кружок "Школа мудрецов"
рабочая программа (4 класс)

Кружковая работа в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_mudretsov_kruzhok_4klass.docx37.05 КБ

Предварительный просмотр:

Звениговский муниципальный район

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кокшамарская средняя общеобразовательная школа имени   И.С. Ключникова-Палантая»

Рекомендовано                                                               Утверждаю

 методическим объединением                           Директор МОУ «Кокшамарская СОШ»

учителей начальных классов                              _________________Кондратьев Б.В.

МОУ «Кокшамарская СОШ»                                              ______________2022  г.

от _______________________г.                                                  

Протокол № 1.

                                                                                                                                                                  

 Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Школа мудрецов»

                                       

Направленность программы:  естественно - научная

Уровень программы: ознакомительный

 Категория  и возраст обучающихся: 10-11  лет

Срок освоения программы: 1 год

Объём часов: 34 ч.

Разработчик программы : Ласточкина Русиния Абрамовна,

учитель начальных классов МОУ « Кокшамарская СОШ»

Кокшамары

2022

      Раздел 1

Комплекс основных характеристик образования

Общая характеристика программы

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона№273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации»
  • Постановление главного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и оздоровления детей и молодежи».

             Дополнительная общеобразовательная программа «Школа мудрецов» (далее- программа) является общеразвивающей.  

        Данная программа открывает перед обучающимся широкие возможности работы во внеурочное время и позволит знакомиться с любыми вопросами математики на этапе обучения начального звена. Поможет детям расширить представление о математике как о науке и решать такие задания, которые не даны в учебнике. В современном мире очень важно научить ребенка думать, научить самостоятельной работе и быть активным человеком в социуме. Очень важным фактором реализации данного курса является научить ребенка отстаивать и аргументировать свое мнение при решении логических и нестандартных задач.

        Программа позволит расширить возможности педагога и позволит выйти за рамки школьной программы. Она позволит затронуть интересные вопросы математики, знакомиться с правилами, с известными математиками, сделать первый шаг навстречу к проблемах данной науки.  

        Включение логических, развивающих, нестандартных задач   в содержание программы кружка способствует формированию мотивационных основ обучения   деятельности школьников, формируют у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит особый интерес в учебный процесс.

    Задания, которые запланированы в программе, способствуют развитию неординарного мышления, откроют двери к развитию познавательного мышления, будут способствовать развитию интеллекта у детей. Задания доступны учащимся для освоения, позволяет на конкретных примерах объяснить достижения математики, как науки. Они расширяют у детей кругозор, развивают  логическое мышление. Творческие работы, метод проектов и другие технологии, используемые в системе работы данного курса, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять.

      Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и знаниями, а также даст возможность участвовать на районных, российских олимпиадах по математике и участвовать в различных математических конкурсах.

      Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Школа мудрецов» - естественно – научная.

   Содержание программы предоставляет ученикам возможность работать на уровне повышенных требований, развивает мотивацию к учебе и соответствует познавательным возможностям младших школьников.

   Содержание занятий представляет собой не только решение вопросов элементарной математики, а также углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического курса содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию арабских и римских цифр, правильному применению математической терминов и знакомству с геометрическими фигурами.

     Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свой интеллект на этом этапе обучения.   Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике.

      Отличительной особенностью данной программы является дальнейшее развитие коммуникативной компетенции. Большое внимание в программе уделяются математические фокусам, головоломкам, ребусам и логическим задачам. А также   выполнению самостоятельных заданий творческого характера: составить рассказ или задачу с использованием математических терминов. Уделяется внимание также развитию пространственного воображения.

Адресат программы: учащиеся 4класса

Срок освоения программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения  

Форма обучения: очная

Режим занятий: Общее количество часов  в год составляет 34 часа. Занятие проводится 1 раз в неделю.

Цели и задачи изучения курса  «Школа мудрецов»:

Основными целями курса является совершенствование приобретенных учащимися знаний, воспитание самостоятельности в работе, формирование коммуникативной компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников.

  Задачи курса:

1.  Овладение учащимися логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

3. Решать текстовые задачи, распознавать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, рисунками, цепочками; анализировать данные, решать задания логического характера.

 2. Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами  и числовыми выражениями.

         

   ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ КУРСА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 

           Личностные результаты:

 -целостное восприятие окружающего мира.

-развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;

-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, самостоятельности суждений, умения преодолевать трудности — весьма важных качеств в практической деятельности любого человека;

-рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

  -навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  -установка на бережное отношение к природе.

 -способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления.

 -овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;

 -умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

-формирование навыков информационно-коммуникационной компетенции.

Метапредметные результаты:

 Регулятивные

-понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;

-находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;

-проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;

Познавательные

-устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;

-проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;

-выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;

-делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;

-самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;

Коммуникативные

-понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;

-принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;

-контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.                  

Предметные:    -использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их  количественных и пространственных отношений;

 -овладение основами логического, алгоритмического и пространственного мышления, математической речи, основами  счёта, измерения, прикидки результата и его оценки наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, рисунки);

 -приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

-умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами  и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, распознавать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, рисунками, цепочками; представлять, анализировать данные, выполнять задания логического характера.

      Учебно-тематический план     ( Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю).

№п/п

Тема

К-во часов

1

Царство математики

7

2

Мир задач

4

3

Логические задачи.

10

4

Упражнения на быстрый счет.

4

5

Переливания

2

6

Выпуск математической  газеты

1

7

Математическая олимпиада.

4

8

Итоговое занятие

2

Итого

34

Содержание программы

  1. Царство математики ( 7 часов)

О математике с улыбкой.( 2 часа)

Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых,

Решение интересных задач. Веселая викторина.

Из истории чисел. (2 часа)

Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними.

Математические игры. ( 1 час)

Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число»

Четные и нечетные числа. (2 часа)

Свойства  четных и нечетных чисел

Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.

 

  1. Мир задач ( 4 часа)

Задачи-шутки, задачи-загадки. (2 часа)

Решение задач: Таинственные. Задачи на определение возраста:

Задачи, решаемые с конца. (1 час)

Задуманное число . Крестьянин и царь. Сколько было яиц?

Задачи на взвешивания( 1 час)

Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.

  1. Логические задачи. (10 часов)
  2. Истинностные задачи. (1 час)

Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.

Несерьезные задачи.  (1 час)   Зеленые человечки. Сломанная нога.Странное создание.

Логика и рассуждения(1 ч.)

Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.

Задачи с подвохом.(1 час)

Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.

Задачи на разрезания и складывание фигур. (4 часа)

Математические ребусы (2 часа)

  1. Упражнения на быстрый счет. (4 часа)

Вычисли наиболее удобным способом.   Умножение на 9 и на 11.

Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.

Использование изменения порядка счета.

                         Переливания.(2 часа)

  1. Выпуск математических газет ( 1 час)

    7.Математическая олимпиада. (4 часов)

Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки», «Шаги в науку» и др.  Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики.

 Итоговое занятие (2 ч.)

                                                                                                                               

Раздел 2

Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы

Учебный план

Темы

Количество часов

Теория

Практика

Форма контроля

1

О математике с улыбкой. Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых.

1

0,5

0,5

беседа

2

Решение интересных задач. Веселая викторина.

1

0,5

0,5

Тесты

3

Из истории чисел. Арабская нумерация чисел и действия с ними.

1

0,5

0,5

4

Из истории чисел.  Римская нумерация чисел и действия с ними.

1

0,5

0,5

Практическая работа

5

Математические игры.

Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!»Игра «Задумайте число»

1

0,5

0,5

6

Четные и нечетные числа.

Свойства  четных и нечетных чисел

1

0,5

0,5

7

Четные и нечетные числа.

Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.

1

0,5

0,5

Текущий

8

Задачи-шутки, задачи-загадки.

Таинственные задачи.

1

0,5

0,5

Самостоятельная

9

Задачи-шутки, задачи-загадки.

Задачи на определение возраста.

1

0,5

0,5

опрос

10

Задачи, решаемые с конца.

Задуманное число

Крестьянин и царь. Сколько было яиц?

1

0,5

0,5

11

Задачи на взвешивания.

Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.

1

0,5

0,5

тесты

12

Задачи.

Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.

1

0,5

0,5

13

Несерьезные задачи.

Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание.

1

0,5

0,5

14

Логика и рассуждения.

Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.

1

0,5

0,5

15

Задачи с подвохом.

Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.

1

0,5

0,5

16

Задачи на разрезания и складывание фигур. Игра «Попробуй, раздели»

1

0,5

0,5

17

Задачи на разрезания и складывание фигур. Головоломка "Танграм"

1

0,5

0,5

Текущий

контроль

18-19

Задачи на разрезания и складывание фигур.Составление фигур из частей Колумбова яйца

2

1

1

20-21-

22

Математические ребусы

3

1,5

1,5

тесты

23

Вычисли наиболее удобным способом.

1

0,5

0,5

24

Умножение на 9 и на 11.

1

0,5

0,5

25

Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.

1

0,5

0,5

Самостоятельная

26

Математическая олимпиада

Подготовка и участие в математических олимпиадах

1

0,5

0,5

27

Подготовка и участие в математических олимпиадах

1

0,5

0,5

Практическая работа

28,29,30

Подготовка и участие в математических олимпиадах

3

1,5

1,5

беседа

31

Конкурс «Лучший математик»

1

0,5

0,5

32

Конкурс «Знатоки математики»

1

0,5

0,5

Практическая работа

33-34

Итоговое занятие

2

1

1

Практическая работа

       

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

   Занятия проводятся в классе. В классе должны находиться мультимедийный проектор, компьютер с подключением к сети Интернет, столы и стулья для учащихся и педагога.

Информационно-методические разработки

Диагностические материалы: тестовые задания, презентации.

Методические разработки: методические рекомендации по ведению кружка.

Кадровое обеспечение

Педагог, организующий педагогический процесс по данной программе, - Ласточкина Русиния Абрамовна      Образование: высшее

Место работы: МОУ»Кокшамарская СОШ»

Формы, порядок и периодичность текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся

Для оценки результативности занятий, проводимых по дополнительной общеобразовательной программе «Школа мудрецов» применяется

-текущий контроль: проводится в конце каждого занятия. Формы: собеседование, тестирование, опрос, самостоятельная работа, выполнение практических занятий..

-итоговый контроль проводится в конце учебного года.

                                     Литература:

  1. Нагибин Ф.Ф., Калинин Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение, 1988 г.
  2. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты.- М.: ВАП, 1994
  3. Екимова М.А Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002.
  4. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.:        Наука,        Главная редакция физико-

математической литературы, 2006г.

  1. Ященко И. В. "Приглашение на математический праздник". - М.: МЦНМО, ЧеРо, 1998;
  2. Т.Г.Власова. Предметная неделя математики в школе, 2-е издание, Ростов-на- Дону,»Феникс»,2006.
  3. Ю.М.Куликов. Уроки математического творчества., М: «Просвещение», 2005.
  4. Л.М. Лихтарников. Числовые ребусы., Санкт-Петербург, 1996, «МИК».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по математике для учащихся 1 класса «ШКОЛА МУДРЕЦОВ»

Программа математического кружка. Рассчитана для внеклассной работы с учащимися 1-2 класса....

Урок по литературному чтению "Чтение - беседы с мудрецами"

Обобщающий урок по теме "У истоков детской литературы". 4 класс по программе "Школа 2100". Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В....

Тест по литературному чтению 3 класс Гармония к разделу Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца.

Тест  по литературному чтению 3 класс Гармония к разделу Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца....

Технологическая карта к комбинированному уроку русского языка 2 класс "Дорога к мудрецам"

Эта технологическая карта урока русского языка, на котором  "мудрецы" Ломоносов , Ибн Сина, Аристотель помогают ребятам понять  тему  "Синонимы и антонимы". Мудрецы готовятся  зара...

Мастер-класс "Мы-мудрецы"

Уточнение знания учащихся о языковых афоризмах как о средстве образной и выразительной литературной речи...

инструкцииот тибетских мудрецов

Инструкция к жизни от тибетских мудрецов.1. Нравится — скажи.2. Не нравится — скажи.3. Скучаешь по кому-то — позвони.4. Не понятно — спроси.5. Хочешь встретиться — пригласи.6. Хочешь что-то — попроси....

Программа кружка по математике "ШКОЛА МУДРЕЦОВ" для учащихся 1 класса

Программа кружка для занятий с одарёнными детьми во второй половине дня...