Рабочая программа предмета "Финансовая грамотность"
рабочая программа (1 класс)

Цель программы: способствовать формированию у младших школьников представления о финансовой грамотности и создание предпосылок для успешного решения элементарных вопросов в области управления личными финансами и экономики семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Новосибирской области

Купинский район

МБОУ Лицей №2 Купинского района

Утверждено

директор

_____________ Кравченко Н.Г.

                                                                                 Приказ № 189  от  26.05.2022 г                            

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТА
«Финансовая грамотность»

для 1-4 класса начального общего образования

на 2022-2025 учебный год

Составитель:

Коляденко Вера Николаевна

учитель  начальных классов

Купино 2022 год

Пояснительная записка

Рабочая программа «Финансовая грамотность» составлена на основе программы «Финансовая грамотность». Автор программы: Ю. Н. Корлюгова. Издательство «Вако-Москва» 2020 год.

Программа «Финансовая грамотность» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Финансовая грамотность – это умение правильно распоряжаться своими финансами и избегать ошибок.

Цель курса: способствовать формированию у младших школьников представления о финансовой грамотности и создание предпосылок для успешного решения элементарных вопросов в области управления личными финансами и экономики семьи.

Задачи программы:

  1. Формировать представления о существенных сторонах финансовой грамотности.
  2. Содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения, с помощью экономических категорий и понятий.
  3. Научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
  4. Способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу.
  5. Развивать культуру экономического мышления.
  6. Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье.

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Финансовая грамотность» в 1 классе составляет 17 часов (1 час в неделю во втором полугодии).

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты

- осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в

- разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные результаты 

 Познавательные УУД:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

Регулятивные УУД:

- понимание цели своих действий;

- составление простых планов с помощью учителя;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные УУД:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- умение слушать собеседника и вести диалог;

- умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- представление о роли денег в семье и обществе;

- умение характеризовать виды и функции денег;

- знание источников доходов и направлений расходов семьи;

- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

- проведение элементарных финансовых расчетов.

 

Содержание курса

   Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. В программе предусматривается определенная последовательность прохождения тем. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Формы организации занятий внеурочной деятельности при реализации программы «Финансовая грамотность» основаны на индивидуальной, парной, групповой и массовой работах. При организации занятий по программе внеурочной деятельности используются: рассказы, беседы (в том числе с приглашенными специалистами), экскурсии, просмотр и обсуждение видеосюжетов, моделирование и разбор социально-экономических ситуаций, решение различных простейших задач и с экономическим содержанием. Также широко применяются игры и их модификации, творческие работы (проекты, конкурсы, коллажи), ИКТ-технологии.

1 год обучения

Раздел 1. Что такое деньги и откуда они взялись? (4 ч)

Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с понятием «Финансовая грамотность».

Финансовая грамотность – это умение правильно распоряжаться своими финансами и избегать ошибок. Что отличает финансово грамотного человека. Финансовая грамотность – средство, а не цель! Как стать финансово грамотным человеком.

Тема 2. Что такое деньги? Как появились деньги. Появление обмена товарами.

Знакомство младших школьников с понятием денег, выявление уже имеющихся знаний. Форма организации: беседа, чтение рассказа «Что такое деньги?», автор Петр Кошель. Знакомство с историей возникновения первых денег. Правила обмена товарами. Форма организации: просмотр видеосюжета, беседа.

Тема 3. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидацией. Свойства драгоценных металлов.

Обучающиеся в процессе образно-ролевой игры познакомятся с товарами высокой ликвидации. Форма организации: чтение рассказа «Первые деньги», автор Петр Кошель, обсуждение, игра. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Форма организации: беседа, просмотр видеосюжета.

Тема 4. Появление первых монет. Первые монеты разных государств.

История возникновения первых монет. Материал для изготовления монет. Форма организации: чтение рассказа «Первые монеты», «Первые металлические деньги», автор Петр Кошель, обсуждение, проект Газета.

Появление первых монет в разных государствах. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации, решение кроссворда.

Раздел 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (2 ч)

Тема 1. Устройство монеты.

Форма монеты. Что такое аверс, реверс и гурт. Форма организации: просмотр видеосюжета, обсуждение, мини-исследование.

Тема 2. Изобретение бумажных денег. Защита монет и бумажных денег от подделок.

Появление первых бумажных денег в Китае в VIII веке. С какими событиями это связано. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации, решение кроссворда.Знакомство с мерами защиты денег от подделок в старину и в современном мире. Повторение, что такое аверс, реверс и гурт и для чего на монетах делали насечки и ставили точки. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики. И почему подделки иногда бывают лучше оригинала. Форма организации: беседа, практикум.

Раздел 3. Какие деньги были раньше в России (5 ч)

Тема 1. Древнерусские товарные деньги.

Знакомство с древнерусскими товарными деньгами. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации.

Тема 2. Клады. «Меховые деньги».

Что такое клады. Меховые деньги славян. Первоначально деньгами служили меха ценных пушных зверьков. Со временем меховые деньги были вытеснены серебром, но серебряные денежки надолго сохранили название меховой денежной системы. Форма организации: беседа, просмотр видеосюжета.

Тема 3. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Знакомство с историей появления таких слов, как «деньги», «рубль», «копейка». Форма организация: беседа, чтение рассказа «Русский рубль», автор Петр Кошель, решение кроссворда. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация. Форма организации: беседа, информационный проект «Путешествие Копеечки».

Тема 4. Пословицы и поговорки про деньги.

Пословицы и поговорки живут в народе, как зеркало различных сторон жизни и исторических событий. В них – вывод, позиция, умозаключение, народная мудрость, лаконичный жизненный совет о том, как принимать решения (в том числе финансовые), какие правила могут стать основой культуры каждого человека и семьи, культуры финансового поведения. Именно в семье формируются правильное отношение к труду и деньгам, впоследствии эти жизненные установки передаются последующим поколениям. Форма организации: коллективный творческий проект «Картотека: Пословицы и поговорки о деньгах».

Тема 5. Дизайн купюры сказочной страны.

Творческий проект по изготовлению купюры сказочной страны.

Раздел 4. Современные деньги России и других стран (6 ч)

Тема 1. Современные деньги мира. Доллары и евро – самые известные иностранные деньги.

Знакомство с современными деньгами различных стран мира. Форма организации: просмотр видеосюжета, обсуждение, решение ребусов.

Тема 2. Современные деньги России.

Знакомство с современными деньгами России. Модификация современных денег. Интересные факты. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации.

Тема 3. Появление безналичных денег.

Что такое безналичные деньги. История их появления. Проведение безналичных расчетов. Форма организации: беседа, сюжетно-ролевая игра.

Тема 4. Банк. Функции банкоматов.

Банк, банкомат, банковская карта. Форма организации: беседа, чтение рассказа «Что такое банк?», автор Петр Кошель.

Тема 5. Наличные, безналичные и электронные деньги.

Привычные нам монеты и банкноты неумолимо сменяются безналичными расчетами, операциями с использованием электронных денег. Новейший тренд – развитие криптовалют. Могут ли ценные бумаги выполнять роль денег? Форма организации: беседа, просмотр видеосюжета.

Тема 6. Итоговое занятие «По ступенькам финансовой грамотности».

Игра по станциям, направленная на закрепление полученных знаний на занятиях по финансовой грамотности, применение их в решении логических и творческих заданий.

 

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Всего часов

Раздел 1. Что такое деньги и откуда они взялись? (4 ч)

1.

Вводное занятие. Знакомство с понятием «Финансовая грамотность».

1

 

1

2.

Что такое деньги? Как появились деньги. Появление обмена товарами.

1

 

1

3.

Появление первых денег – товары с высокой ликвидацией. Свойства драгоценных металлов.

1

 

1

4.

Появление первых монет. Первые монеты разных государств.

1

 

1

Раздел 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (2 ч)

1.

Устройство монеты.

1

1

2.

Изобретение бумажных денег. Защита монет и бумажных денег от подделок.

1

1

Раздел 3. Какие деньги были раньше в России (5 ч)

1.

Древнерусские товарные деньги.

1

 

1

2.

Клады. «Меховые деньги».

1

 

1

3.

Происхождение слов «деньги», «рубль». «копейка». Первые русские монеты.

1

1

4.

Пословицы и поговорки про деньги.

1

1

5.

Дизайн купюры сказочной страны.

1

1

Раздел 4. Современные деньги России и других стран (6 ч)

1.

Современные деньги мира. Доллары и евро – самые известные иностранные деньги.

1

 

1

2.

Современные деньги России.

1

 

1

3.

Появление безналичных денег.

1

1

4.

Банк. Функции банкоматов.

1

 

1

5.

Наличные, безналичные и электронные деньги.

1

 

1

6.

Итоговое занятие «По ступенькам финансовой грамотности».

 

1

1

Итого:

13

4

17

 Учебно-методическое обеспечение

  1. Программа по финансовой грамотности Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2020
  2.  «Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
  3.  «Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
  4. Гловели Г. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа " Финансовая грамотность"

Рабочая программа для 4 класса....

Рабочая программа "Финансовая грамотность"

Рабочая программа "Финансовая грамотность" для 1-4 классов...

Рабочая программа "Финансовая грамотность.История денег" 4 класс

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 4 класса. Это дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности....

Рабочая программа "Путь грамотности для 1 класса"

Программа для внеурочной деятельности....

Рабочая программа "Финансовая грамотность"

Рабочая программа факультатива «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования на основании программы внеу...

Рабочая программа "Фининсовая грамотность" 4 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются раз­витие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений ...