Эссе на тему "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Леонова Светлана Григорьевна

В данной работе рассказывается о применении здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочой деятельности в начальной школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_po_zdorovsberezheniyu.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

                                                ЭССЭ  

На тему «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»

                                               Выполнила: студентка группы 4НОз

                                                                                         Леонова С.Г.           

                                               Проверила: ст. преподаватель Оборотова С.А.

                                                        Москва, 2017

                                                     

Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто. Сократ

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. 

  Давно стал неоспоримым  тот факт, что школьные нагрузки  оставляют свой отпечаток на здоровье учащихся. Анализируя состояние здоровья первоклассников и тех, кто оканчивает школу, специалисты отмечают, что   у многих детей регистрируются нарушения зрения, различные степени сколиоза, заболевания желудка, нервной и сердечно- сосудистой систем и многие другие.  Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 7 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в образовательном учреждении  связаны около  70% времени его бодрствования, именно поэтому школа  должна  проводить специальную работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

В.А. Сухомлинский утверждал, что …забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.

А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей свидетельствуют  о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья (по данным Минздрава РБ на 2009г.)

Естественно, многие сходятся в том, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе [2,с.22].

Исходя из этого, можно сделать вывод, что сберегая здоровье наших учеников - мы заботимся о своём будущем, а значит и о будущем нашего государства.

В современных условиях педагоги и методисты ведут активные поиски дидактических средств, которые могли бы сделать процесс обучения похожим на хорошо отлаженный механизм. Ещё Я.А. Каменский стремился найти такой общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человека и природы.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни [1, с. 21].

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение  может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса.  Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической  направленности , который осуществляется при тесном контакте между педагогом  ,медицинским  работником и  учеником;  физкультурно-оздоровительный , когда отдается приоритет занятиям физкультурной направленности;   экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др.    Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и  укрепления здоровья учащихся .

Методика В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения и запрос общества на здоровое поколение.

Это единственная здоровьеразвивающая технология,   которая  признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава  РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа. Она  прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более  тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом [4, с. 42].

Благодаря данной технологии достигается:

- Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.

- Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.

- Психологический комфорт в образовательном учреждении.

-Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии;

- Повышает рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения.

- Позволяет привлечь дополнительные средства родителей и спонсоров, путем включения родителей в общую задачу улучшения здоровья детей в стенах школы.

К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного относятся:

-Режим динамической смены поз.

-Упражнения на зрительную координацию.

-Зрительно- координаторные  тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).

-Упражнения на мышечно-телесную координацию.

Рассмотрим более подробно каждый из них.

Режим динамической смены поз:

-Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе - 20-25 минут. Ребенок сидит на уроке 45 минут.

-«Не усади!» - заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше.

-«Движение - это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный.  Поэтому   обучение  в  режиме постоянного движения позволяет развивать у учащихся зрительно-моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации. Создаёт  условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формирует  на уроках атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации обучения учащихся, которое в  наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка.

-Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе [3, с. 81].

Для реализации режима динамической смены поз В.Ф. Базарный предлагает два варианта:

- использование настольной конторки,

.-а там, где это возможно менять позу детей: за столами - сидя, стоя; на ковре - сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку.

Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

-поддержание физической, психической активности умственной сферы;

-имеет высокие показатели физического развития здоровья;

-повышается иммунная система;

-улучшаются ростовые процессы;

-развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной,  психо-    эмоциональной);

·снижается степень низкой склоняемости головы.

Упражнения на зрительную координацию:

-«Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В.Ф. Базарного.

-В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения.

-Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных.

-Все вместе картины составляют единый сюжет.

-Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.

-Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.

-Учащиеся с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.

Влияние таких упражнений:

-данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции,

-скорость ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни.

-у детей развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация.

-учащиеся становятся зоркими, внимательными. Очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза.

Зрительно  -координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры):

-на стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям:

-наружный овал - красный, внутренний - зеленый,

-крест коричнево-золотистый,

-восьмерка - ярко-голубым цветом.

Методика работы с офтальмотренажёром:

-Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.

-Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения [1, с. 11].

Данный тренаж чаще выполняют  после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.

Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

Упражнения на мышечно-телесную координацию.

Урок проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот. Например, учитель показывает дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от учеников, тренируя тем самым мышцы глаза.

Для двигательной активности на уроке используются «сенсорные кресты»

«Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в классной комнате. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, словарные слова и пр.). Учитель в ходе урока периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.

Вывод:  внедрение в обучение детей  технологии В.Ф. Базарного позволяет снизить показатели заболеваемости и обострения хронических заболеваний у учащихся  в 2 раза.  Улучшается  и психологический климат в классном коллективе.  Все эти результаты позволяют рассматривать технологию В.Ф. Базарного как здоровьесберегающую. 

 Выстраивая  наиболее оптимальную организацию учебного процесса с позиции здоровьесбережения, понимая , что эффективность реализации  во многом зависит от выбранных методов и приёмов, способов и  этапов урока реализую их в зависимости от физического и психического состояния здоровья детей.

Учитывая требования урока с точки зрения здоровьесбережения, схема выстраивания урока   следующая :

этап урока:

Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, использую различные психологические установки, в виде стихотворений, т.е.  готовлю учащихся  эмоционально и физически. На этом этапе урока провожу  пальчиковый или точечный массаж (на уроках русского языка), для подготовки пальцев рук к письму.

этап урока: Актуализация темы. Например, на уроках математики для устного счета, предлагаю детям решить задачи физкультурно - познавательного характера. На уроках изобразительного искусства, «Человек и мир» дети в ходе беседы  узнают о пользе подвижных игр на свежем воздухе.

этап урока: Основной

На учебную перегрузку и утомляемость влияют не столько количество времени, которое учащиеся проводят за учебными занятиями, сколько другие факторы. Одним из факторов можно считать несформированность у школьников рациональных способов учебной работы.

Следующий и, пожалуй, самый существенный фактор - диспропорция интеллектуального и мотивационного развития. Неравномерность, нарушенный необходимый баланс между интеллектуальным и мотивационно-потребностным развитием неизбежно приводит к дисгармонии психического и личностного развития, что и выступает одной из существенных причин учебной перегрузки школьников. Для нормального развития и положительного самочувствия ребёнок должен не только уметь учиться, но и хотеть, желать этого.

Кроме физкультурно-оздоровительной работы используется физкультурно-познавательный компонент на общеобразовательных уроках. Он повышает интерес учащихся к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни, а также способствует формированию потребностей в самостоятельной двигательной деятельности.

4 этап урока: Итог. Работая над благоприятной эмоциональной сферой в классе, ребята отражают своё настроение на уроках с помощью шкалы оценки своего настроения «Как я ощущаю себя на уроке», которая имеется у каждого учащегося.

 Расписание уроков составляются  с учётом работоспособности детей и трудности предметов. Стараемся соблюдать двигательный режим своих школьников на уроках и перемене.

О благоприятном завершении этапа младшего школьного возраста можно говорить тогда, когда при окончании начальной школы ребёнок: хочет учиться, может (умеет) учиться, верит в свои силы, ему хорошо, интересно, комфортно.

Вывод: Правильно спланированный и организованный урок с позиции здоровьесбережения, оказывает положительное влияние на умственную работоспособность, на развитие зрительного восприятия, внимания и в конечном итоге на успеваемость в школе.

В заключение хочется еще раз отметить, что именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью. На настоящий момент не существует единого проекта по созданию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей педагогической системы. Здоровье должно явиться ведущим и приоритетным направлением в социальном развитии общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Антропова М.В. Изучение общей умственной работоспособности школьников в возрастном аспекте. //В кн.: Методы исследования функций организма в онтогенезе. М.,: Просвещение, 1975.

2.Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. 2-е изд., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1990.

3..Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма: (основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорно-двигательный аппарат).

4.Учебник для студентов пединститутов. «Педагогика и психология», 2 - е изд., перераб. М.: Просвещение, 1986, с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Мини-эссе "Новая роль учителя в начальной школе"

Новая для образования проблема - подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия; усваивать её в виде новых знаний. Большие возможности в этом плане...

«Использование современных образовательных технологий в начальной школе» ТИКО конструирование - это новая педагогическая технология.

«Достоинство преподавания     каждогоучебного предмета зависит сколькоот личности преподавателя,столько же и от тех учебных средств,какими он может свободнораспоряжаться. Без них у него нетв...

Применение инновационных технологий в начальной школе на примере урока технологии.

В настоящее время понятие инновационные технологии широко распространено в начальной школе. Под этим названием в сфере образования мы понимаем совокупность психолого-педагогических приемов, определяющ...

Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая  программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....

Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Технология проектов.

Отличительная черта любой  проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы, всем важно донести что-то свое или...

Современные педагогические технологии в начальной школе. ( УМК « Начальная школа 21века»)

МОДЕЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-СИСТЕМА РАБОТЫ СО ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ: ФИШКАМИ, «МАШИНАМИ», ГРАФАМИ, ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ МОДЕЛЯМИ, ПОСТРОЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ МОДЕЛЕЙ...