Мини-эссе "Новая роль учителя в начальной школе"
статья по теме

Борисова Ольга Афанасьевна

Новая для образования проблема - подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия; усваивать её в виде новых знаний. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся, направленная на становления личности школьника через активные способы действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_novaya_rol_uchitelya.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Новая роль в новой школе».

Автор работы: Дровосекова Ольга Афанасьевна,

учитель нач. классов 1 кв. категории

МБОУ Кильмезской СОШ, Сюмсинского района УР.

В современной школе учитель многогранен: наставник, исследователь, ученый, творческий человек и так можно продолжать и дальше, но одно из важнейших характеристик – это созидатель, он помогает каждому школьнику, воспитать в себе личность способную плодотворно и самодостаточно жить в современном мире.
Новая для образования проблема - подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия; усваивать её в виде новых знаний. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся, направленная на становления личности школьника через активные способы действия. Все острее обозначается проблема применения знаний. Учащиеся, заканчивающие наши школы, насыщены различными знаниями, при этом совершенно не умеют их применять на практике.
   Современная школа призвана ориентироваться на целостное развитие индивидуальности каждого учащегося, его творческого потенциала, овладения способами позитивной самореализации. Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является формирование личности, способной ориентироваться в сложных, противоречивых условиях современной действительности. И уже с начального звена обучения необходимо включение учащихся в реальную практическую деятельность, которая будет  осуществляется через организацию социально ориентированной исследовательской и проектной деятельности. В младшем школьном возрасте  потребность в поисковой активности проявляется без специальных побуждающих мотивов, главное - дать возможность ей проявиться.  В основе поисково-исследовательской деятельности учащихся лежат следующие направления,  над которыми я работаю уже на протяжении нескольких лет. При этом я чётко веду направленность на формирование чувства патриотизма.

  1.   Работа с учащимися 1 класса направлена на воспитание патриотизма через   семейные ценности, обычаи и традиции). Создание проектов по теме «Моя семья - моё богатство». Приобщение к прошлому начинается с изучения своих корней. В ходе выполнения творческих заданий, дети с удовольствием открывают для себя интересные страницы прошлого своей семьи, изучают родословную, узнают о судьбе родственников. А на семейном празднике «С чего начинается Родина?», посвящённом Дню народного единства первоклассники с гордостью представляют свои творческие проекты, рисунки, рассказы, семейные альбомы.
  2. Во 2 классе работа направлена  на воспитание патриотизма на основе изучения старинных вещей. Тематика исследовательских работ так и звучит «Семейные реликвии».

 Любой, даже скромный обиходный предмет, казалось бы, обречённый на немоту, способен немало поведать зоркому глазу, чуткой душе. Дыхание истории присутствует во многих вещах. Вещи могут говорить о работе и человеческой находчивости. У каждой старой вещи есть биография. Если бы они могли говорить, то вероятно, сказали бы о том, где, когда и при каких обстоятельствах они были изготовлены, куплены, подарены или получены по наследству. Какие житейские события были с ними связаны, какие огорчения и какую радость они приносили людям, которые владели ими когда-то. Всё это учащиеся узнают, исследуют благодаря рассказам своих близких, родственников. Предметы старины – это не просто вещи. Это история нескольких поколений.

  1. В 3- 4 классе работа направлена на расширение знаний о событиях Великой Отечественной войны. С учащимися разрабатываются проекты по созданию мультимедийных презентаций на следующие темы:
  1. Великие битвы -  «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Битва под Москвой» и т.д.
  2. Великие полководцы – «Маршал Г.К.Жуков», «К.К.Рокоссовский», «И.С.Конев» и.т.д.
  3. «Детство, опалённое войной» (учащиеся собирают информацию и рассказывают всё, что узнали из уст людей, невольно соприкоснувшихся с событиями В.О.войны)
  4. Учащиеся занимаются сбором информации по следующим темам: «Кильмезь, край удмуртский родной», «Поэты нашего села», «Знаменитые люди с. Кильмезь», «Мастерами славится село» и т.д.

На данный момент в разработке проект «Страницы истории». Учащиеся   были  разделены  по желанию на 4 группы: следопыты, историки, журналисты, поэты и художники.  Они читают  дополнительную литературу, разговаривают с ветеранами  войны, собирают материал, фотографирую, обсуждают.

1. Историки.

Первая  страница  «Улицы села названные в честь знаменитых людей»

Учащиеся работали с источниками литературы и приготовили  выступления  о знаменитых людях,  чьими именами названы улицы нашего села.

  1. ул.Ломоносова
  2. ул.Герцена
  3. ул.Гагарина
  4. ул.Маяковского
  5. ул.Ленина

Дополнительное задание: 1) год основания улиц; 2)кол-во жилых и не жилых домов;

2. Следопыты.

Вторая страница «В гостях у ветеранов В.О.в»

- Великая Отечественная война затронула каждую семью. Наши следопыты

    встретились с ветераном войны И.М. Мирзахановым, Е.Н.Доловских на дому.

 

3. Журналисты.

Третья страница  «Памятник «Солдат Победы»

      - История появления памятника «Солдат Победы» в селе  Кильмезь.

4. Поэты и художники.

 Четвёртая страница «Героям посвящается».

Учащиеся  сочиняли стихи о  Родине.

Заключительный этап. Оформление  альбома «Страницы истории».

Таким образом, молодой человек становится гражданином, лишь в том случае, если он осознаёт себя жителем своего села, почувствует причастность к прошлому своих прадедов. Важно помочь ему понять, что есть в его жизни нечто великое, священное – его Родина.

  В заключение хочется сказать, моя роль – роль учителя в новой школе очень велика. Формируя самостоятельность, практические навыки  – я закладываю некий фундамент под названием «СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ» для дальнейшей жизни ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль физминуток в начальной школе

Физминутки необходимы на уроках в начальной школе, особенно в 1-ом классе. В статье описаны основные правила физминуток, виды физминуток и примеры различных физминуток, которые могут быть использованы...

Роль кружков в начальной школе

Роль кружковой работы в начальной школе...

Роль ФГОС в начальной школе.

С 1 сентября 2011 -2012 учебного года первые классы нашей школы начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения......

Роль ИКТ в начальной школе

XXI век- век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры...

Изменение роли учителя в современной школе

Выступление на круглом столе, приуроченном к празднику "День учителя". Какова роль учителя в современном обществе? Влияние введения ФГОС на роль педагога в школе.10 заповедей настоящего учителя....

Роль изложения в начальной школе

Одним из творческих заданий является написание изложения. Ученик должен запомнить, пересказать прослушанный и прочитанный текст, изложить материал письменно.С самого раннего детства, когда ребенок чит...