Внеклассная работа в начальной школе: увлекательно и полезно.
статья

Бичарева Анастасия Андреевна

 Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей формирования мотивов учения.

     Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания учащихся, каждому учителю известно, как много дает внеклассная работа, и какой огромный потенциал в ней заложен.

      Внеклассная работа в школе – составная часть учебно-воспитательного процесса школы, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_22.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

 Внеклассная работа в начальной школе: увлекательно и полезно.

                                                                                    «…замечательные, блестящие уроки есть там,

где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков,

где имеются и применяются самые разнообразные

                                                                                 формы развития учащихся вне уроков".
                                                                                                      В.А.Сухомлинский

      Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей формирования мотивов учения.

     Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания учащихся, каждому учителю известно, как много дает внеклассная  работа, и какой огромный потенциал в ней заложен.

      Внеклассная работа в школе – составная часть учебно-воспитательного процесса школы, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности обучающихся.

     Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность учащихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность практически применять знания, умения и навыки. Результатом соблюдения преемственности является совершенствование и закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков.

     Цель внеклассной работы – развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействию личностному и профессиональному самоопределению  учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

    Основные задачи организации внеклассной работы:

- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

- создание условий для развития каждого ребёнка в избранной сфере внеклассной  деятельности;

- формирование системы знаний, умений, навыков обучающихся;

- развитие опыта творческой деятельности,  творческих способностей детей;

- создание условий для реализации учащимися приобретённых знаний, умений, навыков;

- расширение рамок общения школьников с социумом;

- коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении.

       Внеклассная работа расширяет  кругозор учащихся, развивает их творческие способности

и т.д. У учащихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, повышается работоспособность на уроках, доброжелательность по отношению к учителям и своим товарищам.

       Вариантов организации системы внеклассной работы в школе может быть большое количество. В каждом конкретном случае нужно исходить из задач, которые обозначены в основной образовательной программе школы и касаются всех её разделов (программа формирования универсальных учебных действий обучающихся, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и т.д.)

       В Федеральном государственном стандарте начального общего образования второго поколения обозначены такие формы организации внеклассной деятельности, как:

кружки, секции, круглые столы, диспуты, олимпиады, конференции и др.

        В педагогической науке и практике наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые,  массовые [1].

     Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например, подготовка номеров художественной самодеятельности, моделирование и конструирование, подготовка рефератов и сообщений. Это позволяет каждому учащемуся найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от педагога знаний индивидуальных особенностей учащихся данной возрастной категории [1]

     Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, прикладного  творчества, в искусстве или в спорте. Наиболее популярными здесь являются такие формы, как кружки по интересам и спортивные секции (предметные, технические, спортивные, художественные).  В кружках проводятся занятия разного типа: обсуждение произведений литературы, экскурсии, лабораторные занятия, изготовление поделок и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде выставки, смотра или фестиваля детского творчества и др. [1].

   Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих обучающихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей и подростков. Массовая работа таит в себе большие возможности активизации учащихся.

   Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого, наличия дружбы и взаимопомощи в большом (классном) коллективе ребят. При  проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают  в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей или музеев, встреча с интересными людьми, - участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, чувство полезности для коллектива служит важным средством сплочения коллектива класса, кружка или клуба по интересам [1].

   Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящены датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры, науки и др. Праздники могут быть и познавательно-развлекательными или фольклорными. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор детей и подростков, вызывают чувство приобщения к жизни страны и мирового сообщества.

   Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. В последнее время стало популярным проводить интеллектуальные конкурсы и олимпиадымалые научно-практические конференции среди учащихся 2-4 классов. Такие мероприятия стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с проведением конкурсов или смотров обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки, изобретения, проекты  и др. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Их цель – вовлечь наибольшее количество детей с отбором наиболее талантливых и одарённых.

    Уже второй  год во 2-4 классах нашей школы  проводится научно-практическая конференция (НПК). В первый год её участниками были только четвероклассники. Потом к ним присоединились ученики вторых и третьих классов.

   НПК походит в два тура.  Первый тур - отборочный, он проводиться в классе. Второй тур – заключительный на уровне школы. В нем принимают участие лучшие исследователи. Дальше победители пробуют свои силы на районной НПК младших школьников.

    Год от года расширяется тематика детских работ. Так в этом году  было представлено исследование в области филологии и истории «Кто такой домовой?», естествознания - «Значение воды для нашей планеты», «В чём секрет зелёного лука?», «Каша – пища наша» и др. Кроме того, улучшилось качество подготовки и защиты работ. Все чаще используются компьютерные презентации.

    На конференции в этом году присутствовали непосредственно участники, члены жюри, представители разных классов, а также родители наших участников. Активная помощь и поддержка родителей являются одним из важных факторов успешного продвижения младших  школьника в сфере исследовательской деятельности.

    Конференция предусматривала работу следующих секций:

1.   Край родной, навек любимый.  2.   Мир вокруг нас.  3.  Отчего и  Почему?

     4.   Природа живая и неживая. 5.    Экскурс в историю. 6.  Это интересно.

    Критерии выступлений:

- Полнота раскрытия темы выступления, соответствие целям и задачам.

- Наличие элементов  исследования (поисковой деятельности) или обобщения материала.

-Эффективное и грамотное использование иллюстративных средств.
- Качество ответов на вопросы (эрудиция).
- Соблюдение регламента выступления (до 7 мин).

  Победители общешкольного тура НПК были направлены на участие  в районной  НПК «Знайка -2011».

    Наиболее распространённой и доступной формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности как классного руководителя, так и всего учебного заведения [2].

   Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более  опытные учащиеся или взрослые, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

   Чаще всего приоритетными для детей в общеобразовательных учреждениях являются игровые, театральные, дискуссионные, психологические, состязательные формы воспитательной и внеклассной работы, позволяющей учащимся осознать  самих себя.

  Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее популярными формами внеклассной деятельности являются:

  1. Предметные недели по учебным предметам социально-гуманитарного, математического и естественно-научного циклов (Приложение 1; приложение 2).

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ

   В современной школе особое значение приобретают формы учебно-воспитательной работы предметной направленности, когда материал, изучаемый на уроках находит свое логическое завершение во внеклассной работе, т. е. формы работы, соединяющие в себе обучение и воспитание в единый процесс: уроки творчества, мозговая атака, университет старшеклассников, встречи с увлечением, обозреватели за круглым столом, дидактические сказки, путешествие в предмет, аукцион знаний, дидактический театр, путешествие в страну неразгаданных тайн, предметный ринг, организацию персональных выставок учителей и учеников, защиту идеи, интеллектуальные марафоны, исторический календарь, жизнь замечательных идей, КВН по предмету, общественный смотр знаний, творческие мастерские, мастерские подарков, тематические предметные недели.

    Характерной чертой системы школы сегодняшнего дня являются различные формы интеграции учебной и внеклассной работы, которая ярко представлена при проведении тематических недель.

   Тематические предметные недели (декады)  могут стать традиционными в каждой школе, проводится для учащихся различных возрастных групп. Могут включать в себя проведение различных форм работы: коллективных, групповых, индивидуальных и т. д.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Подготовка и оформление плана проведения тематической недели традиционных и нетрадиционных уроков.- Подготовка и проведение дня науки и техники в каждом классе.- Выпуск тематических стенгазет, проведение общешкольного конкурса на лучшую стенную газету.- Конкурс рефератов по предмету.- Смотр-конкурс моделей, поделок, изготовленных учащимися.

    - Торжественное открытие тематической недели.

Ознакомление с планом мероприятий. "Круглый стол". Книжная выставка и продажа литературы. Конкурс знатоков  кроссвордов.

    Тематика устных журналов:  «В мире интересного». «В мире замечательных открытий».

«Наука – человеку». «В мире науки и техники». «Как научиться быстро читать?». «Передача мыслей на расстоянии». «Калейдоскоп знаний и фактов». «Из книги рекордов Гиннеса».

  Тематика бесед: «Рассказы о том, что нас окружает». «История возникновения открытий». «Страницы прошлого».

Тематика конкурса сочинений и творческих работ: Как моя жизнь связана с  математикой? (историей, литературой и т. д.).

Путешествие в предмет. История моей семьи. Практическое занятие: "Интересные опыты". Турниры: смекалистых, рыцарей - знатоков этикета; исторический или литературный аукцион, турнир эрудитов, в которые могут быть включены конкурсы: теоретиков; историков по предмету; смекалистых; экспериментаторов и конструкторов; любознательных; "Знаешь ли ты формулы?" Клуб интересных встреч: "Чудаки, которые украшают землю!"

Тематический праздник: "Путешествие в сказку (прошлое науки)".

    При проведении тематических праздников могут быть использованы стихи, песни, подготовленные учащимися по мини-группам, кроссворды, ребусы, театрализованные факты из жизни ученых, противоборство положительных и отрицательных героев.

2. Учебно-познавательная деятельность: общешкольные предметные олимпиады и общественные смотры знаний, чествование призёров и победителей общешкольных, городских (районных), региональных предметных олимпиад и конкурсов; малые научно-практические конференции для учащихся 2-4 классов (общешкольные, районные), фестивали творческих и научно-исследовательских проектов; общешкольные смотры-конкурсы «Лучший ученик» (по параллелям классов), «Лучший портфолио ученика» и др.

3. Героико-патриотические и военно-спортивные мероприятия: работа школьных музеев, тематические вечера  и праздники; организация и проведение экскурсий и тематических экскурсионных поездок, соревнований «Безопасное колесо» и др.

Массовые праздники (коллективно-творческие дела): тематические праздники, фестивали творчества и фантазии; конкурсы «Алло, мы ищем таланты», КВН, интеллектуальные турниры знатоков; театральные постановки, конкурсы самоделок, чтецов, рисунков и плакатов.

4.Общественно-полезные и социально-значимые мероприятия: субботники (3-4 классы), рейды Айболита и чистоты, поисковая и краеведческая работа, операции «Подарок далёким друзьям», «Подарок ветерану»; акции милосердия «Помоги детям- инвалидам», «Наш подарок детскому дому».

5.Спортивная деятельность: организация и проведение спортивных соревнований в начальной школе «Весёлые старты», турниров по волейболу, шахматам и шашкам, спортивных эстафет (с учащимися и родителями); соревнований «Мама. Папа и я – спортивная семья», «Самый спортивный класс».

Наиболее распространённые формы досугового общения:

«огоньки», «круглые столы», «вечера, выезды за город, вечера-встречи с интересными людьми, посещение музея; работа кружков и клубов  по интересам, спортивных секций; «мозговые штурмы», дискуссии и интерактивные формы.

   Становятся популярными новые игровые формы: целевые тренинги, обучающие и развивающие интеллектуальные и психологические игры, коммуникативные (дискуссии, деловые игры, сюжетно-ролевые игры) и др.

Литература

  1. Н.Ф. Дик. Работаем по-новому. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  2. Е.Н. Степанов. Воспитательный процесс: изучение эффективности. - М.: Просвещение, 2011.
  3. Н.Ф. Дик. Настольная книга заместителя директора по начальной школе и учителя 1-4 классов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  4. Ю.М. Колягин и др. Методика преподавания математики в средней школе.- М.: Просвещение, 1977.

Приложение 1.

Примерное положение о школьной предметной неделе

  1. Общие положения
  1. Школьные предметные недели в ОУ проводятся ежегодно по инициативе и при непосредственном руководстве методических объединений учителей - предметников (учителей начальных классов) с целью повышения профессиональной компетенции учителей, а также для развития познавательно и творческой активности обучающихся.
  2. Задачи предметной недели:

- совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;

- вовлечение обучающихся в самостоятельную тврческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;

- выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублённому изучению определённой учебной дисциплины или образовательной деятельности;

- развитие креативных способностей обучающихся и поддержка одарённых детей и подростков;

- выявление и поддержка наиболее талантливых детей и подростков в ОУ.

2. Организация и порядок проведения предметной недели

2.1. Предметная неделя проводится в соответствии с планом работы школы.

2.2. План подготовки и проведения предметной недели утверждается директором ОУ

не позднее чем за 2 недели до начала её проведения.

2.3. Организатором предметной недели является методическое объединение учителей – предметников (учителей начальных классов или педагогов дополнительного образования).

2.4. Участниками предметной недели являются:

- все учителя, преподающие предмет или группу учебных дисциплин образовательной области, по которым проводится предметная неделя;

- обучающиеся ОУ, изучающие предмет или образовательную область, а также занятые в кружках, секциях, по которым проводится предметная неделя.

2.5. В рамках предметной недели могут проводиться:

- предметные олимпиады школьников;

-  нетрадиционные уроки по учебному предмету;

- мастер-классы лучших учителей учебного заведения;

- мастер-классы и творческие отчёты (выставки, мини-концерты) одарённых школьников;

- внеклассные  мероприятия на параллели учебных классов и между ними;

- социально-значимые или научно-познавательные мероприятия  (научно- практические конференции, тематические экскурсии, общешкольные акции и др.);

               - выставки прикладного и технического творчества;

              - фольклорные праздники: конкурсы рисунков, поделок, проектов, брейн-ринги интеллектуалов;

             - творческие отчёты кружков и клубов по интересам.

2.6.  Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях учебного заведения.

2.7. По итогам предметной недели наиболее активные её участники (как учителя, так и обучающиеся) поощряются администрацией учебного заведения.

2.8. По итогам предметной недели может быть определён состав команды учебного заведения (определённой возрастной группы) для участия в районных, городских, региональных предметных олимпиадах или творческих конкурсах.

2.9. По окончании предметной недели на заседании методического объединения учителей проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели.

2.10. По итогам предметной недели заместителю директора  школы, который курирует её проведение, предоставляются материалы предметной недели: план её проведения, тексты заданий для проведения предметных олимпиад и протоколы с их результатами; планы или сценарии открытых  мероприятий; анализ итогов предметной недели.

Приложение 2.

Декада  природоведения в начальной школе

Цель:  развивать  у учащихся начальной школы  познавательную  активность, любознательность;  бережное, ценностное  отношение к природе.

К числу задач относятся:

  • расширять знания детей о “зелёном доме”, его обитателях;
  • обеспечивать более разнообразную деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды;
  • развивать творческие способности и самостоятельность;
  • учить видеть законы природы и выполнять правила друзей природы родного края.

Практическая ценность. Представленный материал могут использовать в своей работе учителя начальных классов, учителя-предметники, классные руководители, воспитатели групп продлённого дня, родители.

Интеллектуальные игры проводятся в виде путешествия по станциям. Перед игрой выдаются маршрутные листы, в которых указывается результат работы класса (в баллах) на каждом этапе пути. Победители классных олимпиад четвёртых классов приглашаются на школьный тур. В конце предметной недели на общей линейке подводятся итоги, награждаются победители.

Заключение. Изучив рефлексию учащихся и учителей, можно сделать следующие выводы, что данный вид деятельности:

  • укрепляет интерес к познанию окружающего мира;
  • расширяет кругозор;
  • развивает воображение и эмоциональную сферу;
  • приобщает к совместному творчеству и общению.

. 

Приложение 3.

Внеклассная работа по математике в начальной школе.

        Существуют различные виды классификации  внеклассной работы по математике. Различают  три  вида внеклассной работы по математике [4]:

- работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по математике;

- работа с учащимися, проявляющими интерес к математике;

- работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики.

    Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости. В этом случае эта работа должна носить ярко выраженный индивидуальный характер. При этом важно учитывать следующие положения:

- Дополнительные (внеклассные) занятия по математике в начальных классах целесообразно проводить с небольшими группами отстающих (по 3-4 человека в каждой); эти группы должны быть достаточно однородны как с точки зрения имеющихся у школьников пробелов в знаниях, так и с точки зрения способностей к обучаемости.

- Занятия с неуспевающими целесообразно проводить не чаще одного раза в неделю, сочетая эту форму занятий с домашней работой по индивидуальному плану.

- Дополнительные занятия по математике, как правило, должны носить обучающий характер; при проведении занятий полезно использовать соответствующие варианты самостоятельных работ, занимательных и логических задач.

- Учителю необходимо постоянно анализировать причины отставания отдельных учащихся при изучении математики, изучать типичные ошибки, допускаемые учащимися при изучении той или иной темы.

    Цели  второго вида внеклассной работы по математике могут быть очень разнообразны и зависят от того, что интересно и что хотят узнать нового о математике ученики, например:

- привитие им навыков исследовательской работы;

- воспитание культуры математического мышления;

- развитие представлений о практическом применении математики и т.п.

   Третий вид внеклассной работы  может носить подобные цели, но главный упор делается на развитие креативных способностей обучающихся и работу с одарёнными детьми.

Наиболее популярными формами внеклассной работы по математике являются:

- математические кружки и творческие объединения интеллектуалов;

- олимпиады, конкурсы, викторины;

- математические дискуссии и диспуты;

- проектная деятельность;

- защита авторских рефератов и проектов;

- математические экскурсии и научно-практические конференции и др.

   Указанные формы часто пересекаются, и поэтому трудно провести между ними резкие границы.

   Более  того, элементы многих форм могут быть использованы при организации работы по какой-либо одной из них. Например, при проведении математического вечера можно использовать соревнования, конкурсы, доклады и т.п. При организации внеклассной работы с младшими школьниками учителю необходимо использовать игровые технологии, принципы «загадочности» и частичного экспериментирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа в начальной школе

Данный материал - это конспекты тематических праздников и внеклассных мероприятий для учащихся 1 - 4 классов....

Внеклассная работа в начальной школе

Внеклассное мероприятие в начальной школе«Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину».Цели: познакомить учащихся с историей русского быта, народными промыслами, обрядовой поэзией, спос...

Использование ИКТ в учебном процессе и внеклассной работе в начальной школе МОУСОШ № 18

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смен...

Творческий проект в учебной и внеклассной работе в начальной школе

Статья на тему: " Творческий проект в учебной и внеучебной работе в начальной школе"...

Внеклассная работа учителя начальной школы и дефектолога в области здоровьесбережения на примере проектной деятельности.

Данная статья знакомит с направлениями внеклассной работы в области здоровьесбережения по методу проектной деятельност в школе коррекционного обучения....

Статья "Внеклассная работа в начальной школе: увлекательно и полезно"

Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей формирования мотивов учения. Одним из способов создания мотивац...