рабочая программа учебного курса "РММР"
рабочая программа (1 класс)

рабочая программа учебного курса "Развитие мелкой моторики руки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uch.kurs_rmmr_1_kl._krugova.docx42.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель программы: развивать мелкую моторику рук учащихся, творческого потенциала и его самореализации.

Задачи программы:

Обучающие:                                                                                                                                             - Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.                                         - Подготовить руку ребенка к письму.                                                                                                 - Научить детей владеть графическими навыками письма.                                                                                                                          - Активизировать словарь детей посредствам мелкой моторики рук.                                             - Накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе игр на развитие мелкой моторики;

Развивающие:

-  Развивать мелкую моторику рук.

-  Развивать все компоненты устной речи детей через игры на развитие мелкой моторики рук.

-  Развивать согласованные движения пальцев обеих рук при выполнении пальчиковых игр.

-  Развивать  у детей интерес к художественному слову в процессе игр на развитие мелкой моторики рук.                                                                                                                                          - Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.                               - Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием

Воспитательные:

- Воспитывать интерес детей к  играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.                - Воспитание аккуратности, усидчивости, внимательности к выполнению заданий.                                                       - Формирование чувства коллективизма;

Рабочая программа по учебному курсу «Развитие мелкой моторики рук» для 1класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом:

  • Образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ «Аннинский Лицей».
  • Авторской программы Безруких М.М. «Тренируем пальчики».
  • Учебников, рекомендованных к использованию в образовательной деятельности (приказ Министерства просвещения РФ № 345 от 28.12.2018 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования)

Место учебного курса в учебном плане

Данный учебный курс содержится в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений и предназначен обучающимся 1 классов. Программа  краткосрочного учебного курса «Развитие мелкой моторики рук» рассчитана в 1 классе во 2 четверти на 1 час в неделю (всего 9 часов).

Учебники, учебные пособия

  1. Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 2003.
  2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
  3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
  4. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
  5. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
  6. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
  7. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 2008.
  8. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.
  9. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
  10. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.40 с.

Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.                                                              

Планируемые результаты освоения программы курса

«Развитие мелкой моторики рук» в 1 классе

Личностные результаты:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации

к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и

явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)

в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук учащихся до уровня соответствующего данному возрасту.
  • Овладение разными видами трудовой деятельности.
  • Умение создавать художественный образ своего изделия.
  • Овладение приемами работы с разными инструментами.
  • Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
  • Овладение нормами этики поведения..

Содержание курса.

Программа включает в себя следующие разделы: 

  • пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг
  • конструирование, аппликация, лепка;
  • графические упражнения.

В разделе «Пальчиковая гимнастика» и «Пальчиковый игротренинг» учащиеся знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые чистоговорки, стишки и  скороговорки помогают детям снять  напряжение. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит — развивают речь.

В разделе «Конструирование» для совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.    Дети учатся пользоваться пластилином, клеем, бумагой и ножницами,  нанизыванием бус, пуговиц и мелких игрушек на леску;  работа с проволокой; конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами; плетение крючком косичек и выкладывание из них изображений по контуру или создают картины из круп и макарон (гречка, просо, фасоль, рис, горох, семечки).  Работа с этими материалами способствует развитию навыков художественного конструирования, чутья и вкуса, пальчиковой моторики с  проговариванием стихов и чистоговорок. Красиво и необычно выглядят макароны, наклеенные на основу из цветного картона. Готовое изделие можно раскрасить - получится фантастическая композиция. Чтобы ее выполнить аккуратно, надо иметь умелые и ловкие руки. Макаронные аппликации не только маленькое произведение ребенка, но и способ потренировать мелкую моторику пальцев рук. С полученными изделиями можно составить предложение, несколько предложений или целый рассказ.

В разделе “Графические упражнения” способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений очень важно для успешного овладения письмом. Особое внимание уделяется упражнениям, развивающим графические навыки:                           

 - «Волшебные клеточки»;                                                                                                                  

- обводка;                                                                                                                                                     - орнаменты на бумаге в клетку;                                                                                                                  - рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги;                                                                    - копирование изображений по клеточкам;                                                                                         - продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов;                                        - штриховка изображений в заданных направлениях;                                                                

 - рисование по образцу и на заданную тему;                                                                                         - дорисовывание недостающих частей предметов и изображений;                                          

 - графические диктанты.                                                                                                               

Выполняя графические упражнения, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку), развивают мыслительную деятельность, внимание, память, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.

Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков являются одним из направлений коррекционной работы. Полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения, поэтому, развивая мелкую моторику, мы развиваем и внимание, и глазомер.

Тематическое планирование курса по развитию мелкой моторики руки

Учитель: Кругова Галина Александровна

№ п/п

Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Количество часов, отводимых на раздел, тему

1

Введение в курс. Материалы и принадлежности. Диагностика.

1ч.

2

Пальчиковая гимнастика.

1ч.

3

Конструирование

5ч.

4

Графические упражнения  

1ч.

Итого

8 ч.

Календарно – тематическое планирование курса по развитию мелкой моторики рук

Дата план.

Дата факт.

Тема занятия

Кол-во часов

1

11.11

Введение в курс. Материалы и принадлежности. Диагностика.

1

2

13.11

Пальчиковая гимнастика.

1

3

20.11

Манипуляции с мелкими деталями. Пришивание пуговиц.

1

4

27.11

Обрывная аппликация.

1

5

4.12

Лепка из пластилина.

1

6

11.12

Оригами.

1

7

18.12

Плетение коврика из полос.

1

8

25.12

Графические упражнения.

1

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностика.

Исследование координации руки при обведении ребёнком нарисованного круга.

( тест В. А. Калябина )

        Цель работы: определить уровень развития готовности руки к обучению письму.

Оборудование : карточки- образцы размером 8 х 14 см с изображенным на нем кругом диаметром 2,5 см.

Обследуют детей 7-8 лет. Перед каждым сидящим за столом ребенком кладут карточку с изображением на  ней кругом диаметром 2,5 см. Просят ребенка обвести его по контуру, не отрывая руки.

Оценка результатов:

1 балл – точное воспроизведение образца;    

2 балла – ошибка по направлению диаметра не более 1 мм, не более 1/8 длины окружности;

3 балла – ошибка по направлению диаметра не более 2 мм и не более ¼ длины окружности;

4 балла – ошибка по направлению диаметра не более 2 мм и не более ½ длины окружности;

5 баллов – ошибка по направлению диаметра более 2 мм и более ¼ длины окружности.

Достаточно выполнить хотя бы одно из 2 условий. Например, если ребенок отклонился от нарисованной линии на 2 мм на протяжении половины длины окружности, его работа оценивается в 4 балла. Если  ошибка составила 3 мм на ¼ длины окружности, он получает 5 баллов.

Если вся линия окружности, изображенная ребенком, имеет извилистый характер, это свидетельствует о наличии тремора, т.е. легкого дрожания руки, который резко снижает качество письма при обучении в школе и, кроме того, служит признаком неблагополучного состояния центральной нервной системы.

Данное обследование повторяют через определенный промежуток времени, отмечая изменения в уровне развития руки.

Исследование координации движений  руки при вырезании  ребёнком

начерченного круга.

( мотометрический тест Н. И. Озерецкого )

Цель работы: определить уровень развития координации движений и зрительного контроля за ними, необходимый для обучения в школе.

Оборудование: карточки размером 6 х 6 см из ватмана, на которых начерчены циркулем 2 концентрических круга диаметрами 5 и 5,3 см (один в другом); ножницы длиной 18-20 см с закругленными концами и с режущей поверхностью в 70 мм; часы с секундной стрелкой или секундомер.

Исследования проводят с детьми 7 и 8 лет. Перед каждым сидящим за столом ребенком кладут ножницы и карточку с изображенными на ней концентрическими кругами. Дают задание: «Посмотрите, здесь нарисованы два круга. Постарайтесь вырезать первый из них (показать какой), не разрезая второй». Продолжительность выполнения задания фиксируют по секундомеру или по часам с секундной стрелкой.

При наличии готовности к обучению в школе ребенок выполняет это задание не более чем за 1 мин и допускает не более двух неточностей (надрезов внешнего или внутреннего круга).

Результаты заносят в таблицу и повторяют обследование после проведения серии коррекционных занятий.

Изучение особенностей зрительно – моторной координации,          

 используя методику «Змейка».

( тест Н. Л. Локаловой )

На листе бумаги рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм. Ребенок должен как можно быстрее провести карандашом линию внутри этой дорожки, не касаясь при этом ее стенок. Качество выполнения задания оценивается по числу касаний. Лучший результат оценивается 0 баллов, за каждое касание начисляется 1 балл.

Проверка  уровня развития мелких  и точных движений, используя задание

 «езда по дорожке».                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Инструкция: «Ты водитель. Тебе надо проехать к этому домику. Ты поедешь вот так (на рисунке - образце учитель показывает, как надо «ехать по дорожке»). Карандаш должен все время двигаться по бумаге; иначе получится, что машина взлетела, как самолет. Поезжай аккуратно, чтобы машина не съехала с дороги».

Оценка: результат оценивается как высокий, если отсутствуют выходы за пределы «дорожки», карандаш не более трех раз отрывается от бумаги, отсутствуют нарушения линии. Результат оценивается как низкий, если имеется три или более выхода за пределы «дорожки», а также, если в этом задании или в рисунке имеются ярко выраженные нарушения линии (неровная, дрожащая линия; очень слабая, почти невидимая; с очень сильным нажимом, рвущим бумагу; с многократными наведениями по одному и тому же месту). В промежуточных случаях результат оценивается как  средний.

Список литературы

  1. Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 2003.
  2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
  3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
  4. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
  5. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
  6. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
  7. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 2008.
  8. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.
  9. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
  10. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.40 с.
  11. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.                                                               Можно использовать методики:                                                                                          «Домик» (по Н.И. Гуткиной).                                                                                       «Дорожки» (по А.А. Венгеру).                                                                                        «Мозаика» (Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова).                                                                     «Дорисуй узор».                                                                                                                  «Рисования простых узоров».

Обследование мелкой моторики рук. 

 

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ 

 

Цель обследования  проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц. 

Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев). Проверку можно провести как экспресс-исследование в форме игры «Замри». Педагог предлагает детям (ребенку) поиграть в игру; дает соответствующие каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три! Замри!». Дети (ребенок) выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя или смотря на часы. По истечении 2 мин педагог дает

 команду «Отомри!». 

Проверку можно проводить подгруппами. Количество детей в подгруппах может быть разным (2—6 человек). 

 Упражнения проводятся без наглядности (картинок). Воспитатель дает словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения. Упражнение выполняется три раза. При этом сначала идет инструкция педагога, сопровождающаяся показом. Затем ребенок выполняет упражнение под счет в следующем порядке: 

1-й раз выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых (около 5 с); 

2-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых; 

3-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15). 

«Кольцо». Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 15. 

 ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ 

Обрывание листа бумаги. Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе. Педагог раздает листы бумаги, показывает квадрат-образец и спрашивает, что он показал. Далее воспитатель просит детей сделать такой же квадрат (по форме) способом обрывания. 

 

ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ 

 

Узнавание предмета и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы определенного качества. 

Оборудование: ложки (деревянная, металлическая, пластмассовая); геометрические фигуры (шар, куб, кирпич). 

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и вытащи деревянную ложку (ложку, сделанную из дерева)». 

Узнавание формы. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу геометрическую фигуру (шар). 

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ 

 

Вдевание шнурка в дырочки. Педагог предлагает ребенку шнурок и фигуру с дырочками. 

8. Упражнение «Ладонь — ребро — кулак». Ребенок сидит за столом, его рука(и) расположена(ы) на краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. Темп выполнения упражнения задает воспитатель посредством счета (один, два, три). Темп, приблизительно следующий: на каждое упражнение дается 2 с, на три упражнения — 6 с все полученные данные заносятся в таблицу.

 

ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ 

«Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом. Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке – образце педагог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как

 самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги. 

«Обведи рисунок по линиям». Ребенку предлагается обвести карандашом рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Все полученные данные заносятся в таблицу. 

Условные обозначения: 

если ребенок справился с заданием — 1 балл; если ребенок справился с заданием частично — 0,5 балла; 

 если ребенок не справился с заданием — 0 баллов. 

В последней графе выставляется группа (А, Б, В), которая показывает степень развития мелкой моторики руки ребенка на момент обследования.

 

Характеристика групп 

Группа «А». К группе относятся дети, набравшие в процессе обследования 5—8 баллов. У этих детей мелкая моторики развита хорошо. Группа «Б». К группе относятся дети, набравшие 3 - 5 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Группа «В». К группе относятся дети, набравшие 2 баллов и менее. У этих детей мелкая моторика развита плохо.

Условные обозначения: 

 «+» - правильное выполнение задания   «-» - задание выполнено неверно; 

 «V» - неустойчивое выполнение задания. 

Диагностическая карта развития мелкой моторики. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова»,  Самара: Издательство «Учебная...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Рабочая программа учебного предметаРабочая программа учебного предмета- это индивидуальный инструмент педагога, предусматривающий наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса, содержания, формы, методы и приемы организации образовательного

Рабочая программа учебного предмета- это индивидуальный инструмент педагога, предусматривающий наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса, содержания, формы, методы и приемы организац...

Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе

Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....