Технология развивающего обучения
материал

Лобыцина Татьяна Фёдоровна

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий в процессе использования технологии развивающего обучения.  Развивающее обучение отличается от обучения объяснительно-сообщающего типа характером преподавания и учения. Основная роль учителя в процессе развивающего обучения – организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Технология развивающего обучения в начальной школе».  

1.Что такое развивающее обучение? 

В школу пришло новое поколение, новые стандарты, новые решения! Что такое развивающее обучение? Какие технологии необходимо применять в работе педагогу,  чтобы воспитать ученика, который будет обладать не только запасом знаний, но и позицией, компетенциями, готов к постоянному обновлению и даже преобразованию своего сознания.

   Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими.

2. Развитие личности и его закономерности

Личность - динамическое понятие: она претерпевает в течение жизни изменения, которые называют развитием (прогрессивным или регрессивным).

Развитие (прогрессивное) — это процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Термин «формирование личности» употребляется как:

1) синоним «развития», т.е. процесс внутреннего изменения личности;

2) синоним «воспитания», «социализации», т.е. создание и реализация внешних условий для развития личности.

Свойства и закономерности процесса развития. Развитие личности происходит согласно всеобщим диалектическим законам. Специфическими свойствами (закономерностями) этого процесса являются следующие.

• Имманентность: способность к развитию заложена в человеке природой, она есть неотъемлемое свойство личности.

• Биогенностъ: психическое развитие личности во многом определяется биологическим механизмом наследственности.

• Социогенность: социальная среда, в которой происходит развитие человека, оказывает огромное влияние на формирование личности.

• Психогенность: человек - саморегулирующаяся и самоуправляющаяся система, процесс развития подвержен саморегуляции и самоуправлению.

• Индивидуальность: личность представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантом развития.

• Стадийность: развитие личности подчиняется всеобщему закону цикличности, претерпевая стадии зарождения, роста, кульминации, увядания, упадка.

• Неравномерность (нелинейность): индивид уникален, каждая личность развивается в своем темпе, испытывая случайно распределенные во времени ускорения (спонтанность) и противоречия роста (кризисность).

• Физический возраст определяет количественные (ограниченность) и качественные (сензитивность) возможности психического развития.

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидума.

3 Концепция развивающего обучения: решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. Она утвердилась в XX веке благодаря трудам русских ученых Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, Э.В. Ильенкова, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы. Это обеспечивается специальной педагогической технологией, которая и называется развивающим обучением.

    В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.

           Ребенок - субъект своего развития.

В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.

В деятельности целеполагания воспитываются: свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность.

При планировании: самостоятельность, воля, творчество, созидание, инициатива, организованность.

На этапе реализации целей: трудолюбие, мастерство, исполнительность, дисциплинированность, активность.

На этапе анализа формируются: отношения, честность, критерии оценки, совесть, ответственность, долг.

4 В основе ФГОС лежит развивающее обучение, так как  урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.

 Главная задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий.

В широком значении – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального опыта.

В более узком – совокупность способов действия учащего, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса (т.е. умение учиться).                        

Виды универсальных учебных действий

Регулятивные (умение учиться) - умение ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.

Личностные  (понять себя и чувства другого) – умение  правильно оценивать себя и свои  поступки; ребёнок начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства.

 Коммуникативные (общение) -  умение взаимодействовать в социуме, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.

Познавательные (сделать учебу интересней) – умение познавать и исследовать окружающий мир; ребёнок  овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать  с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез).                        

Целью развивающего обучения является развитие личности и ее способностей

Сущность: ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

Механизм: вовлечение учащихся в различные виды деятельности.    

 

Развитие личности ребёнка на этапах развивающего обучения предполагает:

В деятельности целеполагания воспитываются: свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность.

При планировании: самостоятельность, воля, творчество, созидание, инициатива, организованность.

На этапе реализации целей: трудолюбие, мастерство, исполнительность, дисциплинированность, активность.

На этапе анализа формируются: отношения, честность, критерии оценки, совесть, ответственность, долг.                                                            

 

4 В качестве системообразующих методов развивающего обучения определены частично-поисковый, проблемный. Комплексное использование обоих методов даёт возможность кому-то из учеников самостоятельно справляться с поставленной задачей и полностью усваивать изучаемый на данном этапе материал, а кому-то прибегать к помощи учителя и товарищей, оставаясь пока на уровне представления, и достигать полного усвоения на более поздних этапах обучения.

-создание проблемных ситуаций:

-ситуация учебного спора;

-метод решения учебных задач;

-учебный диалог и т.д.       

               5 Исходя из выше сказанного, сделаем вывод. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий в процессе использования технологии развивающего обучения

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Развитие умения учиться составляет цель образования и ключевое условие роста коммуникабельной, конкурентоспособной, с интеллектуальными способностями, с ориентацией на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры, направленной на развитие и самосовершенствование личности, общества и государства.

 Развивающее обучение отличается от обучения объяснительно-сообщающего типа характером преподавания и учения. Основная роль учителя в процессе развивающего обучения – организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.

         6 Из опыта.   В основе моей работы лежат идеи развивающего обучения. Руководствуясь принципами развивающего обучения, учитываю способности и интерес учащихся, стараюсь развить творческие способности и в конечном итоге научить каждого. При этом важно определить «зону актуального развития» ученика и умело осуществить его перевод в «зону ближайшего развития». Моя педагогическая задача – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, помочь ему найти своё индивидуальное место в жизни. Поэтому на всех уроках уделяю внимание созданию атмосферы доброжелательности и комфортности, уважительного отношения к личности ребёнка. Создаю условия, когда каждый имеет собственный взгляд на проблему, высказывает свои гипотезы, не боясь ошибиться. Поощряю в детях нестандартность мыслей, стремление знать больше, серьёзное отношение к учебному труду. Используя в своей работе проблемные ситуации в исследовательской деятельности учащихся, формирую у них представления о характере и логике научного поиска, его трудностях и закономерностях. Проблемные 5 ситуации также дают возможность формировать опыт соответствующей деятельности, что будет способствовать развитию интуиции, воображ. ения, умения нестандартно мыслить Концентрация внимания на том или ином понятии тоже требует умения задавать цепочку вопросов, позволяющих рассмотреть его со всех сторон, изучить его во взаимосвязи с ранее изученным, отделить существенную информацию от несущественной

           В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда — стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности, дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания, У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплинированность, воля, характер.

Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: “Кто верней?”, “Кто быстрей?”, “Отвечай сразу!”. При закреплении с учащимися знания таблицы умножения использую игру “Теремок”. На доске висит таблица, на которой изображен Теремок. Окошечки в нем закрыты карточками с примерами. Если ребенок правильно решил пример, то окошечко открывается, и дети видят, кто живет в Теремке.

Так же проводится игра “Поймай рыбку!”. На таблице с изображением озера в прорезях на ниточках - рыбки. Ученик за ниточку вытягивает рыбку. Если пример решен неправильно, то рыбка отпускается опять в озеро.

В содержание каждого этапа урока включаю занимательные задания, которые способствуют развитию математического мышления детей. Вот некоторые из них.

  1. Назови числа сначала в порядке увеличения, а потом в порядке уменьшения.
  2. Составь и запиши равенства и неравенства , используя числа 4,6,8,1 и знаки+,-=
  3. Расскажи какими способами можно разить на 2 слагаемые числа 7,8

4.Слагаемые 5 и3. Найди сумму. Составь две задачи , решением которых будет это равенство.

Применение различных приемов проведения устного счета, использование элементов игры, соревнования, несложных наглядных пособий делают учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность и добиваются порой самых высоких для себя результатов.

Выполнение заданий нестандартного характера.

Говорят, что заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель

Выполнение нестандартных заданий, осуществляет глубокую всестороннюю связь в изучении арифметического, алгебраического и геометрического материала, обеспечивает разностороннюю самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию познавательной активности, будит интерес к изучению математики, способствует удовлетворению детской любознательности, расширяет кругозор в различных областях элементарной математики, содействует развитию у детей математической речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, умению делать выводы и обобщения, обосновывать свои мысли

Для активизации познавательной деятельности учащихся при формировании вычислительных навыков я в системе использую метод наблюдений. В процессе наблюдения учащиеся сравнивают, анализируют, делают выводы. Полученные таким образом знания являются более осознанными и тем самым лучше усваиваются.

В качестве примера рассмотрим изучение такого вопроса, как изменение суммы в зависимости от изменения одного из слагаемых. В основе познания учениками данной зависимости лежит прием сравнения.

Я предлагаю  примеры,  сравнить их, не вычисляя назвать больший результат

6+1  6+3 6+2               8-2    8-3     8-1                  10-2       9-2  8-2

Развивающие занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.

Развивающий характер обучения позволяет решить образовательные задачи по следующим направлениям:

  • формирование общеинтеллектуальных умений (операции сравнения, анализа, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  • развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль);
  • развитие памяти (расширение объема, формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
  • формирование учебной мотивации;
  • развитие личностной сферы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии развивающего обучения. Развитие речи учащихся в рамках реализации ФГОС.

Мне думается, что любому педагогу, наверное, не раз приходило в голову, что ученикам тесны рамки обычного урока, им просто трудно высиживать 40 минут, существовать в пространстве обычных занятий по пр...

Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)

Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.Задачи: - (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к ...

Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Наречие» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)

Тип урока: урок объяснения нового материала.Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.Задачи: - (направленные на достижение личност...

Технологии развивающего обучения: обзор, признаки и особенности

В государственном стандарте общего начального образования подчеркивается, что его федеральный компонент направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели мас...

Использование технологий развивающего обучения в условиях реализации ФГОС.

В статье раскрывается возможность реализации ФГОС НОО средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова, целостность учебных комплектов, предметное содержание, активизация различных типов мышления...

Урок окружающего мира во 2 классе с использованием технологии развивающего обучения по теме "Царство грибов"

Урок разработан по учебнику «Окружающий мир. 2 кл.» (авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков). Данный урок способствует формированию у обучающихся стой­кого учебно-познавательног ин­тереса к...

’’Новые технологии развивающего обучения «Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД»’’

В начальной школе широкое поле для проектной деятельности открывает внеурочная деятельность в клубах и кружках. Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса ...