Школа .От истоков
статья (1 класс)

Алексеева Юлия Николаевна

набл.дения становления школы и ее влияния на общество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_shkoly_poyavilis_v_drevnem_rime_i_gretsii.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Первые школы появились в древнем Риме и Греции. Но тогда школа была совсем не такая, как сейчас. Сначала к одному учителю приводили одного-единственного ученика, а здания "школа" еще не было. Потом греческие ораторы и философы начали брать по несколько учеников на обучение, чтобы рассказывать им всякие умные вещи. Кстати, "школа" - переводится с греческого как "досуг". Хороший досуг, правда?

 

Потом Платон создал мини-школу, которую назвал "академия". И вот так постепенно школа стала такой, какой мы ее знаем.

 

И еще немного интересных фактов. Педагогом в Древней Греции называли раба, который водил в школу ребенка своего хозяина. Учителем в школе был другой раб – уже образованный. Затем значение слова «педагог» немного расширили, и оно стало означать – вести ребенка по жизни, воспитывать, учить его.

Эксперты и историки подсчитали, что самые первые школы на Руси была учреждены еще в 988 году в городе Киеве. Такая информация полностью соответствует знаменитой летописи «Повесть временных лет». Получается, что зарождение образования в Киевской Руси началось только тогда, когда князь Владимир Святославович начал проводить крещение народа. Кроме того, имя именно этого князя было указано в летописи, как основателя первой школы в Киевской Руси. Своим указом он повелел в дворянских и боярских семьях собрать всех детей и отдать их в школы для обучения книжному делу. Но обучение воспринималось многими как пытка. Матери еще не понимали, куда и зачем собираются отправлять их детей. Именно поэтому, они сильно оплакивали их, и прощались с детьми, словно те уходят на верную погибель.

 

В дошедших до нас древних грамотах написано, что основателем школ на Руси стал князь Владимир Красное Солнышко. Как известно, именно он явился инициатором и исполнителем перехода Руси в православную христианскую веру. Русичи в то время были язычниками и яростно противились новой религии. Для того чтобы народ побыстрее принял христианство, организовывалось повсеместное обучение грамоте, чаще всего на дому у священника. В качестве учебников выступали церковные книги – Псалтырь и Часослов. Детей из высших сословий отправляли учиться, как написано в летописи: в «книжное научение». Народ всячески противился новшеству, но отдавать сыновей в школы все же приходилось (за этим строго следили) и матери рыдали и причитали, собирая нехитрые пожитки своих чад.

Известна дата его появления – букварь напечатал Иван Федоров, первый русский книгоиздатель, в 1574 году. В нем было 5 тетрадей, в каждой – по 8 листов. Если пересчитать все в привычный для нас формат, то в первом букваре было 80 страниц. В те времена детей обучали по так называемому «буквослагательному» методу, унаследованного от греков и римлян. Дети заучивали наизусть слоги, состоявшие поначалу из двух букв, потом к ним добавлялась третья. Ученики знакомились также с основами грамматики, им давались сведения о правильных ударениях, падежах и спряжениях глаголов. Во второй части Азбуки были материалы для чтения – молитвы и отрывки из Библии.

Первые школы назывались училищами — от слова «учить». Историки считают, что помимо государственных учебных заведений существовали и частные школы. Учителями в них были греческие монахи, которые распространяли православную веру на Руси. В таких заведениях обучалось до шести человек.

Ученики входили в здание училища, кланялись образам, учителю и товарищам. Урок начинался с повторения предыдущей темы. После ответа всех учеников школьники совершали общую молитву. Затем ученики брали у старосты книги и садились за общий стол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

Мини –исследование учителя начальных классов МБОУ «Красноярская СОШ» Мугиновой Т.А. по выявлению уровня сформированности толерантности у младших школьников. Приобщение учащихся начальной школы к истокам народной культуры.

С каждым годом в школы приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Учителю важно донести до...

Проект «Приобщение татарских детей к истокам своей культуры в условиях чувашской школы»

«Приобщение татарских детей к истокам своей культуры в условиях чувашской школы»...

Использование в работе начальной школы экспериментального курса "Истоки"

Выступление перед родителями на Дне открытых дверей...

Школа безопасности. Истоки

Рабочая программа внеурочной деятельности...

Программа для начальной школы "Социокультурные истоки"

Программа для начальной школы "Социокультурные истоки"...