Роль ФГОС в начальной школе.
статья (1 класс) по теме
С 1 сентября 2011 -2012 учебного года первые классы нашей школы начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_fgos_v_nachalnoy_shkole.tuzova_v.v.docx | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
С 1 сентября 2011 -2012 учебного года первые классы нашей школы начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.
Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.
Научить – учиться – лозунг стандартов IIпоколения.
Функция школы – корректирующая.
Учитель – направляющая сила для ребенка.
Перед образовательной системой стоит новая непростая задача – формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это, в свою очередь, корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.
Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.
Система образования отказалась от традиционного представления результатов обучения в виде ЗУН. Новый стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми учащиеся должны овладеть к концу начального обучения.
Требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью стандарта являются УУД.
УУД включают в себя:
- личностные умения – позволяют сделать обучения более осмысленными;
- социальные – способность действовать в социуме с учетом позиции других людей;
- коммуникативные – формирование навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.
Уже в 1 классе на своих уроках мы учим детей ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке.
Важным элементом формирования УУД является ориентировка младших школьников в информационно-коммуникативных технологиях.
Вполне очевидно, что дальнейшее развитие начального образования будет связано с все более глубоким внедрением ИКТ - технологий для развития познавательной способности младших школьников.
Что же мы изучаем с использованием ИКТ?
В 1 классе наряду с традиционным письмом наши первоклассники осваивают клавиатурный набор текста. И у них это очень даже неплохо получается. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому понимают важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения, и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое.
Применяя ИКТ в учебном процессе, учитель получает возможность:
- эффективно организовать учебный процесс;
- представить обучающие материалы как в текстовой форме, так и в мультимедийной, что разнообразит формы проведения уроков;
- индивидуализировать обучение;
- увеличить объем полученной информации;
- формировать информационную культуру;
- предоставить возможность моделирования и демонстрации проектов, не доступных наблюдению в условиях школы.
В новом ФГОС большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
Например: на уроке обучения грамоте мы изучаем звук {o}, буквы - О, о.
Идет работа над словом «осень».
Далее эта работа продолжается на уроке окружающего мира по теме «Времена года».
На уроке музыки – слушание произведений.
На уроке ИЗО – рисуем осень.
На уроке технологии – выполняем сюжетную аппликацию.
В результате делаем коллективный проект, изображающий осень во всем ее многообразии.
Проектный и исследовательский метод, широко представленный в новых стандартах, стараемся применять в своей практике.
Проекты различны по форме, теме, содержанию.
В 1 классе – это рисунки, поделки,
2 классе - мини-сочинения, книжки-малышки.
В 3-4 классах – кроссворды, рефераты, дидактические игры, презентации, поделки.
В этом учебном году наши первоклассники представляли свои проекты в форме устных выступлений на тему: «Кто я?», «Какой я?», «Расскажи мне о себе». С большим удовольствием дети выполняли свои первые проекты на MACBOOKах, особенно легко они ориентировались в программе ПервоЛого.
Изучая новый стандарт, обнаруживаешь его явную особенность – акцент делается на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е. современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе.
Поэтому, разрабатывая систему заданий к уроку, делаем акцент, например, в математике не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умения находить их в окружающем мире.
На уроках окружающего мира нацеливаем детей не столько на усвоения конкретных знаний, сколько на работу с информацией, схемами, таблицами. Уже в 1 классе учим ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Конечно, переход на новый Стандарт процесс сложный, трудоемкий.
Мы, учителя первых классов, прошли подготовку на курсе «ИКТ – компетентность учителя начальной школы» Нам были предоставлены интернет - пространства на сайте nachalka.seminfo, где каждый создавал личную информационно-образовательную среду. Все учащиеся первых классов были зарегистрированы учителем, и для каждого была зарегистрирована индивидуальная именная страница.
Готовясь работать в первых классах, мы создавали свои ресурсы по основным предметам, с которыми будут работать ученики. Это могут быть как материалы, созданные самим учителем, так и ссылки на образовательные ресурсы интернета, а также задания, которые носят творческий характер. Можно сказать, что эта программа представляет собой компьютерный альбом, в котором , в отличие от бумажного, ребенок может не только рисовать, писать, решать задачи, но и создавать мультфильмы и другие проекты.
Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер – это не игровой автомат, а инструмент решения задач.
Каковы же согласно новым ФГОСам основные результаты начального образования?
Как должен выглядеть портрет выпускника начальной школы?
- Инициативный
- Искренний, доброжелательно настроенный к миру, к людям
- Умеет использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях
- Желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее
- Любознательный
- Умеет организовывать свои дела, решая различные проблемы
- Умеет результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней
- Может оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию
- Умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща
В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Хочу напомнить слова Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, и шагать в ногу со временем, достоин быть учителем».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль физминуток в начальной школе
Физминутки необходимы на уроках в начальной школе, особенно в 1-ом классе. В статье описаны основные правила физминуток, виды физминуток и примеры различных физминуток, которые могут быть использованы...
Роль кружков в начальной школе
Роль кружковой работы в начальной школе...
Роль здоровьесбережения в формировании универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС в начальной школе.
С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и...
Роль МО учителей начальной школы в создании системы работы по формированию универсальных учебных действий обучающихся
В послании президента РФ федеральному собранию с инициативой «Наша новая школа» говорится о внедрении новых стандартов. Актуальность и необходимость, конечно, бесспорна. Учить поколение 21 века надо п...
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС...