рабочая программа учебного курса "Школа поведения"
рабочая программа (1 класс)

рабочая программа учебного курса "Школа поведения" для 1-2 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цель программы «Школа поведения всем на загляденье» – ознакомление учащихся с нормами поведения в обществе, формирование умений выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения; развитие коммуникативных способностей школьников.

Основные задачи:

познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;

формировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

формировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;

развивать устойчивую положительную самооценку школьников.

В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка.

Рабочая программа по учебному курсу «Школа поведения всем на заглядение» для 1, 2 классов разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом:

  • Образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ «Аннинский Лицей».
  • Авторской программы Старункина Е.Л. Этика и этикет в начальной школе: Программа и разработки уроков. Уч.-метод.пос.д/учителей общеобр. школы: Школьная пресса, 2004
  • Учебников, рекомендованных к использованию в образовательной деятельности (приказ Министерства просвещения РФ № 345 от 28.12.2018 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования)

Нормативные документы

Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования ( одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию протокол от 08.04.2015 г. №1/15) с учётом образовательной программы начального общего образования МБОУ «Аннинская СОШ с УИОП».

Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане

Программа внеурочной деятельности духовно – нравственного направления «Школа поведения всем на загляденье» разработана для учащихся 1 — 2 классов начальной школы.

Программа рассчитана на 1 классе с 3 четверти на 1 час в неделю (3 четверть – 9ч, 4 четверть – 8ч); во 2-х классах со 2 четверти по 1ч в неделю (2 четверть – 7ч, 3 четверть – 10ч, 4 четверть – 8ч)

Учебники, учебные пособия

  1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет: развитие коммуникативных способностей ребенка.- М.: Флинта: Наука, 2007
  2. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997
  3. Дик Н.Ф. Начальная школа. Премудрости маркиза Этикета, или Уроки вежливости на каждый день. Серия: С нашим классным - жизнь прекрасна! Феникс. 2008
  4. Курочкина И.Н., Черник Т.В. Этикет в нашей жизни: исторический и методический аспекты. - М., 1994
  5.  Курочкина И.Н.Культура поведения ребенка: Практические советы педагога: Школьная Пресса, 2005
  6. Насонкина С. А. Уроки этикета: Учебное пособие для детей младшего школьного возраста, Изд.: Детство-пресс, 2003
  7. Нищева Н.В. «Развивающие сказки» С-Петербург изд. Детство-Пресс, 2002
  8.  Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000
  9.  Пахомова О.Н. «Добрые сказки. Этика для малышей» Москва. Прометей 2003
  10.  Семенака С.И. Уроки добра. – Москва, 2004
  11. Старункина Е.Л. Этика и этикет в начальной школе: Программа и разработки уроков. Уч.-метод.пос.д/учителей общеобр. школы: Школьная пресса, 2004
  12.  Формановская Н. И. Культура общения и речевой этикет. М., 2002.
  13.  Хаткина М. Веселые уроки кота Этикета. Феникс, 2007
  14. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

Самоопределение

- проявление эмоционально-положительного отношения и интереса к родной стране, ее культуре, истории, традициям;

- освоены и приняты идеалы равенства, социальной справедливости, разнообразия культур как демократических гражданских ценностей;

- сформировано общее представление об окружающем мире в его природном, социальном, культурном многообразии и единстве;

- понимание чувств других людей и сопереживание им;

- сформирована внутренняя позиция на уровне понимания необходимости учения, выраженного

в преобладании учебно-познавательных мотивов;

- понимание искусства как значимой сферы человеческой жизни;

- адекватная оценка своих возможностей, осознанная ответственность за общее благополучие.

Смыслообразование

- заложены основы гражданской идентичности личности в форме осознания « Я- гражданин России», чувства сопричастности и гордости за Родину, народ и историю;

- сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- толерантное отношение и уважение к культуре других народов;

- сформирована внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов;

- понимание и следование в деятельности нормам эстетики;

- умение осуществлять коллективную постановку новых целей, задач.

Морально-этическая ориентация

- сформировано осознание своей этнической принадлежности; проявление готовности следовать основным нравственным нормам (отношение к людям, объективная оценка себя);

- сформированы основы гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- заложены основы устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - как собственных, так и других людей;

- способность оценить свои поступки в позиции «Я — школьник», предпочтение социальному способу оценки знаний;

- следование в поведении моральным и этическим требованиям;

- ориентация на нравственное содержание и смысл поступков;

- сформирована способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

- умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- способность самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- умение адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности;

- умение планировать действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы;

- умение вносить необходимые коррективы в действии после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД

- умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию;

- умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;

- умение находить наиболее эффективные способы решения;

- умение адекватно использовать речь и речевые средства;

- умение осуществлять адекватную дифференцированную самооценку на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- понимание разных мнений и подходов к решению проблемы;

- использование речи для регуляции своего действия;

- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

- умение продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников;

- готовность принимать различные точки зрения. Умение формулировать собственное мнение.

Познавательные УУД

- умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет;

- умение осуществлять выбор эффективных способов решения поставленной задачи с ориентиром на ситуацию успеха;

- понимание причин своего успеха/ неуспеха;

- способность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;

- умение осуществлять анализ объектов;

- умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

- умение строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные результаты:

- понимание значимости национальной и мировой культуры, средствами сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- формирование представлений о мире, российской культуре, первоначальных этических представлениях, понятий о добре и зле, нравственности;

- формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;

- умение осознанно воспринимать и оценивать поступки людей, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков;

- умение самостоятельно пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание программы

1 класс

Речевая культура

Рассматриваются традиции и этикет разных народов. Учащиеся знакомятся с нормами поведения в обществе, с ответственностью за выполнение ряда обязанностей. Дети узнают правила знакомства с младшими, старшими, взрослыми. Процесс знакомства детей в классе (разнообразные приемы, игры, упражнения).

Расширение словарного запаса на заданную тему. Уместность употребления тех или иных слов в зависимости от ситуации, возраста собеседника. Использование мимики и жестов. Постановка ролевых миниатюр на заданную тему.

Культура внешнего вида

Рассматриваются вопросы внешнего вида ученика в школе и дома. Формируются навыки бережного отношения к вещам, ухода за ними. Дети узнают правила эксплуатации портфеля, правильного расположения в нем учебных и личных вещей. Рассматриваются случаи «аварий» в портфеле и пути выхода из этих ситуаций.

Кто такой «опрятный ученик», толкование пословицы «Кто опрятен – тот людям приятен». Формируются практические навыки ухода за одеждой и обувью через знакомство с предметами и средствами ухода.

Культура общения

Вежливость  необходимое проявление общей культуры. Формируется представление о вежливости как необходимом проявлении общей культуры и об этикете как обязательных правилах поведение и речи.

Этикет говорящего: четкость, правильность, грамотность речи. Мимика и жесты. Этикет слушающего: умение слушать и слышать, умение выслушать говорящего. Не перебивай говорящего. Признаки общей культуры человека.

Культура питания

Об истории хороших манер. Как правильно сесть за стол. Надо ли говорить за столом. Столовые приборы и их назначение.

Что такое столовая. Правила поведения в столовой. Уважительное отношение к продуктам питания. О вкусах не спорят.

Культура поведения

Правила поведения в общественных местах. Вежливый диалог в общении ребенка и взрослого. Проводятся беседы о том, как вести себя в общественном транспорте, в театре, кино, цирке.

Правила поведения в поликлинике, парикмахерской, в детской библиотеке, детской площадке, в магазине, в гостях. Беседы и игры на заданную тему.

2 класс

Речевая культура

Слова обращения в семье. Формирование уважительного отношения к бабушкам, дедушкам. Проблема, требующая особого внимания - эмоциональная окрашенность речи членов семьи. Формирование умения адекватно реагировать на обращение и замечания взрослых в семье.  Расширение активного словаря ребенка. Записка и ее строение. Составляем и сами пишем записки. Письмо, его построение и содержание. Пишем письмо другу, учителю, родственникам. Как пишут поздравления.

Культура внешнего вида

Ведется разговор о гармоничном сочетании одежды, обуви, прически, сумки и т.п. Подчеркивается важность личной гигиены и содержания в чистоте вещей, формируются приемы ухода за школьной формой и вещами.

Рассматриваются понятия «мода», «вкус», «обаяние», формируется мысль, что важнейшая заповедь этикета – уважение к окружающим, а хорошо выглядеть – значит проявлять внимание к тем, кто находится рядом с тобой.

Культура общения

Приветствие – вежливое обращение. Формы выражения прощания, благодарности, утешения, извинения и просьбы. Разговор со знакомым и незнакомым взрослым человеком. На занятиях дети обучаются и упражняются в употреблении форм вежливого обращения.

Приветствия, вежливые обращения. Формы выражения прощания, благодарности, утешения, извинения и просьбы. Рассматриваются такие понятия, как дружба, порядочность, честность, доброта, ложь, сочувствие, справедливость, уважение. Разговор со знакомым и незнакомым взрослым человеком.

Культура питания

Правила поведения в гостях. Как принимать угощение. О вкусах не спорят. Сервировка стола к чаю. Практические занятия по теме.

Поведение за столом среди сверстников и взрослых. Оплошности в поведении за столом в гостях и дома. Как их исправить. Уместность мимики и жестов за столом. Слова благодарности.

Культура поведения

Поведение в общественных местах. Поведение школьника вне класса. Обучение управлению своими эмоциями, развитие у детей чувства доброты, толерантности.

Правила этикетного поведения дома. Добрые отношения в семье и к окружающему миру. Анализ собственного поведения. Правила поведения на природе: в лесу, парке, на водоеме и др.

Тематическое планирование учебного материала для 1 класса

Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Количество часов, отводимых на раздел, тему

3 ч.

4 ч.

Речевая культура

1

1

Культура внешнего вида

1

1

Культура общения

2

2

Культура питания

1

1

Культура поведения

4

3

Итого:

9 ч.

8 ч.

Тематическое планирование учебного материала для 2 класса

Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Количество часов, отводимых на раздел, тему

2 ч.

3 ч.

4 ч.

Речевая культура

2

2

2

Культура внешнего вида

1

1

1

Культура общения

2

3

2

Культура питания

1

1

1

Культура поведения

1

3

2

Итого:

7 ч.

10 ч.

8 ч.

Календарно – тематическое планирование  курса «Школа поведения всем на загляденье»

для учащихся начальной школы (1-2 классы)

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

План.

Факт.

1 класс 3 четверть

Речевая культура (1 ч.)

1

15.01

Волшебный этикет. Знакомство. Школьные правила этикета.

1

Культура внешнего вида (1 ч.)

2

22.01

Внешний вид. Одежда в школе и дома. О чем говорит твой портфель. Гигиена одежды и обуви.

1

Культура общения (2 ч.)

3

29.01

Умение говорить и слушать.

1

4

05.02

Доброе слово, что ясный день.

1

Культура питания (1ч.)

5

12.02

Поведение за столом. Столовые приборы и их назначение.

1

Культура поведения (4 ч.)

6

26.02

Поведение в общественных местах.

1

7

04.03

Детская площадка.

1

8

11.03

Кого зовут на пироги.

1

9

18.03

Вглядись в себя, сравни с другими. Конкурс галантности.

1

Итого:

9

4 четверть

Речевая культура (1 ч.)

1

01.04

Волшебный этикет. Знакомство. Школьные правила этикета.

1

Культура внешнего вида (1 ч.)

2

08.04

Внешний вид. Одежда в школе и дома. О чем говорит твой портфель. Гигиена одежды и обуви.

1

Культура общения (2 ч.)

3

15.04

Умение говорить и слушать.

1

4

22.04

Доброе слово, что ясный день.

1

Культура питания (1ч.)

5

29.04

Поведение за столом. Столовые приборы и их назначение.

1

Культура поведения (3 ч.)

6

06.05

Поведение в общественных местах.

1

7

13.05

Кого зовут на пироги.

1

8

20.05

Вглядись в себя, сравни с другими. Конкурс галантности.

1

Итого:

8

                                                           2 класс 2 четверть

Речевая культура (2 ч.)

1

11.11

Нормы речевого общения дома, со взрослыми и младшими членами семьи, со сверстниками.

1

2

18.11

Как писать письма, записки, объявления

1

Культура внешнего вида (1 ч.)

3

25.11

В человеке должно быть все прекрасно. Искусство одеваться. Мода. Приличный и неприличный вид.

1

Культура общения (2 ч.)

4

02.12

Как познакомиться.

1

5

09.12

Умейте прощать. Уважение, взаимопомощь, дружба.

1

Культура питания (1 ч.)

6

16.12

Встречаем гостей. Сервировка стола к чаю. Идём в гости.

1

Культура поведения (1 ч.)

7

23.12

Дисциплина на улице. Мы идём в театр, кино, цирк.

1

Итого:

7

                                                           3 четверть

Речевая культура (2 ч.)

1

13.01

Нормы речевого общения дома, со взрослыми и младшими членами семьи, со сверстниками.

1

2

20.01

Как писать письма, записки, объявления

1

Культура внешнего вида (1 ч.)

3

27.01

В человеке должно быть все прекрасно. Искусство одеваться. Мода. Приличный и неприличный вид.

1

Культура общения (3 ч.)

4

03.02

Как познакомиться.

1

5

10.02

Умейте прощать.

1

6

17.02

Уважение, взаимопомощь, дружба.

1

Культура питания (1 ч.)

7

24.02

Встречаем гостей. Сервировка стола к чаю

1

Культура поведения (3 ч.)

8

02.03

Идём в гости.

1

9

09.03

Дисциплина на улице.

1

10

16.03

Мы идём в театр, кино, цирк.

1

Итого:

10

                                                           4 четверть

Речевая культура (2 ч.)

1

30.03

Нормы речевого общения дома, со взрослыми и младшими членами семьи, со сверстниками.

1

2

06.04

Как писать письма, записки, объявления

1

Культура внешнего вида (1 ч.)

3

13.04

В человеке должно быть все прекрасно. Искусство одеваться. Мода. Приличный и неприличный вид.

1

Культура общения (2 ч.)

4

20.04

Как познакомиться.

1

5

27.04

Умейте прощать. Уважение, взаимопомощь, дружба.

1

Культура питания (1 ч.)

6

04.05

Встречаем гостей. Сервировка стола к чаю

1

Культура поведения (3 ч.)

7

11.05

Идём в гости, в театр, кино, цирк.

1

8

18.05

Дисциплина на улице.

1

Итого:

8

Тематическое планирование учебного материала для 1 класса

Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Количество часов, отводимых на раздел, тему

Речевая культура

2 ч.

Культура внешнего вида

2ч.

Культура общения

5 ч.

Культура питания

2 ч.

Культура поведения

6 ч.

Тематическое планирование учебного материала для 2 класса

Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Количество часов, отводимых на раздел, тему

Речевая культура

2 ч.

Культура внешнего вида

1 ч.

Культура общения

3 ч.

Культура питания

1 ч.

Культура поведения

3 ч.

                                                           2 класс

Речевая культура (2 ч.)

1

Нормы речевого общения дома, со взрослыми и младшими членами семьи, со сверстниками.

1

2

Как писать письма, записки, объявления

1

Культура внешнего вида (1 ч.)

1

В человеке должно быть все прекрасно. Искусство одеваться. Мода. Приличный и неприличный вид.

1

Культура общения (3 ч.)

1

Как познакомиться.

1

2

Умейте прощать.

1

3

Уважение, взаимопомощь, дружба.

1

Культура питания (1 ч.)

1

Встречаем гостей. Сервировка стола к чаю

1

Культура поведения (3 ч.)

1

Идём в гости.

1

2

Дисциплина на улице.

1

3

Мы идём в театр, кино, цирк.

1

Итого:

10

Содержание программы

1 класс

Речевая культура

Рассматриваются традиции и этикет разных народов. Учащиеся знакомятся с нормами поведения в обществе, с ответственностью за выполнение ряда обязанностей. Дети узнают правила знакомства с младшими, старшими, взрослыми. Процесс знакомства детей в классе (разнообразные приемы, игры, упражнения).

Расширение словарного запаса на заданную тему. Уместность употребления тех или иных слов в зависимости от ситуации, возраста собеседника. Использование мимики и жестов. Постановка ролевых миниатюр на заданную тему.

Культура внешнего вида

Рассматриваются вопросы внешнего вида ученика в школе и дома. Формируются навыки бережного отношения к вещам, ухода за ними. Дети узнают правила эксплуатации портфеля, правильного расположения в нем учебных и личных вещей. Рассматриваются случаи «аварий» в портфеле и пути выхода из этих ситуаций.

Кто такой «опрятный ученик», толкование пословицы «Кто опрятен – тот людям приятен». Формируются практические навыки ухода за одеждой и обувью через знакомство с предметами и средствами ухода.

Культура общения

Вежливость  необходимое проявление общей культуры. Формируется представление о вежливости как необходимом проявлении общей культуры и об этикете как обязательных правилах поведение и речи.

Этикет говорящего: четкость, правильность, грамотность речи. Мимика и жесты. Этикет слушающего: умение слушать и слышать, умение выслушать говорящего. Не перебивай говорящего. Признаки общей культуры человека.

Культура питания

Об истории хороших манер. Как правильно сесть за стол. Надо ли говорить за столом. Столовые приборы и их назначение.

Что такое столовая. Правила поведения в столовой. Уважительное отношение к продуктам питания. О вкусах не спорят.

Культура поведения

Правила поведения в общественных местах. Вежливый диалог в общении ребенка и взрослого. Проводятся беседы о том, как вести себя в общественном транспорте, в театре, кино, цирке.

Правила поведения в поликлинике, парикмахерской, в детской библиотеке, детской площадке, в магазине, в гостях. Беседы и игры на заданную тему.

2 класс

Речевая культура

Слова обращения в семье. Формирование уважительного отношения к бабушкам, дедушкам. Проблема, требующая особого внимания - эмоциональная окрашенность речи членов семьи. Формирование умения адекватно реагировать на обращение и замечания взрослых в семье.  Расширение активного словаря ребенка. Записка и ее строение. Составляем и сами пишем записки. Письмо, его построение и содержание. Пишем письмо другу, учителю, родственникам. Как пишут поздравления.

Культура внешнего вида

Ведется разговор о гармоничном сочетании одежды, обуви, прически, сумки и т.п. Подчеркивается важность личной гигиены и содержания в чистоте вещей, формируются приемы ухода за школьной формой и вещами.

Рассматриваются понятия «мода», «вкус», «обаяние», формируется мысль, что важнейшая заповедь этикета – уважение к окружающим, а хорошо выглядеть – значит проявлять внимание к тем, кто находится рядом с тобой.

Культура общения

Приветствие – вежливое обращение. Формы выражения прощания, благодарности, утешения, извинения и просьбы. Разговор со знакомым и незнакомым взрослым человеком. На занятиях дети обучаются и упражняются в употреблении форм вежливого обращения.

Приветствия, вежливые обращения. Формы выражения прощания, благодарности, утешения, извинения и просьбы. Рассматриваются такие понятия, как дружба, порядочность, честность, доброта, ложь, сочувствие, справедливость, уважение. Разговор со знакомым и незнакомым взрослым человеком.

Культура питания

Правила поведения в гостях. Как принимать угощение. О вкусах не спорят. Сервировка стола к чаю. Практические занятия по теме.

Поведение за столом среди сверстников и взрослых. Оплошности в поведении за столом в гостях и дома. Как их исправить. Уместность мимики и жестов за столом. Слова благодарности.

Культура поведения

Поведение в общественных местах. Поведение школьника вне класса. Обучение управлению своими эмоциями, развитие у детей чувства доброты, толерантности.

Правила этикетного поведения дома. Добрые отношения в семье и к окружающему миру. Анализ собственного поведения. Правила поведения на природе: в лесу, парке, на водоеме и др.

Литература

  1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет: развитие коммуникативных способностей ребенка.- М.: Флинта: Наука, 2007
  2. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997
  3. Дик Н.Ф. Начальная школа. Премудрости маркиза Этикета, или Уроки вежливости на каждый день. Серия: С нашим классным - жизнь прекрасна! Феникс. 2008
  4. Курочкина И.Н., Черник Т.В. Этикет в нашей жизни: исторический и методический аспекты. - М., 1994
  5.  Курочкина И.Н.Культура поведения ребенка: Практические советы педагога: Школьная Пресса, 2005
  6. Насонкина С. А. Уроки этикета: Учебное пособие для детей младшего школьного возраста, Изд.: Детство-пресс, 2003
  7. Нищева Н.В. «Развивающие сказки» С-Петербург изд. Детство-Пресс, 2002
  8.  Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000
  9.  Пахомова О.Н. «Добрые сказки. Этика для малышей» Москва. Прометей 2003
  10.  Семенака С.И. Уроки добра. – Москва, 2004
  11. Старункина Е.Л. Этика и этикет в начальной школе: Программа и разработки уроков. Уч.-метод.пос.д/учителей общеобр. школы: Школьная пресса, 2004
  12.  Формановская Н. И. Культура общения и речевой этикет. М., 2002.
  13.  Хаткина М. Веселые уроки кота Этикета. Феникс, 2007
  14. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

«Аннинский Лицей»

Рассмотрена и рекомендована к утверждению НМС МБОУ СОШ «Аннинский Лицей»

Председатель НМС

____________Куренкова ВВ

подпись                  ФИО

протокол №1 от 26.08.2019

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ «Аннинский Лицей»

_____________МуратоваО.В.

подпись                ФИО

_28.08.2019

дата                                        

«Утверждаю»                              

Директор МБОУ СОШ «Аннинский Лицей»

_____________Н.О.Корнилова

приказ № 50 от  30.08.2019

Рабочая программа

учебного курса

«Школа поведения всем на загляденье»

для 1-2  класса

Составитель: учитель начальных классов,

Кругова Г. А.

п.г.т.Анна

2019 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова»,  Самара: Издательство «Учебная...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Рабочая программа учебного предметаРабочая программа учебного предмета- это индивидуальный инструмент педагога, предусматривающий наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса, содержания, формы, методы и приемы организации образовательного

Рабочая программа учебного предмета- это индивидуальный инструмент педагога, предусматривающий наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса, содержания, формы, методы и приемы организац...

Рабочая программа кружка "Культура поведения". 1 класс.

Рабочая программа кружка "Культура поведения". 1 класс....

рабочая программа учебного курса "Безопасное поведение"

рабочая программа учебного курса "Безопасное поведение"...