"Наше наследие"
материал (3 класс)

ПЕЧАТЬ_маленькаяОткрытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие»

Школьный тур 2022/23 (2-4 классы) (45 минут)

Ф.И.____________________________________ Класс________________

 

РЕШИТЕ ТЕСТ

 

 

1. Чем занимались многие грамотные люди в Древней Руси?

А. Ведением царских блогов

Б. Написанием романов

В. Написанием статей в газеты и журналы

Г. Переписыванием книг

 

2. Часто книжными учителями в Древней Руси были…

А. Военные

Б. Крестьяне

В. Няни и кормилицы

Г. Священники

 

3. Выберите слово, написанное без ошибок:

А. Гемназея

Б. Инстетут

В. Университет

Г. Училеше

 

4. В каком году было Крещение Руси при князе Владимире?

А. 882                                 Б. 988

В. 1240                              Г. 1380

 

5. Среди перечисленных русских правителей укажите сына князя Владимира, который уделял много внимания распространению образования на Руси:

А. Алексей Михайлович

Б. Иван Грозный

В. Петр I

Г. Ярослав Мудрый

 

6. Имена создателей славянской азбуки:

А. Борис и Глеб

Б. Владимир и Иван

В. Кирилл и Мефодий

Г. Косма и Дамиан

 

7. Один из старейших университетов нашей страны находится в самом большом городе на реке Волге, который еще называют третьей столицей России. Какой это город?

А. Великий Новгород

Б. Екатеринбург

В. Казань

Г. Санкт-Петербург

 

 

 

 

8. 1 сентября в России отмечают…

А. День знаний

Б. День Конституции

В. День осени

Г. День учителя

 

9. Школьную парту в 1870 г. усовершенствовал знаменитый российско-швейцарский гигиенист…

А. Пирогов Н.И.

Б. Толстой Л.Н.

В. Ушинский К.Д.

Г. Эрисман Ф.Ф.

 

10. Как называется сказка К.Д. Ушинского, которая заканчивается такими предложениями:

«Ну, можешь ли ты плавать, как щука, бегать, как олень, или летать, как орёл? Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо»?

А. Гусь и журавль

Б. Колобок

В. Лебедь, Рак и Щука

Г. Незнайка на Луне

 

 

___________________________________________________________________________________________________

ЛОГИКА

 

1. Из пословицы выпали 9 гласных. Восстановите и запишите её:

 

чб и трд к пбдм вдт

____________________________

 

2. Сколько прямоугольников на рисунке?

image

______________________________________

 

3. Какое сочетание букв следующее?

УЧИТЕЛЬ

ИЧЕТУЛЬ

ИТЕЛУЧЬ

ЕТУЛИЧЬ

 

 

____________________________

 

 

4. Решите изограф. (Изображение сделано из букв; используя все буквы, из них надо составить слово, которое проиллюстрировано изображением.)

image

______________________________

 

5. Вставьте пропущенные гласные буквы так, чтобы можно было прочитать слово. НАПИШИТЕ это слово.

Р

?

П

Т

 

Ь

Ф

?

Л

__________________________

 

6. Если

урок – 242,

учёба – 352,

перемена – 484,

то

отдых –_____________

7. Какой рисунок отличен от трёх других (обведите цифру)?

image

 

8. Решите ребус:

image

____________________________________

 

9. Вспомнив порядковые номера букв в алфавите, разгадайте зашифрованное слово.

2520615106 = ____________________

 

10. Найдите в таблице 3 слова из 6 букв каждое, так, чтобы все буквы были использованы только один раз. Слова могут изгибаться только под прямым углом, а буквы в слове должны соприкасаться сторонами. Все три слова необходимо выписать под таблицей.

Б

Ь

Л

Л

И

С

О

К

А

К

А

Т

М

Р

А

С

К

О

 

______________________________

 

 

ПЕЧАТЬ_маленькаяОткрытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие»

Школьный тур 2022/23 (2-4 классы) (45 минут)

Ф.И.____________________________________ Класс________________

ЧТЕНИЕ

 

 

Первые школы

«Прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но считали с помощью черт и резов», — сообщалось в болгарском трактате начала десятого века «О письменах».

После Крещения Руси в 988 году перед государством встала задача рассказать о новой вере, а для этого было необходимо научить население грамоте. За 125 лет до этого появилась славянская азбука — ее создали специально для перевода церковных текстов греки Кирилл и Мефодий. В Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале, Курске открылись первые школы. Ученые установили, что понадобилось от 50 до 100 лет, чтобы письменность широко распространилась среди знати, духовенства, отдельных купцов и ремесленников.

В двадцатом веке в Новгороде во время раскопок нашли более тысячи берестяных грамот. Среди них — грамоты и рисунки Онфима, мальчика шести-семи лет, жившего в тринадцатом веке. Свои упражнения, как полагают исследователи, ребенок потерял. Скорее всего, Онфим переходил с письма на восковой дощечке к письму на бересте. Сначала ученики выписывали полную азбуку, после — слоги, а затем копировали фрагменты из церковных книг и деловые формулы вроде «Взыскать с Дмитра должки», «Поклон от Онфима к Даниле».

 

 

 

 

1. Заполните таблицу, ответив на вопросы (по 2 балла за правильное заполнение): 

3.1. Из какого материала были изготовлены грамоты, найденные в Новгороде?

 

3.2. Как назывался упомянутый в тексте болгарский трактат, где говорилось о знаниях славян?

 

3.3. Кому должен был адресовать поклон Онфим?

 

3.4. Названия скольких городов можно прочитать в тексте?

 

 

 

2. Определите слово по описанию. Это слово есть в тексте (2 балла):

 

_______________________________ — часть слова, образуемая гласным звуком. Сколько в слове гласных звуков, столько и таких частей. (4 буквы)

 

 

 

СЛОВО

Составьте слова из букв слова

«ПРОСВЕТИТЕЛЬ»

в соответствии с числом букв, указанным в предшествующей ячейке. Слова должны быть только именами существительными, нарицательными, в единственном числе.

 

3 буквы

 

 

3 буквы или больше

 

3 буквы

 

3 буквы или больше

 

3 буквы

 

4 буквы или больше

 

3 буквы или больше

 

4 буквы или больше

 

3 буквы или больше

 

4 буквы или больше

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ovio_2022-23_sht_2-4_klassy.doc646 КБ

Предварительный просмотр:

Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие»

Школьный тур 2022/23 (2-4 классы) (45 минут)

Ф.И.____________________________________ Класс________________

РЕШИТЕ ТЕСТ

1. Чем занимались многие грамотные люди в Древней Руси?

А. Ведением царских блогов

Б. Написанием романов

В. Написанием статей в газеты и журналы

Г. Переписыванием книг

2. Часто книжными учителями в Древней Руси были…

А. Военные

Б. Крестьяне

В. Няни и кормилицы

Г. Священники

3. Выберите слово, написанное без ошибок:

А. Гемназея

Б. Инстетут

В. Университет

Г. Училеше

4. В каком году было Крещение Руси при князе Владимире?

А. 882                        Б. 988

В. 1240                        Г. 1380

5. Среди перечисленных русских правителей укажите сына князя Владимира, который уделял много внимания распространению образования на Руси:

А. Алексей Михайлович

Б. Иван Грозный

В. Петр I

Г. Ярослав Мудрый

6. Имена создателей славянской азбуки:

А. Борис и Глеб

Б. Владимир и Иван

В. Кирилл и Мефодий

Г. Косма и Дамиан

7. Один из старейших университетов нашей страны находится в самом большом городе на реке Волге, который еще называют третьей столицей России. Какой это город?

А. Великий Новгород

Б. Екатеринбург

В. Казань

Г. Санкт-Петербург

8. 1 сентября в России отмечают…

А. День знаний

Б. День Конституции

В. День осени

Г. День учителя

9. Школьную парту в 1870 г. усовершенствовал знаменитый российско-швейцарский гигиенист…

А. Пирогов Н.И.

Б. Толстой Л.Н.

В. Ушинский К.Д.

Г. Эрисман Ф.Ф.

10. Как называется сказка К.Д. Ушинского, которая заканчивается такими предложениями:

«Ну, можешь ли ты плавать, как щука, бегать, как олень, или летать, как орёл? Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо»?

А. Гусь и журавль

Б. Колобок

В. Лебедь, Рак и Щука

Г. Незнайка на Луне

___________________________________________________________________________________________________

ЛОГИКА

1. Из пословицы выпали 9 гласных. Восстановите и запишите её:

чб и трд к пбдм вдт

____________________________

2. Сколько прямоугольников на рисунке?

______________________________________

3. Какое сочетание букв следующее?

УЧИТЕЛЬ

ИЧЕТУЛЬ

ИТЕЛУЧЬ

ЕТУЛИЧЬ

____________________________

4. Решите изограф. (Изображение сделано из букв; используя все буквы, из них надо составить слово, которое проиллюстрировано изображением.)

______________________________

5. Вставьте пропущенные гласные буквы так, чтобы можно было прочитать слово. НАПИШИТЕ это слово.

Р

?

П

Т

Ь

Ф

?

Л

__________________________

6. Если

урок – 242,

учёба – 352,

перемена – 484,

то

отдых –_____________

7. Какой рисунок отличен от трёх других (обведите цифру)?

8. Решите ребус:

____________________________________

9. Вспомнив порядковые номера букв в алфавите, разгадайте зашифрованное слово.

2520615106 = ____________________

10. Найдите в таблице 3 слова из 6 букв каждое, так, чтобы все буквы были использованы только один раз. Слова могут изгибаться только под прямым углом, а буквы в слове должны соприкасаться сторонами. Все три слова необходимо выписать под таблицей.

Б

Ь

Л

Л

И

С

О

К

А

К

А

Т

М

Р

А

С

К

О

______________________________

Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие»

Школьный тур 2022/23 (2-4 классы) (45 минут)

Ф.И.____________________________________ Класс________________

ЧТЕНИЕ

Первые школы

«Прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но считали с помощью черт и резов», — сообщалось в болгарском трактате начала десятого века «О письменах».

После Крещения Руси в 988 году перед государством встала задача рассказать о новой вере, а для этого было необходимо научить население грамоте. За 125 лет до этого появилась славянская азбука — ее создали специально для перевода церковных текстов греки Кирилл и Мефодий. В Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале, Курске открылись первые школы. Ученые установили, что понадобилось от 50 до 100 лет, чтобы письменность широко распространилась среди знати, духовенства, отдельных купцов и ремесленников.

В двадцатом веке в Новгороде во время раскопок нашли более тысячи берестяных грамот. Среди них — грамоты и рисунки Онфима, мальчика шести-семи лет, жившего в тринадцатом веке. Свои упражнения, как полагают исследователи, ребенок потерял. Скорее всего, Онфим переходил с письма на восковой дощечке к письму на бересте. Сначала ученики выписывали полную азбуку, после — слоги, а затем копировали фрагменты из церковных книг и деловые формулы вроде «Взыскать с Дмитра должки», «Поклон от Онфима к Даниле».

1. Заполните таблицу, ответив на вопросы (по 2 балла за правильное заполнение):  

3.1. Из какого материала были изготовлены грамоты, найденные в Новгороде?

3.2. Как назывался упомянутый в тексте болгарский трактат, где говорилось о знаниях славян?

3.3. Кому должен был адресовать поклон Онфим?

3.4. Названия скольких городов можно прочитать в тексте?

2. Определите слово по описанию. Это слово есть в тексте (2 балла):

_______________________________ часть слова, образуемая гласным звуком. Сколько в слове гласных звуков, столько и таких частей. (4 буквы)

СЛОВО

Составьте слова из букв слова

«ПРОСВЕТИТЕЛЬ»

в соответствии с числом букв, указанным в предшествующей ячейке. Слова должны быть только именами существительными, нарицательными, в единственном числе.

3 буквы

3 буквы или больше

3 буквы

3 буквы или больше

3 буквы

4 буквы или больше

3 буквы или больше

4 буквы или больше

3 буквы или больше

4 буквы или больше


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада «Наше наследие» - тема Великая Отечественная война

Олимпиада «Наше наследие» - тема Великая Отечественная война...

Настольные игры "Наше наследие"

С 2016 года организаторы и методисты Открытой международной интеллектуальной олимпиады начали выпуск настольных игр....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наше наследие» для учащихся 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наше наследие» для учащихся 5 класса...

Интеллектуаальная игра "Наше наследие". ОПК 4 класс

Интеллектуальная игра может использоваться на уроке обобщения знаний по курсу ОПК....

"Наше Наследие"

Программа "Наше наследиение" .Ссылка о результатах( презентация"  Из опыта работы")...

Программа внеурочной деятельности "Наше наследие". 4 класс

Программа    «Наше наследие» предназначена  для  организации  внеурочной  деятельности  младших  школьников (духовно - нравственное  напра...