Понятие познавательного интереса в психолого-педагогической литературы и современных нормативно-правовых документах
статья

Горбачевская Мария Юрьевна

На сегодняшний день сформировано множество точек зрений по вопросам определения понятия, его структуре и особенностям его формирования.

Именно младший школьный возраст является вершиной детства. Ребенок еще обладает такими детскими качествами, как наивность и легкомысленность, однако уже постепенно утрачивает непосредственность в поведении, начинает по-другому смотреть на мир и мыслить. Ведущей деятельностью образовательного учреждения является учебно-воспитательный процесс. Данный возрастной период характеризуется активным развитием и преобразованием познавательных процессов, таких как внимание, память и мышление.

Ребенка многое привлекает и заинтересовывает, особенно это касается того, что выходит за пределы его собственного опыта. В процессе обучения в начальной школе его багаж знаний увеличивается, ему интересна жизнь другого народа, достопримечательности других городов и стран. Таким образом, происходит развитие личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие познавательного интереса в психолого-педагогической литературы и современных нормативно-правовых документах

На сегодняшний день сформировано множество точек зрений по вопросам определения понятия, его структуре и особенностям его формирования.

Именно младший школьный возраст является вершиной детства. Ребенок еще обладает такими детскими качествами, как наивность и легкомысленность, однако уже постепенно утрачивает непосредственность в поведении, начинает по-другому смотреть на мир и мыслить. Ведущей деятельностью образовательного учреждения является учебно-воспитательный процесс. Данный возрастной период характеризуется активным развитием и преобразованием познавательных процессов, таких как внимание, память и мышление.

Ребенка многое привлекает и заинтересовывает, особенно это касается того, что выходит за пределы его собственного опыта. В процессе обучения в начальной школе его багаж знаний увеличивается, ему интересна жизнь другого народа, достопримечательности других городов и стран. Таким образом, происходит развитие личности.

Так Л.С. Выготской утверждал: «Интерес - это естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах. Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность».

На сегодняшний день единого определения понятия «познавательный интерес» до сих пор не существует. Много исследователей – много понятий.

В контексте современной науки вопрос развития познавательного интереса является одним из наиболее актуальных. В процессе обучения и воспитания необходимо вызвать в ребёнке познавательную потребность, лежащую в основе развития интереса к познанию. 

Л.И. Божович трактует познавательный интерес как огромную побудительную силу: он заставляет человека активно стремиться к познанию, активно искать способы и средства удовлетворения возникшей у него жажды знаний».

Т.Л. Блинова даёт следующее определение: «Познавательный интерес - это устойчивое стремление личности к целенаправленной активно-познавательной деятельности по отношению к объектам, имеющим для неё важное значение».

Г.И. Щукина рассматривает познавательную активность как «ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы, которое выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности»

С.Л. Рубинштейн под познавательным интересом понимал особую избирательную направленность личности на процесс познания, избирательный характер которой выражается в той или иной предметной деятельности .

Таким образом, познавательный интерес – это стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Познавательный интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения.

Интерес к учебно-воспитательному процессу в истории страны, как в теоретической, так и в практической деятельности выкристаллизовывался постепенно под воздействием требований жизни общества и государства. Родоначальником познавательного интереса в России является Я.А. Коменский. Он первый связал понятие «интерес» с эмоциональным окрашенным вниманием, способствующим стремлению к знаниям. По результатам своей работы он предложил рассматривать обучение на основе интереса как дидактический принцип демократической педагогики с целью облегчения учебно-воспитательного процесса .

Поддерживали важность и значимость «интереса» в учебно-воспитательном процессе такие ведущие научные деятели, как И.Г. Песталоцци, А. Дистервега и Ж.Ж. Руссо. И.Г. Песталоцци изучал интерес в качестве связующего звена мышления и чувственного восприятия мира. По его мнению, именно интерес способствует более полному и глубокому осознанию подрастающим поколением собственных способностей. А. Дистервега и Ж.Ж. Руссо утверждали, что «Интерес – это важное составляющее любой работы, как двигатель обучения, обеспечивающий точность и прочность усвоения материала. Возбудителями интереса являются новизна и разнообразие материалов»  

Наиболее остро проблемы развития просвещения в России проявились по причине социально-экономических изменений в стране со второй половины XVIII в. В первую очередь школьная политика Екатерины II строилась на удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянских сословий. В целом программа была поделена на три группы: предметы необходимые гражданскому званию; предметы полезные (астрономия, физика, география и др.); прочие (логика, математика, иностранные языки, механика и др.). Первыми исследователями в вопросах перестройки процесса обучения, проблем усвоения знаний и навыков, которые необходимы для развития промышленности и торговли, были И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович. Они были первыми исследователями, которые стали изучать процесс обучения с точки зрения европейской педагогики и вводить их идеи в российскую систему образования.

В своих работах И.И. Бецкой поддерживал идею о создании сословных образовательных учреждений, тем самым вырастив «новых людей». Важно было воспитать ребенка удаленно от всех существующих пороков и негатива. Его идеи выражали новое отношение к природе личности и его жизнедеятельности. Истинное воспитание в том, что необходимо внушить уважение к себе. В вопросах обучения младших школьников он отмечал, что детскую природу тяжело разбудить, если процесс обучения скучен и не организован. В этом возрасте важно приохотить ребенка к обучению в школе, вызвать его любовь к познаниям.

Идеи сербохорватского мыслителя и педагога Ф.И. Янкович де Мариево заключались в применение занимательных элементов: игр, оживляющих занятий. Именно он в своих работах смог раскрыть связь между нравственностью и интересом к познаниям. Важно в его работе было то, что в процессе обучения ребенок должен принимать активное участие, то есть проявлять интерес. Так, например, урок проводился в таком порядке: читает педагог, читает ученик, читает другой ученик, комментирует педагог, проводится беседа, решение учеником задачи на доске.

«В 1783 г. было издано «Руководство учителям первого и второго класса», содержащее принципы организации классно-урочной системы обучения. Большое внимание в «Руководстве» уделялось учителю, добродетелям, которыми он должен был обладать для работы с детьми: миролюбием и порядочностью, постоянной бодростью духа и тела, верноподданническим отношением к самодержавному строю, верностью своему сословию, христианской добродетельностью, телесным здоровьем и трудолюбием» .

Н.И. Новиков поддерживал и продолжал работу Ф,И. Янковича де Мариево. Он первым обосновал интерес с точки зрения психологии и отождествлял любопытство с потребностью обогащения ума и сердца. Он считал важным развитие детских интересов, приобщающих к знаниям.

Общественно-экономическое развитие страны в первой половине XIX в. привело к формированию новой системы образования, характеризующей на дидактической теории. В это время В.Ф. Одоевский отграничил понятия любопытство и любознательность. Проявление любознательности связано с потребностью человека, вырастающей из осознания объектов врожденных идей и сравнений их в волевых процессах и желаниях. По его мнению, именно любопытство при правильном руководстве способно перерасти в любознательность, породить страсть к познаниям, развивая при этом умственную самостоятельность.

В XIX веке исследовательские работы по проблеме интереса были разделены на два направления, взаимосвязанных: социально-политическое и педагогическое. Первое поддерживали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Они поддерживались мнения, что интерес к обучению является не только стимулом к познаниям, но и стимулом к социальной активности. Они утверждали, что первостепенное значение в воспитание ребенка важно уделять развитию материалистического мировоззрения, критического видения действительности. Поддерживающие второе направление (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов), не разводили интерес к познаниям и интерес к жизнедеятельности. Они утверждали, что социальная роль интереса – развитие и становление личности.

«Воспитание, опирающееся на разумную свободу ребёнка, развивает его интересы и любознательность, укрепляет его ум и волю» - писали Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский .

Н.А. Добролюбов высоко оценивал учебные заведения Р. Оуэна. В школах Р. Оуэна развитие интереса к учению являлось одной из ключевых задач всего учебно-воспитательного процесса. Н.А. Добролюбов хотел повторить работу Р. Оуэна в России, однако столкнулся с множеством проблем и трудностей: неудовлетворительная подготовка педагогов и их консерватизм, перегрузка всей образовательной программы, сложное материальное положение.

В 60-70-х годах XIX в. К.Д. Ушинский рассмотрел проблему интереса к познаниям в контексте собственной педагогической теории с точки зрения психологии, усилив, таким образом, внимание к природообразному развитию младших школьников. Он доказывал необходимость построения система воспитания на идее народности, поэтому интерес он рассматривал в целостном процессе нравственного становления личности, который не может быть отделен от потребностей и особенностей страны и народа. Учебно-воспитательный процесс должен быть организован на основе перехода от любопытства к любознательности, т.к. в таком порядке ребенок более глубоко осознает связь между изучаемыми явлениями. «Воспитатель не должен забывать, что учение, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет» .

В работе Л.Н. Толстого интерес являлся центром педагогической работы. Л.Н. Толстой был приверженцем свободного воспитания, поэтому развитие интереса было основано на обращении к индивидуальности духовного мира ребенка. Он писал, что «интерес ребёнка может раскрыться лишь в условиях, не стесняющих проявление его способностей и наклонностей. Важнейшее условие проявления интереса - это создание на уроке такой естественной, свободной атмосферы, которая вызывает подъём душевных сил ребёнка»

Л.Н. Толстой всецело полагался на самостоятельное развитие детских интересов, оставляя за педагогом право их фиксировать.

В определении Ф. К. Савиной «познавательный интерес – особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний»

А.И. Анастасьев в начале ХХ в. выпустил свою работу по проблеме и развитию интереса к обучению отдельным изданием, основанную на раскрытие призмы интереса ребенка.

А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Ю.К.Бабанский рассматривали познавательный интерес как сильный мотив учения, как важный фактор успешности овладения знаниями

Практическое применение прогрессивных идей по вопросам развития познавательного интереса в ХХ в. нашли в работах А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого. С.Т. Шацкий в своем опыте интерес к обучению отдавал должное место. Однако, существовали в его работе и противоречия. Он исследовал интерес в качестве ключевого фактора эффективного усвоения младшим школьником социального опыта, однако роль познавательного интереса выделял посредствам приспособления ребенка к окружающей среде.

В работах А.С. Макаренко раскрыты несколько методических приемов поддержания и формирования познавательного интереса. Такими методами выступали: подсказки, вызывающие догадки; постановка интересного вопроса; введение нового материала изучения; рассмотрение иллюстраций, схем, эскизов, макетов; наталкивающие вопросы. По мнению А.С. Макаренко, детская жизнь и детский труд в обязательном порядке должны быть пронизаны познавательным интересом, увлеченностью и целенаправленностью. Именно интерес определяет содержание учебно-воспитательного процесса.

В своей работе А.С. Макаренко максимально показал единство содержания, средств и методов воспитания, раскрыл логику воспитательного процесса, исходя из сочетания требований общественной жизни с интересами детского коллектива и интересами отдельной личности. Дальнейшая разработка проблемы интереса была связана с переходом на классно-урочную систему обучения.

Итак, как мы видим, в истории России многие выдающие деятели исследовали проблему формирования интереса к образовательному процессу у младших школьников. Было принято, что познавательный интерес это направленность человека, характеризующая стремлением к познанию, к изучению нового, получению более полного и глубокого знания. Систематическое укрепление и развитие познавательного интереса является важным фактором для усвоения материала и положительного отношения к учебно-воспитательному процессу в целом.

«Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» (Г.И. Щукина) .

Именно интерес актуализирует деятельность ребенка на уроке, он задает вопросы, самостоятельно ищет ответы, высказывает и обсуждает своем мнение. В процессе поисковой деятельности ребенок увлечен и заинтересован в результате, он испытывает положительные эмоции и уверенность в своих действиях и идеях.

Направленность познавательного интереса характеризуется не только познанием нового, но и результатом работы. Он активно взаимосвязан, как с интеллектуальной активностью и эмоциональным направлением, так и с волевыми проявлениями. Результат познавательного интереса основан на волевых усилиях ребенка: стремление добиться цели, реализация её, поиск материала и преодоление трудностей.

В работе Э.И. Леонгарда и Е.Г. Самсонова определены три уровня познавательного интереса в соответствии с характером познавательной деятельности человека:

1. Репродуктивно-подражательная активность (опыт накапливается через опыт другого);

2. Поисково-исполнительная активность (самостоятельная работа с целью поиска средств достижения цели и решения поставленной задачи);

3. Творческая активность (поиск и формирование новых средств решения задачи, оригинальность и нешаблонность).

По сей день нет четкого понятия «познавательный интерес», так М.А. Данилов, А.А. Люблинская и Т.И. Шамова понимают его как разновидность и качество умственной деятельности ребенка; Е.И. Щербакова и Д.Б. Годовикова в качестве естественного стремления к познанию; М.И. Лисина и Н.А. Половникова в качестве состояния готовности к учебной деятельности; Т.А. Ильина и Г.И. Щукина в качестве свойства или качества личности.

Таким образом, рассмотрев данные точки зрения, можно говорить о том, что познавательный интерес – это прижизненно развивающееся сложное личностное образование, обусловливающее качественными характеристиками познавательной деятельности.

Множество нестандартных ситуаций требуют от человека большой базы знаний и умений. Именно благодаря интересу человек изучает новое, саморазвивается и самоутверждается. Таким образом, интерес выступает в качестве причины действия, то есть мотивация. Интерес является ключевым показателем положительного отношения человека к выполняемой им работе.

Познавательный интерес индивидуален, так у каждого ребенка в классе он свой и развит на особом уровне. Так принято выделять следующие уровни развития познавательного интереса:

1. Элементарный уровень – открытый и непосредственный интерес (любопытство) к новым фактам и явлениям.

2. Стадия любознательности – интерес к изучению свойств предмета и явления, нуждается в организации поиска материала, в догадках, в активном оперировании знаниями и способами. Ребенок на этом уровне сталкивается с трудностями, которые решает сам и анализирует свои ошибки.

3. Стадия познавательного интереса – интерес к причинно-следственным связям, к поиску и обнаружению закономерностей, к выявлению общих принципов. То есть это стадия разрешения проблемного вопроса, в центре расположен не готовый материал, а именно проблема или вопрос.

4. Стадия теоретического интереса характеризуется не только стремлением к познанию закономерностей, особенностей и основ, но и их применение на практике. Направлена эта стадия на активное влияние на мир, на его переустройство.

Благодаря данным уровням, педагог способен отношение ребенка к тому или иному предмету, выявить уровень его влияния на личность. Данные стадии на практике представляют собой сложное сочетание и взаимосвязь.

В отношении к младшему школьному возрасту уровень заинтересованности в изучение той или иной дисциплины основано на внешних факторах: расположение к учителю, удачный ответ, методы подачи материала. Уровень познавательного интереса у младших школьников может, как увеличиваться, так и снижаться, может быть временным и переходящим.

По результатам изучения психолого-педагогической литературы, можно выявить основные условия для развития и укрепления познавательного интереса у младших школьников:

1) опора на активную мыслительную деятельность ребенка: познавательные задачи, ситуации активного поиск и догадок, размышление, ситуации мыслительного напряжения, противоречивости суждений, столкновение разных мнений и позиций;

2) оптимальный уровень развития ребенка: обобщение, чтение, логика, обсуждение, поиск закономерностей и методов решения, доказательство своей точки зрения (обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений);

3) благоприятная эмоциональная атмосфера в классе: деятельность и общение, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика; приносит ребенку желание быть умнее, лучше и догадливей;

4) благоприятное общение в учебном процессе (отношения «ученик - учитель», «ученик - родители и близкие», «ученик - коллектив»).

Вышеперечисленные условия формирования познавательного интереса являются главными и общими. Соблюдая их, педагог способствует формированию познавательного интереса при изучение учебных дисциплин, в том числе и математике.

Таким образом, познавательный интерес при правильной педагогической и методической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Под воздействием интереса к познаниям у младших школьников развивается мыслительная активность и умение четко формулировать свою речь. Отыскание и чтение книг в интересующей области, выбор определенных форм внеклассной работы, способных удовлетворить его интерес, - все это формирует и развивает личность школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно- правовые документы по аттестации

Представлена нормативно- правовая база  по аттестации...

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

В данном материале собраны нормативно-правовые документы регулирующие деятельность учителя-логопеда в общеобразовательном учреждении....

Служба психолого-педагогического сопровождения в условиях современной школы интернатного типа.

В последние десятилетия в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое соп...

Нормативно-правовые основы психолого-педагогической коррекции

Нормативно - правовые документы по психолого - педагогической коррекции....

Методическая разработка по теме "Понятие «дидактическая игра» как психолого-педагогическая проблема при обучении детей с нарушением интеллекта"

В данной разработке раскрывается сущность понятия "дидактиеская игра" при обучении школьников с умственной отсталостью. Предназначена для педагогов, работающих с детьми с легкой степенью умс...

Сущность понятия «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:избирательная направленность внимания человека (Н...

Понятие познавательного интереса в психолого-педагогической литературы и современных нормативно-правовых документах

На сегодняшний день сформировано множество точек зрений по вопросам определения понятия, его структуре и особенностям его формирования....