Опыт применения методов и приемов формирующего оценивания в начальной школе
статья

Демина Екатерина Владимировна

В статье описан опыт применения методов и приемов формирующего оценивания. Проанализирована эффективность применения методов и приемов формирующего оценивания в начальных классах. Даны рекомендации по проведению формирующего оценивания.

Ключевые слова: формирующее оценивание, начальные классы, образование, педагогика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_otsenki_kachestva_obrazovaniya.docx31.8 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт применения методов и приемов формирующего оценивания в начальной школе

В статье описан опыт применения методов и приемов формирующего оценивания. Проанализирована эффективность применения методов и приемов формирующего оценивания в начальных классах. Даны рекомендации по проведению формирующего оценивания.

Ключевые слова: формирующее оценивание, начальные классы, образование, педагогика.

Актуальность темы данной работы определяется тем, что  проблема оценки знаний ученика, особенно начальных классов, является одной их самых востребованных в педагогике.

Учителя должны использовать такие методы оценки, которые позволяют им оценивать не только предметные, но и межпредметные результаты учащихся на разных этапах образовательного процесса.

Одной из главных задач ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) все еще остается задача по внедрению в школы приемов формирующего оценивания. Формирующая оценка позволяет ученикам формировать самостоятельные учебные навыки. [1, c. 5]

Школьники получают навыки самоанализа, самоконтроля и самооценки, а также способы улучшения своих результатов и делятся ответственностью за свое образование с учителем.

Цель работы — описание опыта применения методов и приемов формирующего оценивания в начальной школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.        Дать определение понятию «Формирующее оценивание».

2.        Проанализировать опыт применения методов и приемов формирующего оценивания на практике.

Формирующее оценивание — это сфокусированный, непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Он основан на рейтинге в соответствии с критериями и включает в себя обратную связь. [2, c. 20]

В своей практике я часто использую  разные приемы формирующего оценивания. Так, например, на уроках математики мной систематически используется прием «Светофор». Выбор данного приема был сделан исходя из возрастных особенностей обучающихся, их умственного развития. Прием «Светофор» отлично подходит для учащихся начальных классов.

В чем необходимость данного приема? На мой взгляд, особенно важно обеспечить полное понимание детьми основных тем математики, поскольку оттого, насколько хорошо они усвоят материал сейчас, зависит успех детей в средней и старшей школе. Формирующее оценивание особенно хорошо подходит для данной задачи. [3, c. 50]

Цель приёма: анализ понимания объясненного материала, определение темпа урока. В результате оценки учитель может продолжить объяснение или еще раз объяснить непонятный материал.

Прием "Светофор": У каждого ученика есть карточки с тремя цветами светофора.

  • Зеленый — я понял тему и могу выполнить задания по этой теме сам.
  • Желтый — понял, но не уверен, что смогу выполнить задания по этой теме сам.
  • Красный — нужна помощь.

Я прошу учеников использовать карточки, чтобы показать сигналы, которые указывают на их понимание или отсутствие понимания материала. Благодаря полученным результатам прогнозируется моя последующая деятельность:  повторно проанализировать материал, провести работу над ошибками  или продолжить изучение материала.

Учащимся с красными сигналами нужен индивидуальный подход. Прием «Светофор»  позволяет мне выявить таких детей в самом начале пути, откорректировать изложение материала и донести его в понятной детям форме индивидуально.

Использование в педагогической практике приема «Светофор» дает возможность учителю повысить уровень успеваемости обучающихся в изучении общеобразовательной программы.

На уроках русского языка и чтения также была внедрена технология формирующего обучения. Были использованы приемы «Знаковая символика» и «Вопросник», хорошо подходящие для развития чувства ответственности в школьниках и развития их умственных способностей.

  1. Прием «Знаковая символика».

∆ - я мог (- ла) работать и лучше;

- Сегодня я понял (- а), чего мне не хватает для успешной работы;

≈ - Я сегодня плохо работал (- а);

○ – Я очень старался (ась), но у меня не все получилось;

- Сегодня я работал (- а) в полную силу. У меня все получилось.

Ученики в конце урока рисуют знак, который отображает их оценивание собственной работы. Это помогает ученику понять, какие ошибки у него были в данном уроке, и исправить свое положение в следующем.

  1. Прием «Вопросник»

Данный прием – это один из примеров критериального оценивания на уроке. На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами: «Что нового вы сегодня узнали?», «Какая информация была наиболее интересной?», «Что было трудным?», «Что мешало работе и почему?». Каждый из участников группы выбирает только один вопрос и на небольшом листе бумаги пишет ответ. Ученики объединяются по общему вопросу, читают ответы друг друга, систематизируют и обобщают их. Представитель от каждой группы зачитывает вопрос и ответы на него. Заполненные листки ученики сдают учителю. Учитель анализирует ответы учеников, а на следующем уроке обобщает и комментирует их.  Преимущество этой формы опросника в том, что он побуждает учеников к рефлексии собственного учебного стиля, своих сильных и слабых сторон. Это часто помогает им лучше организоваться и найти более продуктивный способ работы. 

Из практики использования формирующего оценивания с учениками начальной школы я пришла к следующим выводам:

  • Оценивание должно проводиться систематически;
  • Оценка обязательно должна быть понятна ребенку;
  • Оценка должна основываться на четких, удобных для детей критериях.

Список использованной литературы:

  1. М.А. Пинская, «Оценивание в условиях введения требований ФГОС» — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013 — 120 с.
  2. Пинская М.А.- Формирующее оценивание: оценивание для обучения. — Практическое руководство для учителей. – 35 с.
  3. Фишман И.С., Голуб Г.Б. – Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007 — 244 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание в начальной школе

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов по проблеме формирующего оценивания в начальной школе. Статья основана на материалах ведущих методистов....

Система формирующего оценивания в начальной школе.

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся....

Система формирующего оценивания в начальной школе.

Материал содержит описание техник, обеспечивающих формирующее оценивание в начальной школе (обобщён и представлен свой опыт и опыт других учителей, успешно использующих данные техники в своей педагоги...

Методика формирующего оценивания в начальной школе

Формирующее оценивание по своему смыслу ближе к диагностическому, оно позволяет педагогу узнать стадию продвижения каждого конкретного учащегося в определённой познавательной области, определяя степен...

Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития

Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития...

Система формирующего оценивания в начальной школе

Под формирующим оцениванием понимается оценивание в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также коммуникативные умения обучающихся, устанавливается обратная связь ...

Формирующее оценивание в начальной школе – оценивание для развития

Интегрирование формирующего оценивания приводит к трудностям в работе у преподавателей и в деятельности учащихся. Имеет смысл внедрять поддерживающее оценивание?...