Адаптированная программа литературное чтение на родном языке 1класс
рабочая программа

Шамсутдинова Римма Мингайдаровна

Адаптированная программа литературное чтение на родном языке 1класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание: гриф НОО.jpg

Рабочая программа учебного предмета

«Литературное чтение на родном языке»

для обучающихся 1 «б» класса

(АООП НОО НОДА)

        

 

Составитель: Шамсутдинова Р.М

учитель нач. классов

МБОУ гимназии г. Советский

г. Советский

2021- 2022 уч. год.

 

1.Пояснительная записка

         Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 1-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009г. № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, 29.12.2014г. № 1643, от 31.12.2015г. № 1576);

           - Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ)

  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».

        Рабочая программа по предмету Литературное чтение на родном языке  составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования по ФГОС 1 классы МБОУ гимназии г. Советский (с изменениями), утвержденной приказом от 31.08.2020 г. № 262 «Об утверждении образовательных программ и учебного плана МБОУ гимназии г. Советский на 2020 - 2021 учебный год».

Главной целью изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» является воспитание уважительного и бережного отношения к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.  

 Задачи:  

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

 – обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы;

- приобщение к литературному наследию своего народа;         

Срок реализации рабочей программы 1 год (2020 г.)

В учебном процессе используются методы: работа с книгой, словесные (лекция, рассказ, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация, видеометод), метод контроля, практические (наблюдение, эксперимент, демонстрационный опыт, упражнения), интерактивные (дискуссия, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры,) и др.  Применяются следующие формы: урок изучения нового материала, урок закрепления и повторения знаний, обобщающий урок, урок контроля и коррекции знаний, нестандартные уроки. На уроках используются средства обучения: программа, учебник, наглядные пособия, картины, схемы, таблицы, видео, мультимедиа и др.

2.         Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в системе подготовки младшего школьника с ОВЗ. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую успеваемость обучающегося по всем предметным областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья овладение навыками правильного, осознанного и беглого чтения нередко вызывает трудности, которые связаны со сложной структурной организацией чтения.

У детей ОВЗ часто оказываются несформированными предпосылки овладения навыком чтения: дети с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы, плохо запоминают буквы, наблюдается нарушение перекодировки звука в букву и наоборот. Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности затрудняют овладение способом слияния согласной и гласной, привязывая ребенка к побуквенному чтению.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочниками, находить информацию в словарях и др.

Курс «Литературное чтение» раскрывает приемы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом используется жизненный, конкретно – чувственный опыт ребенка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно – эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актеров, режиссеров и художников.

Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии: адаптивного обучения, игровая, коммуникативная, ИКТ, проектная, исследовательская, здоровьесберегающая. 

3. Место учебного предмета в учебном плане

Учебным планом МБОУ гимназия г. Советский предусмотрено изучение «Родного русского языка» во 1 классе в объеме –  (из расчета 0,5 часа в неделею, 16 часов).

4. Планируемые результаты Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностные результаты:

  1. формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
  2. формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, русского  народа;
  3. воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  4. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  5. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  6. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  7. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты  

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5.  использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  6. активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  7. овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  8. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  9. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  10. формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определение общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
  11.  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные планируемые результаты по литературному чтению на родном языке

1 класс

Учащиеся первого класса научатся

Учащиеся первого класса получат

возможность научиться

Виды речевой и читательской деятельности

- заучивать наизусть небольшие стихотворные  произведения;

- слушать сказки, стихотворения и рассказы в исполнении мастеров художественного слова;

- обмениваться впечатлениями от прочитанного;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

- находить в тексте предложение, подтверждающее устное высказывание ребёнка;

- пересказывать знакомые сказки;

- воспроизводить содержание небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы;

- сосредотачиваться на чтении текста;

- слушать собеседника;

- читать слова более сложной слоговой структуры;

- соотносить содержание произведения;

- понимать значения слов и выражений, исходя из контекста

- соблюдать интонацию различных типов предложения;

- наблюдать за языком художественного произведения;

- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение

Творческая деятельность

-воспроизводить диалоговые сцены из прочитанных произведений;

-сравнивать сказки разных авторов с одним и тем же сюжетом;

-сравнивать сказки разных авторов с одним и тем же сюжетом;

-различать сказку, рассказ и стихотворение

-придумывать свой вариант развития сюжета сказки;

-передавать свои впечатления в устной речи и через рисунок;

-сравнивать художественные тексты с произведениями художников и музыкантов

Литературоведческая пропедевтика

-знать наизусть 3 – 4 стихотворных произведения классиков русской литературы;

-знать автора и заглавие 3 – 4 прочитанных книг;

-знать имена и фамилии 3 – 4 писателей, произведения которых читали;

-высказывать собственное мнение о прочитанном, эмоционально откликаться на прочитанное;

-внимательно относиться к авторскому слову в художественном тексте

-наблюдать за языком художественного произведения;

-находить слова, помогающие ярко и точно изображать природу;

-отличать прозаический текст от поэтического;

-распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)

5.Содержание учебного предмета.

1 класс (17 часов).

Устное народное творчество -  5 часов.

       Потешки. Скороговорки, считалки, небылицы. Заучивание скороговорок, значение слова «потешка», выразительное чтение потешки, передавая настроение с помощью интонации.  Объяснять отличие потешки от других малых литературных жанров.

      «Финист - Ясный Сокол» (русская народная сказка), «Терешечка» (русская народная сказка).  Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную оценку. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти.

Писатели – детям – 6 часа.

       Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. Краткие сведения о писателе. Основная тема рассказов. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

       К. Ушинский «Ветер и солнце». Краткие сведения о писателе. Определение основной темы. Особенности языка писателя.

К.И. Чуковский. Сказки в стихах, «Доктор Айболит» (главы), «Краденое солнце», «Федорино горе».  Краткие сведения о писателе.  Тема, особенности создания образов.  Социально-нравственная проблематика произведения. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.

       Г. Остер «Котенок по имени Гав». Образная система, художественное своеобразие стихотворения, рассказов. Основные темы. Используемые интонационные средства выразительности.

Книги о животных – 6 часа.

В. Бианки «Водяной конь», «Мышонок Пик», «Хитрый лис и умная уточка», «Как лис ежа перехитрил». Н. Сладков «Где раки зимуют», «Неслух». Краткие сведения о писателях. Тема природы и приёмы её реализации. Слияние с природой, выразительные средства создания образов.

6. Тематическое планирование.

№ урока

п/п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

Дата

план

факт

1

Потешки. Скороговорки, считалки, небылицы. Загадки народов Севера.

Объяснять, что такое потешка, считалка, небылица; приводить примеры. Выразительно читать потешек, считалок, заучивание скороговорок, передавая настроение с помощью интонации.

Объяснять их отличие от других малых литературных жанров.

17 неделя

2

Потешки. Скороговорки, считалки, небылицы. Загадки народов Севера.

18 неделя

3

Потешки. Скороговорки, считалки, небылицы. Загадки народов Севера.

19 неделя

4

Финист - Ясный Сокол (русская народная сказка).

Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Сравнивать народную и литературную сказку. Называть героев сказки.

20 неделя

5

«Терешечка» (русская народная сказка).

21 неделя

6

Л.Н. Толстой. Рассказы для детей.

Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения.

22 неделя

7

Л.Н. Толстой. Рассказы для детей.

23 неделя

8

К. Д. Ушинский. Ветер и солнце.

Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать приём звукописи при изображении различных героев.

24 неделя

9

К.И.Чуковский. Федорино горе.

Сравнивать народную и литературную сказку. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти.

25 неделя

10

К.И.Чуковский. Доктор Айболит.

26 неделя

11

К.И.Чуковский. Краденое солнце.

27 неделя

12

Г.Б. Остер. Котенок по имени Гав.

Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

28 неделя

13

В. В. Бианки. Водяной конь. Где раки зимуют. Животный и растительный мир Югры.

29 неделя

14

В.В.Бианки. Мышонок Пик.

30 неделя

15

В.В.Бианки. Хитрый лис и умная уточка.

31 неделя

16

В.В.Бианки.Как лис ежа перехитрил.

32 неделя

17

Н. И. Сладков. Песенки подо льдом .Красная книга Югры.

Отвечать на вопросы; комментировать чтение. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Понимать, как содержание помогает выбрать нужную интонацию. Пересказывать произведение по рисункам, вопросам, плану.

33 неделя

 

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

УЧЕБНИК:   Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. (в 2 частях)

«Учебник для общеобразовательных организаций» по  литературному чтению

для 1 класса – М.: Просвещение, 2017г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Литературное чтение на родном языке» 1 класс

Программа «Литературное чтение на родном языке» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Приказа Минобрнауки России от ...

Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке" 1-4 классы УМК "Школа России"

          Рабочая программа разработана на основе   требований  к результатам освоения основной образовательной программы начального   общего о...

Методическая разработка «Рабочая программа Литературное чтение на родном языке " для 3 класса

Актуальность рабочей программы. Родная литература – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством х...

Рабочая программа Литературное чтение на родном языке , 4 класс

Литературное чтение на родном языке в 4 классе  - часть единого курса обучения предмету "Литературное чтение". Начальный курс помогает детям  осмыслить их речевую практику, д...

Рабочая программа «Литературное чтение на родном языке» 3 класс

             Программа учебного предмета разработана для образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом литературное чтение‚ изуч...

Рабочая программа Литературное чтение на родном языке (русском) 1 класс ФГОС

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» для обучающихся 1б класса разработана в соответствии с Федеральным законом  от 29.12.2012 №273-ФЗ «...

Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке" для 2 класса по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа и КТП по литературному чтению на родном языке для 1 и 2 класса по программе "Школа России"...