План индивидуальной работы с одаренными детьми с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
рабочая программа (3 класс)
Актуальность программы по работе с одарёнными детьми. В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально- экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.)
Из материалов ФГОС Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»? - Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы. - В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги. - В школе должны быть свои традиции. - Школа должна давать современное образование. - В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе образования. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odarennye_deti.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
План индивидуальной работы
с одаренными детьми с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей
для 3 класса
на 2022 – 2023 учебный год
Программа разработана
учителем начальных классов:
Е.В. Хохловой
Актуальность программы по работе с одарёнными детьми. В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально- экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.)
Из материалов ФГОС Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»? - Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы. - В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги. - В школе должны быть свои традиции. - Школа должна давать современное образование. - В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе образования. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность
Концепция программы
Отличительные особенности одаренных детей
1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Категории одаренных детей
1. Дети, с необыкновенно высоким общим уровнем физического развития при прочих равных условиях
2. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, в спорте, но обладающие яркой познавательной активностью психического склада, незаурядными физическими резервами.
Принципы работы с одаренными детьми
1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
2. принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
3. принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
4. принцип возрастания рои внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ.
5. принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
6. принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Цели и задачи работы с одаренными детьми.
1. Выявление одаренных детей.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
Задачи:
- знакомство учителя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
- проведение различных внеурочных конкурсов, соревнований, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
- предоставление возможности совершенствовать способности и в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.
Стратегия работы с одаренными детьми
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успех в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и др. Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыки содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основной для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно
-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными учащимися
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- соревнования;
- марафон наук;
- работа по индивидуальным планам.
Образец «Карта одаренного учащегося» (заполняется учителем)
1. Фамилия, имя, отчество учащегося:
2. Состав семьи, ее структура:
3. Жилищно-бытовые условия:
4. Взаимоотношение в семье:
5. Наличие отклонений норм поведение в семье:
6. Культурный уровень семьи:
7. Воспитательный потенциал семьи:
8. Характер ребенка:
9. Качества личности:
10. Положение ребенка в коллективе:
11. Учебная деятельность (успеваемость):
12. Посещаемость уроков:
13. Трудовая деятельность:
14. Предпочитаемые виды труда:
15. Участие в трудовых делах:
Технологическая карта педагогической программы
работы с одаренными детьми
Виды работ | Работа на уроке | Внеурочная деятельность | Работа с родителями |
Когда? | При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики. | На индивидуальных и групповых занятиях. | Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские собрания. |
Зачем? | Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению. | Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей. | Для создания единого образовательного пространства, для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей. Проведение микроисследований по теме. |
Что? | Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности. | Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности. | Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность. |
Как? | Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения. | Творческая мастерская, олимпиады, викторины, интеллектуальные марафоны, конкурсы. | Совместное выполнение творческих заданий, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских собраниях. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел программы | Количество часов |
1 | Русский язык | 9 |
2 | Математика | 12 |
3 | Литературное чтение | 6 |
4 | Окружающий мир | 7 |
Тематическое планирование
занятий с одарёнными учащимися
в 3 классе
на 2022-2023 учебный год
34 часа (1час в неделю)
№ | Учебный предмет | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
1 | Русский язык | Трудные случаи русского языка, олимпиадные задания | 1 | |
2 3 | Математика | Задания для подготовки к предметной олимпиаде по математике | 2 | |
4 | Литературное чтение | Интеллектуальная игра «Внимательный читатель» | 1 | |
5 | Окружающий мир | Составление презентаций на тему «Животные моего края» | 1 | |
6 | Русский язык | Задания для предметной олимпиады по разделу «Фразеология» | 1 | |
7 | Математика | Задания на анализ и синтез. Логические задачи | 1 | |
8 | Литературное чтение | Задания для подготовки к предметной олимпиаде по литературному чтению | 1 | |
9 | Окружающий мир | Задания для предметной олимпиады по окружающему миру | 1 | |
10 | Русский язык | Трудные случаи русского языка, олимпиадные задания | 1 | |
11 12 | Математика | Решение логических задач. | 2 | |
13 | Литературное чтение | Готовимся к олимпиаде по сказкам | 1 | |
14 | Окружающий мир | Исследовательская деятельность | 1 | |
15 | Русский язык | Задания для предметной олимпиады по разделу «Фонетика. Графика» | 1 | |
16 17 | Математика | Числовые головоломки. | 2 | |
18 | Литературное чтение | Предметная олимпиада по литературному чтению | 1 | |
19 | Окружающий мир | Исследовательская деятельность | 1 | |
20 21 | Русский язык | Задания для предметной олимпиады по разделу «Орфография» | 2 | |
22 | Математика | Предметная олимпиада по математике | 1 | |
23 | Русский язык | Предметная олимпиада по русскому языку | 1 | |
24 | Окружающий мир | Защита исследовательской работы | 1 | |
25 | Русский язык | Задания для предметной олимпиады по разделу «Синтаксис. Пунктуация» | 1 | |
26 | Математика | Занимательные головоломки | 1 | |
27 | Литературное чтение | Литературная викторина «Волшебный мир» | 1 | |
28 | Окружающий мир | Защита исследовательской работы и ее анализ. | 1 | |
29 | Русский язык | Задания для предметной олимпиады по разделу «Морфология» | 1 | |
30 31 | Математика | Логически – поисковые задания. | 2 | |
32 | Литературное чтение | Интеллектуальная игра «В мире литературы» | 1 | |
33 | Русский язык | Задания для предметной олимпиады по разделу «Состав слова. Словообразование» | 1 | |
34 | Окружающий мир | Викторина «В мире растений и животных» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуальной работы с одаренными детьми.
Одаренные дети-это наше достояние. Выявление спообных детей и работа с нимим являеятся актуальной задачей школы и каждого учителя.Судить о одаренности ребенка следует не только по его школьным или вне...
Программа индивидуальной работы с одаренными детьми
Программа индивидуальной работы с одаренными детьми....
Индивидуальная работа с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми...
«Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
Доклад на тему: «Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Каждый ребенок с нарушениями в развитии уникал...
План по индивидуальной работе с одаренными детьми в 4 а классе.
В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей,...
План по индивидуальной работе с одаренными детьми в 3 а классе.
В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем...
План воспитательной работы с одаренными детьми на 2022-2023 учебный год
План воспитательной работы с одаренными детьми на 2022-2023 учебный год...