Основы организации и общения младших школьников во внеурочной деятельности
статья

Ирина Владимировна Юркина

 Система работы, описанная в статье, позволяет применять разные подходы к занятиям внеурочной деятельностью младших школьников. Большое значение придаётся использованию разнообразных упражнений, как с предметами, так и без них, способствующих формированию «школы» движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogranizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

И.В. Юркина,

студентки 3 курса напр. «Преподавание в

начальных классах»,

e-mail: ira.yurkina.99@mail.ru,

науч. рук.: А.Ю. Королева,

преподаватель факультета среднего

профессионального образования,

МГПИ им. М.Е. Евсевьева,

г. Саранск

Основы организации и общения младших школьников

 во внеурочной деятельности

Аннотация. Система работы, описанная в статье, позволяет применять разные подходы к занятиям внеурочной деятельностью младших школьников. Большое значение придаётся использованию разнообразных упражнений, как с предметами, так и без них, способствующих формированию «школы» движений.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, ученики начальной школы, социальная роль ученика, воспитание ценности физического и духовного совершенствования личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов.

Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.

Ориентирами в организации внеурочной деятельности являются:

  • запросы родителей, законных представителей обучающихся;
  • приоритетные направления деятельности школы;
  • интересы и склонности педагогов;
  • возможности образовательных учреждений дополнительного образования
  • внутришкольная система образования.

В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности:

  • спортивно – оздоровительное направление
  • художественно – эстетическое направление
  • научно – познавательное направление
  • военно – патриотическое направление
  • общественно – полезная деятельность
  • проектная деятельность.

Во ФГОС второго поколения также прописан примерный перечень форм внеурочной деятельности, который даёт богатую почву для творческого поиска педагога при выборе направления, а также активного включения родителей и других субъектов в образовательно – воспитательный процесс.

Спортивно – оздоровительное: занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, спортивные турниры, олимпиады, праздники, классные часы, спортивные и оздоровительные акции в окружающем школу социуме; туристические походы; военно – спортивные игры.

Социальное направление: участие в праздниках чествования ветеранов, пожилых людей; социально значимые акции в социуме; разработка проектов социально значимой деятельности «Я – гражданин России»; коллективные творческие дела; тимуровское движение; трудовые десанты, социально – моделирующие игры.

Духовно – нравственное направление: этические беседы, тематические диспуты, дебаты, проблемно – ценностные дискуссии; благотворительные акции в социуме; туристические походы, экскурсии (очные и заочные), работа школьных музеев; день рождения школы; праздники; поисково – краеведческие экспедиции.

Общеинтеллектуальное направление: предметные факультативы, олимпиады, исследовательская деятельность, школьные научные общества, конференции, общественный смотр знаний, чествование лучших учеников, интеллектуальные марафоны и др.

Общекультурное направление: культпоходы в театры, кино (с последующим анализом), концерты, выставки, смотры – конкурсы, досугово – развлекательные акции в социуме, фестивали искусств, занятия в коллективах художественной самодеятельности.

Результативность в выбранном направлении будет ощутима как для учащихся, так и для школы. Классный руководитель может разработать свою индивидуальную программу работы по выбранному воспитательному направлению: подобрать мероприятия, продумать перечень дел совместных с родителями, привлечь социальных партнёров для достижения цели, привести ученика к самостоятельному делу (благотворительной акции, патриотической акции, волонтёрскому проекту, социальной акции, исследованию окружающей среды и т.п.)

Почему нельзя ограничиваться только школьными педагогическими кадрами при реализации выбранного воспитательного направления? Причин несколько. Рассмотрим, например, одно из возможных направлений – социальное.

Социальное направление предусматривает целый ряд мероприятий: участие в праздниках чествования ветеранов, пожилых людей; социально значимые акции в социуме; разработка проектов социально значимой деятельности «Я – гражданин России»; коллективные творческие дела; тимуровское движение; трудовые десанты, социально – моделирующие игры. Для достижения результатов в этом направлении необходимо обратиться в одну из ветеранских организаций, местные муниципальные органы власти, прибегнуть к помощи родительской общественности, возможно, организовать познавательную экскурсию по выбранной теме, а потом можно опубликовать свои впечатления от поездки или встречи с ветеранами в местной или районной газете. Также можно организовать благотворительную акцию в сети Интернет, в своей школе и т.п.

Конечно же, для достижения поставленной цели можно и нужно планировать различные формы внеурочной деятельности, не ограничиваясь перечнем традиционных школьных дел.

Таким образом, продуманная программа внеурочной деятельности обретёт смысл и воспитает в школьниках новые компетенции. А выбранная организационная модель внеурочной деятельности поможет учащимся проявить различные способности в рамках кружковой деятельности.

От чего же будет зависеть успех внеурочной деятельности, организованной с учащимися?

Конечно же, в первую очередь от классного руководителя. Только продуманная деятельность педагога сможет помочь современному школьнику стать социально активным, внимательным, заботливым, неравнодушным человеком.

В соответствии с запросами родителей и приоритетными направлениями деятельности школы в начальной школе были выбраны 14 программ внеурочной деятельности учащихся с 1 по 4 классы. Классные руководители постарались учесть интересы детей и запросы их родителей, и при этом эффективно использовать возможности школы.

На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведется работа по профилактике переутомления обучающихся. Это и физкультминутки (двухразовые за урок в 1 – х классах), и увеличенное время перемен. Организовано двухразовое горячее питание: дети своевременно завтракают и обедают, что дает возможность избежать и снизить заболевания желудочно – кишечного тракта. После уроков обучающиеся ежедневно при любой погоде совершают прогулки на свежем воздухе.

Режим работы строится по следующей схеме: первая половина дня отводится на урочную деятельность с перерывом на завтрак и динамическую паузу; во второй половине дня обучающиеся обедают, а затем посещают мероприятия внеурочной деятельности.

И подводя итог, хочется отметить, что:

– внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности;

– внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;

– происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

Итогом такой работы должен быть заданный образовательный результат – научить детей осознанно применять базовые знания в ситуациях, отличных от учебных, в более широком смысле – научить их социализироваться, адаптироваться в разных общественных формациях.

  • Диагностика результатов внеурочной деятельности.

Целью диагностики является выяснение, того – являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Выяснить не для того, чтобы сравнивать, в какой школе процесс воспитания организован лучше, а в какой хуже, и не для того, чтобы делать оргвыводы в отношении тех или иных педагогов той или иной школы. Делается это для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.

Что же именно должно стать предметом диагностики, что именно необходимо изучить для оценки эффективности воспитания? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся ещё раз к определению воспитания. Воспитание – это управление процессом развития личности ребёнка (человека) через создание благоприятных условий. Соответственно и диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности. Исходя из этого, можно выделить три основных предмета диагностики.

Первый предмет диагностики – это личность самого воспитанника.

В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?

Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально – нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно – деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, эссе, статей в школьную газету и т. д.

Второй предмет диагностики – это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика.

Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т. д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах – разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счёт одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счет других – развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал.

Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива (здесь мы предлагаем использовать хорошо зарекомендовавшую себя диагностическую методику А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»), а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе (для диагностики этих отношений целесообразно использовать методику социометрии).

Третий предмет диагностики – это профессиональная позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития личности ученика. Позиция – это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей (Н. Г. Алексеев, В. И. Слободчиков).

В связи с этим важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем – то обязанность, т. е. попросту отбывает повинность); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют, и педагог осуществляет свою работу формально, равнодушно)? Не меньшее значение имеет и характер педагогической позиции. Сформирована ли у воспитателя гуманистическая или авторитарная педагогическая позиция, предполагает ли он самоопределение воспитанника или рассматривает его как tabula rasa для воплощения своих замыслов? Здесь можно использовать методику диагностики профессиональной позиций педагога как воспитателя.

Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, ее диагностики должно позволить педагогам:

• разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;

• подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;

• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

• диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

• оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т. д.).

  • Особенности общения младших школьников.

Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Чтобы правильно строить общение с детьми, необходимо знать возрастные психологические особенности развития детей.

От 7 до 10 лет у ребенка начинается новая деятельность – учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память.

Теперь его положение в обществе – положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечет за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других.

Ребенок осваивает новые правила поведения, которые являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к классу, учителю. Не случайно первоклассники, особенно в первые дни и недели пребывания в школе, чрезвычайно старательны в выполнении этих правил.

Ребенок впервые встречается с новым для себя способом взаимодействия со взрослым человеком. Учитель является не временным «заместителем родителей», а представителем общества, имеющим определенный статус, и ребенку приходится осваивать систему деловых отношений. В то же время  младшие школьники в своей массе отличаются отзывчивостью, любознательностью, доверчивостью в проявлении своих чувств и отношений.

Интересы младших школьников неустойчивы, ситуативны.  Более выражен интерес этих детей к предметам эстетического цикла   (рисование, лепка, пение, музыка). По своей направленности дети этого возраста индивидуалисты. Лишь постепенно под влиянием воспитания у них начинает складываться коллективистическая направленность. Большое значение для этого имеет организация коллективно – распределительной работы учащихся в малых группах (звенья, бригады, кружки), при которой работа каждого зависит от результатов работы остальных и когда каждый отвечает не только за свою личную работу, но и за работу всей группы.

Особенности общения со сверстниками и взрослыми

Младший школьник – человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит активное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Когда ребенок начинает учиться, его общение становится более целенаправленным, поскольку появляется постоянное и активное воздействие учителя, с одной стороны, и одноклассников – с другой. Отношение ребенка к товарищам очень часто определяется отношением к ним взрослых, в первую очередь – учителя. Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника. Особенно значима личность учителя для налаживания межличностных отношений первоклассников, так как дети еще плохо знают друг друга, не умеют определить возможности, достоинства и недостатки как свои собственные, так и своих товарищей.

 Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры. К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода  адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе (или группе) благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка,  как самих межличностных отношений, так и их осознания.

О возрастающей роли сверстников свидетельствует и тот факт, что в 9–10 лет (в отличии от более младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии других детей. Происходящие в этом возрасте изменения в отношениях со сверстниками необходимо учитывать при организации «воспитательных» мероприятий. Нередко практикуемое взрослыми осуждение ребенка,  за какой – либо проступок перед другими детьми является для него мощным травмирующим фактором, последствия которого требуют срочного психотерапевтического вмешательства.

Общение младшего школьника с окружающими людьми вне школы также имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначать свои права и обязанности и ожидает доверия старших к своим новым умениям. Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех.
Способность делать что – то лучше всех принципиально важна для младших школьниковБольшую возможность для реализации этой потребности возраста могут дать внешкольная и внеклассная работа. Потребность ребенка  во внимании, уважениисопереживании является основной в этом возрастеВажно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость. И успеваемость здесь – уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и других качества, которые непосредственно не связаны с учебой. Задача взрослых – помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого и для других детей.

Подведем итог.

Ведущей в младшем школьном возрасте  становится учебная деятельность. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Основными новообразованиями  младшего школьного возраста являются:

  • качественно новый уровень произвольной регуляции поведения и деятельности
  • рефлексия, анализ, внутренний план действий
  • развитие нового познавательного отношения к действительности
  • ориентация на группу сверстников
  • Возможности внеурочной деятельности в формировании коммуникативных умений младших школьников.

Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика – актуальная задача образовательного процесса начальной школы. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативности индивида, в ФГОС ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.

Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.

Составляющими коммуникативных умений являются:

– умение слушать;

– умение понимать и принимать мнение другого;

– умение решать конфликт;

– умение адекватно оценивать себя и других.

Коммуникативные умения можно разделить на три группы:

  • коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
  • коммуникация как кооперация (наиболее важная составляющая – умение согласовывать усилия для достижения общей цели);
  • коммуникативно – речевые действия, служащие средством передачи данных другим людям и развития рефлексии.

 Наиболее благоприятным периодом для формирования коммуникативных умений является школьный возраст. На начальном этапе у ребенка преобладает социальный смысл, поэтому главное условие для формирования коммуникативных умений,  инициативы, самостоятельности, мотивации достижения является создание оптимальных условий.

К коммуникативным умениям, формируемым в младшем школьном возрасте относятся:

• проектирование совместной работы с преподавателем и сверстниками – установление целей, функций соучастников, методов взаимодействия;

 •постановка вопросов – активное совместная работа в отыскивании и сборе данных; •разрешение конфликтов – обнаружение, распознавание трудности, отбор и анализ других методов дозволения столкновений, утверждение постановления и его осуществлении;

•управление поведением партнера – надзор, корректировка, анализ его операций;

• умение с необходимой полнотой и правильностью высказывать собственные идеи в согласовании с вопросами и критериями коммуникации;

• владение монологической и диалогической конфигурациями выступления в согласовании с грамматическими и синтаксическими общепризнанными мерками дорогого стиля.

Более эффективным способами формирования речевых умений и навыков правильного речевого поведения считается прогнозирование и проигрывание реальных ситуаций общения через практические методы, которые имеют в основе моделирование проблемных ситуаций в контексте речевого общения, ролевые тренинги, дидактические игры, игры – упражнения, и конечно, сюжетно – ролевые игры.

Существует ряд дополнительных путей, имеющих своей целью формирование разговорной речи, это «работа с закрытой картинкой», «беседа о просмотренном кино или диафильме», «беседа по прочитанному рассказу», «беседы об интересных событиях, о выполненной работе, о проведенном выходном дне и празднике».

С первого дня появления в школе у ребёнка начинает складываться система межличностного взаимодействия с одноклассниками и педагогом

 Коммуникативные способности из – за их составляющих считаются достаточно сложными действиями, характеризующие высокий уровень развития личности; они содержат в себе элементарные составляющие.

В основе коммуникативных умений лежат умения обмениваться собственными эмоциями, увлечениями, душевное состояние с партнерами согласно разговору; демонстрировать отзывчивость, чуткость, сопереживание, сочувствие к партнерам в зависимости от темы разговора; производить оценку действий друг друга.

  • Анализ журналов и интернет – ресурсов с целью поиска опыта использования разных форм по разным направлениям внеурочной работы в начальных классах.

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности (спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки (подвижных, народных, оздоровительных игр), детские спортивные секции, разные виды спортивно – оздоровительной деятельности.

Духовно – нравственное направление, общекультурное направление реализуется через кружки художественного творчества, прикладного искусства: вышивка «крестом», «гладью».; лоскутная пластика, мягкая игрушка; плоскостная и объёмная флористика, коллаж; роспись по камням, дереву; бумажная пластика; холодный батик; витраж; работа с кожей, с

соломкой и др.; кружки технического творчества (лего – конструирование), домашних ремесел; посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе, театре; художественные акции школьников в окружающем школу социуме. Игры – миниатюры, инсценирование сюжетов из истории, диалоги на темы, чтение и просмотр красочных познавательных программ, компьютерные игры (специально отобранные специалистом), игра на инструменте, прослушивание музыкальных произведений и т.д.

Общеинтеллектуальное направление реализуется через  такие формы как познавательные беседы, предметные факультативы «Информатика: логика и алгоритмы», «Информационные технологии» и др., «Детская риторика» и др., кружки «Путешествие в прошлое», «Занимательная топонимика» и др., олимпиады, дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» и др., детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей – клуб и др.

Социальное направление может быть ориентировано и на патриотическое воспитание обучающихся и реализовываться через формы: поисково – исследовательская работа в архивах (семейных, школьных) и музейных фондах и др., встречи с ветеранами, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности, тематические сборы, творческие конкурсы (песни, рисунка, фотографии и др.), военно – спортивные праздники («Зарница», «Юный спасатель» и др.) и др. Волонтёрская деятельность: шефство.

Общекультурное. Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней и духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.

         Развитие эмоционально – образного и художественно – творческого мышления во внеурочной деятельности даёт возможность учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре и  повысить чувство личной самодостаточности (организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи; участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Культура общения" Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному напрвлению

Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимоде...

Организация проектной работы в рамках внеурочной деятельности первоклассников

В статье описан один из способов организации проектной деятельности первоклассников...

Организация работы классного коллектива во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Выступление на августовской секции учителей начальных классов района. Дата выступления 26 августа 2013 года...

Психолого – педагогические основы организации математического развития младших школьников.

Под математическим развитием ребенка младшего школьного возраста будем понимать целенаправленное и методически организованное формирование и развитие совокупности взаимосвязанных основных (базовых) св...

Организация коллективной работы учащихся во внеурочной деятельности

Коллективные виды работы делают занятия более интересными, живыми, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, являются незаменимым инструментом в формировании личностных и метапре...

Организация коллективной работы учащихся во внеурочной деятельности

В процессе поиска возможностей более эффективного использования различных форм педагогической деятельности особую значимость в современной школе приобретает коллективная форма организации учебной деят...

Основы организации групповой работы младших школьников

Групповая форма работы гармонично вписывается в классно-урочную систему и дополняет ее, приспосабливая к современным требованиям...