Презентация по теме краеведения « ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ»
презентация урока для интерактивной доски (3 класс) по теме
Этот материал может быть использован на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятиях и быть источником для проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: « ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ» Обряд – совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции. Словарь русского языка С.И.Ожегова
АКТУАЛЬНОСТЬ Не разработанность концептуальных основ духовно-нравственного становления личности ученика начальной школа, а также отсутствие целостной теории духовно-нравственного воспитания в начальной школе сдерживают и ограничивают качества духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в настоящие время. ПРОБЛЕМА Какова совокупность ведущих подходов, принципов и педагогических условий духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы в контексте идей отечественной культурно-педагогической традиции.
Цель – определяется решением этой проблемы Объект – духовно-нравственное воспитание личности ученика начальной школы Предмет – система уроков по программе «Наш край» (автор Харчевникова Е.Л.) как процесс духовно-нравственного становления личности младшего школьника в логике отечественной культурно-педагогической традиции . Практическая значимость системы праздников по данной теме – принцип природосообразности.
Задачи Рассмотреть приобщение младших школьников к истокам русской культуры как один из подходов к процессу духовно нравственного становления личности ученика начальной школы в контексте с отечественной культурно-педагогической традиции. Определить содержание данного подхода к процессу современного духовно-нравственного воспитания Определить педагогические условия для практического внедрения программы «Наш край» в учебно-воспитательный процесс начальной школы Экспериментально апробировать систему уроков по теме «Календарно-обрядовые праздники для приобщения младших школьников к истокам русской культуры.
Календарно-обрядовые праздники. Сколько надежд, ожиданий предвкушения радостей и веселья связано с этими праздниками. Колядные песни – «овсени», имели обычно величальный характер: воспевали гостеприимство хозяев, их богатство, славился их труд на земле, пелись пожелания здоровья, богатого урожая, приплода: Где коза ногою, Там жито копною. Где коза рогом, Там жито стогом. Где коза ходит, Там жито родит… Колядки
В старину гибкими молодыми ветвями освящённой вербы ударяли всех домочадцев. Чаще всего детей, иногда – и животных. Так после долгой зимы самым дорогим в доме передавали жизненную силу первого цветущего растения. При этом припевали-приговаривали: Верба красна, бей до слёз, будь здоров! Как вербочка растёт, так и ты расти! Не я бью, верба бьёт! Верба хлёст, бьёт до слёз! Вербное воскресение
Успение. Успение – конец жатвы. Этот день ещё называется «дожинки», «обжинки». Народные приметы: На Успение огурцы солить. Успение – окончание жатвы. Оканчивается посев озимого хлеба. Первый спас – Медовый – начало Успенского поста. С этого дня начинают есть мёд, пекут пироги с мёдом. Второй спас – Яблочный – встречи осени, осенник. В этот день срывают спелые яблоки, освящают их.
ПОКРОВ ПОКРОВ- первое зазимье. На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка. С этого дня начинали конопатить (утеплять) избы, приговаривая при этом: « Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а меня добром.» ПОКРОВ – конец хороводам, начало посиделкам. Весело ПОКРОВ проведёшь – дружка найдёшь.
Гипотеза - предполагается, что процесс духовно-нравственного становления личности младшего школьника через ее приобщение к истокам русской культуры приобретет управляемый и эффективный характер, если: Используется гармоничное сочетание православной и светской составляющих отечественной культурно-педагогической традиции (через знакомство с содержанием календарно-обрядовых праздников) Содержание сценариев данных праздников строиться на культурологической основе в соответствии с этическими ценностями русской культуры Формирование представлений о нравственном идеале и его осознании учеником начальной школы осуществляется в процессе деятельного приобщения к этическим ценностям русской культуры нашедших свое отражение в содержании праздников Процесс приобщения младших школьников к истокам русской культуры предстают как целостный вариативный.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка ( на этапе проведения минуток чистописания )".
О пятиминутках чистописания, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся....
Приобщение мл. школьников к истокам русской народной культуры как важная составляющая часть воспитания
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитан...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/18/picture-707119-1511024979.jpg)
Презентация "Развитие регулятивных УУД самоконтроля младших школьников на уроках русского языка"
опыт работы по формированию самоконтроля на уроках русского языка с 1 по 4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/08/picture-490121-1570507446.jpg)
СТАТЬЯ Приобщение младших школьников к истокам русской культуры через народную куклу
Статья посвящена проблеме воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение их к русской народной культуре, через изготовление русской народной куклы.В своей статье я поднимаю следующ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/30/picture-876348-1577729736.jpg)
Отчёт о работе над темой самообразования «Формирование интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка посредством изучения этнокультуроведческого материала»
Я работаю над проблемой «Формирование интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка посредством изучения этнокультуроведческого материала». Проблема эта очен...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/15/picture-1143843-1557920489.jpg)
Приобщение младших школьников к ценностям народной культуры на уроках технологии
Знакомство с народными промыслами на уроках технологии в начальной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/02/picture-859695-1480697002.jpg)
Приобщение младших школьников к произведениям православной культуры.
Актуальность проблемы состоит в том, что изменения в жизни страны, связанные с реформированием российского общества, привели к потере общих для всех граждан духовных ценностей....