Как вырастить настоящего шахматиста
статья

Рыжкова (Ялымова) Ирина Борисовна

Статья посвящена влиянию мотивации на прогресс шахматиста, а также необходимости самостоятельной работы над шахматной игрой

Данный вопрос рассматривается применительно к группам подготовки шахматистов юношеских разрядов 3ю-1ю, в возрасте от 6 до 10 лет. В статье детально раскрывается понятие «мотивация» и причины необходимости самостоятельной работы над шахматами. Также проведен анализ основных элементов мотивационного процесса и самостоятельной подготовки. В качестве рекомендаций тренеру-педагогу по шахматам предложен способы повышения мотивации воспитанников план самостоятельной работы начинающего шахматиста и способы повышения мотивации.

 Ключевые слова: спортивная деятельность, эффективность деятельности, цель, мотив, мотивационный процесс, компетентность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam_4.docx33.74 КБ

Предварительный просмотр:

Как вырастить настоящего шахматиста

В современном мире – шахматы набирают популярность, Эм. Ласкер писал: «Шахматы учат нас, как бы могла сложиться наша жизнь при равных возможностях и без случайностей. В этом смысле они являются отображением жизни. В шахматах разыгрывается миниатюрная драма искушения, вины, борьбы, напряжения и победы справедливости». Когда родители приводят ребенка на шахматные занятия, они как правило руководствуются желанием занять ребенка интересным делом и развить полезные навыки. Эту задачу они возлагают на педагога.

В данной работе рассматриваются задачи, как увлечь детскую аудиторию и сохранить длительный интерес к шахматам.

Занятия в клубе подразумевают не только шахматные уроки, это место, где ребенок будет развиваться и в творческом, и в социальном плане: общаться в кругу единомышленников, выстраивать коммуникативные навыки, чувствовать поддержку. Огромное значения имеют командные игры –радоваться за товарищей

Задача педагога помочь детям полюбить шахматы, заинтересовать их, сохранить увлеченность на длительный период и научить самостоятельно мыслить. Решение данной педагогической задачи невозможно в отрыве от психологии.   Мотивация является движущей силой становления шахматиста. Она влияет на эффективность и результативность соревновательного и учебно-тренировочного процесса. Каждого спортсмена побуждают к действию свойственные только ему мотивирующие факторы. Под мотивирующим фактором принято считать такой фактор, удовлетворение которого влияет на эффективность и результативность деятельности. Мотивирующими факторами для начинающего шахматиста являются его потребности, желания, влечения, стремления, цели. А педагог должен обязательно изучить и использовать в процессе преподавания индивидуальные мотивирующие факторы каждого обучающегося. Педагогу необходимо быть очень изобретательным, чтобы сохранить у обучающихся стойкий интерес к занятиям и побуждать их к постоянному самосовершенствованию и достижению намеченных целей. Поэтому современная система подготовки юных шахматистов строится с учетом всех особенностей ученика:

  • его возрастных психических процессов
  • его деятельности,
  • его индивидуально- психологических особенностей.

Данные психологии служат основой для обоснования адекватных педагогических рекомендаций. Психологические исследования помогают выяснить факторы, влияющие на успешность процесса обучения. Обучение юных шахматистов учитывает индивидуальные особенности развития психики. Это позволяет реализоваться и самореализоваться каждому ученику, позволяет в максимальной степени раскрыть все внутренние ресурсы. Так для эффективной и результативной мотивации обучающихся педагогу в ходе занятий необходимо удовлетворить весь спектр их потребностей. Развитие потребности (нужды в чем-либо) идет в направлении увеличения числа предметов, которые способны ее удовлетворить. Опредмеченная потребность, такая как определение цели, является мотивирующим фактором. Перед обучающимися определяется главная цель – в течение учебного года выполнить не менее одного разряд.

Данная цель, опредмеченная потребность, демонстрирует осознанный, запланированный результат деятельности.

 Помимо указанной главной цели могут быть и другие:

  • ближайшие - успешно выступить в квалификационном учебном турнире в течение четверти, попасть на первенство района, выйти на первенство города;
  • промежуточные и перспективные.

Выполнение цели (главной, ближайшей, промежуточной или перспективной) определяется мотивацией. Цели могут различаться побудительной силой и осознанностью в их достижении. Но любая цель сильнее побуждает к действию и достижению, если она подкреплена большим числом мотивирующих факторов.

Далее, определяем структуру мотивации. Согласно опросу, проведенному среди учеников с 3 юношеского по 1 юношеского разряда в ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района, секция шахматный клуб (ШК), можно выделить следующую структуру мотивации, которая представлена по убыванию значимости:

1) ориентация на самоудовлетворение духовных потребностей

2) ориентация на заинтересованность в благоприятных социально-бытовых условиях деятельности

3) ориентация на удовлетворение материальных потребностей (призовые места на всероссийских турнирах составляют десятки тысяч рулей).

 Наш ШК эффективно и результативно использует практические приемы, обеспечивающие эффективную мотивацию для всех элементов структуры мотивации.

Приемы мотивации, ориентированной на самоудовлетворение духовных  потребностей

  • афиширование успехов учеников клуба после каждого турнира
  • оформление стендов с фотографиями
  • вывешивание таблиц соревнований,

Приемы мотивации, ориентированной на заинтересованность в благоприятных социально-бытовых условиях

  • ежегодный выпуск шахматных блокнотов и тетрадей с фотографиями учеников
  • публикация статей в СМИ;
  • праздничные чаепития

Приемы мотивации, ориентированной на удовлетворение материальных потребностей

  • создание спортивной формы с клубной символикой
  • награждение призовых мест по итогам турниров

В нашем ШК основным педагогическим приемом повышения мотивации, ориентированным на самоудовлетворение духовных потребностей детей при обучении их шахматной игре на протяжении двух десятилетий является использование клубного рейтинга для отслеживания изменений силы игры обучающихся. Каждый юный шахматист клуба, начиная со второго юношеского разряда, имеет собственный индивидуальный коэффициент (рейтинг), изменения которого в течение времени показывают динамику изменения его силы игры. Также ежемесячно публикуется общий рейтинг-лист клуба, который позволяет ранжировать шахматистов клуба по их текущему уровню игры.

Рейтинг-система – это оценивающая, числовая система, в которой вероятный (ожидаемый) результат конвертируется в разницу рейтингов и наоборот. Она позволяет производить научную обработку информации с наилучшей статистической точностью. Она основана на математической базе, разработанной американским профессором А. Эло, видоизмененной в целях лучшего соответствия особенностям детских шахмат в учреждениях дополнительного образования.

Данная формула позволяет оценить математическое ожидание количества очков, который один игрок должен набрать в партии с другим. В общем виде формула ЭЛО выглядит следующим образом:

,

где:

\mathbb{E}_A\, — математическое ожидание количества очков, которое наберёт игрок А  в партии с игроком В ;

R_A\, — рейтинг игрока A;

R_B\, — рейтинг игрока B.

Для анализа изменений рейтинга в динамике используются возможности электронных таблиц. Ежемесячно в общую таблицу вводятся новые рейтинги, после чего появляется возможность отслеживания динамики, сравнения динамики и прогнозирования динамики изменений рейтинга.

К участию в командных соревнованиях за ШК приглашаются учащиеся с наивысшим клубным рейтингом, которые по возрасту соответствуют положению проведения соревнований. Такие учащиеся имеют приоритет при выезде на соревнования по России и заграницу, при выезде в лагерь. Применение клубного рейтинга позволило учащимся повысить мотивацию детей в работе над шахматами.

Создание новых прогрессивных приемов обучения юных шахматистов ориентировано на развитие самостоятельного мышления с опорой на индивидуальные мотивирующие факторы каждого. Это обеспечивает возможность ориентации в любой ситуации и нахождение верного плана не только в шахматах, но и в реальной жизни. Благодаря шахматам, дети приобретают способность думать со стороны, становятся более внимательными, учатся принимать решения и рефлексировать, ставить цели и добиваться их. Все вышеперечисленные качества помогают не только улучшить успеваемость в школе, но и повысить свою успешность.

При обучении необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого занимающегося ребенка. Опытный педагог направляет ученика на развитие самостоятельности и умению самостоятельно мыслить.

Большинство шахматистов наделены в большей степени либо конкретно-образным, либо абстрактно-рассудочным типом мышления. Первые - сильные тактики, стремящиеся к острой, порой иррациональной борьбе, часто жертвуют материал. Вторые - стратеги с холодным и практическим умом, склонные к мышлению общими схемами. Реже встречаются шахматисты универсального типа. Такова уж природа человека, что он рождается со сложным набором свойств. И в этом наборе разных людских достоинств и слабостей (признаков - по К. Юнгу), порождающих огромный диапазон мнений и поведений, заключаются предпосылки творчества, в том числе шахматного творчества, и общий прогресс творчества.

Михаил Ботвинник считает, что шахматист «растет» не тогда, когда играет, а тогда, когда самостоятельно работает над шахматами. Самостоятельная работа воспитывает у учащихся трудолюбие. Большие знания повышают интерес к шахматам. Впервые серьезно вопросами обучения шахматной игре занимался второй чемпионом мира Эм. Ласкер (кстати, доктор психологии). он высказал важное положение: «обучение шахматной игре должно быть воспитанием способности самостоятельно мыслить. Умение играть в шахматы не должно быть делом исключительно памяти...». Самостоятельная работа прежде всего формирует дисциплину и ответственность. Кроме того, она является важной и неотъемлемой составляющей любого учебного процесса, значимость которого в последнее время возросла как никогда. В современных требований к образованию и воспитанию, особую актуальность в самообразовании, формировании навыков самостоятельной работы с книгой, образовательными ресурсами, видео-контентом, приобретает развитие самостоятельности мышления, умений защищать и отстаивать собственную точку зрения.

Ниже представлены к рассмотрению рекомендации по организации самостоятельной работы шахматистов, предложенные педагогом ШК Ялымовой И.Б.

Примерный план самостоятельной работы, состоящий из базовых тем, которые входят в программу минимум подготовки шахматистов 3 юношеского – 1 юношеского разряда:

  • мат в 1, 2 хода;
  • задачи на тактику;
  • анализ собственных партий;
  • разбор дебютных вариантов.

 В первую очередь при самостоятельной работе дома большую часть времени необходимо посвящать решению задачи и знакомству со спортивно-психологическими методами борьбы, такими как приемы сознательного риска: неожиданные жертвы, «метод согласия», ложная цель. Чтобы новички скорее начинали работать самостоятельно, следует решать задачи, сопровождаемые указаниями, например, "Мат в 1 ход, матует слон", "Выигрыш ладьи". Благодаря заданиям с подсказками, юные шахматисты быстрее начинают решать задачи, их перестают пугать диаграммы, множество фигур на доске. Для начинающих шахматистов это задачи на мат в 1, 2 хода. Только решив 200-300 задач на одну и туже тему, можно говорить о закреплении результата. Задачи на мат в 1 - 2 хода, это типовые случаи, возникающие в реальных партиях и «набив руку» на этих простых упражнениях, ребенок начинает видеть это и на доске. Количество переходит в качество. После того, как первый этап пройден, необходимо переходить в решении задач на тактику. Хорошая тактика подразумевает безошибочные решения игрока в каждый момент шахматной партии, в ближайшие 1-2-3 хода, и помогает избавиться от главной болезни новичков - "зевков". Поэтому с самого начала изучения шахмат следует уделять основное внимание тактике.

Существует множество тактических ловушек, таких как: двойной удар, связка и т.д. Каждую тему в начале необходимо рассмотреть в отдельности, чтобы создалось четкое представление о технике и алгоритме построения ловушек и защиты от них.

Однако, при решении задач с подсказками эффективность самостоятельной работы существенно снижается, так как мешается избыточная информация. Если есть задание поставить мат в 1 хода слоном, то не нужно изучать позицию, искать особенности в расположении фигур и пешек, не надо даже пытаться понять, что необходимо сделать. Подсказки в шахматах запрещены, каждый должен думать своей головой. Поэтому, следующим шагом на пути к умению самостоятельно мыслить является решение задач без подсказок, где темы даны вразнобой.

Именно при решении таких тестов происходит быстрый скачок уровня шахматной подготовки. В жизни, в реальной шахматной партии, никто не будет подсказывать, можно ли в этой позиции поставить вилку или связку. Решение тестов приучает постоянно оценивать позицию и искать возможности выиграть фигуру.

Когда шахматист становится достаточно самостоятельным, к решению задач подключают просмотр и анализ сыгранных партий.

 Анализ (исследовательская работа) должен сопутствовать первым шагам шахматиста. Для того, чтобы становиться лучше, нужно анализировать свои ошибки, и это должно стать навыком.  Все сыгранные партии надо потом разбирать.  Вне зависимости от того, выиграл ты, проиграл или ничья, вы ее анализируете. Вначале анализ будет, конечно, отмечать лишь грубые ошибки, но это не важно. Постоянное возвращение к анализу собственных партий будет незаметным образом повышать его качество.

Для изучения позиций и анализе партий используется работа на двух досках (метод сравнения позиций)

Во время анализа своих партий, начинающий шахматист на каждый ход соперника должен задавать себе вопросы:

  • С какой целью соперник совершил данный ход?
  • На кого совершено нападение?
  • Можно ли съесть фигуру соперника?

 Прежде, чем сделать ход следует проверить следующее:

  • можно ли совершить ход на данное поле,
  • сколько нападений создает соперник на данное поле,
  • сколько собственных фигур защищает это поле.

 Проанализировав несколько сыгранных партий, ученик начинает задавать себе эти вопросы во время игры, качество партий улучшается, количество зевков уменьшается.

При анализе партий при помощи компьютерных программ нужно рассматривать и другие ходы, кроме предлагаемых компьютером, и стараться понять к каким результатам они приводят. Это развивает самостоятельность, а приобретаемые знания усваиваются особенно прочно.

Поскольку шахматное творчество - индивидуальное проявление, то облик конкретного шахматиста определяют такие факторы: природный талант и «стартовые условия», трудолюбие и способность программироваться (специальная память). Наконец, шахматист включает в процесс познания и личностное знание. А это: личная аналитическая работа; изучение лучших партий современных мастеров; личное общение с шахматным наставником; личное знакомство с миром во всем его многообразии. То есть все то, что называется «живым восприятием жизни».

Необходимым и основным условием роста шахматиста является практика. Так ШК Спасского ввел следующие требования для обучающихся. В течении учебной четверти сыграно не менее 12 учебный партий в классику с часами и записью. А также участие в минимум двух шахматных турнирах.

 В результате самообразовательной деятельности обучающихся происходит процесс приобретения, структурирования и закреплений знаний.

Так задачей педагога на занятии показать основные шахматные моменты, заинтересовать ученика, учитывая индивидуальные психологические особенности обучающихся, правильно подобрать мотивирующий фактор, настроить на самостоятельную работу. Практика использования игры в шахматы, анализ опыта работы педагогов и тренеров в России и зарубежных странах подтверждают наличие в шахматах психологической функции, ориентированной на формирование творческих качеств личности, развитие познавательной активности шахматистов, их самостоятельности в принятии определенных решений в самых различных ситуациях, требующих повышенного внимания в избирательности в оценке разнообразных факторов, ответственности высокой культуры и дисциплины мыслительной деятельности. отличаясь доступностью, простотой и привлекательностью, шахматы вносят все более весомый вклад во всестороннее, гармоничное развитие человека, независимо от его возраста, профессии, спортивной шахматной квалификации.

В данной статье была раскрыта структура мотивации. Приведены практические и педагогические методы её повышения, даны рекомендации по организации самостоятельной работы шахматиста. Все вышеперечисленные методы и приемы успешно зарекомендовали себя и применяются на практике в  нашем ШК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юный шахматист".

     Данная программа разработана для детей 7 – 10 лет, которая также подходит для работы со школьниками, обучающимся по новым федеральным государственным стандартам и направлена...

статья "Как вырастить настоящего мужчину"

Материал для использования на родительском собрании...

Разработка мероприятия "Посвящение в юные шахматисты"

Разработка расчитана для детей обучающиеся игре "шахматы" 1-го года обучения. Сценарий праздника "Посвящение в юные шахматисты"  расчитан на детей начального звена....

Внеурочная деятельность "Юный шахматист " для 2-ого класса

Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действо...

Внеурочная деятельность "Юный шахматист" 2 класс, 3 класс, 4 класс

Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь ребенка как один из элементов умственной культуры. Речь идет ...

Кружок "Юный шахматист"

Программа по внеурочной деятельности...