Повышение познавательной активности учащихся с ОВЗ.
статья

Хасарокова Марина Адильгериевна

Повышение познавательной активности учащихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povyshenie_poznavatelnoy_aktivnosti_uchashchihsya_s_ovz.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение познавательной активности учащихся с ОВЗ.

          В современной школе учатся дети различных категорий (в данном случае мы говорим об учащихся с ОВЗ), приспособительные механизмы которых характеризуются достаточно низким качеством и более выраженной зависимостью поведения. Прежде всего наблюдается ослабленная готовность к учебной деятельности, некоторая заторможенность. Учатся и несколько гиперактивных детей. Таких детей отличает эмоциональная нестабильность. В связи с этим в силу объективных причин у них быстрее наступает состояние утомления, когда дети становятся крайне возбудимыми, расторможенными, подвижными. В связи с неустойчивостью и истощаемостью внимания дети начинают допускать большое количество ошибок при ответе. У таких детей проявляется нарушение интеллектуальной деятельности. Детей начинает преследовать боязнь получения отрицательной оценки, повышается уровень тревожности, снижается самооценка, появляется агрессия.

         Все это влечет за собой такое восприятие нового материала, которое заставляет меня перестраивать свою работу – это и своевременное выявление трудности обучения, общения ребенка в коллективе, оперативная помощь и коррекция с индивидуальным подходом к каждому ребенку.

        Работая с такими детьми, можно сделать вывод, что эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества является игровая деятельность и создание положительных эмоциональных ситуаций.

         Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к уроку, помогает усвоить любой учебный материал. А ведь игра еще и мощный лечебный фактор. Благодаря ей, ребенок освобождается от страха, агрессии, нарушения поведения.

         Психотерапия – комплексное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

        Основная форма занятий – игра.

В своей практической деятельности через игру я стремлюсь реализовать задачи:

  • развлекательные,
  • коммуникативные,
  • диагностические,
  • функцию коррекции,
  • межнациональные,
  • социализации,
  • игротерапевтические.

Продолжительность сеанса игровой психотерапии 25-40 минут. Частота занятий при слабом эмоциональном расстройстве – 1 раз в неделю. Фрагментарно ИПТ можно использовать на всех школьных дисциплинах.

Какие принципы ИПТ использую в своей работе?

Непринужденное дружеское отношение с детьми. Принимаю ребенка таким, какой он есть. Добиваюсь того, чтобы ребенок говорил о своих чувствах более открыто и раскованно. Ребенок – хозяин своего положения. Игру нельзя торопить и замедлять.

Процесс игры складывается из четырех этапов:

  • Объединение детей в группу.
  • Рассказы.
  • Игры.
  • Обсуждение.

Эффективность работы группы состоит в том, на сколько изменился образ Я, на сколько он меняется. Для развития ребенка как личности группа представляется незаменимой.

Задачи, которые решаются в процессе игры:

  • чувство переживания;
  • развивается система самооценки, самосознания, появляется уверенность в себе;
  • ребенок получает опыт новых взаимоотношений;
  • специфичность обстановки, контакта;
  • безоговорочная симпатия и участие к каждому ребенку.

Важный фактор на занятиях играет улыбка, активность самого ребенка.

Игра – мощный лечебный фактор.

           Благодаря определенному сюжету ролевой игры ребенок освобождается от многих негативных эмоций (страха, агрессии, нарушение поведения). Эмоции – непосредственное отражение, переживание сложившихся ситуаций, а не рефлексия. Они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Игры выполняют большую коммуникативную роль. С их помощью ребенок учится устанавливать контакты. На своих занятиях использую игры с многоцелевым назначением: для забавы, для речевого и умственного развития каждого ребенка. Наряду с классическими формами и методами работы использую этюды, гимнастику, творческие вечера. Применяю игры для активного отдыха, игры на воздухе, рисование, которое помогает снять напряжение, ауторелаксацию, помогающую детям расслабиться, психогимнастику для снятия психоэмоционального напряжения, арттерапию, музыкальную терапию. Известно, что музыкой можно лечить нервное истощение, меланхолию, стресс и многие другие расстройства. Многие музыкальные произведения дают хороший терапевтический эффект. Например, для снятия тревоги – Шопен, Штраус, для уменьшения раздражительности – Бетховен, успокоительное – Брамс. Музыка обладает огромной силой воздействия на детей. Музыка заставляет задуматься над собой, над своим характером. Совместно с учителем музыки помогаем ребятам открыть для себя окружающий мир, учим понимать красоту искусства, красоту жизни, развиваем кругозор детей, их интеллект.

         Данный курс ориентирован на проведение практических работ, тренингов, бесед с использованием диагностических методов, драматизации.

          Психотерапевтической возможностью, прежде всего, обладают сценические игры, суть которых – разыгрывание ролей для зрителей, т.е. играющие должны достаточно хорошо уловить сущность изображаемого для других образа. Эти игры являются упражнениями для способов общения в роли. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении роли для участников.

         Роль может раскрыть в человеке то, что в нем скрыто, заторможено.

         В педагогике и психотерапии известны случаи, когда детский театр использовался в качестве корректирующего средства для некоторых детей, страдающих замкнутостью, патологической застенчивостью, речевой заторможенностью и даже заиканием.

         Организуя сюжетные игры, я имею возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе детей через их игровые взаимоотношения, путем продуманного распределения между детьми игровых ролей.

        В результате игры взаимоотношения внутри группы стали иными. Не стало непризнанных. Симпатии распределились более равномерно. В целом характер общения стал более благоприятным, отношение - “оздоровленными”.

        Игры являются эффективным средством воздействия на неконтактных детей, детей с заторможенной речью, повышенной тревожностью и т.д. Часто эти дети осознанно или неосознанно боятся вступить в общение. Стараюсь снять у них этот психологический барьер.

       Приведу пример некоторых форм игры:

  • Рассказ по кругу.
  • Проигрывание известных сказок.

       Особую роль в психическом развитии ребенка играет процесс сочинения своих сказок. Все сказанные выше специальные занятия относятся к косвенным методам обучения. Дети и не подозревают, что их учат способам общения.

        Применение игр позволяет решить и другую, не менее важную задачу, связанную с необходимостью компенсации информационной перегрузки, с организацией психологического и физиологического отдыха. Ребята действуют по игровым правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

         Проведенное анкетирование “Система отношений, общая атмосфера в школе и классе” показала, что мои ребята любят свою школу, свой класс и с удовольствием идут на занятия.

        Для детей очень важен психологический климат, теплые отношения, только в такой среде они могут раскрыться. И такие занятия помогают сплочению коллектива, более теплому отношению друг к другу. Смысл таких занятий – помочь осознать детям свою индивидуальность, свою значимость.

         Я познаю детей игрою, ей я ободряю и одобряю их, ввожу в другой ритм и образ жизни, в мир Радости. И так день за днем я веду моих детей по тропе знаний, на которой они учатся различать зло и добро, познают себя и окружающий мир, на этой тропе нет способных и неспособных, здесь все равны, а я беспрестанно учусь у них преданности, открытости, любви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. "Использование современных образовательных технологий как средство повышение познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочное время "

Мною представлен проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ в начальной школе. В работе сформулирована актуальность, представлен анализ ситуации, цели и задачи эксперимента, формы...

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОРКСЭ, ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

В данной статье учитель делится опытом работы по подготовке и проведению уроков ОРКСЭ.Представлены творческие виды домашних заданий,способствующие развитию творческих способностей и познавательной акт...

Мотивация, как основной фактор повышения познавательной активности учащихся

Мотивация – залог качества, от нее зависит результат любого процесса. Именно она является стимулом к активной познавательной деятельности и во время ее же формируется. Это обоюдный процесс. Формирован...

Применение информационных технологий, как средство повышения познавательной активности учащихся и развитие творческих способностей на уроках

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;Овладевать практическими способами раб...

Обобщение опыта работы по теме "Технология проблемного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»

Данный материал представляет собой результат исследования учителя в течение трёх лет обучения учащихся с применением технологии проблемного обучения. Раскрывается сущность технологии, виды проблемного...