Актуальные вопросы реализация ФГОС НОО в МБОУ СОШ п.Тимирязевский
статья

Леоновец Лидия Геннадьевна

В данной статье представлен опыт решения актуальных вопросов реализации ФГОС НОО в МБОУ СОШ п.Тимирязевский.

1)оценка достижений планируемых результатов обучающихся

2) какие измерительные материалы необходимо для этого использовать

3) как контролировать и оценивать достижения метапредметных результатов

4) как реализовать на уроке ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx34.91 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные вопросы реализация ФГОС НОО в

МБОУ СОШ п.Тимирязевский

Л.Г.Леоновец, учитель начальных классов

        МБОУ СОШ п.Тимирязевский

Приморский край

   Актуальные вопросы необходимо выявлять на каждом этапе внедрения и развития, для того чтобы своевременно реагировать на них и находить решения.

Актуальность - важность, значительность чего-либо для настоящего момента.

В данной статье представлен опыт решения актуальных вопросов реализации ФГОС НОО в МБОУ СОШ п.Тимирязевский.

1)оценка достижений планируемых результатов обучающихся

2) какие измерительные материалы необходимо для этого использовать

3) как контролировать и оценивать достижения метапредметных результатов

4) как реализовать на уроке ФГОС

Все представленные вопросы являются основой планирования методической работы в школе; планирования внутришкольного контроля; выбора тематики самообразования учителей, ШМО; повышения квалификации;

Важную роль в решении актуальных вопросов реализации ФГОС играет осознание проблем и планомерное обсуждение возможных выходов. Коллективное составление плана устранения или решение возникающих проблем.

Важные условия:

1)  кадры должны быть готовы решать вопросы

2) материально – техническое обеспечение (ИКТ компетентность учителей)

3) информационная поддержка

В нашем школе с сентября 2011 г началась реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Главной целью введения ФГОС НОО второго поколения является создание условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. В течение 2010-2011 учебного года администрация школы, Совет по внедрению ФГОС НОО, рабочая группа, творческие группы педагогов работали над созданием модели методического сопровождения ФГОС НОО.

Данная модель была составлена с учётом требования федеральных государственных образовательных стандартов, предъявляемых  к современной модели образования. Разработанная модель представлена на рис.1

        Рис.1

Модель научно-методического сопровождения  ФГОС ООО

Управление процессом по внедрению ФГОС НОО осуществляется директором школы, Управляющим советом, на котором утверждается программа действий для реализации стандарта. За планирование, организацию работы по внедрению ФГОС ООО отвечает  - заместитель директора по учебной работе

Готовность школы к введению ФГОС была определена  последующим  критериям:

  • разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования;
  • нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС, в том числе  разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ;
  •  приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников;
  •  определен список учебников и учебных пособий;
  • определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности  учащихся;
  •  разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС НОО;
  •  осуществлено повышение квалификации руководителей, учителей;
  •  обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями  ФГОС.

Важное место в создании условий реализации ФГОС НОО играет информационно-техническое обеспечение.

 Информатизация означает для образования значительно больше, чем просто внедрение в учебный процесс нового содержания и новых технологий.Успех этого процесса во многом зависит от компетентности педагогов в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

мастер-классы

практикумы

семинары

конференции

Основными компонентами  современной информационно-образовательной среды являются:

  • средства ИКТ;
  •  комплекс информационных образовательных ресурсов (в том числе  УМК);
  • Системапедагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Организовано и информирование участников образовательного процесса  и изучение общественного мнения родителей (законных представителей) учащихся по вопросам введения и реализации ФГОС.

В школе  проводятся классные и общешкольные родительские собрания, где родителиполучают информацию о переходе школы на ФГОС, знакомятся с необходимыми документами регламентирующими переход и реализацию этого процесса.

По итогам реализации информационного обеспечения введения ФГОС  в полной мере организовано ознакомление педагогов и родителей учащихся с особенностями организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС.

Задачи совершенствования информационного обеспечения введения ФГОС:

-продолжить осуществлять информационную поддержку участников образовательного процесса по вопросам введения и реализации ФГОС, осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, в т.ч.посредством Интернета.

-обеспечить регулярное обновление информации о реализации ФГОС, опубликованной на сайте школы.

Для того чтобы реализовать задачу достижения нового качества образования, школа должна обладать высокопрофессиональным составом педагогических кадров, способных решать новые профессиональные задачи в связи с введением ФГОС НОО.

Несмотря на всё имеются  определенные риски реализации ФГОС НОО: негативное отношение педагогов, родителей  к внедрению новых стандартов;  неэффективное управление данным процессом; отсутствие у  педагогов и родителей целостного понимания полезности и прогрессивности.

  Необходима постоянная разъяснительная работа среди всех участников образовательного процесса, организация обучения и повышения профессиональной компетенции педагогов, совершенствование научно-методического сопровождения данного процесса, включая консультирование всех его участников.

В связи с этим план методической работы по созданию условий для перехода школы к новым ФГОС включает в себя следующие шаги:

  • самообразование педагогов;
  • содействие развитию и формированию положительной мотивации педагогического коллектива;
  • системная подготовка педагогических кадров по проблеме инноваций (курсы, обучающие семинары );
  • создание информационно-методической базы, передового педагогического опыта.

Рекомендуемые формы и методы обучения педагогических кадров:

  • Лекции
  • Семинары
  •  Моделирование
  •  Педагогические чтения - обучение в ходе ознакомления с информацией об опыте лучших работников школы;
  •  Проведение открытых уроков
  • Обучение  в процессе анализа урока вместе с посещавшими урок завучами;
  • Педагогические мастерские
  • Практикумы
  • Ролевые игры

Организационно-методические  мероприятия по внедрению ФГОС ООО должны способствовать:

  • формированию в лицее инновационной образовательной среды научно-методического сопровождения ФГОС;
  • методическому сопровождению деятельности педагогических кадров ОУ в условиях ФГОС

В 2011-2012 учебном годув школе был подготовлен пакет материалов, проведены все согласования.  Педагоги отмечают, что учащиеся  с большим желанием стали работать на этих занятиях,  активно делятся тем, что узнали и чему научились, дома с родителями. Красочные печатные материалы (демонстрационные, разрезные, учебные пособия), разработанные презентации и материалы уроков дают большие возможности в достижении поставленных целей.Педагоги – экспериментаторы периодически предоставляют результаты мониторинговых исследований и анкетирований, педагогических наблюдений и тестирований. Во всех экспериментальных классах учащиеся показали результаты на уровне выше среднего в освоении программного материала.

Важным компонентом методического сопровождения является создание материалов для внешнего  контроля и  оценки  планируемых  предметных и метапредметных  результатов освоения  ООП НОО.

Таким образом, представить схему системы мониторинга следующим образом:

Источником финансового сопровождения являются средства, направленные на реализацию ФГОС НОО.

В период введений ФГОС НОО улучшено материально-техническое обеспечение реализации образовательного процесса  в начальной школе.

Согласно требованиям СанПин 2.4.2.2821-10 в классах была произведена замена  ученической мебели на регулируемую.

Расширен библиотечный фонд начальной школы; получены  нетбуки для учителей .

Все учащиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки. Приобретены электронные образовательные ресурсы.

По итогам реализации материально-технического обеспечения введения ФГОС материально-техническая база ОУ соответствует требованиям ФГОC НОО.

В целом по всем указанным направлениям велась большая продуктивная работа.  Все вышеперечисленные задачи полностью согласуются с теми задачами, которые стояли перед педагогическим коллективом  школы. Можно отметить следующие положительные тенденции  в процессе реализации педагогами ФГОСНОО:

-положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС;

-использование учителями в работе современных образовательных технологий;

-ориентация учителей на организацию здоровьесберегающей среды;

-возможность профессионального общения педагогов и обмена опыта с коллегами;

-положительное отношение родителей обучающихся к организации внеурочной деятельности в ОУ.

Исходя из опыта работы по внедрению ФГОС НОО перед коллективом  стоят следующие перспективные задачи:

1.Развитие современного стиля педагогического мышления учителя (системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность) и его готовность к профессиональному совершенствованию, работе над собой. Распространение элементов передового педагогического опыта, повышение уровня методической подготовки учителей и повышение персональной ответственности каждого учителя за результат работы.

2.Регулярное проведение мониторинга УУД, позволяющего отследить планируемые результаты обучения. Активизировать работу в части целевого раздел "Система оценки достижения планируемых результатов освоения ".  Подвести промежуточные итоги данной работы.

3.Продолжить изучение особенностей учебного занятия в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО с целью усиления внимания к дифференциации и индивидуализации обучения, через активное внедрение и использование системно-деятельностного подхода и проблемно-диалогического обучения.

4.Продолжить  развивать систему внеурочной деятельности и обеспечить направленность содержания деятельности учащихся в ней на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС НОО, и личностных результатов освоения ООП НОО.

5.Укрепление взаимодействия семьи и школы, информированность родителей о работе школы и открытость  на сайте.

     Педагоги начальной школы призваны приобщать детей к творчеству, воспитывать в каждом  ребенке самостоятельную личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющую находить эффективные способы решения проблем, осуществлять поиск  нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. Это то, что должно стоять перед предметными знаниями. Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения.

        

Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ - М., Просвещение, 2012 год. 31 с.

2.Краснова В.П.Управление внедрением ФГОС начального общего образования.//Практика административной работы в школе.-2011.-№4.-С.26-30

3.Смолеусова Т. В. Состояние профессиональной готовности учителей начальной школы к внедрению инноваций // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2012 – № 3. – с. 5–18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемные вопросы реализации ФГОС в начальной школе

Данное эссе я писала , когда была на курсах ФГОС. сейчас вижу, что не все получилось, но исправлять не буду....

Актуальные вопросы реализация ФГОС НОО в образовательном учреждении

. Главная цель введения ФГОС НОО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования, достижение новых о...

Актуальные вопросы введения ФГОС в образовательном учреждении

Актуальные вопросы введения ФГОС в образовательном учреждении...

Статья "Актуальные проблемы реализации ФГОС в условиях вариативности содержания начального общего образования."

. Актуальность методических инноваций в образовании  очевидна – они двигатель развития современного  урока, а значит образования в соответствии с ФГОС НОО. ...

Актуальные вопросы реализации ФГОС начального и основного общего образования.

Темы для выступления на конференции. Новые подходы к оценке качества образовани обучающихся: в контексте современного урока....