Урок учебного предмета "Мир природы и человека" по теме "Перелётные птицы" 3 класс
план-конспект урока (3 класс)

Конспект урока для учащихся с ОВЗ.

Тема: Перелётные птицы. Тип урока: комбинированный.

Цель: создание условий для  формирования представлений о перелётных птицах.

Задачи: формировать понятие о перелётных птицах, умение называть и различать изучаемых перелётных птиц (дрозд, соловей), познакомить с их внешним видом, питанием, повадками, образом жизни; закреплять знания о птицах как представителях животного мира, корригировать и развивать мышление путём выполнения упражнений в анализе и синтезе, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Технологии, используемые на уроке: проблемно-поисковая, рефлексивная, коммуникативная, игровая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, ИКТ,  уровневая дифференциация.

Оборудование: ноутбук, проектор, предметные картинки, подвесная рейка, фишки для оценивания, карточки с заданиями, экологический букварь, подвесная вертушка, сенсорный шар.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.docx255.08 КБ

Предварительный просмотр:

Мир природы и человека. 3 класс.

Тема: Перелётные птицы.

Тип урока: комбинированный.

Цель: создание условий для  формирования представлений о перелётных птицах.

Задачи: формировать понятие о перелётных птицах, умение называть и различать изучаемых перелётных птиц (дрозд, соловей), познакомить с их внешним видом, питанием, повадками, образом жизни; закреплять знания о птицах как представителях животного мира, корригировать и развивать мышление путём выполнения упражнений в анализе и синтезе, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Технологии, используемые на уроке: проблемно-поисковая, рефлексивная, коммуникативная, игровая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, ИКТ,  уровневая дифференциация.

Оборудование: ноутбук, проектор, предметные картинки, подвесная рейка, фишки для оценивания, карточки с заданиями, экологический букварь, подвесная вертушка, сенсорный шар.

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Развиваемые (формируемые) компетенции

  1. Организация начала урока.

Цель: создание условий для организации работы учащихся на уроке.

Задачи: создавать положительный эмоциональный настрой на урок, формировать навыки поведения на уроке, повышать мотивацию к обучению.

Восприятие информации.

Учащиеся совместно с учителем называют правила поведения на уроке.

Психологический настрой

-Прозвенел звонок, начинается урок.

Слушаем, всё запоминаем, ни минуты не теряем!

Все расселись по местам. Никому не тесно?

По секрету скажу вам: «Будет интересно»!

Повторение правил поведения на уроке.

Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

Осознание себя как ученика.

Навык контроля.

Умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения

  1. Актуализация опорных знаний.

Цель: создание условий для закрепления  знаний о птицах как представителях животного мира.

Задачи: закреплять представления о многообразии птиц, знания о частях тела птиц,  внешнем виде, повадках, корригировать и развивать мышление путём выполнения упражнений в анализе и синтезе, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Дети угадывают изображение птицы по фрагментам.

Учащиеся в группах собирают изображение птицы из частей тела, подбирают названия (1гр.- с «лишней» частью тела, 2гр.-количество карточек с названиями частей тела соответствует количеству частей тела, 3гр. –с помощью учителя).

Находят информацию в пространстве класса.

Читают, выбирают правильный ответ, отмечая его значком (4гр.-устно).

На партах-карточки с названиями птиц. Дети читают названия. Выбегают к экологическому букварю и доске , подбирают названия к изображениям  птиц: голубь, ворона, сорока, дятел, воробей, синица, снегирь, лебедь, утка, сова, курица, грач).

Читают предложения на карточках на рейке, заменяя картинки словами. (1предложение составляет ученик 1 или 2 группы, второе предложение – ученик 3 группы).

Учащиеся выбегают к доске, выбирают картинки с изображениями, подходящими для питания птиц.

Учащиеся выполняют подражательные движения в соответствии с изображениями на слайдах.

«Прятки» игра

Организация и проведение игры «Собери изображение птицы».

Проверка: показ на слайде и называние  1 из учеников.

Организация выполнения задания в рабочей тетради с.46 задание 2 (номер страницы и задания указан на карточке на сенсорном шаре).

Организация и проведение игры «Подбери название».

- Птицы летали-летали, устали, присели отдохнуть, познакомиться, да забыли свои названия.

 «Закончи предложения» игра.

У кабана C:\Users\Ирина\Desktop\png-transparent-a-wild-boar-animal-biological-piglets.png, а у птицы … .  У C:\Users\Ирина\Desktop\Без названия.jpgнора, а у птицы-…  .

Организация игры «Птичья столовая».

Организация и проведение физминутки.

Цель: улучшить соматическое состояние детей, снять усталость.

 Музыкальная физминутка «Птицы»

Формирование мотивации к обучению, умение слушать и воспринимать инструкцию.

Коммуникативные навыки.

Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность

Коррекция и развитие  аналитико-синтетической деятельности.

Умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

  1. Постановка цели и задач урока.

Цель: создание условия для формирования умения планировать свою деятельность

Задачи: учить планировать свою деятельность  с помощью учителя, корригировать и развивать аналитико-синтетическую деятельность при работе со схемами-опорами, стимулировать обучающихся к обучению.

Восприятие информации.

Предполагаемый ответ: перелётные птицы.

Определение задач урока на основе опор на вертушке с помощью учителя.

а) введение в тему

- Сегодня мы вспомнили названия многих птиц. Они живут в городах, лесах, вместе с нами проводят зиму. Но некоторые птицы исчезли осенью. Как называются такие птицы?  

б) объявление темы

Перелётные птицы.

в) целеполагание

- Расскажу, почему некоторые птицы улетают осенью, расскажу о двух перелётных птицах. Узнаете их названия, чем питаются, где строят гнёзда, как подают голос.

-Что хотели бы  узнать на уроке?

Формирование мотивации к обучению, умение слушать и воспринимать инструкцию

Формирование мотивации к обучению, умение слушать и воспринимать инструкцию.

Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность

  1. Изучение нового.

Цель: создание условий для  формирования понятия о перелётных птицах

Задачи:  формировать умение называть и различать изучаемых перелётных птиц (дрозд, соловей), познакомить с их внешним видом, питанием, повадками, образом жизни, корригировать и развивать мышление путём выполнения упражнений в анализе и синтезе, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Предполагаемый ответ:

-Тех, которые осенью улетают на юг.

Просмотр видео.

Отвечают на вопросы.

Просмотр презентации

Восприятие информации.

Восприятие информации.

Находят информацию в пространстве класса.

Предполагаемый ответ-перья серого цвета с чёрными точками(крапинками).

Рассказ о дрозде читает ученик 1 группы.

Организация и проведение беседы.

- Каких птиц называют перелетными? Почему они осенью улетают на юг? Улетают на юг те птицы, которые питаются насекомыми. Зимой  насекомых нет.

- Многие птицы хорошо поют, но лучший певец-соловей (название-на карточке). Поют соловьи, в основном, ночью.

 - Это большая или маленькая птица? Какого цвета соловей?

-Соловьи селятся и устраивают гнёзда в зарослях кустарников (слайд). В птичьих гнездах появляются 4-6 яиц.  Питаются в основном насекомыми. Осенью соловьи улетают в тёплые края.

-Ещё одна перелётная птица-дрозд (слайд).

-Как выглядит дрозд?

Организация работы с учебником с.43 (номер страницы и задания указан на карточке на сенсорном шаре).

- Чем питается дрозд? Где дрозды устраивают гнёзда? Что хорошо умеют делать многие дрозды? Куда осенью улетают дрозды? Почему?

Просмотр видео.

- Как называют дроздов, которые хорошо поют?

Умение контролировать свои действия и действия одноклассников. , умение работать в общем темпе, выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства.

Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Коммуникативные навыки.

Умение работать с учебником.

Умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

Умение вступать в контакт и работать в коллективе.

Коммуникативные навыки.

Умение участвовать в диалоге.

Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации  взаимодействия  с ней.

  1. Закрепление изученного материала.

Цель: создание условий для  закрепления  представлений о перелётных птицах.

Задачи: закрепить полученные знания и представления о внешнем виде, питании, повадках, образе жизни соловья и дрозда, корригировать и развивать мышление путём выполнения упражнений в анализе и синтезе, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

У каждого-карточка с изображением дрозда. Учащиеся 2, 3 группы составляют предложения по картинкам (питание дрозда, где строят гнёзда, перелёт на юг, пение дрозда).Угадывают название. Дорисовывают крапинки.

Загадывает загадку ученик.

Предполагаемый ответ: соловей.

Рассказ составляют учащиеся 1, 2 группы.

Организация и проведение игры «Угадай птицу по описанию».

Организация и проведение игры «Отгадай загадку».

 -Отзовись –ка! Эй-эй-эй!

Это кто тут средь ветвей?

Кто же тут в кустах живёт?

Лучше всех он птиц поёт?

Организация и проведение задания «Составь рассказ по плану».

  1. Кто это?
  2. Размер.
  3. Цвет.
  4. Где селится?
  5. Куда улетает осенью?

Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений. Коммуникативные навыки. Самостоятельность в выполнении учебных заданий. Умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

  1. Подведение итогов и оценка работы обучающихся

Цель: создание условий для подведения итогов урока.

Задачи: формировать навык рефлексии, умение принимать оценку своей деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Организация рефлексии.

-Что нового узнали на уроке?  Какое задание понравилось больше? Трудно было? Какое задание было самым трудным?

Оценивание учащихся.

Вербальное и невербальное поощрение.

Навык рефлексии.

Умение оценивать свои действия, соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Природа и рукотворный мир" 1 класс "Гармония".

Конспект урока окружающего мира для 1 класса....

Урок окружающего мира "Природа и наша безопасность" 3 класс

Цели урока:Образовательные: Создать условия для изучения с учащимися правил безопасности, которые необходимособлюдать при общении с природой .Развивающие: Способствовать развитию умений расп...

план-конспект урока учебного занятия с использованием УДЕ в 1 классе учитель Гаряева Валентина Борисовна

Тема урока: Взаимообратные задачи. Повторение.Цели урока: 1.      продолжить работу по закреплении решений взаимообратных задач, совершенствовать вычислительные навыки, ...

Конспект урока+учебная презентация по английскому языку для 4 класса "Great Britain" ( Тер-Минасова)

Конспект урока+учебная презентация  по английскому языку для 4 класса  "Great Britain" ( Тер-Минасова)...

Конспект урока "Может ли природа существовать без животных", 2 класс

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. На уроке используется групповая работа, ролевая игра....

Конспект урока по миру природы и человека в 4 классе по теме: «Растения полей. Поле в разное время года» (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)

Конспект урока по миру природы и человека в 4 классе по теме: "Растения полей. Поле в разное время года" (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)....

Методическая разработка урока по миру природы и человека в 3 классе по теме: «Лес. Растения леса». (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)

Методическая разработка урока по миру природы и человека в 3 классе по теме: "Лес. Растения леса" (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)....