Дополнительна общеобразовательная общеразвивающая программа "Зеленая школа"
рабочая программа
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Зелёная школа»
Направленность: естественнонаучная
Целевая аудитория: 10 - 14 лет
Срок реализации: 72 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zelenaya_shkola.docx | 92.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Фирстовская средняя общеобразовательная школа»
Большеуковского муниципального района Омской области
Принята на заседании
Педагогического совета
Утверждаю
Протокол №_______ от « »
__________ 2022 г.
Директор школы
___________ Н.Г.Жидкова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Зелёная школа»
Направленность: естественнонаучная
Целевая аудитория: 10 - 14 лет
Срок реализации: 72 часа
Автор-составитель: Касаткина А.А.,
педагог ДО
Фирстово - 2022
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………3
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………10
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ …………………………………...17
- КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ…………………..32
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………………36
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...37
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Зелёная школа» имеет естественнонаучную направленность.
Программа разработана в соответствии с:
– Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Концепцией развития дополнительного образования детей от 04. 09. 2014 №1726-р;
– Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
– Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ»;
– СанПиНа 2.4.4.3172-14 (от 04.07.2014 № 4);
̶ Уставом.
Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой, формирование у детей потребности в общении с природой и готовности к природоохранной деятельности.
Обучение по данной программе предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы, нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания.
Занятия, проводимые в формате КВНа, викторин помогут быстрее запоминать сложные термины, так как информация будет оставаться в памяти в виде образов и ассоциаций, что позволит эффективнее запоминать изучаемый материал на занятиях.
Знакомство с началами естественных наук дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении.
Актуальность данной общеразвивающей программы обусловлена тем, что с развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным. Сложившееся на Земле положение учёные определяют, как экологический кризис, и на данный момент нет более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Для успешного решения этой задачи недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным.
Обучение по программе воспитывает любовь к природе и стремление защищать окружающую среду обитания, формирует у обучающихся базу знаний для дальнейшего изучения биологической науки. Через познание окружающего мира у детей закладываются необходимые нормы поведения, соответствующие правилам здорового образа жизни. Экологическое мировоззрение необходимо нынешнему поколению для правильных взаимоотношений человека с природой и социумом.
Целевая аудитория: данная программа разработана для детей 10-14 лет. Зачисление детей для обучения по данной программе проводится на добровольной основе.
Психолого-педагогическая характеристика подросткового периода включает в себя развитие мотивационной и нравственной сферы, происходит самоопределение подростка. Именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии.
Возрастными особенностями подросткового периода является: развитие познавательной деятельности, развитие рефлексии и на её основе самосознания, способность к абстрактному мышлению.
Количество обучающихся в группе: до 10 человек.
Срок реализации программы: рассчитана на один год обучения.
Продолжительность обучения составляет 72 учебных часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (45 мин).
Цель: формирование экологического сознания, потребности в общении с природой у детей подросткового возраста путем обогащения и укрепления экологических знаний о природе и человеке.
Задачи:
- изучение современных проблем окружающей среды и обсуждение на занятиях по программе возможные пути их решения;
- овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками;
- воспитание бережного отношения к окружающей природной среде через практическое применение знаний о ней.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- повышение самооценки ребенка;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих;
- проявлять творческие способности, фантазию и воображение;
- сформировать экологические представления.
Метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, описывать и анализировать полученные данные, делать выводы из исследования;
- умение организовывать совместную деятельность в рамках учебного сотрудничества, работать индивидуально и в группе;
- сформированность умений работать с различными источниками информации: печатными изданиями, научно-популярной литературой, справочниками, Internet, ЭОР.
Предметные результаты:
К концу обучения обучающиеся будут знать:
- основные биологические и экологические понятия, исходя из содержания программы;
- законы развития природы, взаимосвязь человека и окружающей среды;
- причины экологического нарушения среды обитания и их последствия;
- многообразие объектов и явлений природы, примеры взаимосвязи мира живой и неживой природы, примеры взаимосвязи живых организмов между собой; примеры изменениях окружающей природной среды под воздействием человека;
- основы экологической культуры, духовно-нравственных правил поведения людей в окружающей природной среде, норм здоровьесберегающего поведения;
- основные источники и факторы происхождения загрязнения окружающей среды;
- основы ресурсосбережения; принципы раздельного сбора мусора;
- основные этапы и структуру исследовательской работы, информационные источники поиска необходимой для исследования информации, способы обработки и презентации результатов, правила устных публичных выступлений;
К концу обучения по программе обучающиеся будут уметь:
- устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями природы;
- использовать различные информационные источники для поиска необходимой информации;
- использовать различные методы сбора, анализа и интерпретации полученной информации для решения природоохранных задач;
- применять полученные знания в практической и исследовательской работах;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
- оформлять результаты наблюдений, экспериментов в виде простейших схем, таблиц, рисунков, описаний и выводов;
- определять характер взаимоотношений человека и окружающей среды, находить примеры влияния этих отношений на здоровье и безопасность человека;
- осуществлять самооценку своих действий на основе экологической этики;
- готовить выступления по результатам исследований, наблюдений, грамотно описывать и анализировать полученные данные.
Организационно-методические указания
Основные формы и методы работы с детьми по программе подчиняются следующим методическим подходам: теоретическому и практическому.
В процессе обучения используются различные методы:
Словесные – инструктаж, объяснение, беседа, работа с информационными источниками, в том числе интернет – материалами и печатными изданиями.
Наглядные – демонстрация иллюстраций, видео материалов, слайдов, фотоматериалов, работа с картами, методическими пособиями и раздаточным материалом, демонстрация учебных фильмов.
Практические - наблюдение, моделирование, эксперимент.
Формы обучения:
1) коллективные (лекция, беседа, викторина, дискуссия, экскурсия);
2) групповые (обсуждение проблемы в группах, изготовление наглядной агитации);
3) индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование, анкетирование, выполнение практических работ, индивидульных заданий).
Современные педагогические технологии:
- технология личностно-ориентированного обучения, способствующей формированию активно-деятельной позиции обучающихся;
- технология развивающего обучения, реализующей развитие интересов, способностей, личностных качеств и взаимоотношений между обучающимися;
- технология проблемного обучения, направленная на активизацию обучения, овладение новыми способами поиска информации и решения проблем;
- игровые технологии, способствующие эмоционально-развивающему восприятию изучаемого материала;
- проектно-исследовательская деятельность, направленная на формирование культуры взаимодействия с природой, готовность к участию в природоохранной деятельности;
- здоровьесберегающие технологии, формирующие ответственность за сохранение экологически чистой окружающей среды.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
1. | Вводное занятие. Цели и задачи работы в объединении. Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Введение в программу. | 1 |
Раздел 1. Человек и окружающая среда. | 7 | |
1.1 | Природа. | 1 |
1.2 | Экология. | 1 |
1.3 | Профессии людей, связанные с изучением, сохранением живой природы | 1
|
1.4 | Решение экологических задач практического характера. | 1 |
1.5 | Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!». | 1 |
1.6 | Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?» | 1 |
1.7 | Экскурсия «Прекрасное рядом». | 1 |
Раздел 2. Взаимоотношения «человек-природа» | 8 | |
2.1 | Человек — часть природы | 1 |
2.2 | Человек - собиратель. Человек - охотник | 1 |
2.3 | Болезни века. | 1 |
2.4 | Охрана природных богатств. | 1 |
2.5 | Красная книга России, Красная книга Омской области. | 1 |
2.6 | Экологическая культура человека. | 1 |
2.7 | Дискуссия на тему «Возможна ли гармония во взаимоотношениях человека и природы?». | 1 |
2.8 | Уборка мусора на школьной территории | 1 |
Раздел 3. Городская экологическая среда | 5 | |
3.1 | Город - как единая экологическая система. | 1 |
3.2 | Роль растений в сохранении экологического баланса зелёных зон города. | 1 |
3.3 | Водные ресурсы города. | 1 |
3.4 | Квартира как экологическая система. | 1 |
3.5 | Конкурс экологических плакатов. | 1 |
Раздел 4. Природа – источник здоровья | 8 | |
4.1 | Природные факторы, укрепляющие здоровье человека. | 1 |
4.2 | Многообразие животных, обитающих в лесах Омской области. | 1 |
4.3 | Природа – помощник в сохранении и укреплении здоровья. | 1 |
4.4 | Знакомство с опасностями, которые могут подстерегать человека на природе. | 1 |
4.5- 4.6 | Создание индивидуальных и групповых творческих работ. | 2 |
4.7 | Мастер класс «Создание лэпбука». | 1 |
4.8 | Экскурсия в природу. | 1 |
Раздел 5. Человек и животные | 8 | |
5.1 | Понятие о царствах живой природы. | 1 |
5.2 | Домашние животные. | 1 |
5.3 | Птицы – наши друзья. | 1 |
5.4 | Конкурс творческих работ «Моё любимое животное». | 1 |
5.5- 5.6 | Изготовление кормушек для птиц. | 2 |
5.7 | Конкурс рисунков «Птицы Омской области». | 1 |
5.8 | Экскурсия в природу. | 1 |
Раздел 6. Человек и растения | 6 | |
6.1 | Разнообразие и виды растений. | 1 |
6.2 | Строение дерева. | 1 |
6.3 | Роль воды на планете. | 1 |
6.4 | Определение по внешнему виду дикорастущих растений,цветочно-декоративных, лекарственных. | 1 |
6.5 | Игра «Грибной знаток». | 1 |
6.6 | Экскурсия в природу. | 1 |
Раздел 7. Влияние человека на атмосферу | 3 | |
7.1 | Состав воздуха. | 1 |
7.2 | Экологические последствия загрязнения атмосферы. | 1 |
7.3 | Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль. | 1 |
Раздел 8. Влияние человека на гидросферу | 3 | |
8.1 | Естественные воды и их состав. | 1 |
8.2 | Экологические последствия загрязнения гидросферы. | 1 |
8.3 | Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы. | 1 |
Раздел 9. Воздействие человека на литосферу | 6 | |
9.1 | Почва и ее экологическое значение. | 1 |
9.2 | Экологические последствия загрязнения литосферы. | 1 |
9.3 | Составление карты местности с расположением несанкционированных свалок. | 1 |
9.4- 9.5 | Изготовление поделок из отходов продукции одноразового использования. | 2 |
9.6 | Исследование почвы в микрорайоне школы. | 1 |
Раздел 10. Мой экологический след | 2 | |
10.1 | Раскрытие понятия «Экологический след». | 1 |
10.2 | Просмотр документального фильма «Экологический след человека» | 1 |
Раздел 11. Энергосбережение | 2 | |
11.1 | Теоретические основы ресурсосбережения. | 1 |
11.2 | Конкурс презентаций на тему «Способы энергосбережения дома» | 1 |
Раздел 12. Экономия бумаги | 2 | |
12.1 | Виды и свойства бумаги. | 1 |
12.2 | Изготовление оригами из старых журналов и газет | 1 |
Раздел 13. Экономия воды | 2 | |
13.1 | Вода – основа жизни. | 1 |
13.2 | Фильтрование воды. | 1 |
Раздел 14. Охрана и защита леса | 4 | |
14.1 | Причины и последствия возникновения лесных пожаров. | 1 |
14.2- 14.3 | Тушение небольшого условного пожара. Конкурс «Лучший противопожарный плакат». | 2 |
14.4 | Экскурсия в пожарную часть. | 1 |
Раздел 15. «Зелёными тропами» | 4 | |
15.1-15.2 | Экологическая тропа и правила её составления. | 2 |
15.3 | Экологическая тропа школы. | 1 |
15.4 | Экологическая тропа школы. | 1 |
Раздел 16. Итоговое занятие | 1 | |
16.1 | Защита обучающимися проектов по изученным вопросам. | 1 |
Всего | 72 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Вводное занятие (1 ч.)
Цели и задачи работы в объединении. Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Введение в программу.
Раздел 1. Человек и окружающая среда (7 ч.)
Раздел 1. Тема 1.1 «Природа»
Природа – то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты, созданные человеком. Примеры явлений природы. Неживая и живая природа. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твердые тела, жидкости, газы.
Образовательная форма: беседа
Контроль: устный опрос
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 1. Тема 1.2 «Экология»
Экология – наука о взаимосвязи. История возникновения науки. Среда обитания. Границы сред обитания. Зависимость состояния окружающей среды от деятельности человека. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Понятие «валеологическая экология».
Образовательная форма: беседа
Контроль: устный опрос, сообщения по темам
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 1. Тема 1.3 «Профессии людей, связанные с изучением, сохранением живой природы»
Профессии людей, связанные с изучением, сохранением живой природы. 11 ноября – День энергосбережения. 15 ноября – День вторичной переработки.
Образовательная форма: беседа
Контроль: устный опрос
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 1. Тема 1.4 «Решение экологических задач практического характера»
Решение экологических задач практического характера
Образовательная форма: урок-практикум
Контроль: устный опрос, самоанализ
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 1. Тема 1.5 «Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!».
Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!
Образовательная форма: урок творчества
Контроль: оценка работы педагогом
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 1. Тема 1.6 «Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»
Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?».
Образовательная форма: викторина
Контроль: оценка работы педагогом
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 1. Тема 1.7 «Экскурсия «Прекрасное рядом»
Экскурсия «Прекрасное рядом». Красота осеннего леса, парка, сквера.
Образовательная форма: экскурсия
Контроль: наблюдение, устный опрос
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 2. Взаимоотношения «человек-природа» (8 ч.)
Раздел 2. Тема 2.1 «Человек — часть природы»
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Взаимоотношения «человек-природа» в историческом аспекте.
Образовательная форма: беседа
Контроль: опрос
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 2. Тема 2.2. «Человек - собиратель. Человек – охотник»
Человек - собиратель. Человек - охотник. Изменение взаимоотношений человека и природы во времени, отражение этого процесса в состоянии здоровья людей.
Образовательная форма: беседа
Контроль: опрос
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 2. Тема 2.3 «Болезни века»
Болезни века. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Образовательная форма: беседа
Контроль: фронтальный опрос
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 2. Тема 2.4 «Охрана природных богатств»
Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.
Образовательная форма: КВН
Контроль: оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка.
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 2. Тема 2.5 «Красная книга России, Красная книга Омской области»
Красная книга России, Красная книга Омской области, её значение. Отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу. Правила поведения в природе. Изучение Красной книги России, Красной книги Омской области.
Образовательная форма: урок-практикум
Контроль: оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка.
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 2. Тема 2.6 «Экологическая культура человека»
Экологическая культура человека. История появления этого понятия. Основные глобальные экологические проблемы XXI века, причины возникновения и пути их решения. Экологическое мировоззрение. Его роль в жизни человека. Экологическая культура – важнейший фактор устойчивого развития. Раскрытие понятий и принципов устойчивого развития.
Образовательная форма: беседа
Контроль: фронтальный опрос
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 2. Тема 2.7 «Дискуссия на тему «Возможна ли гармония во взаимоотношениях человека и природы?».
Дискуссия на тему «Возможна ли гармония во взаимоотношениях человека и природы?».
Образовательная форма: дискуссия
Контроль: оценка работы педагогом, фронтальный опрос, самоконтроль и самооценка.
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 2. Тема 2.8 «Уборка мусора на школьной территории»
Уборка мусора на школьной территории.
Образовательная форма: практическая работа
Контроль: оценка работы педагогом
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 3. Городская экологическая среда (5ч.)
Раздел 3. Тема 3.1 «Город - как единая экологическая система»
Город - как единая экологическая система. Зависимость экологического благополучия жителей города. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Рекреационные зоны города, их значение в жизни человека, экологическое состояние, проблемы. Знакомство с правилами гигиены жизни в урбанизированной среде. Актуальные проблемы и пути их решения.
Образовательная форма: дискуссия
Контроль: оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка.
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 3. Тема 3.2 «Роль растений в сохранении экологического баланса зелёных зон города»
Роль растений в сохранении экологического баланса зелёных зон города. Использование цветочно-декоративных растений в озеленении города. Их значение для микроклимата города и здоровья человека. Знакомство с растительным и животным миром рекреационных зон. Влияние неблагоприятных экологических факторов на рост и развитие растений в черте города. Вытаптывание – беда парковых зон города.
Образовательная форма: беседа
Контроль: фронтальный опрос
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 3. Тема 3.3 «Водные ресурсы города»
Водные ресурсы города, проблемы чистой воды. Экологическая система озера, обитатели водоёмов. Экологическая культура горожан.
Образовательная форма: беседа
Контроль: опрос
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 3. Тема 3.4 «Квартира как экологическая система»
Квартира как экологическая система. Роль комнатных растений в жизни человека. Осенние явления в жизни растений, правила ухода. Строение и функции листьев, их разнообразие.
Образовательная форма: беседа
Контроль: оценка работы педагогом
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 3. Тема 3.5 «Конкурс экологических плакатов»
Конкурс экологических плакатов «Правила поведения, экологическая культура горожан».
Образовательная форма: урок творчества
Контроль: оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка.
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 4. Природа – источник здоровья (8 ч.)
Раздел 4. Тема 4.1 «Природные факторы, укрепляющие здоровье человека»
Природные факторы, укрепляющие здоровье человека. Великое содружество. Лес как экологическая система. Содружество деревьев, трав, кустарников, ягод, грибов, зверей, насекомых и т.д. Деревья и кустарники наших лесов. Понятия: ельник, сосновый бор, берёзовая роща, их значение для здоровья человека.
Образовательная форма: беседа
Контроль: опрос
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 4. Тема 4.2 «Многообразие животных, обитающих в лесах Омской области»
Многообразие животных, обитающих в лесах Омской области, их экологическая роль. Знакомство с отдельными видами: звери, насекомые, птицы, рыбы, земноводные. Познавательный материал и интересные факты о жизни животных. Раскрытие одного из законов Коммонера: «Всё связано со всем»: нет животных «вредных», все полезные.
Образовательная форма: игра
Контроль: оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка.
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 4. Тема 4.3 «Природа – помощник в сохранении и укреплении здоровья»
Выработка позиции, взглядов, что «Природа – помощник в сохранении и укреплении здоровья». Выработка умений слушать тишину, самого себя, позитивно воспринимать мир вокруг себя, звуки природы, жить в гармонии с природой и с самим собой.
Образовательная форма: урок-размышление
Контроль: самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 4. Тема 4.4 «Знакомство с опасностями, которые могут подстерегать человека на природе»
Знакомство с опасностями, которые могут подстерегать человека на природе, в лесу. Огонь – друг и враг человека. Действия по формуле безопасности «Предвидеть – избежать – действовать».
Образовательная форма: беседа
Контроль: опрос
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 4. Тема 4.5- 4.6 «Создание индивидуальных и групповых творческих работ»
Практика. Создание индивидуальных и групповых творческих работ: экологические сказки, рисунки, викторины, загадки, пословицы, поговорки, приметы, игры, листовки природоохранного содержания, буклетов-памяток.
Образовательная форма: урок творчества
Контроль: оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 4. Тема 4.7 «Мастер класс «Создание лэпбука»
Мастер класс «Создание лэпбука». Защита мини-проектов. Разработка памятки по правилам поведения в природном окружении.
Образовательная форма: урок творчества
Контроль: оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 4. Тема 4.8 «Экскурсия в природу»
Экскурсия. Определение видов деревьев по кроне, веткам, плодам, семенам.
Образовательная форма: экскурсия
Контроль: оценка работы педагогом, наблюдение, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 5. Человек и животные (8 ч.).
Раздел 5. Тема 5.1 «Понятие о царствах живой природы»
Понятие о царствах живой природы, их тесном взаимодействии, значении для природы и жизни человека. Разнообразие животных в природе (на примере леса).
Образовательная форма: беседа
Контроль: опрос
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 5. Тема 5.2 «Домашние животные»
Домашние животные, их положительное влияние на самочувствие, здоровье человека. Гигиенические навыки у животных. Правила ухода за животными.
Образовательная форма: беседа
Контроль: опрос
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 5. Тема 5.3 «Птицы – наши друзья»
Птицы – наши друзья. Птицы в природе. Зимующие птицы нашего края, необходимость их защиты. Как помочь перезимовать птицам.
Образовательная форма: КВН
Контроль: оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 5. Тема 5.4 «Конкурс творческих работ «Моё любимое животное»
Конкурс творческих работ «Моё любимое животное».
Образовательная форма: урок творчества
Контроль: оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 5. Тема 5.5-5.6 «Изготовление кормушек для птиц»
Изготовление кормушек. Организация подкормки птиц. Наблюдение за поведением птиц, их повадками.
Образовательная форма: урок творчества
Контроль: оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 5. Тема 5.7 «Конкурс рисунков «Птицы Омской области»
Конкурс рисунков «Птицы Омской области».
Образовательная форма: урок творчества
Контроль: оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 5. Тема 5.8 «Экскурсия в природу»
Экскурсия «Птицы за твоим окном»
Образовательная форма: экскурсия
Контроль: наблюдение, оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 6. Человек и растения (6 ч.)
Раздел 6. Тема 6.1 «Разнообразие и виды растений»
Строение растений. Разнообразие и виды растений. Бережное отношение к растениям. Кодекс юных натуралистов. Способы распространения семян у различных растений. Взаимосвязи в живой и неживой природе на примере распространения семян ветром и животными. Наиболее распространенные съедобные и ядовитые грибы нашей местности. Взаимосвязи в природе на примере симбиотических взаимоотношений грибов и деревьев.
Образовательная форма: беседа
Контроль: опрос
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 6. Тема 6.2 «Строение дерева»
Строение дерева. Условия, необходимые для роста деревьев. Роль зеленых растений. Растения, используемые в медицине, косметологии, народном хозяйстве.
Образовательная форма: беседа
Контроль: опрос
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 6. Тема 6.3 «Роль воды на планете»
Роль воды на планете. Значение воды для живых организмов.
Образовательная форма: урок-размышление
Контроль: оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 6. Тема 6.4 «Определение по
внешнему виду дикорастущих растений, цветочно-декоративных, лекарственных»
Работа с наглядным материалом (иллюстрации, засушенные веточки, листья разных деревьев, шишки, семена). Определение по внешнему виду дикорастущих растений, цветочно-декоративных, лекарственных.
Образовательная форма: практическая работа
Контроль: оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 6. Тема 6.5 «Игра «Грибной знаток»
Игра «Грибной знаток».
Образовательная форма: урок-игра
Контроль: оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 6. Тема 6. 6 «Экскурсия в природу»
Экскурсия «Растения нашего края».
Образовательная форма: экскурсия.
Контроль: наблюдение, оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 7. Влияние человека на атмосферу (3 ч.)
Раздел 7. Тема 7.1 «Состав воздуха»
Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха (естественные, антропогенные). Классификация антропогенного загрязнения: по масштабам (местное, региональное, глобальное), по агрегатному состоянию (газообразное, жидкое, твердое), радиоактивное, тепловое. Источники загрязнения атмосферы.
Образовательная форма: беседа
Контроль: опрос
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 7. Тема 7.2 «Экологические последствия загрязнения атмосферы»
Экологические последствия загрязнения атмосферы («парниковый эффект», «озоновые дыры», «кислотные дожди»). Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы. Определение изменения температуры и относительной влажности в кабинете в ходе занятия.
Образовательная форма: практическая работа
Контроль: наблюдение, оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 7. Тема 7.3 «Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль»
Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм. Определение запыленности зимой. Рассматривание пыли под микроскопом.
Образовательная форма: урок-исследование
Контроль: наблюдение, оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 8. Влияние человека на гидросферу (3ч.)
Раздел 8. Тема 8.1 «Естественные воды и их состав»
Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.), методы отбора проб воды.
Образовательная форма: беседа
Контроль: опрос
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 8. Тема 8.2 «Экологические последствия загрязнения гидросферы»
Экологические последствия загрязнения гидросферы (эвтрофикация водоемов, истощение вод). Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.
Образовательная форма: урок-размышление
Контроль: оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 8. Тема 8.3 «Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы»
Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы (химические, социологические). Исследование природных вод: отбор проб воды, измерение температуры, прозрачности, рН.
Образовательная форма: практическая работа
Контроль: наблюдение, оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 9. Воздействие человека на литосферу (6 ч.)
Раздел 9. Тема 9.1 «Почва и ее экологическое значение»
Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Деградация почв, причины деградации почв. Эрозия почв: ветровая, водная. Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества).
Образовательная форма: беседа
Контроль: опрос
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 9. Тема 9.2 «Экологические последствия загрязнения литосферы»
Экологические последствия загрязнения литосферы (вторичное засоление, заболачивание почв, опустынивание, физическое «загрязнение» горных пород). Приемы и методы изучения загрязнения литосферы. Деградация почв.
Структура и характеристика загрязненности почв. Явление нахождения элементов при загрязнении почвы тяжелыми металлами и его причины. Влияние соединений свинца на организм.
Образовательная форма: беседа
Контроль: опрос
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 9. Тема 9.3 «Составление карты местности с расположением несанкционированных свалок»
Составление карты местности с расположением несанкционированных свалок.
Образовательная форма: урок творчества
Контроль: оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 9. Тема 9.4- 9.5 «Изготовление поделок из отходов продукции одноразового использования»
Изготовление поделок из отходов продукции одноразового использования.
Образовательная форма: урок творчества
Контроль: оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 9. Тема 9.6 «Исследование почвы в микрорайоне школы»
Исследование почвы в микрорайоне школы.
Образовательная форма: урок-исследование
Контроль: оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 10. Мой экологический след (2 ч.)
Раздел 10. Тема 10. 1 «Раскрытие понятия «Экологический след»
Раскрытие понятия «Экологический след». История возникновения этого понятия. Экологический след - показатель давления на природу. Экологический след - это ресурсы, необходимые для удовлетворения наших потребностей. Биологический потенциал - это возможность биосферы Земли производить возобновляемые ресурсы. Способы уменьшения
«экологического следа» в разных сферах повседневной жизни: жилье, энергия, транспорт, питание, вода, бумага и отходы. Последствия экологического следа человека.
Образовательная форма: лекция
Контроль: опрос
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 10. Тема 10.2 «Просмотр документального фильма «Экологический след человека»
Просмотр документального фильма «Экологический след человека» (National Geographic, 2007). Обсуждения.
Образовательная форма: видеопросмотр
Контроль: опрос
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 11. Энергосбережение (2ч.)
Раздел 11. Тема 11.1 «Теоретические основы ресурсосбережения»
Теоретические основы ресурсосбережения. Раскрытие понятий: энергосбережение, энергопотребление, теплопотери и т.п. Рациональное использование ресурсов. Альтернативные источники энергии. Мероприятия, которые используются для экономии электроэнергии. Подсчёт расхода электроэнергии и способы снижения электропотребления на нужды учреждения. Снижение теплопотерь в школе.
Образовательная форма: урок-практикум
Контроль: наблюдение, оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 11. Тема 11.2 «Конкурс презентаций на тему «Способы энергосбережения дома»
Конкурс презентаций на тему «Способы энергосбережения дома».
Образовательная форма: урок-презентация
Контроль: оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 12. Экономия бумаги (2 ч.)
Раздел 12. Тема 12.1 «Виды и свойства бумаги»
Виды и свойства бумаги. Значение деревьев в жизни человека. Раскрытие вопросов значения экономии бумаги и использования бумаги из вторсырья для сохранения леса. Способы экономии бумаги в школе и дома. Акция. Организация сбора макулатуры на базе школы.
Образовательная форма: урок-акция
Контроль: оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 12. Тема 12.2 «Изготовление оригами из старых журналов и газет»
Конкурс. Изготовление оригами из старых журналов и газет.
Образовательная форма: урок творчества
Контроль: оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 13. Экономия воды (2 ч.)
Раздел 13. Тема 13.1 «Вода – основа жизни»
Вода – основа жизни. Значение воды. Расчет водопотребления человека, города и т.п. Основы культуры водопотребления. Способы экономии воды в школе и дома. Значение приборов учета воды. Расчет водопотребления учреждения с помощью приборов учета: месяц/день. Выяснить основные места потребления воды в учреждении.
Образовательная форма: практическая работа
Контроль: наблюдение, оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 13. Тема 13.2 «Фильтрование воды»
Эксперимент. Фильтрование воды.
Образовательная форма: урок-эксперимент
Контроль: наблюдение, оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 14. Охрана и защита леса (4 ч.)
Раздел 14. Тема 14.1 «Причины и последствия возникновения лесных пожаров»
Причины и последствия возникновения лесных пожаров. Культура безопасного поведения детей и взрослых в лесу. Правила пожарной безопасности в лесу и действия в случае обнаружения лесного пожара. Способы и приемы тушения лесных пожаров, применения лесопожарной техники и оборудования. Что такое лесной питомник. Виды и части лесных питомников. Просмотр документальных видеофильмов.
Образовательная форма: видеопросмотр
Контроль: опрос
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 14. Тема 14.2-14.3 «Тушение небольшого условного пожара. Конкурс «Лучший противопожарный плакат »
Тушение небольшого условного пожара. Конкурс «Лучший противопожарный плакат».
Образовательная форма: практическая работа, урок-творчества
Контроль: оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 14. Тема 14.4 «Экскурсия в пожарную часть»
Экскурсия в пожарную часть.
Образовательная форма: экскурсия
Контроль: опрос
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 15. «Зелёными тропами» (4ч.)
Раздел 15. Тема 15.1.-15.2 «Экологическая тропа и правила её составления»
Экологическая тропа и правила её составления. Оформление паспорта экологической тропы: 1. Название экологической тропы. 2. Цель и задачи экологической тропы. 3. Местонахождение, расстояние от школы. 4. Краткое описание маршрута, его протяженность, расстояние между точками, время прохождения маршрута (с учетом рассказа экскурсовода). 5. Описание экскурсионных объектов. 6. Правила поведения посетителей, правила техники безопасности и противопожарные требования. 7. Необходимые мероприятия по уходу за экологической тропой. 8. Приложение. Карта-схема маршрута.
Образовательная форма: урок-проект
Контроль: оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 15. Тема 15.3 «Составление экологической тропы школы»
Составление экологической тропы школы.
Образовательная форма: экскурсия
Контроль: оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 15. Тема 15.4 «Экологическая тропа школы»
Экскурсия. Экологическая тропа школы. День здоровья
Образовательная форма: урок-игра
Контроль: оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
Раздел 16. Итоговое занятие (1 ч.)
Раздел 16. Тема 16.1 «Защита обучающимися проектов по изученным вопросам»
Практика. Защита обучающимися проектов по изученным вопросам.
Образовательная форма: урок-презентация
Контроль: оценка работы педагогом, самоконтроль и самооценка
Рефлексия: подведение итогов занятия
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая позволяет всем участникам реально оценить результативность их совместной творческой деятельности, уровень развития способностей и личностных качеств ребенка, в соответствии с прогнозируемым результатом.
Текущий контроль уровня достижений учащихся: наблюдение активности на занятии; беседа с учащимися; анализ творческих работ, проектов; анкетирование, тестирование.
Промежуточный контроль (по итогам раздела): представление творческих работ, участие в пропагандистской работе (изготовление тематических буклетов - памяток, выступление агитбригады)
Оценочные материалы
Подведение итогов деятельности организуется в форме:
- викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
- создания газет;
- конкурсов, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
- проведение экологических олимпиад;
- тестовых заданий.
Диагностика уровня достижения учащимися планируемых результатов
Показатели | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов |
| 1.Низкий уровень (дети овладели менее чем половины объема знаний, предусмотренных программой); 2.Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 2\3); 3.Максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). | 1 балл 5 баллов 10 баллов |
2.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам программы) | 1.Низкий уровень (дети овладели менее чем половины объема знаний, предусмотренных программой); 2.Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 2\3); 3.Максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). | 1 балл 5 баллов 10 баллов |
3.Творческие навыки Креативность в выполнении практических заданий | 1.Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); 2.Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); 3.Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). | 1 балл 5 баллов 10 баллов |
4.Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе | Удовлетв. Хорошо Отлично |
5.Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям | Удовлетв. Хорошо Отлично |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально – техническое обеспечение:
Для проведения занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:
- натуральные средства обучения - живые растения и животные, коллекции, влажные препараты, гербарии, микропрепараты;
- изобразительные средства обучения — объемные модели и муляжи, плоскостные модели-аппликации;
- таблицы, географические карты и экологические атласы;
- технические средства обучения (ТСО — аппаратура для демонстрации экранно-звуковых средств);
- лабораторное оборудование: приборы, посуда, принадлежности для демонстрации;
- вербальные средства обучения (учебники, хрестоматии, рабочие тетради, методические пособия, справочники);
- канцелярские принадлежности: клей, картон, цветная бумага различной плотности, цветной картон, заготовки из природного материала.
Кадровое обеспечение:
Педагог, осуществляющий реализацию данной программы, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование, способного доступно преподнести учебный материал, привить интерес к окружающему миру и желанию бережно и с уважением относиться к нему.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовая документация
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Москва: Просвещение, 2015
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 N 27 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Литература для педагога, используемая при разработке дополнительной образовательной программы
- Александрова В.П. Экология живых организмов. Практикум с основами экологического проектирования. – М.: ВАКО 2014.
Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? – М.: АРКТИ, 2005.
- Иванова Т.С. «Экологическое образование и воспитание в начальной школе», М.: «ЦГЛ»,2003
- Каплан Б.М. Научно-методические основы учебного исследования флоры: Методическое пособие. Часть 1: Теория, проблемы и методы флористики. – М.: Лесная страна, 2010 –179 с.
- Каплан Б.М. Научно-методические основы учебного исследования флоры: Методическое пособие. Часть 2: руководство учебными флористическими исследованиями. – М.: Грифон, 2016. – 136 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 2008
- Суворова, В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В. А.Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с
Литература для учащихся
- Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
- Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2015.
- Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2017.
- Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 2015.
- Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 2012.
- Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 2016.
- Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ступеньки к школе"
Программа разработана для подготовки детей к школе. Работа в студии "Ступеньки к школе строится на основании документов, задающих целевые ориентиры современного дошкольного образования....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа здоровья»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа здоровья"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Эколого-биологической направленности «Основы Школы здоровья»
Можно использовать для проведения классных часов или внеклассных занятий....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
"Школа юного кукловода"-сборник практических материалов к учебным занятиям по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Куклы вокруг нас"
Сборник практических материалов содержит секреты управления театральной куклой – правила и первоначальные навыки кукловождения, технику управлени...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Школа практических навыков" КОНКУРС "Педагог года"- 2021
Приобщение детей к занятиям краеведением и туризмом способствует целостному представлению об окружающем мире, развитию интеллектуальной деятельности, воспитанию у них любви ...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Школа грамотеев"
Цель данного курса расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания в области грамматики по данному курсу, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоми...