Проект «Приобщение татарских детей к истокам своей культуры в условиях чувашской школы»
творческая работа учащихся по теме

Нянина Людмила Петровна

 

«Приобщение татарских детей к истокам своей культуры в условиях чувашской школы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pimenova-tolerantnost.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Чепкас-Никольская средняя общеобразовательная школа»

Шемуршинского района

Чувашской Республики

Проект
«Приобщение татарских детей к истокам своей культуры в условиях чувашской школы»

Адрес: Чувашская Республика

Шемуршинский район

                                                                                                   с. Чепкас-Никольское  

                                                                                   

Руководитель :Нянина Л.П.-

заместитель директора

по воспитательной работе                                                      

                                                                         

ЦЕЛИ:

  • Найти приемлемые формы работы по приобщению  татарских детей
    к истокам своей культуры, традициям своего народа.

ЗАДАЧИ:

  • Помочь татарским детям шире изучить культуру своего народа, края.
  •     Провести опрос населения;
  • Построить диаграммы по результатам опроса;

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ:

  • Социологический опрос у населения
  • Как Вы думаете, вы хорошо знаете свои корни, свой край, культуру
    своего народа;
  • Хотелось бы вам знать больше?
  • Хотелось бы вам организовать встречи с татарскими поэтами,
    писателями, артистами; выезжать на экскурсии в город Казань;
  • Анкетирование учащихся (эти же вопросы)
  • Беседы

Моновзгляд

Спросил однажды внук у седобородого деда:

-Есть ли на свете дороже золота ?

- Есть,- слышит ответ.- Это дружба.

-А бывает ли что крепче железа?

-Да. Дружба.

-Ну, а что сильней самой смерти?

-Дружба.

Мудрая эта притча припоминается каждый раз, когда заводится разговор о дружбе чуваш Чувашской Республики и татар Республики Татарстан, проживающих бок о бок, как единая дружная семья в селах Чепкас-Никольское и Чепкас-Ильметьево.

 Наше село называется Чепкас-Никольское. Расположено оно в самой южной точке Чувашской Республики. С запада, юга и востока наше село граничит с Республикой Татарстан. А с севера - земли соседнего хозяйства Трех - Балтаевского сельского поселения.  

 И особенностью расположения нашего села является то, что рядом с последним домом построен дом татарина и начинается территория деревни Чепкас-Ильметьево Дрожжановского района Республики Татарстан. Вот что писала газета «Советская Чувашия» 5 августа 1997 года. «Они являются жителями пограничных домов двух республик - Чувашии и Татарии. Как раз через их селения проходит граница. Стоит соседям перешагнуть через небольшое бревно с начерченными кем-то белыми полосами  они уже окажутся на территории другой республики. Нет у них  границы, ни видимой, ни невидимой.   И дружили их предки между собой издревле». И это на самом деле так.

Если праздник у чуваша - заглянет к нему его татарский друг. Поставит самовар татарин - позовет своего друга чуваша. Жизнь и быт двух народов заметно отличаются. У них и административное подчинение разное. Чувашская часть деревни входит в состав Чепкас-Никольской сельской администрации, а татарская часть относится к Хорновар -Шигалинскому сельсовету Дрожжановского района Татарии. Только в одном едины односельчане: живут в дружбе как добрые соседи.

Постановка проблемы

Много лет уже татарские дети ходят в нашу школу, изучают наш язык. И что интересно, очень быстро начинают говорить на чувашском языке. На уроках знакомятся с нашей культурой, традициями и обычаями. После уроков ребята заняты внеклассной и внешкольной работой. В школе у нас проводится немало интересных и занимательных мероприятий. Конкурсы, КВНы, вечера отдыха, предметные недели, в том числе неделя чувашского языка. Татарские ребята наравне с чувашскими учащимися принимают там активное участие. С нами вместе выезжают на экскурсии в краеведческий этнографические музеи Чувашской Республики в города Чебоксары и Канаш. Поют чувашские песни, читают стихи чувашских авторов, пляшут чувашские пляски. Ежегодно проводится фольклорный праздник, где учащиеся всех классов показывают истоки культуры чувашского и татарского народов. Весной - в масленицу у нас есть красивый, желанный, традиционный праздник двух народов - Проводы зимы. В селе после окончания весенних работ жители деревень двух республик проводят совместный праздник «Акатуй» и «Сабантуй». Этот праздник-поистине праздник дружбы, взаимопонимания, любви и согласия. Звучат песни на трех языках: на великом русском, нежном чувашском и интонационно татарском. Радуют глаз национальные костюмы колоритами нашей местности.

Но однажды у нас возник вопрос. А как же так? Ведь получается, что татарские ребята больше изучают наш язык и нашу культуру, чем свою. А на изучение своего родного татарского языка по программе отведено всего лишь 3 (4) часа в неделю. И еще беда в том, что татарская деревня тоже оказалась самой крайней точкой на карте Татарстана. Деревня Чепкас-Ильметьево расположена в 60 км от своего районного центра Дрожжаное, в 50 км от города Буинск и в 300 км от столицы Казань Республики Татарстан. Это расстояние слишком длинное для того, чтобы организовать выезды в музеи, театры, на экскурсии для знакомства с традициями, культурой татарского народа. Не могут везти детей родители в такую даль. Да и дороги, ведущие в деревню Чепкас-Ильметьево без твердого покрытия. В дождь и слякоть, в буран и метель один вид транспорта – телега и сани. Поэтому и артисты татарской эстрады не приезжают в местный Дом культуры, не радуют своими выступлениями.

 Мы решили помочь нашим друзьям. Поэтому провели сначала социологический опрос населения и анкетирование среди татарских учащихся по следующим вопросам.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

  • Как вы думаете, вы хорошо знаете свои корни, свой край, культуру своего народа

  • Хотелось бы вам знать о своей истории больше?

  • Хотелось бы вам организовать встречи с татарскими поэтами, писателями, артистами, выезжать на экскурсии в г. Казань

И на основе социологического опроса мы сделали вывод, что татарские дети недостаточно знают свою культуру, и поэтому они ущемлены в своих правах. Мы решили им помочь и составили такой план.

План реализации проекта

Администрация:

  • Организация  встреч с деятелями культуры Татарии
  •  Ежегодно организовать       с       детьми       экскурсии       в краеведческий музей в города Казань, Буинск Республики Татарстан.

Темы, изучаемые на уроках

Учитель истории:

  • Предки татарского народа в далеком прошлом;
  • История возникновения сел Чепкс-Никольское (Чувашская Республика) и Чепкас-Ильметьево (Республика Татарстан) по архивным данным;
  • Верования татар;
  • Республика Татарстан в годы Великой Отечественной войны;
  • Их именами гордится Россия;
  • Татарские национальные символы;

Учитель географии:

  • Рельеф местности, полезные ископаемые Республики Татарстан;
  • Расселение и численность татар в Российской ФедерацииНароды, населяющие территорию Республики Татарстан;
  • Животный мир Татарии;
  • Города и промышленность;

Учитель химии:

  • Продукты Казанского завода оргсинтез;
  • Нефть и попутные газы
  • Лекарства Казанского фармацевтического завода;
  • Шинный завод на мировом рынке;
  • Зеленодольский толовый завод;

Учителя русского языка и литературы:

  • Художественная литература. Поэты и писатели татарского народа
  • Газеты и журналы - периодическая печать
  • Конкурсы чтецов стихов татарских поэтов
  • Читательские конференции;

Учитель татарского языка и литературы:

  •  Казань-жемчужина на Волге;
  • Краеведение и туризм;
  • Организовать в музее уголок с предметами татарского обихода.
  • Организовать в кабинете татарского языка выпуск стенгазет на двух языках, посвященных красным датам календаря.  
  • Организовать наравне с чувашским и русским фольклором и татарский фольклор

Учитель культуры родного края:

  • Быт и традиции татарского народа;
  • Жилище и интерьер,
  • Посуда, Национальные блюда
  • Народная вышивка и орнамент;
  • Праздники;
  • Повседневная и праздничная одежда;

Учитель изобразительного искусства:

  • Художники и скульпторы Татарии
  • Достопримечательности  столицы Татарии г. Казань;
  • Музеи;

Учитель музыки:

  • Татарская народная музыка
  • Музыкальное искусство. Композиторы
  • Современная эстрада;

Что уже делается

Татарские дети активно интересуются своей историей, культурой, традициями. Они показывают неплохие успехи и в учебе, и во внеклассной работе.

С 20.11 по 25.11 в школе прошла неделя родного языка. Да, именно родного языка. Потому что там приняли участие как чувашские, так и татарские дети: читали стихи татарских поэтов, выступили с татарским фольклором, легко парили в национальном танце. А сколько бы хотелось еще сделать.

В школе прошла научно-практическая конференция по двум направлениям:

  • Естественно-научный цикл
  • Гуманитарный цикл

Хамидуллина Г., ученица 11 класса, выступила с докладом

« Татарский национальный костюм» и заняла I место

Так же в феврале отметили 100-летие Мусы Джалиля, в апреле-120- летие Габдуллы Тукая. Со сцены звучали стихи этих великих поэтов как на татарском, так и на русском, чувашском, английском языках. Была организована выставка книг.

 

 Но работа  по приобщению учащихся  к культуре татарского народа в основном ведется в рамках школы от случая к случаю.  Дети знакомятся со своей культурой как бы «заочно». А учителям хотелось бы вести на своих уроках систематическую работу  в этом направлении.

Из-за отдаленного расположения населенного пункта от столицы республики мы не можем организовать встречи с выдающимися деятелями культуры Татарстана, не можем везти детей в свой культурный центр.   А для этого нужны средства.

Два народа двух республик живет в дружбе и согласии. Здесь уживаются татары и чуваши со своей культурой, языком, традициями на толерантной основе. Чепкасинцы не представляют о существовании какой-либо неприязни на основе имущественных, языковых, культурных, особенно национальных отношений.

 И отрадно заметить, что жители деревни Чепкас - Ильметьево Дрожжановского района Республики Татарстан - выпускники нашей, Чепкас -Никольской средней общеобразовательной школы и потому у них особая любовь, уважение к земле нашей чувашской, к нашим традициям.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

С 1-го сентября 2007 года по 2011 год включительно

Бюджет проекта. Смета расходов.

Вид расходов

Запрашиваемое финансирование

Административные и прочие расходы

  • Оплата за уроки
  • Расходные материалы по оформлению
  • Изготовление стендов, брошюр, буклетов
  • Организация экскурсий. Транспортные расходы «Газель»-
  • Приобретение грамот, призов, сувениров

10.000

5.000

2.000

3.000

1.500

Аренда помещений для организаций встреч

3.000

Командировочные расходы руководителю проекта

500

Всего

25.000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида для их адаптации в современное общество

Из опыта работы учителя коррекционной школы с учащимися младших классов. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно ...

Статья "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ"

Данная статья определяет ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры....

Формирование универсальных учебных действий у детей с разным уровнем развития в условиях массовой школы

В работе дан обзор проблемы формирования универсальных учебных действий у детей с разным уровнем развития: основные характеристики, обоснование актуальности темы, проблем, возникающих на практике. Осн...

Презентация по теме краеведения « ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ»

Этот материал может быть использован на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятиях и быть источником для проекта....

«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.»

    Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу предполагает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесс...

«Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы»

Первый год обучения ребенка в школе - это очень сложный период в жизни маленького школьника. Особенно остро стоит проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо создать ус...

СТАТЬЯ Приобщение младших школьников к истокам русской культуры через народную куклу

Статья посвящена проблеме воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение их к русской народной культуре, через изготовление русской народной куклы.В своей статье я поднимаю следующ...