Эссе “Мифы в современных учебниках для начальной школы”
статья

Присухина Анна Викторовна

В начальной школе литературное чтение крайне необходимо для изучения. Оно дает возможность ученикам вырабатывать собственную точку зрения на многие вещи, воспитывать уважительное отношение к другим людям, развивать творческое воображение, мышление. Поэтому в начальной школе важно изучать мифологию в школьном курсе литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse._mify.docx15.21 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе “Мифы в современных учебниках для начальной школы”

В начальной школе литературное чтение крайне необходимо для изучения. Оно дает возможность ученикам вырабатывать собственную точку зрения на многие вещи, воспитывать уважительное отношение к другим людям, развивать творческое воображение, мышление. Поэтому в начальной школе важно изучать мифологию в школьном курсе литературы.

Анализ программ по литературному чтению: Школа 21 века автор Н.Ф. Виноградова; Школа 2100 авторы Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев; Перспектива авторы Л. Ф. Климанова М. В. Бойкина и Школа России авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова показал:

1. В хрестоматии по литературному чтению Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г – (УМК «Школа России») изучается один миф «Храбрый Персей»;

2. Матвеевой Е. И. («Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова») мифы не изучаются;

3. Кубасовой О. В. (УМК «Гармония») изучаются мифы «Персей», «Орфей и Эвридика», «Дедал и Икар», «Царство мрачного Аида», «Олимп»;

4. В учебниках. (УМК «Гармония») О.В. Кубасова «Персей», Н. Кун «Олимп», «Орфей и Эвридика», «Дедал и Икар»;

5.  Кузина В. С. («РИТМ») мифы Древней Греции не изучаются.

6. В УМК «Начальная школа 21 века» Л.А Ефросисниной и М.И. Омороковой изучают такие темы по мифологии как: Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар», «Мифы народов мира». Славянский миф «Ярило-Солнце», древнеиндийский миф «Творение», древнеиндийский миф «Создание ночи», древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».

Во всех УМК начальной школы, кроме системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова и УМУ «РИТМ» мифы изучаются в 4 классе.

 Зачем мифы в начальной школе? Ну, во-первых, с помощью мифов можно понять местные традиции или явления природы. Мифы - это народные сказания о героях из легенд, древних божествах, явлениях природы. Возникли мифы так же, как сказки. Не стоит забывать, что при чтении мифов, мы обращаемся к истории Древней Греции или Римской империи.Во-вторых, мы нередко используем в своей речи такие крылатые выражения, как: Ахиллесова пята, Геркулесов труд, Дамоклов меч, золотое руно, Нарцисс, Сизифов труд, Цербер, яблоко раздора, троянский конь, ящик Пандоры и другие. Чтобы верно интерпретировать эти выражения, необходимо знать, о ком или о чем говорится в них, т.е. необходимо хотя бы представлять ту или иную легенду или миф.

К сожалению, мифы древних славян и руссов, заселивших восток Европы, не сохранились, что осложняет знакомство с ними. С принятием христианства, по повелению князя Владимира в 988 году, были запрещены древние языческие боги, деревянные идолы, стоявшие в капище (так назывался русский Пантеон) на берегу Днепра, которые вскоре в Киеве были сброшены в реку. В связи с тем, что у славян не было письменности, славянские мифы передавались из уст в уста, то есть устно. Но они были запрещены и постепенно забывались народом.

Но остались живы сказания духах – хозяевах леса, воды, поля, дома. До сих пор русский народ, особенно люди, проживающие в деревне, являющиеся более близкими к народной культуре, верят в духов-хозяев, леших, домовых, русалок и прочих. Вера в приметы является остатками языческих представлений.

Если снова обратиться к анализу школьных программ, то можно убедиться, что некоторые из них предусматривают изучение славянских мифов, идёт таким же образом, как и изучение древнегреческих мифов.

Мифы отражают национальную культуру, а знание ее важны для нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в начальной школе по программе " Школа России".

Современный урок в начальной школе в связи с деятельностным подходом обозначает следующие структуры, которые описаны в статье....

Эссе "Проектная деятельность на уроках в начальной школе"

Рассуждения на тему "Проектная деятельность на уроках в начальной школе"...

Эссе на тему "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В данной работе рассказывается о применении здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочой деятельности в начальной школе....

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

Выступление на ШМО учителей начальных классов на тему: «Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД»

Система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В их основе лежит системно-деятельностный подход, предп...

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...

Выступление на заседании районного методического объединения начальных классов по теме "Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС"

Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.     Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Ме...