Методическая разработка "Упражнения игрового стретчинга на уроках на занятиях с детьми хореографии младшего школьного возраста"
учебно-методический материал (3, 4 класс)

Маловинская Ирина Юрьевна
–В последнее время  в системе дополнительного образования детей: стали применять нетрадиционные методы развития стретчинг, игропластика, танцевально- ритмическая гимнастика.
–Многократность, статичность  повторений элементов партерной гимнастики, не всегда оказывают желаемых результатов, так как дети этого возраста не обладают организованностью и самоконтролем в исполнении упражнения.
–Для них характерны игра и игровые ситуации, где практически закрепляют и оценивают результат данного элемента.
Материал методической разработки позволит успешно использовать упражнения игрового стретчинга на уроках ритмики и хореографии, педагогам, руководителям хореографических коллективов, а так же студентам педколледжа в процессе прохождения практики

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение                                                                                        4

         Стретчинг и его особенности использования в детском хореографическом коллективе                                                                7

         Структура занятий с использованием элементов игрового стретчинга                                                                                                                                                                                                8

         Основные принципы организации занятий на основе игрового стретчинга                                                                                                 10

         Образно-игровые действия на основе упражнений стретчинга        10

 Упражнения игрового стретчинга                                                         12

Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса:                

- путём прогиба корпуса назад                                                                12

Образно-игровое действие «Кораблик»                                                 

- путём прогиба корпуса вперёд                                                        15

Образно-игровое действие «Осьминог»

         Упражнения на развитие гибкости                                                16

Образно-игровое действие «Морские фигуры»

         Упражнения на укрепление ягодичных мышц, бёдер и ног                18

Образно-игровое действие «Велосипед»

        . Упражнения на развитие равновесия                                        20

Образно-игровое действие «Петя – петушок», «Цапля»

 Методические рекомендации по проведению занятий с использованием игрового стретчинга                                                                                23

 Список литературы                                                                        25

Введение

Методическая разработка «Упражнения игрового стретчинга на занятиях хореографии с детьми младшего школьного возраста» состоит из упражнений игрового стретчинга на разные группы мышц, а также образных этюдов, игр, образно игровых действий на основе упражнений стретчинга.

Цель данной методической разработки – методическая помощь педагогам-хореографам в организации занятий хореографии с использованием упражнений игрового стретчинга.

В разработке предлагаются доступные упражнения игрового стретчинга, эффективность которых заключается в разностороннем воздействии и развитии опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста.

Эмоциональность исполнения упражнений достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными, сюжетными композициями, которые соответствуют возрастным особенностям младших школьников, склонных к подражанию, и копированию действий человека, животных, литературных образов.

Данные упражнения подобраны так, чтобы ребёнку было проще выполнять их, когда они представлены образно-игрового действия. Данные игра или этюд имеют определённый сюжет, персонажи которого близки и понятны ребёнку.

В методической разработке представлены элементарные упражнения игрового стретчинга для разучивания с детьми младшего школьного возраста. Проучивание упражнений происходит на первом этапе знакомства с элементами стретчинга.

Далее, на основе упражнений игрового стретчинга, дети учатся осмысленно, артистично исполнять образно - игровые действия. Ведь играя, ребёнок вживается в предложенный ему образ, что помогает педагогу при разучивании упражнений, а ребёнку при их исполнении.

В разработке приводится подробное описание упражнений игрового стретчинга, а так же краткое пояснение к каждому образно - игровому действию.

Методическая разработка предназначена начинающим педагогам дополнительного образования детей, а так же руководителям детских хореографических ансамблей, работающих с детьми младшего школьного возраста.

Стретчинг и его особенности использования в детском хореографическом коллективе.

        Стретчинг (от англ. «stretching» - растягивание) – это комплекс упражнений и поз для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий туловища и конечностей.

Методика стретчинга основана на упражнениях лечебно – физической культуры, корригирующей гимнастики и статичного растягивания мышц тела. Повышает эластичность суставно-связочного аппарата, увеличивает их подвижность, оказывает глубокое оздоровительное воздействие на весь организм, укрепляет позвоночник, позволяет предотвращать и корректировать нарушения осанки.

Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма и являются лучшим методом выработки силы, выносливости, координации движений. Упражнения выполняются без воздействия со стороны, само тело регулирует уровень нагрузки.

Упражнения стретчинга, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных (змея, ящерица и т.д.) или имитационных действий, выполняются по ходу образно-игрового действия и не имеют возрастных ограничений, можно начинать заниматься с 4-х лет.

Выполняя упражнения стретчинга в такой нестандартной форме, сложные элементы становятся легче для восприятия, а сами занятия более интересными.

Программа работы со школьниками имеет свою специфику, в зависимости от возраста, но везде учитывается объём необходимой физической нагрузки для нормального протекания физиологических процессов. Упражнения каждого занятия подбираются с учётом пропорциональной занятости всех групп мышц. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоционально-психические напряжения.

Помимо общего оздоровительного эффекта, упражнения стретчинга дают возможность ребёнку научиться управлять своим телом, позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных комплексов, создаёт чувство внутренней свободы.

Структура занятий с использованием элементов игрового стретчинга

Занятия с использованием игрового стретчинга в детском хореографическом коллективе состоят из трех частей. Структура занятий разработана в соответствии с требованиями физиологии и обусловлена закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.

В вводной части занятия (разминка) ставится задача подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части. Разминка длится 4-6 минут, в неё входят музыкально-ритмические и танцевальные элементы, упражнения на координацию движений и внимание.         

В основной части занятия дети разучивают новые упражнения и повторяют ранние изученные. В этой части большое внимание уделяется партерной гимнастики и упражнениям стретчинга, оказывающие физиологическое воздействие на организм ребенка. Её длительность составляет 20 минут.

На каждом занятии дети делают 9-10 упражнений на различные группы мышц. Упражнения чередуются так, чтобы нагрузка распределялась равномерно на все мышцы суставно-связочного и опорно-двигательного аппарата. В одно занятие могут быть включены:

  • 1-2 упражнения для развития и укрепление стоп ("Ходьба», «Гусеница», «Медвежонок» и т.д.);
  • 2-3 упражнения для укрепления мышц спины, путем прогиба корпуса назад («Змея», «Кобра», «Ящерица», «Лодочка»);
  • 2-3 упражнения для мышц спины, путем наклона корпуса вперед («Книжка», «Горка», «Слоник»);
  • 2-3 упражнения для укрепления ягодичных мышц, мышц бедер и ног («Паучок», «Бег»);
  • 1-2 упражнение для укрепления мышц позвоночника путем его поворотов («Маятник», «Орешек», «Тростинка»);
  • 1-2 упражнение для укрепления и развития мышц плечевого пояса и равновесия («Ласточка», «Аист», «Цапля»).

Все упражнения выполняются под соответствующую музыку, время выполнения 9-10 минут. Каждое упражнение повторяется от 2 до 4 раз.

При подборе музыкального сопровождения к упражнениям игрового стретчинга необходимо учитывать характеры, повадки героев и ситуации, в которых они находятся.

В заключительной части занятия (длительность 4-6 минут) решаются задачи постепенного перехода к другим видам деятельности. В этой части проводятся игры, образные этюды под знакомую детям музыку («Паровозик», «Утята», «Кузнечик» и т.д.). Выполнение простых образных этюдов развивают: двигательные навыки, координацию движений, музыкальные способности, создавая позитивный эмоциональный настрой ребенка.

Заканчиваются занятия подведением итога урока, после чего дети прощаются с преподавателем (поклон) и организованно (не обязательно в строгом построении) уходят из зала.

Основные принципы организации занятий на основе игрового стретчинга

I. Наглядность показ гимнастических упражнений через образный рассказ, подражание, имитацию известных детям движений.

II. Доступность - разучивание упражнений от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.

III. Систематичность – регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнения техники их выполнения.

IV. Индивидуально-дифференцированный подход – учет возрастных особенностей, состояние здоровья и уровень хореографической подготовленности каждого ребенка.

V. Сознательность понимание пользы упражнений и желание их выполнять

Все упражнения выполняются ритмично, без рывков и чрезмерных усилий. Нагрузка регулируется количеством повторения упражнений и амплитудой движения. Эффективность занятий определяется показателем общего состояния ребенка, его адаптацией к нагрузке.

Образно-игровые действия на основе упражнений стретчинга.

Упражнения – это многократное повторение учеником практических заданных действий.

Обучающий результат упражнений проявляется в системе приёмов, способов практического действия. 

Развивающий эффект выражается в расширении возможностей творческого самовыражения детской личности и формирования способностей.

Воспитательное значение – систематическое выполнение упражнений укрепляет волю учащихся, воспитывает настойчивость, упорство, прилежание.

Необходимо включать такие упражнения, которые органично сочетали бы в себе пантомимические и танцевальные движения.

Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует работать над каждым упражнением или образно-игровым действием дольше 2-4 занятий подряд. Даже если за это время не выполнены все поставленные задачи, лучше обратится к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.

На занятиях должна быть доброжелательная атмосфера: искренний и чуткий интерес педагога к любым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников; поддержка и поощрение их самостоятельности и положительных проявлений; осторожность и мягкость в исправлении ошибок. Педагогу следует избегать оценок «плохо» или «неправильно», обращая внимание ребёнка на несоответствие его движений заданному образному содержанию, характеру музыки, выполнению упражнения.

Чрезвычайно важно воспитывать такое же внимательное отношение у детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей. Всё это создаёт действительно творческую атмосферу на занятиях, без которой невозможно становление и развитие ребенка.

Упражнения игрового стретчинга

Выполнение упражнений начинается с исходных положений. Они могут быть вертикальными или горизонтальными. Приведённые ниже упражнения объединены в:         

- упражнения для спины и брюшного пресса;

- упражнения для развития гибкости;

- упражнения на укрепление ягодичных мышц, мышц бёдер, ног;

- упражнения на развитие равновесия.

Время пребывания в статичном положении и количество выполнения упражнений зависит от уровня подготовленности детей.

Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса:

- путём прогиба корпуса назад.

Данные упражнения способствуют преодолению скованности мышц позвоночника и его деформации.

«Змея»

И.П. (исходное положение) лежа на животе, ноги вместе, ладони на полу на уровне плеч.

«1» - Медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь.

«2» - Прогнуться, насколько возможно, не сильно закидывая голову назад.

«3» - Задержаться нужное время.

«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Кобра»

И..П. лежа на животе, руки сложить за спиной так, чтобы кисти рук тыльной стороной касались ягодиц. Пальцы рук переплетены.

«1» - Плавно, без рывков, поднять голову, затем грудь и верхнюю часть живота, как можно выше.

«2-3» - Задержаться нужное время.

«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Ящерица»

И.П. лежа на животе, руки расположить вдоль тела, ладони положить на пол.

«1» - Поднять прямые ноги, насколько можно, вверх, опираясь о пол руками, грудью и подбородком.

«2-3» - Задержаться нужное время.

«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Кораблик»

И.П. лежа на животе, руки расположить вдоль тела

«1» - Ухватить руками ноги выше щиколоток (колени должны касаться друг друга или слегка расходиться).

«2» - Прогнуться, поднимая без рывков голову, грудь, ноги, прогнувшись при этом, насколько можно выше над уровнем пола.

«3» - Задержаться нужное время.

«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Лодка»

И.П. лежа на животе, расположить руки за спиной, сложив кисти на крестце. Ноги вместе, носки вытянуты.

«1» - .Поднимать грудь, ноги, голову, прогнувшись при этом, насколько возможно.

«2-3» - Покачаться на животе.

«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Рыбка»

И.П. .лежа на животе, ноги вместе, руки согнуть в локтях, ладони положить на пол, на уровне плеч.

«1» - Плавно, без рывков, разгибая руки, поднять голову, грудь, одновременно сгибая ноги в коленях, постараться дотронуться ступнями до головы.

«2-3» - Задержаться нужное время.

«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Колечко»

И.П. встать на колени, руки на поясе.

«1» - Медленно наклоняться назад, пока голова не коснётся ног.

 «2-3» - Задержаться нужное время.

«4» - Медленно вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Мостик»

И.П. лежа на спине, ноги согнуть в коленях так, чтобы пятки касались ягодиц, ладони положить на пол около плеч, согнув руки в локтях.

«1» - Выпрямляя руки и ноги, поднять тело вверх, опираясь на ладони и ступни.

«2-3» - Задержаться нужное время.

«4» - Медленно вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Кошечка»

И.П. встать на колени, прямые руки на пол перед коленями, пальцы вперёд. Голова поднята.

«1» - Как можно сильнее прогнуться (кошка мяукает).

«2» - Как можно сильнее выгнуться, спина - «дугой», голова опущена (кошка шипит). Повторить несколько раз.

Образно-игровое действие «Кораблик»

Плывёт, плывёт кораблик,

Плывёт издалека.

упражнение «Кораблик»

На кораблике четыре

Отважных моряка.

И.П. Сесть на пятки, руки на пятки, руки перед грудью (показать лапки мышей).

У них ушки на макушке,

У них серые хвосты.

Показать уши,

Покачать головой.

И страшны им только кошки,

Только кошки и коты.

Упражнение «Кошечка»

- путём наклона корпуса вперёд 

Растягиваются мышцы спины, улучшается гибкость, пластичность позвоночника, а так же улучшается осанка.

«Книжка»

И.П. Сесть в позу прямого угла. Руки на пояс.

«1» - руки через стороны поднять вверх, ладонями вперёд

«2» - не сгибая ног, нагнуться вперед, стараясь прямыми руками достать пальцы ног. Стараться грудью коснуться ног.

«3» - задержаться нужное время.

«4» - Вернуться в И.П. Повторить 4 раза.

«Страус»

И.П. Встать прямо, ноги слегка расставлены, руки на пояс.

«1» - Не сгибая колени. Наклониться вперёд, стараясь лбом коснуться колен. Стараться наклониться до тех пор, пока голова не окажется между ног.

«2» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз

«Улитка»

И.П. лежа на спине, ноги вместе, носки оттянуты. Руки вдоль тела, ладонями вниз

«1» - Медленно поднять ноги, тело и попытаться коснуться ногами за головой.

«2» - Медленно вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Слон»

И.П. Встать прямо, ноги вместе, прямые руки в замке за спиной.

«1» - Наклон вперёд, стараться лоб прижать к коленям. Ноги не сгибать. Прямые руки поднимаются вверх, потом до положения параллельно полу.

«2-3» - Задержаться нужное время.

«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Осьминог»

И.П.Лежа на спине,  руки вдоль тела, ладонями вниз.

«1» - Медленно поднять ноги, таз и всё тело в вертикальное положение. Согнуть ноги в коленях, и прижав их к ушам коснуться коленями и пальцами ног пола.

«2-3» - Задержаться нужное время.

«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

Образно-игровое действие «Осьминожка».

Палка, палка –

Дети показывают правую, затем левую руки.

Огуречик!

Правой рукой рисуют овал лица.

Получился человечек!

Пританцовывая,

показывают человечка.

А теперь добавим ножек -

Вытягивают правую,

затем левую ноги.

Получился, получился

Осьминожек!

Выполняют упражнение

«Осьминог».

Упражнения на развитие гибкости

В данных упражнениях растягиваются мышцы спины, ног, улучшается гибкость позвоночника.

«Улитка»

И.П. лежа на спине, руки вдоль тела, носки вытянуты.

«1» - Медленно поднять ноги, тело и попытаться коснуться ногами за головой.

«2» - Медленно вернуться в ИП. Повторить нужное число раз.

«Морской лев»

 И.п. Встать на колени (колени врозь), руки на поясе.

1. Медленно садиться между пятками. Задержаться нужное время. Медленно вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Медуза»

И.п. Сесть, ноги врозь, носки оттянуты, руки на поясе.

«1» - Медленно наклониться вперёд, коснуться руками стопы.

«2-3» - Задержаться нужное время.

«4» -  Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Морской уж»

Сесть с предельно разведёнными врозь ногами, руки на пояс.

«Морской червяк»

И. П. Стоя, ноги вместе, руки на пояс.

«1».Наклониться вперед, стараясь прижаться грудью к коленям.

«2» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

Образно-игровое действие «Морские фигуры».

-Море волнуется: «Раз!»,

Дети раскачиваются

-Море волнуется: «Два!»,

из стороны

. -Море волнуется: «Три!» -

 в сторону

Морская медуза (уж, червяк, улитка, лев) замри!

Показывают фигуру.

Упражнения на укрепление ягодичных мышц, мышц бёдер и ног

Упражнения на развитие подвижности тазобедренного сустава, суставов ног, что способствует пластичности движения, улучшению осанки.

«Бабочка»

И.П. Сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить стопы. Колени развести. Руки на коленях, ладонями вниз.

«1» - Опустить развёрнутые колени до пола, надавливая на них руками.

«2-3» - Задержаться нужное время

«4» - Поднять колени с пола.

Усложнённый вариант.

И.П. Сесть в позу прямого угла. Соединив стопы согнутых в коленях ног. Ноги прижаты к полу. Взять руками сведённые стопы ног.

«1» - Медленно наклониться вперёд до касания головой пола. Ноги остаются на полу.

«2-3» - Задержаться нужное время.

«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Велосипед»

И.П. Лежа на спине. Поднять согнутые в коленях ноги вертикально полу, голени параллельно полу. Носки оттянуты. Руки вдоль тела.

«1» - медленно выпрямить, не опуская на пол, правую ногу. Левая в И.П.

«2» - Вернуть правую ногу в И.П., одновременно выпрямляя левую. Движение динамичное. Повторить нужное число раз.

«Рак»

И.П. Лечь на бок, голова, грудь, ноги по прямой линии. Верхняя рука вдоль тела, нижняя заложена за голову.

«1» - Поднять голову, грудь. Одновременно поднять правую ногу с оттянутым носком в вертикальное положение.

«2» - Взять рукой за лодыжку поднятой ноги.

«3» - Задержаться нужное время.

«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Паучок»

И.П. Встать, расставив ноги как можно шире. Согнутые руки перед грудью, ладонями вперёд.

«1» - Согнуть правую ногу в колене, перенести на неё тяжесть тела. Левую ногу выпрямить.

«2» - Задержаться.

«3» - Не возвращаясь в и.п., перенести тяжесть тела на левую ногу, правую выпрямить.

«4» - Задержаться. Повторить нужное число раз.

«Зайчик»

И.П. - Встать прямо, ноги вместе. Наклониться, не сгибая колени, поставить руки на пол, пальцами вперёд. Голова опущена.

«1-2» - .Не сдвигая с места стопы ног, не отрывая пятки, не сгибая колени, передвигать поочерёдно, руки вперёд, насколько возможно.

«3-4» - Задержаться нужное время.

«5-6» Поочерёдным передвижением рук к ногам

«7-8» - вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

Образно - игровое действие «Велосипед»

 - Речитатив: (его произносит педагог, вместе с детьми)

«Я сижу на велосипеде,

Только вверх ногами.

И кручу педали, весело ногами.

Эх, прокачу! Эх, прокачу!

Вот и Мишка примостился

Сзади на сиденье.

И Матрёшку посажу

Спереди на руль.

Эх, прокачу! Эх, прокачу!

Едем, едем – не спешим,

А устанем – отдохнём,

Вместе песенку споём.

Эх, прокачу! Эх, прокачу!

Выполняют упражнение «Велосипед», затем дети садятся и поют любую детскую песенку.

Упражнения на развитие равновесия

Упражнения регулируют работу вестибулярного аппарата, развивают координацию тела, грациозность, ловкость.

«Петушок»

И.П. Встать прямо, ноги вместе, руки опущены.

«1» - Поднять левую ногу, согнув её в колене назад, и взять сзади левой рукой стопу левой ноги. Правую руку поднять вверх, ладонью вперёд. Голова поднята.

«2-3» - Задержаться нужное время.

«4» - Вернуться в И.П.Повторить с правой ноги.

«Аист»

И.П. Встать прямо, ноги вместе, руки опущены.

«1» - Стоя на одной прямой ноге, согнутую в колене вторую ногу разместить стопой на внутренней стороне колена прямой ноги. Руки развести в стороны или поставить на пояс.

«2» - Вернуться в И.П.

«3» - Выполнить упражнение с левой ноги.

«4» - Вернуться в И.П.

«Цапля»

И.П. Встать прямо, ноги вместе, руки на поясе.

«1» - Поднять согнутую в колене ногу, носок сильно вытянуть, прикоснуться им к колену. Бедро параллельно полу.

«2» - Вернуться в И.П.

«3» - всё выполнить с другой ноги.

«4» - Вернуться в И.П.

«Крыло»

И.П. Встать прямо, ноги вместе, руки свободно опущены.

«1» - Поднять прямую ногу вверх до горизонтального положения. Правой рукой взять за пальцы правой ноги. Левая нога не сгибается.

«2» - Вернуться в И.П.

«3» - всё выполнить с левой ноги.

«4» - Вернуться в И.П.

Образно-игровое действие «Петушок»

Петушок, петушок!

Упражнение «Петушок»

Золотой гребешок!

выполняют с правой и левой ноги

Масленна головушка,

Качают головой, руки на поясе.

Шёлкова бородушка.

Что ты рано встаёшь

Сложить руки в ладоши под щеку

Деткам спать не даёшь?

глаза закрыть

Образно-игровое действие «Цапля»

Кто шагает по болоту?

Имитируют движение

С кочки, на кочку.

ходьбы с высоким подниманием колена.

С кочки, на кочку.

Ноги вымочить боится,

Показ (боятся намочить ноги).

И ведь это не жар-птица!

Удивление.

Догадались, кто – друзья?

Цапля серая была!!!

Упражнение «Цапля».

Методические рекомендации по проведению занятий с использованием игрового стретчинга

На занятиях с использованием игрового стретчинга необходимо учитывать возрастные особенности детей. Поэтому группа должна быть, примерно, одного возраста. В каждой группе не более 15 детей.

  1. Время проведения занятия: в детском саду – 30 минут, в школе – 45минут.
  2. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении, дети занимаются на ковриках. Девочки - в гимнастических купальниках, мальчики – в шортах и футболках, на ногах балетная обувь («балетки»).
  3. Особое требование предъявляется к показу педагога. Положительный эмоциональный фон, позитивное отношение к занятиям, улыбка, радость, делают их более эффективными.
  4. На каждом занятии обязательно сочетание динамических и статических упражнений.
  5. Все упражнения основаны на чередовании напряжения и расслабления мышц. Позвоночник должен растягиваться в различных направлениях, чтобы не стать скованным.
  6. Растягивание должно быть не резким, без лишнего усилия, не приносящим беспокойства и неприятных ощущений. Движения мягкие, медленные, контролируемые педагогом.
  7. В одном занятии должны быть упражнения на все группы мышц, необходимо вводить сюжетно-ролевые игры, танцевальные этюды, образные действия, мимические упражнения.
  8. Все упражнения выполняются под соответствующую чёткую музыку, разнообразную и разноплановую, яркого игрового образного характера. Педагог добивается ритмизации двигательной деятельности.
  9. На занятиях должно присутствовать четкое руководство игровой драматизацией со стороны педагога, которое требует особого подхода, и стремления поддержать любое проявление творческого начала ребенка.

Список литературы

  1. Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании] / Б. В. Асафьев.- М.: 1975. – 254 с.
  2. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3-4 лет / С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. - М.: 1981. – 56 с.
  3. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет / С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. - М.:1983. – 60 с.
  4. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет / С. И. Бекина., Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. - М.: 1984. – 63 с.
  5. Ветлугина Н. Л., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н. Л. Ветлугина, А. В Кенеман. - М.: 1983. – 198 с.
  6. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию творчества в танце у детей 5-7 лет: пособие для музыкальных руководителей детских садов] / Е. В. Горшкова - М.: ООО Гном и Д, 2004. – 120 с.
  7. Добровольская Г. Н. Танец. Пантомима. Балет] / Г. Н. Добровольская - Л.: 1975. – 248 с.
  8. Дубянская Е. М. Нашим детям: игры, пляски и музыкально-двигательные упражнения для дошкольников] / Е. М. Дубянская. - Л.: изд. 5, 1985. – 118 с.
  9. Захаров Р. В. Сочинение танца] / Р. В. Захаров - М.: 1983. – 367 с.
  10. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей] / Г. А. Колодницкий - М.: Просвещение, 2000. – 20 с.
  11.  Константинова А. И. Игровой стретчинг: методика работы с детьми дошкольного возраста] / А. И. Константинова - СПб.: учебно-методический центр, 1993. – 76 с.
  12.  Константинова А. И. Психогимнастика.] / А. И. Константинова - СПб.: учебно-методический центр, 1995. – 96 с.
  13.  Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / М. А Михайлова, Н. В. Воронина. – Ярославль: Академия Холдинг, 2000. – 113 с.
  14. Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши / Т. Н Сауко, А. И. Буренина. – СПб.: 2001. – 120 с.
  15.  Фирилёва Ж. Е, Сайкина Е. Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж. Е Фирилёва, Е. Г. Сайкина. – СПб.: Детство-пресс, 2003. – 342 с.



Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение                                                                                        4

         Стретчинг и его особенности использования в детском хореографическом коллективе                                                                7

         Структура занятий с использованием элементов игрового стретчинга                                                                                                                                                                                                8

         Основные принципы организации занятий на основе игрового стретчинга                                                                                                 10

         Образно-игровые действия на основе упражнений стретчинга        10

 Упражнения игрового стретчинга                                                         12

Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса:                

- путём прогиба корпуса назад                                                                12

Образно-игровое действие «Кораблик»                                                 

- путём прогиба корпуса вперёд                                                        15

Образно-игровое действие «Осьминог»

         Упражнения на развитие гибкости                                                16

Образно-игровое действие «Морские фигуры»

         Упражнения на укрепление ягодичных мышц, бёдер и ног                18

Образно-игровое действие «Велосипед»

        . Упражнения на развитие равновесия                                        20

Образно-игровое действие «Петя – петушок», «Цапля»

 Методические рекомендации по проведению занятий с использованием игрового стретчинга                                                                                23

 Список литературы                                                                        25

Введение

Методическая разработка «Упражнения игрового стретчинга на занятиях хореографии с детьми младшего школьного возраста» состоит из упражнений игрового стретчинга на разные группы мышц, а также образных этюдов, игр, образно игровых действий на основе упражнений стретчинга.

Цель данной методической разработки – методическая помощь педагогам-хореографам в организации занятий хореографии с использованием упражнений игрового стретчинга.

В разработке предлагаются доступные упражнения игрового стретчинга, эффективность которых заключается в разностороннем воздействии и развитии опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста.

Эмоциональность исполнения упражнений достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными, сюжетными композициями, которые соответствуют возрастным особенностям младших школьников, склонных к подражанию, и копированию действий человека, животных, литературных образов.

Данные упражнения подобраны так, чтобы ребёнку было проще выполнять их, когда они представлены образно-игрового действия. Данные игра или этюд имеют определённый сюжет, персонажи которого близки и понятны ребёнку.

В методической разработке представлены элементарные упражнения игрового стретчинга для разучивания с детьми младшего школьного возраста. Проучивание упражнений происходит на первом этапе знакомства с элементами стретчинга.

Далее, на основе упражнений игрового стретчинга, дети учатся осмысленно, артистично исполнять образно - игровые действия. Ведь играя, ребёнок вживается в предложенный ему образ, что помогает педагогу при разучивании упражнений, а ребёнку при их исполнении.

В разработке приводится подробное описание упражнений игрового стретчинга, а так же краткое пояснение к каждому образно - игровому действию.

Методическая разработка предназначена начинающим педагогам дополнительного образования детей, а так же руководителям детских хореографических ансамблей, работающих с детьми младшего школьного возраста.

Стретчинг и его особенности использования в детском хореографическом коллективе.

        Стретчинг (от англ. «stretching» - растягивание) – это комплекс упражнений и поз для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий туловища и конечностей.

Методика стретчинга основана на упражнениях лечебно – физической культуры, корригирующей гимнастики и статичного растягивания мышц тела. Повышает эластичность суставно-связочного аппарата, увеличивает их подвижность, оказывает глубокое оздоровительное воздействие на весь организм, укрепляет позвоночник, позволяет предотвращать и корректировать нарушения осанки.

Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма и являются лучшим методом выработки силы, выносливости, координации движений. Упражнения выполняются без воздействия со стороны, само тело регулирует уровень нагрузки.

Упражнения стретчинга, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных (змея, ящерица и т.д.) или имитационных действий, выполняются по ходу образно-игрового действия и не имеют возрастных ограничений, можно начинать заниматься с 4-х лет.

Выполняя упражнения стретчинга в такой нестандартной форме, сложные элементы становятся легче для восприятия, а сами занятия более интересными.

Программа работы со школьниками имеет свою специфику, в зависимости от возраста, но везде учитывается объём необходимой физической нагрузки для нормального протекания физиологических процессов. Упражнения каждого занятия подбираются с учётом пропорциональной занятости всех групп мышц. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоционально-психические напряжения.

Помимо общего оздоровительного эффекта, упражнения стретчинга дают возможность ребёнку научиться управлять своим телом, позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных комплексов, создаёт чувство внутренней свободы.

Структура занятий с использованием элементов игрового стретчинга

Занятия с использованием игрового стретчинга в детском хореографическом коллективе состоят из трех частей. Структура занятий разработана в соответствии с требованиями физиологии и обусловлена закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.

В вводной части занятия (разминка) ставится задача подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части. Разминка длится 4-6 минут, в неё входят музыкально-ритмические и танцевальные элементы, упражнения на координацию движений и внимание.         

В основной части занятия дети разучивают новые упражнения и повторяют ранние изученные. В этой части большое внимание уделяется партерной гимнастики и упражнениям стретчинга, оказывающие физиологическое воздействие на организм ребенка. Её длительность составляет 20 минут.

На каждом занятии дети делают 9-10 упражнений на различные группы мышц. Упражнения чередуются так, чтобы нагрузка распределялась равномерно на все мышцы суставно-связочного и опорно-двигательного аппарата. В одно занятие могут быть включены:

  • 1-2 упражнения для развития и укрепление стоп ("Ходьба», «Гусеница», «Медвежонок» и т.д.);
  • 2-3 упражнения для укрепления мышц спины, путем прогиба корпуса назад («Змея», «Кобра», «Ящерица», «Лодочка»);
  • 2-3 упражнения для мышц спины, путем наклона корпуса вперед («Книжка», «Горка», «Слоник»);
  • 2-3 упражнения для укрепления ягодичных мышц, мышц бедер и ног («Паучок», «Бег»);
  • 1-2 упражнение для укрепления мышц позвоночника путем его поворотов («Маятник», «Орешек», «Тростинка»);
  • 1-2 упражнение для укрепления и развития мышц плечевого пояса и равновесия («Ласточка», «Аист», «Цапля»).

Все упражнения выполняются под соответствующую музыку, время выполнения 9-10 минут. Каждое упражнение повторяется от 2 до 4 раз.

При подборе музыкального сопровождения к упражнениям игрового стретчинга необходимо учитывать характеры, повадки героев и ситуации, в которых они находятся.

В заключительной части занятия (длительность 4-6 минут) решаются задачи постепенного перехода к другим видам деятельности. В этой части проводятся игры, образные этюды под знакомую детям музыку («Паровозик», «Утята», «Кузнечик» и т.д.). Выполнение простых образных этюдов развивают: двигательные навыки, координацию движений, музыкальные способности, создавая позитивный эмоциональный настрой ребенка.

Заканчиваются занятия подведением итога урока, после чего дети прощаются с преподавателем (поклон) и организованно (не обязательно в строгом построении) уходят из зала.

Основные принципы организации занятий на основе игрового стретчинга

I. Наглядность показ гимнастических упражнений через образный рассказ, подражание, имитацию известных детям движений.

II. Доступность - разучивание упражнений от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.

III. Систематичность – регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнения техники их выполнения.

IV. Индивидуально-дифференцированный подход – учет возрастных особенностей, состояние здоровья и уровень хореографической подготовленности каждого ребенка.

V. Сознательность понимание пользы упражнений и желание их выполнять

Все упражнения выполняются ритмично, без рывков и чрезмерных усилий. Нагрузка регулируется количеством повторения упражнений и амплитудой движения. Эффективность занятий определяется показателем общего состояния ребенка, его адаптацией к нагрузке.

Образно-игровые действия на основе упражнений стретчинга.

Упражнения – это многократное повторение учеником практических заданных действий.

Обучающий результат упражнений проявляется в системе приёмов, способов практического действия. 

Развивающий эффект выражается в расширении возможностей творческого самовыражения детской личности и формирования способностей.

Воспитательное значение – систематическое выполнение упражнений укрепляет волю учащихся, воспитывает настойчивость, упорство, прилежание.

Необходимо включать такие упражнения, которые органично сочетали бы в себе пантомимические и танцевальные движения.

Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует работать над каждым упражнением или образно-игровым действием дольше 2-4 занятий подряд. Даже если за это время не выполнены все поставленные задачи, лучше обратится к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.

На занятиях должна быть доброжелательная атмосфера: искренний и чуткий интерес педагога к любым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников; поддержка и поощрение их самостоятельности и положительных проявлений; осторожность и мягкость в исправлении ошибок. Педагогу следует избегать оценок «плохо» или «неправильно», обращая внимание ребёнка на несоответствие его движений заданному образному содержанию, характеру музыки, выполнению упражнения.

Чрезвычайно важно воспитывать такое же внимательное отношение у детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей. Всё это создаёт действительно творческую атмосферу на занятиях, без которой невозможно становление и развитие ребенка.

Упражнения игрового стретчинга

Выполнение упражнений начинается с исходных положений. Они могут быть вертикальными или горизонтальными. Приведённые ниже упражнения объединены в:         

- упражнения для спины и брюшного пресса;

- упражнения для развития гибкости;

- упражнения на укрепление ягодичных мышц, мышц бёдер, ног;

- упражнения на развитие равновесия.

Время пребывания в статичном положении и количество выполнения упражнений зависит от уровня подготовленности детей.

Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса:

- путём прогиба корпуса назад.

Данные упражнения способствуют преодолению скованности мышц позвоночника и его деформации.

«Змея»

И.П. (исходное положение) лежа на животе, ноги вместе, ладони на полу на уровне плеч.

«1» - Медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь.

«2» - Прогнуться, насколько возможно, не сильно закидывая голову назад.

«3» - Задержаться нужное время.

«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Кобра»

И..П. лежа на животе, руки сложить за спиной так, чтобы кисти рук тыльной стороной касались ягодиц. Пальцы рук переплетены.

«1» - Плавно, без рывков, поднять голову, затем грудь и верхнюю часть живота, как можно выше.

«2-3» - Задержаться нужное время.

«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Ящерица»

И.П. лежа на животе, руки расположить вдоль тела, ладони положить на пол.

«1» - Поднять прямые ноги, насколько можно, вверх, опираясь о пол руками, грудью и подбородком.

«2-3» - Задержаться нужное время.

«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Кораблик»

И.П. лежа на животе, руки расположить вдоль тела

«1» - Ухватить руками ноги выше щиколоток (колени должны касаться друг друга или слегка расходиться).

«2» - Прогнуться, поднимая без рывков голову, грудь, ноги, прогнувшись при этом, насколько можно выше над уровнем пола.

«3» - Задержаться нужное время.

«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Лодка»

И.П. лежа на животе, расположить руки за спиной, сложив кисти на крестце. Ноги вместе, носки вытянуты.

«1» - .Поднимать грудь, ноги, голову, прогнувшись при этом, насколько возможно.

«2-3» - Покачаться на животе.

«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Рыбка»

И.П. .лежа на животе, ноги вместе, руки согнуть в локтях, ладони положить на пол, на уровне плеч.

«1» - Плавно, без рывков, разгибая руки, поднять голову, грудь, одновременно сгибая ноги в коленях, постараться дотронуться ступнями до головы.

«2-3» - Задержаться нужное время.

«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Колечко»

И.П. встать на колени, руки на поясе.

«1» - Медленно наклоняться назад, пока голова не коснётся ног.

 «2-3» - Задержаться нужное время.

«4» - Медленно вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Мостик»

И.П. лежа на спине, ноги согнуть в коленях так, чтобы пятки касались ягодиц, ладони положить на пол около плеч, согнув руки в локтях.

«1» - Выпрямляя руки и ноги, поднять тело вверх, опираясь на ладони и ступни.

«2-3» - Задержаться нужное время.

«4» - Медленно вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Кошечка»

И.П. встать на колени, прямые руки на пол перед коленями, пальцы вперёд. Голова поднята.

«1» - Как можно сильнее прогнуться (кошка мяукает).

«2» - Как можно сильнее выгнуться, спина - «дугой», голова опущена (кошка шипит). Повторить несколько раз.

Образно-игровое действие «Кораблик»

Плывёт, плывёт кораблик,

Плывёт издалека.

упражнение «Кораблик»

На кораблике четыре

Отважных моряка.

И.П. Сесть на пятки, руки на пятки, руки перед грудью (показать лапки мышей).

У них ушки на макушке,

У них серые хвосты.

Показать уши,

Покачать головой.

И страшны им только кошки,

Только кошки и коты.

Упражнение «Кошечка»

- путём наклона корпуса вперёд 

Растягиваются мышцы спины, улучшается гибкость, пластичность позвоночника, а так же улучшается осанка.

«Книжка»

И.П. Сесть в позу прямого угла. Руки на пояс.

«1» - руки через стороны поднять вверх, ладонями вперёд

«2» - не сгибая ног, нагнуться вперед, стараясь прямыми руками достать пальцы ног. Стараться грудью коснуться ног.

«3» - задержаться нужное время.

«4» - Вернуться в И.П. Повторить 4 раза.

«Страус»

И.П. Встать прямо, ноги слегка расставлены, руки на пояс.

«1» - Не сгибая колени. Наклониться вперёд, стараясь лбом коснуться колен. Стараться наклониться до тех пор, пока голова не окажется между ног.

«2» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз

«Улитка»

И.П. лежа на спине, ноги вместе, носки оттянуты. Руки вдоль тела, ладонями вниз

«1» - Медленно поднять ноги, тело и попытаться коснуться ногами за головой.

«2» - Медленно вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Слон»

И.П. Встать прямо, ноги вместе, прямые руки в замке за спиной.

«1» - Наклон вперёд, стараться лоб прижать к коленям. Ноги не сгибать. Прямые руки поднимаются вверх, потом до положения параллельно полу.

«2-3» - Задержаться нужное время.

«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Осьминог»

И.П.Лежа на спине,  руки вдоль тела, ладонями вниз.

«1» - Медленно поднять ноги, таз и всё тело в вертикальное положение. Согнуть ноги в коленях, и прижав их к ушам коснуться коленями и пальцами ног пола.

«2-3» - Задержаться нужное время.

«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

Образно-игровое действие «Осьминожка».

Палка, палка –

Дети показывают правую, затем левую руки.

Огуречик!

Правой рукой рисуют овал лица.

Получился человечек!

Пританцовывая,

показывают человечка.

А теперь добавим ножек -

Вытягивают правую,

затем левую ноги.

Получился, получился

Осьминожек!

Выполняют упражнение

«Осьминог».

Упражнения на развитие гибкости

В данных упражнениях растягиваются мышцы спины, ног, улучшается гибкость позвоночника.

«Улитка»

И.П. лежа на спине, руки вдоль тела, носки вытянуты.

«1» - Медленно поднять ноги, тело и попытаться коснуться ногами за головой.

«2» - Медленно вернуться в ИП. Повторить нужное число раз.

«Морской лев»

 И.п. Встать на колени (колени врозь), руки на поясе.

1. Медленно садиться между пятками. Задержаться нужное время. Медленно вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Медуза»

И.п. Сесть, ноги врозь, носки оттянуты, руки на поясе.

«1» - Медленно наклониться вперёд, коснуться руками стопы.

«2-3» - Задержаться нужное время.

«4» -  Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Морской уж»

Сесть с предельно разведёнными врозь ногами, руки на пояс.

«Морской червяк»

И. П. Стоя, ноги вместе, руки на пояс.

«1».Наклониться вперед, стараясь прижаться грудью к коленям.

«2» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

Образно-игровое действие «Морские фигуры».

-Море волнуется: «Раз!»,

Дети раскачиваются

-Море волнуется: «Два!»,

из стороны

. -Море волнуется: «Три!» -

 в сторону

Морская медуза (уж, червяк, улитка, лев) замри!

Показывают фигуру.

Упражнения на укрепление ягодичных мышц, мышц бёдер и ног

Упражнения на развитие подвижности тазобедренного сустава, суставов ног, что способствует пластичности движения, улучшению осанки.

«Бабочка»

И.П. Сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить стопы. Колени развести. Руки на коленях, ладонями вниз.

«1» - Опустить развёрнутые колени до пола, надавливая на них руками.

«2-3» - Задержаться нужное время

«4» - Поднять колени с пола.

Усложнённый вариант.

И.П. Сесть в позу прямого угла. Соединив стопы согнутых в коленях ног. Ноги прижаты к полу. Взять руками сведённые стопы ног.

«1» - Медленно наклониться вперёд до касания головой пола. Ноги остаются на полу.

«2-3» - Задержаться нужное время.

«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Велосипед»

И.П. Лежа на спине. Поднять согнутые в коленях ноги вертикально полу, голени параллельно полу. Носки оттянуты. Руки вдоль тела.

«1» - медленно выпрямить, не опуская на пол, правую ногу. Левая в И.П.

«2» - Вернуть правую ногу в И.П., одновременно выпрямляя левую. Движение динамичное. Повторить нужное число раз.

«Рак»

И.П. Лечь на бок, голова, грудь, ноги по прямой линии. Верхняя рука вдоль тела, нижняя заложена за голову.

«1» - Поднять голову, грудь. Одновременно поднять правую ногу с оттянутым носком в вертикальное положение.

«2» - Взять рукой за лодыжку поднятой ноги.

«3» - Задержаться нужное время.

«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

«Паучок»

И.П. Встать, расставив ноги как можно шире. Согнутые руки перед грудью, ладонями вперёд.

«1» - Согнуть правую ногу в колене, перенести на неё тяжесть тела. Левую ногу выпрямить.

«2» - Задержаться.

«3» - Не возвращаясь в и.п., перенести тяжесть тела на левую ногу, правую выпрямить.

«4» - Задержаться. Повторить нужное число раз.

«Зайчик»

И.П. - Встать прямо, ноги вместе. Наклониться, не сгибая колени, поставить руки на пол, пальцами вперёд. Голова опущена.

«1-2» - .Не сдвигая с места стопы ног, не отрывая пятки, не сгибая колени, передвигать поочерёдно, руки вперёд, насколько возможно.

«3-4» - Задержаться нужное время.

«5-6» Поочерёдным передвижением рук к ногам

«7-8» - вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.

Образно - игровое действие «Велосипед»

 - Речитатив: (его произносит педагог, вместе с детьми)

«Я сижу на велосипеде,

Только вверх ногами.

И кручу педали, весело ногами.

Эх, прокачу! Эх, прокачу!

Вот и Мишка примостился

Сзади на сиденье.

И Матрёшку посажу

Спереди на руль.

Эх, прокачу! Эх, прокачу!

Едем, едем – не спешим,

А устанем – отдохнём,

Вместе песенку споём.

Эх, прокачу! Эх, прокачу!

Выполняют упражнение «Велосипед», затем дети садятся и поют любую детскую песенку.

Упражнения на развитие равновесия

Упражнения регулируют работу вестибулярного аппарата, развивают координацию тела, грациозность, ловкость.

«Петушок»

И.П. Встать прямо, ноги вместе, руки опущены.

«1» - Поднять левую ногу, согнув её в колене назад, и взять сзади левой рукой стопу левой ноги. Правую руку поднять вверх, ладонью вперёд. Голова поднята.

«2-3» - Задержаться нужное время.

«4» - Вернуться в И.П.Повторить с правой ноги.

«Аист»

И.П. Встать прямо, ноги вместе, руки опущены.

«1» - Стоя на одной прямой ноге, согнутую в колене вторую ногу разместить стопой на внутренней стороне колена прямой ноги. Руки развести в стороны или поставить на пояс.

«2» - Вернуться в И.П.

«3» - Выполнить упражнение с левой ноги.

«4» - Вернуться в И.П.

«Цапля»

И.П. Встать прямо, ноги вместе, руки на поясе.

«1» - Поднять согнутую в колене ногу, носок сильно вытянуть, прикоснуться им к колену. Бедро параллельно полу.

«2» - Вернуться в И.П.

«3» - всё выполнить с другой ноги.

«4» - Вернуться в И.П.

«Крыло»

И.П. Встать прямо, ноги вместе, руки свободно опущены.

«1» - Поднять прямую ногу вверх до горизонтального положения. Правой рукой взять за пальцы правой ноги. Левая нога не сгибается.

«2» - Вернуться в И.П.

«3» - всё выполнить с левой ноги.

«4» - Вернуться в И.П.

Образно-игровое действие «Петушок»

Петушок, петушок!

Упражнение «Петушок»

Золотой гребешок!

выполняют с правой и левой ноги

Масленна головушка,

Качают головой, руки на поясе.

Шёлкова бородушка.

Что ты рано встаёшь

Сложить руки в ладоши под щеку

Деткам спать не даёшь?

глаза закрыть

Образно-игровое действие «Цапля»

Кто шагает по болоту?

Имитируют движение

С кочки, на кочку.

ходьбы с высоким подниманием колена.

С кочки, на кочку.

Ноги вымочить боится,

Показ (боятся намочить ноги).

И ведь это не жар-птица!

Удивление.

Догадались, кто – друзья?

Цапля серая была!!!

Упражнение «Цапля».

Методические рекомендации по проведению занятий с использованием игрового стретчинга

На занятиях с использованием игрового стретчинга необходимо учитывать возрастные особенности детей. Поэтому группа должна быть, примерно, одного возраста. В каждой группе не более 15 детей.

  1. Время проведения занятия: в детском саду – 30 минут, в школе – 45минут.
  2. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении, дети занимаются на ковриках. Девочки - в гимнастических купальниках, мальчики – в шортах и футболках, на ногах балетная обувь («балетки»).
  3. Особое требование предъявляется к показу педагога. Положительный эмоциональный фон, позитивное отношение к занятиям, улыбка, радость, делают их более эффективными.
  4. На каждом занятии обязательно сочетание динамических и статических упражнений.
  5. Все упражнения основаны на чередовании напряжения и расслабления мышц. Позвоночник должен растягиваться в различных направлениях, чтобы не стать скованным.
  6. Растягивание должно быть не резким, без лишнего усилия, не приносящим беспокойства и неприятных ощущений. Движения мягкие, медленные, контролируемые педагогом.
  7. В одном занятии должны быть упражнения на все группы мышц, необходимо вводить сюжетно-ролевые игры, танцевальные этюды, образные действия, мимические упражнения.
  8. Все упражнения выполняются под соответствующую чёткую музыку, разнообразную и разноплановую, яркого игрового образного характера. Педагог добивается ритмизации двигательной деятельности.
  9. На занятиях должно присутствовать четкое руководство игровой драматизацией со стороны педагога, которое требует особого подхода, и стремления поддержать любое проявление творческого начала ребенка.

Список литературы

  1. Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании] / Б. В. Асафьев.- М.: 1975. – 254 с.
  2. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3-4 лет / С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. - М.: 1981. – 56 с.
  3. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет / С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. - М.:1983. – 60 с.
  4. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет / С. И. Бекина., Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. - М.: 1984. – 63 с.
  5. Ветлугина Н. Л., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н. Л. Ветлугина, А. В Кенеман. - М.: 1983. – 198 с.
  6. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию творчества в танце у детей 5-7 лет: пособие для музыкальных руководителей детских садов] / Е. В. Горшкова - М.: ООО Гном и Д, 2004. – 120 с.
  7. Добровольская Г. Н. Танец. Пантомима. Балет] / Г. Н. Добровольская - Л.: 1975. – 248 с.
  8. Дубянская Е. М. Нашим детям: игры, пляски и музыкально-двигательные упражнения для дошкольников] / Е. М. Дубянская. - Л.: изд. 5, 1985. – 118 с.
  9. Захаров Р. В. Сочинение танца] / Р. В. Захаров - М.: 1983. – 367 с.
  10. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей] / Г. А. Колодницкий - М.: Просвещение, 2000. – 20 с.
  11.  Константинова А. И. Игровой стретчинг: методика работы с детьми дошкольного возраста] / А. И. Константинова - СПб.: учебно-методический центр, 1993. – 76 с.
  12.  Константинова А. И. Психогимнастика.] / А. И. Константинова - СПб.: учебно-методический центр, 1995. – 96 с.
  13.  Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / М. А Михайлова, Н. В. Воронина. – Ярославль: Академия Холдинг, 2000. – 113 с.
  14. Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши / Т. Н Сауко, А. И. Буренина. – СПб.: 2001. – 120 с.
  15.  Фирилёва Ж. Е, Сайкина Е. Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж. Е Фирилёва, Е. Г. Сайкина. – СПб.: Детство-пресс, 2003. – 342 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игровой деятельности как средство активизации, социализации и адаптации детей младшего школьного возраста

Данный материал можно использовать на методическом объединении воспитателей и для подготовки и проведения родительского собрания...

Особенности логопедической работы с детьми ЗПР младшего школьного возраста

      Соотношение речи и мышления на  этапах развития ребёнка можно рассматривать в различных аспектах.Прежде всего встает вопрос: Каким образом интеллекту­альное развитие р...

Психолого-педагогическая технология в работе с аутичными детьми в младшем школьном возрасте

Представляю свой опыт работы с аутичным ребенком, форма обучения – индивидуальная, младший школьный возраст. Оценивая особенности эмоционально-волевой и коммуникативно-потребностной сфер аутично...

Технология работы с детьми мигрантов младшего школьного возраста: адаптация и обучение русскому языку

Дети мигрантов – это учащиеся с особыми образовательными потребностями, поэтому только комплексная работа педагогов и специалистов школьных служб приведёт к успешной адаптации детей мигрантов.Более по...

Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития по повышению самооценки ребенка

Конспект консультации Образцовой Г.В.  для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в  младшем школьном возрасте с задержкой психического ра...

Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»

Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»...

Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»

Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»...