Исследовательская работа на тему: «Хлеб – всему голова». 2022г.
проект

Сапиева Оксана Кусаиновна

Исследовательская работа  на тему:  «Хлеб – всему голова». 2022г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovat._rabota_hleb_vsemu_golova_anita_asem.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  «Караулинская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Никонова К.П.»

Исследовательская работа

на тему:

«Хлеб – всему голова».

                                                                         

                                                    Работу выполнили ученицы 4 класса

                                        Дошова Асем, Таирова Анита

                                                              Руководитель: учитель начальных классов

                                                                     Сапиева Оксана Кусаиновна

Караульное  2022 г.                                                                    

Оглавление:

  1. Введение.
  2. Основная часть:

2.1. Вступление.

2.2. История возникновения хлеба.

2.3. Почему хлеб стал называться хлебом?

2.4. Мифологическое значение слова «хлеб».

2.5. Хлеб фронтовой, хлеб блокадный…

                  2.6. Чем полезен хлеб?

2.7. Экскурсия на хлебозавод.

2.8. Проводим опрос среди учащихся.                                                                

2.9. Делимся результатами своего исследования с одноклассниками.

          3. Заключение.

           4. Библиографический список.

                                                                             1. Введение.

Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!

Тема исследования: «Хлеб – всему голова»                                                                       

   Актуальность исследования: Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Вырастая, дети, помнят запах родного очага всю свою жизнь и впоследствии, создавая уже свои семьи, интуитивно хранят в них те же традиции, которые они вобрали в себя в родительском доме. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой.                                                                                                                      

Проблема исследования: Нам стало очень интересно, почему же люди с большим уважением относятся к хлебу, почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?                                                                                                                                  Цель исследования: узнать о значении хлеба в жизни человека.                                      

    Задачи исследования: 1. Изучить историю возникновения  хлеба.  2. Узнать, почему хлеб называют хлебом. 3. Собрать сведения о мифологическом значении слова «хлеб» 4. Понять и оценить роль хлеба в годы Великой Отечественной войны.  5. Узнать, как хлеб приходит на наш стол. 6. Изучить пищевую ценность хлеба. 7. Посетить хлебопекарню. 8. Провести анкетирование среди учащихся.                                                                                                  Гипотеза исследования: Если мы узнаем, почему взрослые так ценят хлеб, то будем бережнее относиться к нему.                                                                                                                            

Объект исследования: хлеб                                                                                                                    

Предмет исследования:  отношение людей к хлебу.                                                                                                

Методы исследования: анализ, опрос, наблюдение, сбор информации из разных источников, экскурсия.

2. Основная часть.

2.1. Вступление.

Взрослые люди часто говорят, что хлеб нужно беречь, хлеб всему голова, хлеб – наше богатство. Мы задумались, почему же люди с большим уважением относятся к хлебу, почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?                                                                                                                              

   Для этого мы решили провести наше исследование.                                                                          

Мы предположили, что если мы узнаем, почему взрослые так ценят хлеб, то будем бережнее относиться к нему.  

Мы изучили различную информацию в книгах и Интернет,  и вот что узнали.                                                

                                                          2.2.  История возникновения хлеба.                                                                                 Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши.                                                                                      

Случайно человек обнаружил, что если зерна поджарить, то каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.                                                                                                            Однажды во время приготовления зерновой каши часть её вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека.                                                                                                           Прошло ещё много времени и свершилось ещё одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.

                                                2.3. Почему хлеб стал называться хлебом.                                                                                             Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос». Отсюда произошло слово «хлайф

В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наш «хлеб».

                                               2.4. Мифологическое значение слова «хлеб»

Хлеб наиболее сакральный (божественный) вид пищи,  символ достатка, изобилия и материального благополучия. Осмысляется как живое существо или даже образ самого божества. Требует к себе особо почтительного и почти религиозного отношения.

Хлеб широко использовали в качестве обрядового дара: брали его с собой, отправляясь свататься, с хлебом и солью встречали гостя, угощали им друг друга в различных обрядовых ситуациях.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, ещё большим – растоптать эту крошку ногами.                                                                                                                  

     Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.  

2.5. Хлеб фронтовой, хлеб блокадный…

                 Мы с вами живем в мирное время. Не знаем, что такое голод, хлебные карточки, вкус хлеба с примесью сена, соломы, коры, семян лебеды. Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный порядок вещей. Великая Отечественная война 1941- 1945 гг. стала настоящей катастрофой для России.

В поисках стихотворений о войне,  наш взгляд  приковало очень интересное стихотворение

 Я помню хлеб, военный, горький.

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой корке, в каждой крошке

Был горький вкус людской беды.

И горе было частым гостем

Им были детства дни полны

Особо помним мы, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа. Этот город стал также символом неисчислимых бед и страданий, которые принесла человечеству вторая мировая война. В осаждённом Ленинграде между хлебом и жизнью стоял знак равенства.

В музее хлеба Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

В блокадном Ленинграде бесперебойно работали только шесть хлебозаводов. Производство не останавливалось ни на один день. В начале блокады хлеб пекли из смеси ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой муки. Через месяц к этой смеси стали добавлять льняной жмых, отруби и муку из затхлого зерна.

Долгое время технологию изготовления хлеба скрывали, на документах пекарей стоял гриф "секретно". Основу хлеба тогда составляла  ржаная мука, к которой примешивались целлюлоза, жмых, мучная пыль. Тогда каждый завод пёк хлеб по своему рецепту, добавляя в него разные примеси.

         Существует несколько рецептов блокадного хлеба, и порой заменители  достигают в них до 40%.  

это мука, жмых, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя, обойная  пыль

        В ноябре 1942 года от голода, от элементарной дистрофии уже погибали тысячи и тысячи людей. 19-го ноября Военный  совет  Ленинградского фронта принял постановление - "О снижении норм хлеба" и установить следующие нормы отпуска хлеба: рабочим по 250 г хлеба в день, а жителям ещё меньше 125 г на день. Враг надеялся задушить ленинградцев голодом. Но город жил, боролся, помогая фронту. Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу.

Так родились "сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам", которые вошли как символ нечеловеческих испытаний в память и сознание миллионов людей.

Кусочек хлеба на протяжении многих блокадных дней оставался для человека единственным источником жизни и единственной надеждой.  

        В Интернет мы нашли воспоминания людей переживших войну.

Ленинградка Медведева Александра Михайловна (в годы войны Аля Леонова) вспоминала:
«На второй день войны мне исполнилось одиннадцать лет, я закончила третий класс. Сестре моей было четыре года. Когда в 1941 году, в ноябре, снизили норму хлеба до 125 граммов детям и 250 граммов — рабочим, мама стала его выкупать сама. В магазин ходила вечером, после работы.
В квартире у нас стояла старинная этажерочка со шкафчиком. Дверцы шкафчика — резные, с ключиком.
В этом шкафчике и хранился под замочком наш хлеб...
Утром мама перед уходом на работу доставала хлеб, делила его на три части, потом каждую часть еще на три. Оставляла нам на завтрак и на обед, остальную часть — на ужин — закрывала в шкафчик, а ключик брала с собой.                                                                                                         …С тех пор прошло много лет, но до сих пор помню жгучее чувство голода. Страх остаться голодной жил во мне долго. И я не понимаю, как порою у нас забывают о том, что такое голод, что такое кусочек хлеба.

                                                                                                                                                              

А как хлеб появился на нашем столе? Ведь это только в сказках булки и пряники растут на дереве, а на самом деле путь от зернышка до хлеба очень длинный.

В каждую булку хлеба вложен труд людей 120 профессий. Каждый из нас должен об этом помнить!

                                                          2.6. Чем полезен хлеб?                                                                                                                         Обычный хлеб содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку. Хлеб содержит витамины В1, В2, В3, В6, В9 и витамин РР. Из минеральных веществ – фосфор, магний, железо, цинк и др. Чем больше в хлебе отрубей, тем больше в нем полезных веществ. И что еще важно, хлеб обладает одним редким свойством – он никогда не приедается, никогда не может надоесть людям.

                                              2.7. Экскурсия в магазины и на хлебозавод.                                                                          

Узнав столько интересного о хлебе, мы отправились в наши продуктовые магазины.

Узнать, откуда хлеб попадает в магазины нашего села?

Оказалось, что в магазинах нашего села продаётся, как привозной хлеб, так и хлеб местного производства. На прилавках наших магазинов есть хлеб, местный, а также привозной. Сорта хлеба представлены в ассортименте, на любой вкус.

Мы решили посетить несколько магазинов.

Какой хлеб покупают чаще?

Провели опрос в магазине.

Цены на хлеб в магазине «Продукты»:

Чёрный -35 руб.

Белый- 38-40 руб.

Бородинский-42 руб.

Выяснила, что в течение часа покупают почти одинаковое количество белого и чёрного хлеба.

В час примерно 10 булок.

Магазин «Эмилия»

Здесь чаще покупают чёрный хлеб. И цены на хлеб дороже:

Чёрный-34 руб.

Белый-38 руб.

Бородинский- 40 руб.

Магазин «Варенька»

Здесь чаще покупают белый хлеб. В час примерно 5-8 булок. Цены на хлеб уже другие:

Чёрный -36 руб.

Белый-38 руб.

Бородинский-43 руб.

Странно, мы  всегда думали, что цены на хлеб везде должны быть одинаковыми.

Как быстро привыкаешь к хлебному изобилию, так быстро, что не замечешь его, принимаешь, как должное. Сегодня трудно удивить покупателя «диковинным» составом хлеба. Чего только не добавляют пекари в тесто, чтобы сделать хлеб вкуснее, полезнее, изысканнее. Нам стало интересно, ЧТО же входит в его состав, кроме муки, сахара, соли и дрожжей, и отправились на экскурсию в пекарню.

В гости нас уже ждали, поэтому весь процесс хлебопечения мы увидели своими глазами.                                                                                                  

Хлеб здесь готовят опарным способом. Для этого в воду добавляют ржаную муку и дрожжи. Опара киснет, а затем добавляют пшеничную муку, соль и замешивают тесто.

Полученное тесто раскладывают в формы.                                            

  В каждую форму кладут ровно  800 грамм теста.  Для этого пользуются весами.

После того как хлеб разложили в формы ждут, когда он поднимется.  

В это время нужно прогреть электрическую печку.

А вот и хлебушко поднялся. Пора отправлять в печь.

Первая порция  хлеба готова. Вот он румяный, душистый!                                                                                            

Мы были поражены работой пекарей, какие машины им помогают, а также разнообразием продукции, которая приходит на полки наших магазинов.

Вывод. Ассортимент хлеба на прилавках современных магазинов богат и разнообразен. Поражают входящие в него продукты: масло, мёд, орехи, молоко, приправы, травы, сухофрукты. И это далеко не полный перечень составляющих современного хлеба. Он полезный, вкусный, душистый, аппетитный, румяный, золотистый.

                                     

2.8. Проводим опрос среди учащихся.

     Перед тем как ознакомить одноклассников с итогами исследования, мы решили провести опрос и узнать, что же ребята знают о хлебе. С помощью учителя мы подготовили анкету:

1. Как часто вы едите хлеб?

-Каждый день

-Редко

-Вообще не едите.

2. Какой хлеб вы больше любите?

-Пшеничный

-Ржаной

-Пшенично-ржаной

-Никакой не любите

3. Знаете ли вы, что к хлебу нужно относиться бережно?

-Да

-Нет

4. Часто ли вы не доедаете кусок хлеба?

-Да

-Нет

5. Куда девают в вашей семье несвежий, черствый хлеб?

- Выбрасывают

-Скармливают домашним животным

-Сушат сухари

-В вашей семье не остается несвежего, черствого хлеба

Результаты анкетирования показали, что все ребята любят хлеб, особенно белый. Все знают, что к хлебу нужно относиться бережно. Но, не смотря на это, многие не доедают взятый кусок хлеба. В семьях ребят часто остаются излишки хлеба, которые скармливают домашним животным.

2.9. Делимся результатами своего исследования с одноклассниками.

В нашем классе прошло внеклассное мероприятие «Хлеб всему голова», на котором мы представили своим одноклассникам результаты проведенного исследования. К мероприятию учащиеся 4 класса подготовили сочинения, рисунки, выучили пословицы о хлебе. Узнав о хлебе много нового и интересного, посмотрев мультфильм "Хлеб", ребята пришли к выводу, что хлеб нужно ценить и беречь.

                                                 3.  Заключение.                                                                          

Проведенное исследование открыло для нас много нового. Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нем находятся практически все питательные вещества необходимые человеку. Узнали, что благодаря хлебу смогли выжить многие люди в годы Великой Отечественной войны. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб. Проведенное анкетирование доказало, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человека.                                                                              

    Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования и смогли узнать о значении хлеба в жизни человека. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла  нам понять всю ценность хлеба. Теперь мы будем еще больше дорожить хлебом и будем учить этому своих друзей.

4. Библиографический список.

                                                                                        http://goodrecept.ru/?m=nots&id=DA5B433600  Хорошие рецепты- хлеб всему голова.

http://nnm.ru/blogs/paradoksik/hleba_istoriya/#comment_12089677  Хлеб . История

http://www.prohleb.ru/index.php?page=17 История создания хлеба

http://www.antiqueonline.ru/hleb.html Мифологический словарь

http://extusur.net/content/8_texnoxleb/3_1.html История возникновения хлеба и хлебопекарного производства

http://bd.fom.ru/report/cat/val_/dd063234 ФОМ>Хлеб

http://mults.spb.ru/mults/?id=1836 Посмотреть онлайн, скачать мультфильм «Хлеб»

http://vo.od.ua/rubrics/raznoe/14025.php Хлеб фронтовой, хлеб блокадный...

http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1 Хлеб. Энциклопедия символов

http://bayun.ru/dia/Otkuda_hleb_prishel.html Баюн

http://astrofizica.narod.ru/posobie/Index27.htm Блокадный хлеб

http://ussr-forever.ru/hleb/57-hlebmira.html Хлеб мира и войны

http://www.genialnee.net/poslovicy-i-pogovorki/hleb/ Пословицы и поговорки про хлеб

http://www.hlebushek.info/posl.php О хлебе

http://www.gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./5032/11628/715501/792032/792038 Самые знаменитые и интересные пословицы о хлебе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

Тема: Хлеб - всему голова....

Классный час на тему «Хлеб всему голова» (сценарий)

Данный классный час призван расширить знания учеников о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба. А также, воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к тр...

План-конспект открытого урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси."

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию план-конспект урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси" по предмету "Русский фоль...

Классный час по теме «Хлеб – всему голова»

Цели:1.Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба.2. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к ро...

Классный час на тему "Хлеб - всему голова!"

Разработка классного часа  используется в 1 классе.Она даёт возможность расширить имеющиеся у детей знания о значении хлеба в жизни человека, помочь учащимся понять, каким трудом достаётся хлеб н...

Классный час на тему"Хлеб - всему голова"

Представлен материал для подготовки и проведения классного часа....

Урок окружающего мира на тему: «Хлеб- всему голова. Труд в сельской местности.»

Урок  окружающего мира  на тему: «Хлеб- всему голова. Труд в сельской местности.»Подготовила учитель начальных классовЛомакина Людмила МихайловнаЦели: раскрыть значение хлеба, важн...