько рублей у неё осталось меньше, чем она истратила?

3. Бревно распилили на части. Сделали 3 распила. Длина каждой части 2 м. Какой длины было бревно?

4. Между первым и вторым этажами 10 ступенек лестницы. Сколько ступенек лестницы между первым и восьмым этажами, если количество ступенек между этажами одинаковое?

5. В двух комнатах поровну стульев. После того, как из одной комнаты унесли 3 стула, а в другую принесли 3 стула, в обеих комнатах их стало 12. Сколько стульев было в каждой комнате вначале?

6. Угадай, сколько лет моей бабушке, если через 11 лет ей будет 60 лет?

7. Сумма двух чисел равна одному из слагаемых. Придумай такие числа и запиши ответ.

8. Составь все трёхзначные числа из цифр 4, 3, 8 так, чтобы цифры в записи числа не повторялись.

2 класс II полугодие

1. Найди закономерность и продолжи ряд:

1,2, 5, 6, 9, 10, …

0, 25, 50, 75,…

10, 9, 11, 8, 12, 7,…

2. Торговка, сидя на рынке, соображала: “Если бы к моим яблокам прибавить половину их да ещё десяток, то у меня была бы целая сотня! ” Сколько яблок у неё было?

3. На сколько сантиметров уменьшится периметр прямоугольника, если каждую его сторону уменьшить на 2 см?

4. Сколько квадратов на чертеже?                            

                           

5. У Мити, Сережи и Толи флажки трёх цветов: синего, красного и жёлтого. У Толи не жёлтый и не синий, а у Мити не жёлтый. У кого какой флажок?

6. Запиши все двузначные числа, в которых число десятков в 4 раза больше числа единиц.

7. Периметр квадрата равен 20 см. Какова его площадь?

8. С пасеки привезли 40 кг мёда. Часть мёда была в двух бидонах по 8 кг в каждом, а остальной мёд был в банках. Сколько килограммов мёда было в банках? На сколько кг мёда больше было в банках, чем в бидонах?

2 класс конец года

1. Папе, маме и сыну вместе 70 лет. Сколько лет будет им всем вместе через 4 года?

2. Курочка Ряба снесла несколько золотых яиц. Дед с бабкой стали их делить. Дед говорит: ” Если мы возьмём по 3 яичка, то 1 останется”. А баба ответила: “А если возьмём по 4, то одного не хватит”. Сколько яиц снесла курочка Ряба?

3. Двузначное число 7… целиком делится на пять и на три. Какая цифра должна стоять в разряде единиц?

4. Назови следующий после 2002 год, который можно читать как слева направо, так и справа налево.

5. У Веры 7 игрушек. Если ей подарят ещё 2 игрушки, то у неё станет в 3 раза больше игрушек, чем у Алёши. Сколько игрушек у Алёши?

6. Аня и Нина купили по одинаковому числу листов бумаги. Нина отдала Ане 17 листов. На сколько листов у Ани стало больше, чем у Нины?

7. Из цифр 2,6,9 составь все возможные варианты трёхзначных чисел, без повторения чисел.

3 класс I полугодие

1. Продолжите ряд:

15, 16, 18, 21, 25, …, …,

2. По краю торта поставили 5 точек из крема, на одинаковом расстоянии друг от друга. Через все точки сделали разрезы. Сколько кусочков торта получилось?

3. Какова высота Мауна – Кеа, если она возвышается над водой на 4205 м, а под водой скрыто ещё 6 км?

4. Составь и реши уравнение. Сумма двух чисел 30000. Первое слагаемое – наименьшее пятизначное число. Найди второе слагаемое.

5. Какое число пропущено?

6400 – 2496 = … - 3496

6. В ящике лежало 64 кубика. Пятеро мальчиков договорились брать из него по очереди, по половине имеющихся в нём кубиков. Первый берёт половину имеющихся в нём кубиков, второй половину оставшихся и так далее. Сколько кубиков возьмёт пятый мальчик?

7. Галя записала числа по порядку от одного до девяносто девяти. Сколько раз Галя написала цифру 6?

3 класс II полугодие

1. К числу 8 слева и справа приписали одну и ту же цифру так, чтобы полученное число делилось без остатка на 6.

2. В прямоугольнике со сторонами 12 и 6 см проведена диагональ. Найди площадь получившихся треугольников.

3. Вычисли:

80403 х 4019 – (164424:806 + 4018020 –1399847)=

4. Олег, Лёша и Толик участвовали в кроссе на 2000 метров. Лёша прибежал к финишу на 20 секунд раньше, чем Олег, а Олег на 15 секунд позже Толика. Кто прибежал раньше – Лёша или Толик – и на сколько?

5. Алёнка начала делать уроки в 16 часов 10 минут. Через 1 час 55 минут к ней подошла младшая сестрёнка и попросила почитать ей сказку. Сколько времени Алёнка может потратить на чтение, если ей необходимо закончить приготовление уроков в 8 часов вечера, а ей осталось ещё сделать математику, на которую она потратит 45 минут?

4 класс школьный тур

1. Вычисли.

(12 750 + 216 603 : 369 – 9637) х 956= (6б)

2. Три станка изготовили 30 деталей за 5 часов. Сколько времени им понадобится, чтобы изготовить 42 детали?

А)2 ч; б) 7ч; в) 6 ч; г) правильного ответа нет. (2б )

3. Из города в деревню, расстояние до которой 32 км, выехал велосипедист со скоростью 12 км/ч. А из деревни в город одновременно с ним вышел пешеход со скоростью 4 км/ч. Кто из них будет дальше от города через 2 ч? (5 б)

4. Найди число, при делении которого на 12 получается в частном 265, а в остатке 11. (2 б)

5. Площадь комнаты 20 квадратных метров, а её длина 4м. В эту комнату хотят положить ковёр, размеры которого 2 на 3 м. Можно ли это сделать? Объясни свой ответ с помощью решения. (2б)

6. Начерти три прямые линии. На каждой отметь 3 точки, но всего должно быть 6 точек. Как это сделать? (3б)

 

БЛОК 2. Русский язык

Олимпиадные работы по русскому языку

2 класс I полугодие

(За каждое задание –1 балл)

1. Подбери слово, в котором букв больше, чем звуков.

2. Подбери слово, в котором букв меньше, чем звуков.

3. Подчеркни слово, в котором есть только мягкие звуки: Лебёдушка, сирень, водитель, житель, Алик

4. Подбери слово, в составе которого есть все части слова.

5. Подчеркни слово, соответствующее схеме: приставка, корень, нулевое окончание. Бегемот, радостный, заезд, поливка, переписка

6. Запиши имя мальчика, в которое можно добавить одну букву, чтобы получилось название деревянных шестов с заострёнными концами.

7. Выпиши из каждого ряда по одному слову с непроизносимой согласной в корне:

Мяч, меч, мачта, матч, мечта, мучить.

Толстяк, тостик, тростник, тесть, тесто.

2 класс конец года

1. Вырази смысл фразы одним словом, содержащим разделительный твёрдый или мягкий знак.

Пригодный для еды – ___________________

Служащий, разносящий почту – ___________________

Сжался от холода – ___________________

Полоса земли вдоль берега моря – ___________________

(Почтальон, съёжился, побережье, съедобный)

2. Замени один из твёрдых согласных звуков на мягкий и получи новые слова:

Уголки – ______________

Лук – _______________

Банка – ______________

Мел – _______________

Галка – ______________

Хор – ________________

3. Выбери словосочетание, значение которого объяснено неверно, рядом дай верное объяснение.

Посолить суп – сделать суп солёным.

Насолить человеку – сделать еду человека солёной.

Наследить в доме – оставить на полу грязные следы.

Последовать за другом – идти по следам, которые оставил друг.

4. Замени один из звонких согласных звуков на глухой и получи новые слова:

Пруд, моросит, горка, жили, лез

5. Разгадай шараду по теме “Проверяемые безударные гласные в корне слова ”:

С буквой Е ты делай в хоре и таланта не таи.

Принял горькое лекарство – делай быстро с буквой И.

6. Составь лесенку слов на тему “Звонкие и глухие согласные в корне слова”:

Часть гриба _ _ Ж _ _

Застёжка на поясе _ _ _ Ж _ _

Украшение в ушах _ _ _ _ Ж _ _

Избушка сторожа _ _ _ _ _ Ж _ _

1. Найди общее начало для слов:

- мушка -тина

- жик -тошка

-зина -та

-пус -ман

-тик -тон

2. Определи части речи в предложении

Сяпала Калуша по напушке.

3. Движение в танце называется ПА. Добавляя к этому слову по одной букве, составь цепочку слов со следующими значениями:

Вода в виде газа ______________

Место отдыха ______________

Искусственная причёска ______________

Теплица _______________

Есть ли среди этих слов однокоренные?

4. Какого правила не знает мальчик, написавший такое письмо:

Здесь есть красивые лиса, я их уже обижал и даже нашёл грусть. У дома чудный лук. За лесом глубокий прут. Я часто лижу на берегу и скоро заколюсь на солнце.

5. Выпиши слова с ошибками и исправь их.

6. Вставь в предложения одинаковые по написанию слова (омонимы), поставь в них ударение.

Дети подарили маме чудесные красные _______________.

Папа забивает молотком ________________.

Солнце ________________ за горизонт.

На холме стоит ____________ Ромашкино.

Мама купила мне большой географический ________________.

Для этого платья надо купить гладкий серебристый ______________.

(Атлас, село, гвоздики, атлас, село, гвоздики)

3 класс I полугодие

1. Допишите пословицы.

Ученье – свет, … .

Скучен день до вечера, …

Петь хорошо вместе, …

2. Подберите к данным словам антонимы:

Грязный – … , искусственный – …

Трусливый - … , мягкий – …

Грубый – … , замкнутый – …

Слабый – …

3 .Найди слова с приставками.

Принести, катать, спрятать, вести, печь, растить, обрадоваться, рассмеяться, помогать, научиться, отбежать, скользкий.

4. От этих существительных образуй имена прилагательные, запиши их, подчеркни непроизносимые согласные.

Ярость - , прелесть –

Радость - , известие –

5. Замени данные словосочетания близкими по смыслу глаголами.

Задирать нос - , бить баклуши - ,

Высасывать из пальца –

6. Перепиши только родственные слова. Укажи корень.

Бегемот, бегемотик, гиппопотам, бегемотиха.

Крокодил, аллигатор, крокодильи, крокодильчик.

7. Из данных слов, не изменяя количество букв, образуйте новые слова.

Мазок - ________________

Апорт - _________________

Отвар - _________________

Лапта - _________________

8. Как ты проверишь написание конечных согласных в словах?

Ляг - ____________, он курнос и рыж - _________________, капало с крыш - ________, изморозь - ______________, образ - ______________, умножь - ____________, приблизь - _______________.

3 класс II полугодие

1. Замени фразеологизмы на близкие по смыслу слова.

Бить баклуши – …

Делать из мухи слона – …

2. Сколько звуков [ ш ] в стихотворении:

Пешком шагали мышки  ______________

По узенькой дорожке  ______________

От деревушки Пешки  ______________

До деревушки Ложки ______________

3. Укажи признак, по которому сгруппированы слова:

Арбуз, мяч, земля, апельсин, глобус, горошина – ________________________

Арбуз, папоротник, изумруд, ель, травка, зелёнка – ______________________

4. Образуй от прилагательных глаголы.

Ясный – про…

Грязный – за …

Густой – с…

Чистый – о…

5. Определи части речи и посчитай, сколько здесь слов.

Мыло, пила, запевала, печь, течь, заросли _____________________________

6. Какое слово является проверочным для следующих слов. Подчеркни его.

Оп…здать (опаздывать, поздно), разбр…сать (бросить, разбрасывать)

7. Выпиши из каждой группы слов “лишнее”:

Лес, леска, лесник, лесной. ______________

Зелёный, позеленел, зелье, зелёнка, зелень.______________

8. Допиши слова в предложениях.

Зазелене… молод… озимь. Появил… горьк … полынь. Клонил … под ветром степн… ковыль. Сломал … садов… инвентарь. Образовал … болезнен… мозоль. Отломил виноград… гроздь. Сиял… красотой голуб … эмаль. На поверхности моря появил … мёртв …зыбь.

4 класс I полугодие

1. Сгруппируй слова в три столбика по общему признаку. Укажи этот признак.

Ключ, арбуз, река, тыква, учитель, родник, папоротник, шофёр, озеро, горох, балерина, водоросли, биолог.

2. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:

Чулки, туфли, носки, сани, ботинки, килограммы, домишки, хозяева, санатории, помидоры, каникулы, яблони, колени.

3. Замени фразеологизмы одним словом:

Зарубить на носу – …

Клевать носом – …

Морочить голову –…

Язык проглотить – …

4. Вставь пропущенную безударную гласную, в скобках напиши проверочное слово.

Зап…вать ( ) в хоре, зап…вать ( ) молоком,

Ув…дать ( ) издали, ув…дать ( )без влаги.

5. Какие русские слова, состоящие из двух корней, имел в виду иностранец, произнося их так:

Дарить благо ____________________

Употребить зло ____________________

Творить мир ____________________

Водить руками ____________________

6. Подбери несколько эпитетов к словам:

Глаза ___________________________________________

Уши ____________________________________________

Душа ____________________________________________

Улыбка ___________________________________________

4 класс II полугодие

1. Диктант.

Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голосок малиновки, и музыкальное лепетание пеночки, и тонкий свист синички.

2. Проспрягай глагол ЖЕЧЬ.

________________________

 _________________________

 _________________________

 _________________________

3. Как называются жители этих стран?

Франция – ________________

Япония – _________________

Россия – ________________

Англия – ________________

Норвегия – ________________

Испания – ________________

Дания – ________________

4. Запиши 10 слов, используя по одному разу корни указанных слов из обоих столбцов.

Мир строить

Единый хранить

Любить жить

Общий знать

Взаимный убирать

Машина любить

Вода помощь

Хлопок душа

5. Теле по-гречески означает “далеко”. Подбери слова, произошедшие от этого корня.

6. Данные слова запиши в родительном падеже.

Сон, шов, щегол, день, отец.

(За каждое слово – 1 балл)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Работа с одаренными детьми. Олимпиадные задания по русскому языку, 2 класс

Олимпиадные задания по русскому языку предназначены для учащихся 2 класса. Подходят для любого УМК. В работе могут использовать педагоги иродители. Разработаны ключи к заданиям...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Работа с одаренными детьми. Олимпиадные задания по русскому языку, 4 класс ( 2015г)

Олмпиада - одна из форм работы с одаренными детьми. Разработаны ключи....

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Работа с одаренными детьми по предмету "Физическая культура"

В материале раскрываются особености работы с одаренными детьми. С такой категорией детей необходима комплексная работа: на уроке-в индивидуальном порядке вне урока-работа с семьей. Мои размышления и н...

Начальная школа 21 века. Рабочая программа по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир. 1 - 4 классы. Доклад на тему "Система работы с одаренными детьми.

Рабочие программы  по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру. Программа "Начальная школа 21 века". Доклад на тему "Система работы с одаренными деть...