Дополнительная общеобразовательная программа "Художественная роспись"
рабочая программа (4 класс)

Павлова Любовь Анатольевна

Данная образовательная программа направлена на развитие художественного творчества в области декоративно – прикладного искусства.

Цель программы направлена на гармоничное, эстетическое воспитание детей, на обучение их различным видам художественной росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа173.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 467

КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

на Педагогическом совете

протокол от 30.05.2022г. № 13

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ школы № 467

Санкт-Петербурга

И.В. Домничева

приказ от 31.05.2022г. № 285

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ»

Направленность: художественная

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 8 - 15 лет

Разработчик:

Павлова Любовь Анатольевна,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2022 г.

Разработка дополнительной образовательной общеразвивающей программы осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:  

Нормативные акты

Основные характеристики программ

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.

4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».

11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

13. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).

14. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций».

Порядок проектирования

Условия реализации

Содержание программ

Организация образовательного процесса

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа направлена на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре, а также создание условий для познания обучающимися народного ремесла росписи по дереву и освоение   основных приёмов работы в различных материалах и техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребёнка. Искусство росписи по дереву имеет многовековые традиции. Каждый из его видов отличается своеобразием художественно-стилистических черт, основанных на особенностях исторических, экономических, природных условий развития.

Издавна сложившиеся способы художественной обработки материала, специфика трактовки образов и характера изделий развиваются современными мастерами.

Направленность: художественная.

Актуальность:

В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают.

Целесообразность:

Основа художественного ручного труда даёт богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих способностей, неповторимой индивидуальности, расширение кругозора, воспитание с учетом современных условий жизни, семьи, быта, дизайна.

Предметом изучения в программе является технология работы с деревянными изделиями, которая дает возможность узнать историю возникновения национальных ремесел на Руси.

Новизна:

Ребёнок, обучаясь по данной программе, получает возможность   самостоятельно открывать для себя новый мир декоративно-прикладного творчества, познакомиться с палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

В образовательную программу собраны традиционные виды росписи и краткая историческая справка. Изучая основы ремесла декоративной росписи, осваивая традиционные приемы, дети проникают в глубину народной культуры и обогащают свой внутренний мир.  Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Педагог должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым, прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание направлено на формирование ценностного отношения школьника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить их не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

Программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства, позволяет развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать ценность народной культуры, приобщиться к национальным искусствам России.

Особо остро в последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у обучающихся художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Тема ручного труда становиться актуальной, ведь современные воспитанники практически не занимаются развитием творческого воображения, не получают определенных навыков.

Практическая значимость

Программа имеет практическую значимость, т.к. дети имеют возможность украшать конкретные изделия и видеть результат своей работы.

Роспись по дереву   требует от ребенка усидчивости, терпения, что способствует развитию его личности, воспитанию характера. При украшении деревянных изделий формируется целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.

Занятия по данной программе способствуют развитию не только знаний о народных художественных промыслах, но и умению работать кистью, красками. У обучающихся детей формируется художественное мышление, чувство ритма и композиции.

Программой предусмотрено последовательное усложнение приёмов и элементов народной росписи, самостоятельные творческие задания, где дети пытаются преодолеть трудности самостоятельно. Задания составлены исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В упражнениях, связанных с изобразительной деятельностью, дети на протяжении всего курса обучения учатся организовывать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета и формы. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение.

Цель программы направлена на гармоничное, эстетическое воспитание детей, на бучение их различным видам художественной росписи по дереву.

Задачи заключаются в следующем:

  • Раскрыть истоки народного творчества и роль художественно-прикладного искусства в жизни общества.
  • Сформировать представление о народном мастере, как творческой личности, духовно связанной с культурой родного края.
  • Приучать к правильному использованию специальной терминологии, относящейся к живописи, росписи по дереву.
  • Развить художественно-творческие способности учащихся.
  • Привить любовь к традиционному народному искусству.
  • Содействовать развитию у ребенка нравственных качеств: трудолюбия, аккуратности, ответственности, стремления к совершенству своих умений.

Основная идея программы – освоение технологии народных ремесел в рамках изучения материальных и духовных традиций коренных народов, знакомство с историей, укладом жизни, культурными традициями.

Содержание программы предусматривает ознакомление обучающихся с народными художественными промыслами, основами композиции, материаловедением для художественных работ, с технологией обработки изделий.

Адресность программы:

Программа предназначена для внедрения в практику работы с детьми от 8 до 15 лет и нацелена на формирование у воспитанников ценностного отношения к личности, интереса к декоративно – прикладному творчеству.

Условия реализации программы определяются на основании уровня и освоения, и содержания программы, а также с учетом возрастных особенностей обучающихся и требования СанПиН 2.4.3648-20, Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".

Образовательная деятельность в 2022-2023 учебном году будет осуществляться в соответствии со «Стандартом санитарно-гигиенической безопасности, в целях противодействия распространения в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (C0VID-19)».

Исходя из сложившихся условий и соответствующих санитарно-эпидемиологических требований, в целях организации безопасного образовательного пространства предполагается, что реализация дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности «Художественная роспись» будет осуществляться как в аудиторной (очной), так и внеаудиторной форме (прогулки на территории образовательного учреждения), а также с использованием возможностей электронного обучения и дистанционных технологий.

Формы проведения аудиторных занятий остаются традиционными: комбинированное занятие, практическое занятие, мастер-класс, занятие-экскурсия.

Внеаудиторные занятия с использованием электронных образовательных форм:

- видеоуроки, лекции, мастер-классы; видеопросмотр занятий,

- цифровые тесты, позволяющие обучающимся и педагогам осуществлять диагностические процедуры;

- адресные консультации со стороны педагога;

- видеозапись мастер-классов с демонстрацией последовательности действий по достижению необходимого предметно-практического результата.

Теоретическое содержание программы реализуется в основном с использованием электронных образовательных форм.

Предполагается широкое использование организации разнообразных форм самостоятельной работы, направленной на выполнение учебных и творческих заданий педагога.

В условиях распространения новой коронавирусной инфекции в соответствии с требованиями Роспотребнадзора с целью обеспечения режима социальной дистанции одновременно в учебном помещении могут находиться обучающиеся из одного класса.

Возможно проведение занятий по модульному расписанию по подгруппам, когда подгруппа численностью до 8 человек занимается с педагогом аудиторно, вторая подгруппа выполняет самостоятельную работу по заданию педагога внеаудиторно.

Режим занятий

Сроки реализации дополнительной образовательной программы – 1 год:

  • 144 часов, 2 раза в неделю по 2 часа аудиторные занятия в штатном режиме;
  • во внештатном режиме 1 раз в неделю по 1 часу - аудиторные занятия для каждой подгруппы, остальное внеаудиторные занятия с использованием электронных форм обучения и организации самостоятельной работы.

Наполняемость: 1 год – 15 человек.

Условия набора: Группы обучающихся формируются на основании заявления родителей или законных представителей (до 14 лет) и самостоятельно заполненного заявления в возрасте от 14 лет.

Требование к уровню освоения программы:

Общекультурный – освоение прогнозируемых результатов программы, презентация результатов на уровне образовательной организации.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Всего учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01.09.2022

25.05.2023

36

72

144

2 раза в неделю по 2 академических часа

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ.

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Гжель – русская народная роспись.

72

22

50

Текущий контроль освоения навыков практической деятельности

2.

Хохломская русская народная роспись

72

22

50

Текущий контроль освоения навыков практической деятельности организация выставок

Итого:

144

44

100


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ.

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

  1. Гжель – русская народная роспись

1.

Происхождение росписи и её особенности

8

8

0

Вводный контроль: опрос обучающихся

2.

Изучение элементов росписи. Постановка руки при росписи. Точки и прямые линии. Бордюры. Капелька.

10

4

6

Текущий контроль: опрос обучающихся

3

Изучение и освоение основных элементов росписи. Мазок с тенью. Мазковая роспись.

10

2

8

Текущий контроль: опрос обучающихся

4.

Составление композиций на бумаге: Праздничное блюдо, Масленка, Блюдце, Терем, Цветочек, Чайник.

10

2

8

Текущий контроль: опрос обучающихся

5

Разработка несложных композиций с учётом всех особенностей росписи на бумаге. Последовательность росписи птицы.

10

2

8

Текущий контроль освоения навыков практической деятельности

6.

Работа в материале. Синяя птица. Роспись небольшого изделия (барышня, чашка, конфетница)

24

4

20

Текущий контроль освоения навыков практической деятельности

72

22

50

  1. Хохломская русская народная роспись

1.

История происхождения хохломы, основные виды орнамента, цвета, изделия, техника выполнения работы.

4

2

2

Текущий контроль: опрос обучающихся

2.

«Золотая Хохлома»- самобытный промысел росписи по дереву. Знакомство с искусством Хохломы. Освоение элементов росписи, разновидностей растительных мотивов. Хохломская травная роспись.

6

2

4

Текущий контроль освоения навыков практической деятельности

3.

Узор «Травка». Рисование простейших элементов травного орнамента. Выполнение упражнения на повтор главных отличительных элементов узора «Травка». Травный орнамент. Упражнение в рисовании сложного травного орнамента с использованием всех ранее изученных элементов.

6

2

4

Текущий контроль освоения навыков практической деятельности, опрос обучающихся

4

Узор «Листочки». Упражнение в рисовании хохломского узора «Листочки» с использованием зеленого и желтого цветов. Мазок, кустик. Ленточный орнамент. Стебель, Стебель с кустиками (с правосторонним завитком, с левосторонним завитком).

10

4

6

Текущий контроль освоения навыков практической деятельности

5

Узор «Ягодки». Упражнение в рисовании узора кистью и печаткой-тычком. Орнамент с «Ягодками» и «Листочками». Упражнение в рисовании хохломского орнамента с использованием ранее изученных элементов, дорисовывая орнаментальную полосу по образцу.

12

4

8

Текущий контроль освоения навыков практической деятельности

6

Хохломская роспись. Роспись изделия кистью и печаткой-тычком, используя «разживку» и другие приемы росписи. Орнамент к кругу. Тарелка. Кудрина. Бочонок. Сахарница. Хохломское изделие.

20

6

14

Создание собственной композиции, применяя хохломскую палитру красок: красный, зеленый, черный и желтый цвета.

7

Хохлома. Сувениры. Самостоятельное составление эскиза и роспись вазочки, обращая внимание на соответствие узора и формы предмета.

10

2

8

Текущий контроль освоения навыков практической деятельности

8

Итоговое занятие. Итоговая работа. Самостоятельный выбор  одного из видов росписи для выполнения в материале.

4

0

4

Организация выставки работ обучающихся

72

22

50

ИТОГО:

144

44

100

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел, тема

Форма заня

тий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методичес

кий и дидактичес

кий материал

Техническое оснащение занятий

Форма подведения итогов по каждой теме, разделу

1.

Гжель – русская народная роспись

аудиторная

беседы, разъяснения, показ эскизов,  выполненных педагогом, рассматривание и изучение цветных композиций росписи из альбомов и  книг, изучение композиций  деревянных изделий, выполненных мастерами

эскизы по росписи, выполненные педагогом, цветные альбомы и книги по художественной росписи, расписные деревянные изделия, выполненные мастерами, аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.

учебная аудитория, кисти колонковые №1, 2, 3, беличьи №2,3, 5, пони №6,7,8  гуашь художественная 12 цветов,  бумага формата А6, А4, деревянные изделия-заготовки для росписи, лак для покрытия деревянных изделий, демонстрационные: демонстрационные модели

Вводный контроль: опрос обучающихся. Текущий контроль освоения навыков практической деятельности проведения, опрос обучающихся

2.

Хохломская русская народная роспись

аудиторная

разъяснения, показ эскизов, выполненных педагогом, рассматривание и изучение цветных композиций из альбомов и книг, изучение композиций  деревянных изделий, выполненных мастерами

эскизы по росписи, выполненные педагогом, цветные альбомы и книги по художественной росписи, расписные деревянные изделия, выполненные мастерами, аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.

учебная аудитория, кисти колонковые №1, 2, 3, беличьи №2,3, 5, пони №6,7,8  гуашь художественная 12 цветов,  бумага формата А6, А4, деревянные изделия-заготовки для росписи, лак для покрытия деревянных изделий, демонстрационные: муляжи, демонстрационные модели

Текущий контроль освоения навыков практической деятельности проведения, опрос обучающихся, организация выставок

Методическое обеспечение программы

Формы занятий, планируемые по разделам

Разнообразные формы проведения занятий – вводное, повторение практическое, занятие – ознакомление с новым материалом, обобщение и контроль полученных знаний, комбинированные – соединяют в себе различные виды деятельности (познавательная, игровая, конструктивно – практическая, исследовательно – поисковая).

Для проведения занятий используются индивидуальные, коллективные, групповые формы работы.

Коллективная работа способствует не только разностороннему коммуникативному развитию учащихся, но и формированию нравственных качеств ребят. Дружно творить – вот что помогает детям получать для себя знания и умения, чувствовать при этом себя единым целым с коллективом. Распределение обязанностей и поручений надо таким образом, чтобы статус личности и взаимоотношения между лидером, активистами, исполнителями, отдельными детьми не был ущемлён.

Для реализации программы применяются: занятия – беседы, занятия – соревнования (конкурсы, викторины, турниры); занятия – фантазии (сказка, сюрприз); экскурсии; занятия – игра (кроссворды, сканворды, словесные игры); выставки, праздники, открытые занятия для родителей.

Формы подведения итогов по программе

Формами подведения итогов являются участие школьников в выставках, открытых занятиях, массовых мероприятиях. Хорошими показателями эффективности программы являются – достойный уровень общего развития ребёнка, положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое восприятие произведений искусства, доведение ручных операций от простейших до выполнения сложных техник.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Вводный контроль осуществляется на первом году обучения в начале учебного года, и также на втором году обучения.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Основные формы - устный опрос и контроль освоения навыков практической деятельности.

Итоговый контроль: итоговый контроль проводится с 15 по 25 мая согласно графику (расписанию). Основной формой проведения итогового контроля является презентация творческих работ обучающихся, организация выставок. Результаты вносятся в ведомость итогового контроля.

Критерии оценок

Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.

В качестве средств текущего контроля успеваемости, учащихся программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую грамотность.

Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчётных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль) может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования.

Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.

“5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.

“4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.

“3” (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.

Промежуточная и итоговая аттестация

№п\п

Сроки проведения

Контроль знаний, умений навыков

Форма проведения итогов

1 полугодие

Знание правил композиции Умение работать с цветом

Освоение элементарных навыков ремесла.

Зачёт за счёт аудиторного времени Творческий просмотр работ

2 полугодие

-практическая работа  

-теоретическая грамотность

-правильное использование материалов,

-оригинальность художественного образа,

-творческий подход,

-соответствие и раскрытие темы задания

- качество исполнения

Отчётные выставки

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

ГУАШЬ  -  водяная краска. Отличается от акварели примесью белил и   большой кроющей способностью. Гуашью работают на бумаге  и   картоне.

КОМПОЗИЦИЯ -  сочинение, составление, расположение – структурное построение художественного произведения, соединение всех его компонентов в единое целое.

ПАЛИТРА – тонкая доска, кусок бумаги, блюдце или керамическая плитка, на которой живописец смешивает краски.

ПАННО – живописное произведение декоративного характера, предназначенное для украшения интерьера или фасада здания.

ЭСКИЗ – предварительное изображение ( набросок), передающее самые общие черты будущего произведения. Подготовительный набросок воплощает замысел основными композиционными средствами.

ОРНАМЕНТ – узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или изобразительные элементы.

ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО – искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными качествами и предназначенных не только для удовлетворения практических потребностей, но и  для украшения домов, парков.

ЦВЕТ – одно из основных средств изобразительного искусства.

ХУДОЖНИК – творческая личность, мастер, ведущий творческую работу в области изобразительных искусств.

ОЖИВКА – в современной Городецкой росписи – завершающий этап работы над цветочным узором. Сделать оживку – значит сделать более выразительным каждый элемент узора, используя темную краску или белила. кистью прописываются контуры лепестков, прожилки листьев, подчеркивается ритм тычинок. С этой целью в росписи применяются условные приемы начертания декоративных элементов (дужки, точки и т.д).

РИТМ – определенная упорядоченность однохарактерных элементов, создаваемая законченным повторением их.

Принципы освоения программы

  • наглядность;
  • посильность работ;
  • системность;
  • сотрудничество детей и взрослых;
  • целостность;
  • развитие у детей желания к самопознанию;
  • возрастной и индивидуальный подход;
  • актуальность;
  • прогностичность;
  • практическая значимость

Каждое занятие включает в себя, как правило, теоретическую часть, практическую часть, показ, объяснение. Занятия росписью состоят из следующих этапов:

  • эскиз
  • работа в цвете
  • графическая обводка
  • выставка – экспертиза работ учащихся

Методы преподавания включают в себя: беседы, разъяснения, показы, походы в краеведческий музей и библиотеки города, экскурсии с выездом на художественно-промышленные предприятия, практические работы с краской, деревом, рассматривание работ мастеров и т.д.

Чтобы выполнить практическое задание, обучающиеся должны понять его сущность, в какой последовательности оно будет выполняться, какие приемы, средства и инструменты требуются. При работе следует поощрять самостоятельность в принятии решения, проявление фантазии.

Объяснение теоретического материала, практических заданий сопровождается демонстрацией наглядных пособий.

Формы подведения итогов реализации программы

  1. правильно и хорошо оформленные работы в дальнейшем применяются в качестве наглядных пособий;
  2. участие в конкурсах, выставках, презентациях;
  3. создание и участие в проектах, коллективные работы;
  4. ведение фотоальбома
  5. наблюдение, тестирование, опрос, ролевые игры, мастер – класс;
  6. организация выставок.

Условия реализации программы

Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:

  • светлое, просторное помещение. Его оформление должно удовлетворять требованиям эстетики.
  •  дидактический, методический материалы
  •  инструкции и плакаты по технике безопасности
  • экспозицию: лучшие работы обучающихся, их дипломы, грамоты
  •  финансовая помощь для поездок на предприятия художественных промыслов.

Планируемые результаты.

К концу обучения обучающиеся должны знать:

  • Правила техники безопасности
  • Названия основных и составных цветов
  • основные понятия и термины в области декоративной росписи и ремесла
  • Знать основные принципы композиции росписи
  • Знать историю изучаемой росписи и её особенности

Должны уметь:

  • Правильно организовать свое рабочее место
  • Уметь решать художественно – творческие задачи, пользоваться образцом
  • Уметь применять изученные техники декоративной росписи по дереву для воплощения замысла
  • Уметь работать с различными материалами
  • Овладеть навыками заполнения объемной формы узором
  • Навыками ритмичного заполнения поверхности
  • Проявлять творческую инициативу, понимание выразительности и цветового и композиционного решения
  • Уметь анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.

Формы проведения итогов реализации образовательной программы: 

Знания и умения детей проверяются с помощью тестирования, проведения зачетов по каждой теме. В течение учебного года оформляются выставки творческих работ.

Требования к уровню освоения программы. Базовый уровень – освоение прогнозируемых результатов программы, презентация результатов на уровне образовательной организации, района, города. Участие учащихся в районных и городских мероприятиях. Наличие призеров и победителей в районных конкурсных мероприятиях.

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Гжель – русская народная роспись

  1. Происхождение росписи и её особенности

Теория. Знакомство с искусством Гжель. Современное декоративно-прикладное искусство. Истоки народного ремесла. История зарождения, упадок и развитие ремесла. Знакомство с работами мастеров, манерой их письма. Организация рабочего места. Изучение правил предупреждения травм рук, глаз. Просмотр видеоролика.

Практика. Раскрашивание шаблонов росписи красками. Художественная роспись– одно из направлений украшения предметов быта. Принцип обучения: от простого к сложному, от изучения основных элементов росписи и упражнений на повтор до занятий на импровизацию. Основные элементы народной росписи. Инструменты и художественные материалы. Организация рабочего места. Техника безопасности и правила поведения. Пробные упражнения, постановка руки.

  1. Изучение элементов росписи. Постановка руки при росписи. Точки и прямые линии. Бордюры. Капелька.

Теория. Современное декоративно-прикладное искусство. Промысел, его история, показ образцов, выполненных народными мастерами, или их изображений, с мезенской росписью и освоение простейших элементов росписи — прямых и волнистых линий, и штрихов. Знакомство с простым орнаментом, который получил широкое распространение в народном искусстве. Точки и прямые линии. Просмотр видеоролика.

Практика. Постановка руки при росписи. Точки и прямые линии. Бордюры. Капелька. Раскрашивание шаблонов росписи красками. Повторение предложенных узоров: Бордюры. Капельки. Упражнения на повтор представленных на образцах элементов росписи. Все спиралевидные элементы воспроизводятся без отрыва руки.

  1. Изучение и освоение основных элементов росписи. Мазок с тенью. Мазковая роспись. Разработка несложных композиций с учётом всех особенностей росписи на бумаге.

Теория: изучение и освоение основных элементов Гжель. Изучение основных приемов росписи Мазок с тенью

Практика: Мазковая роспись: разработка несложных композиций с учётом всех особенностей росписи на бумаге.

  1. Составление композиций на бумаге.

Теория: Показ построений орнаментов: Праздничное блюдо, Масленка, Блюдце, Терем, Цветочек, Чайник. Освоение традиционных орнаментов. Ритмическое чередование элементов узора.

Практика: Разработка несложных композиций с учётом всех особенностей росписи на бумаге. По намеченным линиям скопировать элементы узора и заполнить закладку с орнаментом.

  1. Разработка несложных композиций с учётом всех особенностей росписи на бумаге.

Теория: просмотр видеороликов. Последовательность росписи птицы. Сравнение композиции рисунков.

Практика: роспись птицы.

  1. Работа в материале.

Теория: Рассматривание элементов гжели. Определение особенности изображения птицы. Синяя птица – птица счастья. Рассказ о роли птиц в русской мифологии, о символике и суевериях, связанных с птицами.

Практика: Синяя птица. Роспись небольшого изделия (барышня, чашка, конфетница). Составить орнамент и расписать изделие. Разработка несложных композиций с учётом всех особенностей росписи на бумаге.

Хохломская русская народная роспись

  1. История происхождения хохломы, основные виды орнамента, цвета, изделия, техника выполнения работы.

Теория. Знакомство с искусством Хохломы. Современное декоративно-прикладное искусство. Истоки народного ремесла. История зарождения, упадок и развитие хохломского ремесла. Знакомство с работами мастеров, манерой их письма. Организация рабочего места. Изучение правил предупреждения травм рук, глаз. Просмотр видеоролика.

 Практика. Раскрашивание шаблонов росписи красками хохломы.

  1.   «Золотая Хохлома»- самобытный промысел росписи по дереву. Знакомство с искусством Хохломы. Освоение элементов росписи, разновидностей растительных мотивов. Хохломская травная роспись.

Теория.  Знакомство с искусством Хохломы. Общий колорит изделий Хохломы. Фон и его влияние на цвет росписи. Цветовая палитра хохломской росписи, цветовое сочетание красок: красного, черного, золотого. Просмотр видеоролика по написанию травного орнамента.

Практика.  Самостоятельное составление эскиза и роспись ложки элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный. Раскрашивание шаблонов росписи красками хохломы.

  1. Узор «Травка».  Рисование простейших элементов травного орнамента. Выполнение упражнения на повтор главных отличительных элементов узора «Травка».

Теория. Растительный орнамент и его виды. Связь хохломских орнаментов с окружающей природой. Просмотр и анализ видеоролика по написанию травного орнамента.

Практика. Рисование простейших элементов травного орнамента. Выполнение упражнения на повтор главных отличительных элементов узора «Травка».

  1. Узор «Листочки». 

Теория. Составление композиций с применением различных технических приемов росписи. Просмотр образцов росписи. Орнамент с «Листочками». Упражнение в рисовании хохломского орнамента с использованием ранее изученных элементов, дорисовывая орнаментальную полосу по образцу.

Практика.  Упражнение в рисовании хохломского узора «Листочки» с использованием зеленого и желтого цветов. Мазок, кустик. Ленточный орнамент. Стебель, Стебель с кустиками (с правосторонним завитком, с левосторонним завитком).

  1. Узор «Ягодки».

Теория. Составление композиций с применением различных технических приемов росписи. Просмотр образцов росписи. Орнамент с «Ягодками» и «Листочками». Упражнение в рисовании хохломского орнамента с использованием ранее изученных элементов, дорисовывая орнаментальную полосу по образцу.

Практика. Упражнение в рисовании хохломского орнамента с использованием ранее изученных элементов, дорисовывая орнаментальную полосу по образцу.

  1. Хохломская роспись. Роспись изделия кистью и печаткой-тычком, используя «разживку» и другие приемы росписи. Орнамент к кругу. Тарелка. Кудрина. Бочонок. Сахарница. Хохломское изделие.

Теория. Рассматривание образцов посуды. Просмотр и анализ видеороликов.

Практика. Самостоятельное составление эскиза и роспись, обращая внимание на соответствие узора и формы предмета.

  1. Хохлома. Сувениры.

Теория.  Связь хохломских орнаментов с окружающей природой. Просмотр и анализ видеоролика по написанию травного орнамента.

Практика.  Составление композиций с применением различных технических приемов росписи.

  1. Итоговая работа. Самостоятельный выбор одного из видов росписи для выполнения в материале.

Теория: Просмотр видеороликов «Хохлома»

Практика: Самостоятельное составление эскиза и роспись

Список литературы, используемый педагогом

6. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. - Москва, «Просвещение», 2018.

7. Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы /под редакцией Т.Я. Шпикаловой. – М., 2018.

 8. Емельянова Т.А. Хохломская роспись. – Н. Новгород, 2016.

 9 . Емельянова Т.А., Китаева Л. Любовь моя Хохлома. - Горький, ВолгоВятское книжное издательство, 2017.

 10. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей / Т.С. Комарова, Т.А. Ратанова, Г.П. Новикова, О.А. Соломенникова – М.: РПА, 2015.

 11. Уткин П.И., Королёва Н.С. Народные промыслы. – М., 2018

 12. Шевчук Н.Л. Дети и народное творчество. – М., 2017.

Список литературы для детей и родителей

13. Величенко Н. Роспись: техники, приемы, изделия. Энциклопедия, - «АСТ-ПРЕСС», 2019.

14. Хохлома. - М., Издательство «Околица», 2018.

15. Хохломская роспись. – М., «Просвещение», 2018.

16. Яхнин Л.Л. Весёлое слово хохлома. – М., Издательство «Малыш», 2016.

 

Интернет-источники

17. Дополнительная общеразвивающая программа «Роспись по дереву»: [Электронный ресурс] URL: https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/ dopolnitelnaya _obsheobrazovatelnaya_obsherazvivayushaya_1443 26.html. (Дата обращения: 28.08.2018).

 18. Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа «Золотые узоры Хохломы»: [Электронный ресурс] URL: https://www.maam.ru/ detskijsad/dopolnitelnaja-obscheobrazovatelnajaobscherazvivayuschaja-programa zolotye-uzory-hohlomy-zolotye-uzoryhohlomy.html. (Дата обращения: 28.08.2018).

19. Полянчева С. Творческо-информационный проект «Хохломская роспись»: [Электронный ресурс] URL: https://www.maam.ru/detskijsad/tvorchesko-informacionyi-proekthohlomskaja-rospis.html. (Дата обращения: 28.08.2018).

 20. Проект по теме «Хохломское искусство»: [Электронный ресурс] URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-451853.html. (Дата обращения: 28.08.2018).

21. Реферат «История хохломской росписи»: [Электронный ресурс] URL: https://www.bestreferat.ru/referat-39857.html. (Дата обращения: 28.08.2018).

22. Хохлома. Хохломская роспись для детей: [Электронный ресурс] URL: https://7gy.ru/shkola/okruzhajuschii-mir/885-khokhloma-khokhlomskayarospis-dlya-detej.html. (Дата обращения: 28.08.2018).

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность: декоративно – прикладного искусства в системе дополнительного образования. Художественная роспись.

      Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование, по сути, – процесс поиска не...

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебный мир оригами» в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» Тема: «История праздника День Матери. Изготовление открытки ко Дню Матери».

Конспект открытого занятияпо дополнительной общеобразовательной программе«Волшебный мир оригами»в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»Тема: «История праздника День Матер...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»  «Волшебный мир оригами»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб

Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Декоративная роспись»

Программа «Декоративная роспись» направлена на приобщение учащихся к народному, декоративно-прикладному искусству и получение ими опыта применения художественных знаний, умений и навы...