ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ
методическая разработка

Марченко Наталья Валерьевна

В статье рассматривается опыт, который одной из личностно-ориентированных технологий является метод проектов. Он не является принципиально новым в мировой педагогике. Он введен еще в начале прошлого столетия. В настоящее время наблюдается новая волна интереса к технологии метода проекта в личностном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_mr.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в школе

В настоящее время современное российское общество переживает духовно-нравственный кризис, следствием которого является деформация традиционных моральных норм и нравственных установок. В этой ситуации возвращение духовности как ценностного основания воспитания подрастающего поколения в образовательную практику является актуальным.

Актуальность проблемы воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности своего народа, общества, страны, в которой он живет, стала следствием разработки в лицее «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

        Одной из личностно-ориентированных технологий является метод проектов. Он не является принципиально новым в мировой педагогике. Он введен еще в начале прошлого столетия. В настоящее время наблюдается новая волна интереса к технологии метода проекта в личностном образовании. Почему? В условиях перехода школы на ФГОС технология проектирования из разряда инновационных переходит в группу базовых образовательных технологий, по крайней мере в лицее № 101. По нашему мнению, использование метода проектов в какой-то мере позволяет учителю быть не просто преподавателем, а педагогом широкого профиля в разных ролях: энтузиаста-мотиватора, специалиста-консультанта, руководителя-координатора, эксперта, старшего товарища. Именно в таких ролях выступает учитель на разных этапах проектирования.

        Эффективная работа учащихся на каждом этапе проектирования создает основу для формирования универсальных учебных действий разных видов: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Является коллективным членом Ассоциации культуротворческих школ России, а также опытно-экспериментальной площадкой Международной Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), за последние три года коллективом начальных классов были реализованы следующее проекты:

  • «Что за прелесть наши сказки»,
  • «По тропинкам народной мудрости (Кладовая народного творчества)»,
  • «Там, на неведомых дорожках…»,
  • «Масленица»,
  • «Взаимодействие семьи и школы в условиях ФГОС».

На региональном семинаре «Пушкинская эпоха», был представлен заключительный этап работы над проектом «Там на неведанных дорожках…»

Авторы проекта:

Баранова Людмила Юрьевна - учитель начальных классов ГБОУ Лицей № 101

Лёгкая Лариса Алексеевна - учитель начальных классов ГБОУ Лицей № 101

Мартынова Елена Владимировна – методист, учитель начальных классов ГБОУ Лицей № 101 Цель проекта: развить интерес к творчеству А.С. Пушкина, к литературе

Задачи:

Обучающие:        

•        познакомить детей с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С. Пушкина;

•        обогащать и расширять словарный запас детей;

•        обобщить полученные знания о сказках Пушкина и применить их на практике;

Метапредметные:

•        формировать устойчивый познавательный интерес к чтению;

•        развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

•        развивать у детей познавательную активность;

•        развивать умение обобщать полученные знания, применять их на практике;

•        формировать умение инсценировать эпизоды сказок;

•        развивать ИКТ-компетенции учащихся;

•           умения работать в коллективе;

•        формировать навыки поисково-исследовательской деятельности

   

Воспитание личности:

•        способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные     произведения;

•        развивать художественный эстетический вкус;

•        совершенствовать ораторское искусство;

•        формировать навыки сотрудничества и трудолюбия

Тип проекта:

По количеству участников – групповой.

По характеру результата - проблемно – ориентированный с элементами исследовательской деятельности.

По характеру участия учителей в детском проекте - открытая координация преподавателя.

По продолжительности: среднесрочный (11.01. – 05.03. 2015)

Возрастная категория: 4 классы (10-11 лет).

Предметные области:

Литературное чтение

Изобразительное искусство

Технология

Музыка

Форма представления продукта проекта: фестиваль презентаций газет по сказкам

А. С. Пушкина «Там, на неведомых дорожках…»

Главная идея проекта: направленность учебно – познавательной деятельности четвероклассников на результат, получаемый при решении практической и теоретической проблемы. Это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Формы организации учебной деятельности детей:

индивидуальная работа;

парная работа;

групповая работа.

Используемые технологии:

  • исследование;
  • информационные технологии;
  • театрализация;
  • игровые технологии;
  • технология сотрудничества; 
  • технология оценивания;
  • совместное творчество;
  • проблемный диалог;
  • технология критического мышления.

Формы промежуточных мини продуктов проектной деятельности:

  • иллюстрации к сказкам;
  • инсталляции к сказкам;
  • инсценировки фрагментов сказок;
  • составление книги с иллюстрациями по сказке «сказка о царе Салтане…»;
  • составление презентаций о творчестве и жизни А.С. Пушкина;
  • выпуск газет «жизнь и творчество Пушкина»;
  • организация выставки творческих работ в электронном виде (презентация);
  • итоговые индивидуальные эссе по итогам реализации проекта.

Способ объединения результатов:

Фестиваль презентаций газет по сказкам Пушкина «Там, на неведомых дорожках…»

Продукт – Газета «Там, на неведомых дорожках…»

Культурные универсалии: культурное наследие, совместный труд, декоративное творчество.

Планируемые результаты обучения

Личностные: 

  • умение реагировать эмоционально на произведение жанра сказка;
  • умение оценивать свою работу и работу товарищей;
  • умение слушать, уважать мнение товарища;
  • умение работать индивидуально, в парах, в группе;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

Метапредметные: 

  • определять и формулировать цель деятельности на внеклассном занятии, задачи и планируемые результаты;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем и действовать по плану;
  • извлекать необходимую информацию из текста;
  • рассуждать над характерами героев, их поступками, соотносить с собственной жизнью;
  • пользоваться справочной литературой;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • выражать свои мысли в форме связной грамотной речи;
  • инсценировать фрагмент произведения;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Основные этапы  реализации проекта:

Подготовительный:

  • определение задачи (проблемы), формулирование темы проекта, обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
  • подбор художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта;
  • подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
  • составление плана работы;
  • определение участников проекта, их роли в реализации проекта.

Основной (технологии:

   Раздел программы

                          Тема занятия

Ответственный  

 

Литературное чтение

  1. Биография А.С. Пушкина
  2. Изучение сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
  3. Заучивание отрывков из сказки
  4. Создание книги с иллюстрациями по сказке

 

классные руководители

4-х классов

 

Внеурочная деятельность

  1. Литературная викторина по сказкам

  А.С. Пушкина

  1. Разгадывание кроссвордов по сказкам А.С. Пушкина
  2. Инсценировка фрагментов сказок
  3. Исследовательские работы о жизни А.С. Пушкина
  4. Создание презентаций о творчестве и жизни А.С. Пушкина
  5. Создание газет «Жизнь и творчество Пушкина»

 Технология

Инсталляция к сказкам Пушкина

Изобразительное искусство

Внеурочная деятельность

Иллюстрирование сказок Пушкина

учитель изобразительного искусства

классные руководители

 

 

 Музыка

Слушание произведений:

  • М.И.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
  • Н.А.Римский-Корсаков отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» «Три чуда»: чудо первое «Белка», чудо второе «Тридцать три богатыря», чудо третье «Царевна лебедь»

 

учитель музыки

Заключительный:

  • оформление выставки творческих работ в электронном виде;
  • Фестиваль презентаций газет по сказкам Пушкина «Там, на неведомых дорожках…»

Продукт – Газета «Там, на неведомых дорожках…»;

  • рефлексия;
  • награждение активных участников проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в школе

В статье дается теория работы с проектом в начальной школе....

проектная деятельность в школе

доклад по теме: "Проектная деятельность в школе"...

Разработка по теме:"Проект и проектная деятельность в школе"

Адресная направленность разработки:максимально полезноым ресурс окажется для заместителя директора по учебно-воспитательной работы,учителям ,целенаправленно работающим по теме:"Проект и проектная деят...

Разработка по теме:"Проект и проектная деятельность в школе"

Адресная направленность разработки:максимально полезноым ресурс окажется для заместителя директора по учебно-воспитательной работы,учителям ,целенаправленно работающим по теме:"Проект и проектная деят...

научно-методический подход к проектной деятельности в школе

научно-методический подход к проектной деятельности в школе...

Проектная деятельность начальной школе.

Работая в школе  учителем начальных классов не первый год, я наблюдала как учащиеся среднего и старшего звена участвовали в различных творческих конкурсах, олимпиадах и к...

Организация проектной деятельности в школе

Организация   проектной деятельности в школе...