Направление и содержание программы коррекционной работы с обучающимися с ЗПР
статья

Шарафуллина Жанна Валерьевна

Направление и содержание программы коррекционной работы с обучающимися с ЗПР

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krr_s_zpr.docx25.39 КБ
Файл harakteristika_osobyh_obrazovatelnyh_potrebnostey.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Направление и содержание программы коррекционной работы

Программа коррекционной работы должна предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации.

Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.

Направления и содержание программы коррекционной работы  осуществляются во внеурочное время в объеме не менее 5 часов. Объем и содержание определяются в зависимости от образовательных потребностей обучающихся.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей;

оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО;

возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях.

Программа коррекционной работы должна содержать:

перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, и освоение ими АООП НОО;

систему комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения обучающихся с ЗПР в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления особых образовательных потребностей обучающихся, мониторинг динамики развития и успешности в освоении АООП НОО, корректировку коррекционных мероприятий;

механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогов, специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, медицинских работников организации и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

планируемые результаты коррекционной работы.

Программа коррекционной работы должна включать в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:

  • диагностическая работа, обеспечивающая проведение комплексного обследования обучающихся с ЗПР и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого­медико­педагогической помощи;
  • коррекционно­развивающая работа, обеспечивающая своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в психофизическом развитии обучающихся с ЗПР;
  • консультативная работа, обеспечивающая непрерывность специального сопровождения обучающихся с ЗПР и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого­педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации;
  • информационно­просветительская работа, направленная на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для обучающихся с ЗПР, со всеми участниками образовательных отношений — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Коррекционная работа должна включать систематическое психолого- педагогическое наблюдение в учебной и внеурочной деятельности, разработку и реализацию индивидуального маршрута комплексного психолого – педагогического сопровождения каждого обучающегося с ЗПР на основе психолого-педагогической характеристики, составленной по результатам изучения его особенностей и возможностей развития, выявления трудностей в овладении содержанием начального общего образования, особенностей личностного развития, межличностного взаимодействия с детьми и взрослыми и др.

Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; развитие зрительно-моторной координации; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.

Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом.

При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.

Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются:

оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее системное сопровождение обучающихся специалистами различного профиля;

социальное партнёрство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют специалисты: учитель-дефектолог, логопед, специальный психолог или педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную подготовку, социальный педагог, педагог дополнительного образования. Предпочтительно наличие специалиста в штате организации. При необходимости Программу коррекционной работы может осуществлять специалист, работающий в иной организации (центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, ПМПК и других).

Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные формы специального сопровождения обучающихся с ЗПР. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с ЗПР и удовлетворению их особых образовательных потребностей.

Программа коррекционной работы должна содержать: цель, задачи, программы коррекционных курсов, систему комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающихся, основные направления (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское), описание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, планируемые результаты освоения программы коррекционной работы, механизмы реализации программы.

Программа коррекционной работы разрабатывается Организацией самостоятельно в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учётом ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР[1].

Литература:

1. Закон РФ «Об образовании», ст. 12.6.

2. Примерная адаптированная основная  образовательная программа  основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития, одобр. решением федерального учебно-методического  объединения по общему образованию  (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22).

3.

        


[1]         Закон РФ «Об образовании», ст. 12.6.



Предварительный просмотр:

Характеристика особых образовательных потребностей
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Шарафуллина Ж.В.

Методист ГБУ ИМЦ

Красносельского   района Санкт-Петербурга

Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью
по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть
временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным.

Потребность - важнейший стимул человеческой деятельности. Понятие «особые потребности» ставит на передний план педагогические решения, связанные с самим ребенком, с его воспитанием, с улучшением его жизненной, учебной ситуации.

Обозначим круг образовательных потребностей детей с ОВЗ:

  1. Потребность во введении в содержание обучения ребенка с ОВЗ специальных разделов, ориентированных на целенаправленное решение задач его развития.
  2. Потребность в построении «обходных путей» обучения, использованы
    специфические средства, которые не применяются в образовании нормально развивающегося ребенка.
  3. Потребность в индивидуальном подходе, в целостности планирования
    и реализации индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы.
  4. Потребность в системном мониторинге успешности овладения детьми
    адаптированной образовательной программой и соответствия этих программ их познавательным возможностям.
  5. Потребность в специфическом использования традиционных методов
    обучения. Коррекционная направленность применения традиционных
    методов обучения, а также коррекционная направленность предметного преподавания.
  6. Потребность в организации доступной образовательной среды.
  7. Потребность во включении семьи в процесс образования ребенка и
    особая подготовка родителей силами специалистов.
  8. Потребность в медико-психолого-педагогическом сопровождении.
  9. Потребность специфической работы по профессиональной ориентации.

Реализуя эти потребности необходимо опираться на:

  • способы коммуникации ребенка с ОВЗ с окружающими;
  • особенности усвоения и использования бытовых навыков, уровень их
    сформированности относительно возрастной нормы;
  • специфику речевой деятельности, знание и представление об
    окружающем мире;
  • наиболее типичные особенности индивидуального поведения.

Общие особые образовательные потребности для обучающихся с ОВЗ:

  1. В аспекте содержания образования - потребность во введении
    специальных разделов обучения, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребёнка.
  2. В аспекте методов и средств обучения - потребность в построении
    «обходных путей», использовании специфических средств обучения,
    современных коррекционных технологий.
  3. В аспекте организации обучения - потребность в качественной
    индивидуализации обучения, в разработке и реализации адаптированной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ.
  4. В аспекте границ образовательного пространства - потребность в
    максимальном расширении образовательного пространства за пределы
    образовательного учреждения.
  5. В аспекте продолжительности образования - потребность в
    пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного
    возраста (вертикаль образовательной инклюзии: школа, техникум, колледж).
  6. В аспекте определения круга специалистов, участвующих в
    образовании, модели их эффективного взаимодействия.

Таким образом, признание за детьми с ОВЗ особых образовательных потребностей, позволяет им иметь равный доступ к образованию. Индивидуальная образовательная  траектория – это процесс последовательного удовлетворения потребностей в образовании и формирования новых. В зависимости от степени ограничения возможностей и в первую очередь от сохранности интеллектуальных возможностей, лица с особыми образовательными потребностями могут осваивать разные уровни образования.

Дети с ОВЗ чаще других подвергаются негативному влиянию и саморазрушительному поведению. Поэтому следует опасаться предъявления завышенных требований, ожиданий от ребенка с ОВЗ более высоких результатов, чем те, на которые он способен.
Детям, имеющим ОВЗ, очень важна родительская включенность в процесс образовательной инклюзии, в процесс освоения ими новой социальной роли - роли ученика. Согласованные действия родителей и педагогов в организации процесса подготовки ребенка с ОВЗ к школе предупредят школьную дезадаптацию: бытовые, повседневные ситуации богаты обучающим материалом, позволяющим сформировать, закрепить, обогатить различные составляющие психологической готовности ребенка к школе.
Результатом реализации указанных требований должно быть создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей (законных представителей); гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.

В целях обеспечения реализации образовательной программы детей с ОВЗ в различных видах образовательных учреждений должны создаваться условия, гарантирующие возможность:

  • адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции
    ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы¸ и родителей (их законных представителей);
  • индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с
    ОВЗ целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;
  • включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и
    творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционной работы как структурный компонент адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа коррекционной работы (далее Программа) согласно Стандарту является обязательным структурным компонентом содержательного раздела АООП варианта 1 и направлена на создание в школе системы ...

Проект Программы коррекционной работы как части Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития.

Данная работа имеет следующую структуру. 1.Введение: раскрывается актуальность и значимость данной работы2. ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ КАК ЧАСТИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗО...

Содержание спортивно-оздоровительной работы с обучающимися начальной школы

Содержание спортивно-оздоровительной работы с обучающимися начальной школы на примере 1 класса...

Программа коррекционной работы педагога-психолога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – тяжелые нарушения речи

Программа коррекционного обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на с...

Программа коррекционной работы педагога-психолога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – задержка психического развития

Программа коррекционного обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на с...

Программа коррекционной работы, направленая на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ

Программа коррекционной работы, в соответствии со Стандартом, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья[1] в освоении основной образовательно...