Внеклассное мероприятие "Загадки подводного мира"
классный час (4 класс)

Тихомирова Ксения Александровна

Мероприятие "Загадки подводного мира" поможет ребятам отправиться в подводное путешествие, узнать новое о морских обитателях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_zagadki_podvodnogo_mira.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема мероприятия: «Загадки подводного мира»

Цель: расширение и систематизация знаний обучающихся о подводном мире его обитателях, их особенностях и разнообразии.

Задачи:

  1. Предметная:  расширять знания обучающихся о подводном мире и его обитателях.
  2. Метапредметная: развивать умственные способности, познавательную активность, внимание, логическое мышление.
  3. Личностная: воспитывать любовь и интерес у детей к подводному миру.

План проведения мероприятия:

  1. Организационный этап
  2. Актуализация знаний
  3. Основная часть
  4. Рефлексия

Ход мероприятия:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами не только вспомним о животных, которых уже знаем, но и познакомимся с теми, которых вы, возможно, никогда не видели!

2.Актуализация знаний.

Ребята, обратите внимание на фотографию нашей земли!

Какой цвет вы наблюдаете больше всего? 

Конечно – голубой и синий. ¾ земного шара покрыто водой. Это океаны, моря, реки — ведь голубым, цветом на карте обозначают воду.

Ребята, скажите, кто всю жизнь проводит в воде?

Совершенно верно! Недаром говорят: «Рыбы — дети воды». Они живут и в соленой воде, и в пресной. Рыб в мире огромное количество — морские, речные, озерные, аквариумные. Известно, что первые живые существа на Земле появились именно в воде. А ещё вода является домом для множества живых организмов.

Назовите, каких еще морских жителей вы знаете?

3.Основная часть.

Сейчас мы с вами окунемся в подводный мир.

Направо вода и налево вода,
Плывут здесь суда и туда и сюда,
Но если захочешь напиться, дружок,
Соленым окажется каждый глоток.

Ребята, вы все любите путешествовать?

Сейчас мы с вами отправимся в небольшое  морское путешествие, чтобы узнать получше жителей морского мира!

Садимся в наш корабль и поплывем по морской глади, чтобы встретить их.

Как по морю-океану,
Рыба-рыбища плывёт,
И к огромному фонтану
Подплывать нам не даёт!
От него волна бежит,
Ну конечно - это ...

А что вы знаете о китах?  Расскажите мне, пожалуйста!

Крупнейшие животные на нашей планете – это киты. Самые большие из них – синие киты – достигают длины 30 метров и веса 150 тонн. Высота фонтана от 6 до 9 метров.

Киты похожи на огромных рыб, но они не рыбы, а млекопитающие, и внутреннее строение у них почти такое же, как у человека. Хвост кита также индивидуален, как у человека - отпечатки пальцев. Двух одинаковых хвостов встретить невозможно. Шрамы и бороздки, порезы, пятна бурых водорослей "рисуют" на китовых хвостах уникальные знаки. Киты могут обходиться без сна на протяжении 100 дней; могут жить без пищи 8 месяцев, а самые выносливые - до 10.

Плывем дальше.

Безобидны, словно дети.
Мы за них, друзья, в ответе.
Вглубь ныряют, вверх взлетают,
Добрым нравом обладают.
Тело гладкое имеют,
"Разговаривать" умеют.
Их язык понять стремимся.
Дружбой с ними мы гордимся.
Подставляют в море спины
Людям тонущим …

Ребята, а что вы можете рассказать о дельфинах?

Дельфин это морское животное - млекопитающее. Он питается рыбой и дышит воздухом. Всем интересно, как спят дельфины. Их мозг устроен так, что пока одна его половина спит, другая – бодрствует, и соответственно – отвечает за дыхание. Так дельфины спят около 8 часов в сутки, плавая возле поверхности воды или на мелководье. Дельфины прославились как неутомимые спутники кораблей. Они долгое время могут плыть рядом с ними. И есть такая легенда, что однажды пассажирское судно потерпело крушение, и оставшиеся в живых люди с ужасом увидели, как их окружает стая акул. Но вот из открытого моря стремительно примчалась стая дельфинов. Они разогнали акул и помогли держаться на воде ослабевшим людям, пока не подоспела помощь.

Отправляемся дальше.

Посреди морских глубин

Проплывает рыба-блин,

Электрический разряд

Носит в теле рыба …

А что мы знаем о скате?

Скаты, являются одними из самых древних рыб. Они уникальны в том, что при плавании не используют хвост, как это делают другие рыбы. Скаты передвигаются лишь за счет движений плавников, напоминая при этом бабочек. Их так и называют - водоплавающие бабочки! Наиболее известные способности скатов наносить электрические удары, точнее целые серии – до сотни ударов подряд. Стоит отметить, что и напряжение тока при таких ударах не маленькое – до 200 вольт. В местах, где обитает скат, местные жители и туристы стараются получить электрический удар тока от ската. Считается, что получив желаемый разряд электричества от ската, люди избавятся от множества болезней.

Отправляемся дальше.

Это что за страшный хищник,

В океане грозно рыщет?

Пасть с зубами распахнула.

Берегись, плывёт …

Почему акула опасна для людей? Как вы думаете? На кого охотятся акулы?

Хотя акулы и являются хищниками, которые поедают все что обитает в океане, реальное их число нападений на людей значительно меньше, чем вы думаете. Намного больше людей умирает от удара молнией. У более мелких видов акул, челюсть не большая, и они не могут сильно широко раскрывать пасть. Такие акулы очень ловко и быстро научились разрывать на части свои жертвы.

Ребята, мы с вами увидели животных, которые могут всплывать на поверхность воды, и доступны человеческому глазу. А ведь есть ещё много животных, которых мы просто так не увидим, они живут глубоко в воде, а некоторые и на самом дне.

Что нам необходимо, для того чтобы попасть в самые глубины морского пространства? Какие приспособления придумал и смастерил человек для этого?

Погружаемся в воду!

В синеве морских пучин 
Бродит он по дну один. 
Все в присосках восемь ног,
Кто же это? …

А что вы знаете об осьминогах?

Осьминог имеет три сердца и его кровь светло-голубого цвета.

Осьминоги полностью глухие. Он может отделить от себя любую из своих конечностей для того чтобы отвлечь внимание хищника, а сам в это время дать дёру что есть мочи. Через время потерянная конечность отрастет, и ничто не будет напоминать об утрате. Так же при попытке скрыться от нападающего осьминог выбрасывает ему в глаза облако чернил, пока дезориентированный хищник сидит в полном шоке, осьминог благополучно уплывает. Осьминоги обладают прекрасным интеллектом, они могут откупоривать бутылки для того чтобы извлечь оттуда лакомство.

Погружаемся дальше

Кто-нибудь из вас, слышал такое название животного – Дюгонь? Кто это?

Дюгонь – морская корова! Это очень мирное животное. Питается морскими водорослями и травой. Перед тем, как съесть растение, дюгонь обычно прополаскивает его в воде, мотая головой из стороны в сторону. Своё название это  странное создание получило от местных жителей - малайцев. «Duyung» - означает русалка или «морская дева». В средние века дюгоней представляли для недалекой публики в виде морских русалок. В Японии морских коров вылавливали для специальных аквариумов, в которых людям предлагалось посмотреть на якобы случайно выловленных русалок.

Вы знаете, что за рыбка изображена на экране?

Рыба-мандаринка — самая разноцветная рыбка в мире. Мандаринка, которая также известна под названием «психоделическая рыба» получила свое название за свою яркую окраску, которая напоминает одежду императорского китайского мандарина.

Нет копыт и гривы тоже,

Но при этом есть плавник,

Плавать может вертикально,

Ну, а хвост стремится вниз!

Это рыба со своеобразной формой тела, напоминает шахматную фигуру коня, цепким хвостом. Плавает морской конек за счет маленьких плавничков и хвоста. Закрученный хвостик резко выпрямляется, и конек начинает как бы скакать, отталкиваясь от воды. Избегать многочисленных врагов морским конькам позволяет свойство изменять окраску в зависимости от расположения. Так же, как хамелеоны, коньки подстраивают цвет своих чешуек под цвет кораллов или водорослей, из-за чего их практически не видно.

Глубоко на дне она 
Словно на небе видна. 
Но не светит и не греет, 
Потому что не умеет.

Морские звезды – одни из самых что ни есть загадочных существ подводного мира. Оказывается, что морские звезды умеют ходить. Если посмотреть на их нижнюю часть, то можно увидеть тысячи ног-трубок, которые имеют присоски и с их помощью звезды передвигаются. Морские звезды имеют глаза. Каждая особь имеет столько же глаз, сколько и лучей. На кончике каждого луча расположен глаз. Видят они, конечно, не очень хорошо, но, по крайней мере, различают тьму и свет.

Ребята, у вас на столах лежат пазлы. Ваша задача, правильно собрать детали, чтобы получился симпатичный, красивый обитатель морской фауны!

4.Рефлексия

А теперь небольшая разминка.

  1. Назовите самое большое животное в мире.
  2. Назовите самое умное морское животное.
  3. Кого называют грозой морей?
  4. Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру?
  5. Какое морское животное в случае опасности может отбрасывать часть своего тела?
  6. Как называется река со стеклянными берегами, которая никуда не течет?
  7. Из чего выклёвываются крошечные рыбки?
  8. «У родителей и деток вся одежда из монеток». О каких монетках идет речь в загадке?

Ребята, много ли нового вы узнали сегодня? Что вам больше всего запомнилось?

Голубой, синий

Ответ: рыбы

Ответы детей

Ответ: море

Ответ: кит

Ответы детей

Дети слушают

Ответ: дельфин

Ответы детей

Дети слушают

Ответ: скат

Ответы детей

Дети слушают

Ответ: акула

Ответы детей

Дети слушают

Ответ: акваланг, подводная лодка

Ответ: осьминог

Ответы детей

Дети слушают

Ответы детей

Дети слушают

Ответы детей

Дети слушают

Ответ: морской конек

Дети слушают

Ответ: морская звезда

Дети слушают

Дети собирают пазл

Ответ: кит

Ответ: дельфин

Ответ: акула

Ответ: морской конек

Ответ: осьминог

Ответ: аквариум

Ответ: из икры

Ответ: рыбья чешуя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайны подводного мира

Красота подводного мира...

Исследования подводного мира"

Классный час в 1 классе посвящён   морским обитателям подводного мира...

Конспект урока "В подводном мире"

Конспект урока по окружающему миру с использованием интерактивной доски....

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «В подводном мире. Многообразие животного мира водоёмов.

Урок строится в виде путешествия по сказочному подводному царству, в котором учащиеся становятся главными исследователями мира водоёмов. Применение компьютерной техники, приёмов и элементов сказкотера...

Урок Окружающего мира в 1 классе по теме "В подводном мире"

Урок - исследование, проведённый в 1 классе по теме "В подводном мире". На уроке дети методом наблюдения исследуют строение тела рыб, узнают о жизни в подводном мире....

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...