Конспект занятия для детей с ОВЗ «В гости к домовенку Кузе»
план-конспект занятия (1 класс)

Разумова Наталья Ивановна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gosti_k_domovenku_kuze.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  «Школа-интернат №9»

Конспект занятия для детей с ОВЗ

«В гости к домовенку Кузе»

                                                                      подготовила  

Разумова Наталья Ивановна

                                         

                                                  Г. Саров                                              

                                                  2023 год

Конспект занятия для детей с ОВЗ «В гости к домовенку Кузе»

Цель: Формирование у детей  представлений  об истории цивилизации:  образе жизни человека в древности и на современном этапе, о развитии труда человека, развитие у детей  элементарных представлений  о техническом прогрессе, изменении условий быта человека, развитии средств коммуникации.

Программное содержание:

  1. Систематизировать знания детей о том, как человек придумал огонь.
  2. Закреплять знания детей о разных материалах и их свойствах,  о профессиях русского народа.
  3. Уточнить представления детей о ведах письменности.
  4. Развивать память, любознательность, воображение.
  5. Воспитывать интерес к русскому быту, культуре.

Словарная работа: гончар, ткачиха, кузнец, глиняный, металлический, деревянный, берестяная грамота, узелковое письмо.

Материал к занятию: убранство  русской избы, предметы старины из металла, дерева и глины, карточки-схемы эволюции огня, береста, цветные шнурки с узелками.

Предварительная работа:

· Чтение энциклопедии «Все обо всем»;

· Просмотр мультфильмов «Домовенок Кузя»;

· Разыгрывание мини-сценок;

· Рассматривание готовых изделий народных промыслов;

· Просмотр презентаций; «Труд земной. Ремесла на Руси» Мещеряковой Л.П., «Русская изба» Волкова Н.А.;

· Прослушивание аудиозаписей.

Методы и приемы:

· Практические: дидактическое упражнение, игры,  сюрпризный момент;

· Наглядные: показы, наблюдения;

· Словесные разыгрывание мини-сценок, вопросы, объяснение, рассуждение.

 

Ход занятия:

                 

-Ребята, нам пришло приглашение (показ). Как вы думаете, от кого? (от домовёнка Кузи) В гости приглашает. Отправляемся? (да)

-Вот и Кузин дом. Кузя, ау! (вместе с детьми)

посидим на лавочке отдохнём, хозяина подождём, а пока на его избу полюбуемся. (Входят)

 -Куда мы с вами попали? (в избу)

-Из чего построена изба? (из дерева)

-Почему люди строили из дерева? (не было другого материала)

-А что самое главное в избе? (печка)

-Почему? (обогревает, кормит, освещает)

-Из чего выкладывали печи? (камень, глина, кирпич, песок)

-Сразу ли люди научились выкладывать печи? (нет)

-Как же они обходились без печи? (грелись у костра)

-Давайте вместе расскажем как человек «приручил» огонь?

                     Дидактическое упражнение «Эволюция огня».

 Дети подходят к столу.        

Воспитатель выкладывает ряд картинок об эволюции огня.

-Как древний человек узнал об огне? (во время грозы)

-Как люди хранили природный огонь? (подбрасывали ветки)

-Почему берегли? (не могли добывать)

-Как древние люди добывали огонь? (трут, кремень).

-Как человек догадался, что можно выкладывать печи? (камень от костра долго оставался горячим, от него в пещере было тепло).

-Как в наше время люди обогревают свои дома? (с помощью батарей)

-Как нужно обращаться с огнём, особенно в деревянных домах? (осторожно)

-Чем печь-матушку топили? (дровами)

-Где брали дрова? (в лесу)

-Как ещё можно использовать древесину? (посуда, мебель, дома, игрушки, бани).

-У Кузи в избе есть изделия из дерева? (дети называют)

           Сюрпризный момент.

Воспитатель обращает внимание детей на шорох за печкой.

-Ребята, я что-то слышу. Вы слышите? Пойду я посмотрю.

-Вот он Кузя хозяин запечный, дружок наш сердечный. Здравствуй, Кузя.

Кузя: Здравствуйте, гостьюшки ребятушки. (Кланяется) Я всё, всё слышал. Ох, и умные вы. А мои загадки разгадать сумеете? (да)

Кузя: вот мой валенок, я в нём все свои секреты храню.

Дети подходят к валенку, достают оттуда предметы, называют (виды письменности: узелковое письмо, берестяная грамота, знаковое письмо, клинопись).

-Ребята, что это за письма такие? (так писали в древности)

-На чём ещё писали древние люди? (на камнях, на стенах, на листьях)

Кузя: Вот умные головушки. Вижу, ещё труднее задание выполнить можете.

-Ой, Кузя, что ещё у тебя в валенке лежит? (воспитатель достаёт клубок).

Кузя: Есть у меня дружок Лешик. Живёт он в лесу. Он прислал вам клубок. Лес для него дом родной, нет у него ни зеркала, ни магнитофона.

-Как же он без этих вещей обходится?

Кузя: Пусть нам ребятки расскажут с помощью клубочка.

        Игра «Клубочек»

                 Дети встают в круг.

Воспитатель бросает клубок, дети отвечают.

-Мы рисуем карандашом, а Лешик (палочкой)

-Песни слушаем на магнитофоне, аЛешик (пение птиц).

-У нас зеркало, а у Лешика (лужа).

-Мы берём воду в кране с водой, Лешик (в роднике)

-У нас люстра, а у Лешика(солнце).

-Мы наводим порядок пылесосом, А Лешик (метлой)

-У нас плита, а у Лешика (огонь).

-Нас обогревает батарея, а Лешика (солнце).

Кузя: Ай да молодцы, всё-то они знают. А на картинках угадаете, кто нарисован?

Кузя показывает картинки с изображением кузнеца, гончара, ткачихи. Дети называют профессии.

Кузя: Ой, беда, беда огорчение.

-Что, Кузенька, мы картинки не правильно назвали?

Кузя: Нет. Прибирался я нынче, торопился, вас в гости ждал, разные предметы в одну корзину собрал.

-Ребята, поможем Кузе прибраться? (да).

Дети берут предмет из корзины и говорят: «Это горшок, он из глины, его вылепил гончар. Это ложка, она из металла, её выковал кузнец. Это фартук, он из ткани, его соткала ткачиха» и раскладывают предметы к картинкам.

Кузя: Ребятушки, а что ещё в моём доме из ткани (глины, металла).

Дети называют скатерть, ухват, тарелки и другие предметы.

Кузя: Вот и славно потрудились. Недаром говорят: «Дело мастера боится».

«Делу время, а потехе – час». Вот и пришёл черёд потешиться, повеселиться.

-С удовольствием! Да, ребята? (да) Мы смеху всегда рады.

Кузя: А старинные шутки-прибаутки знаете? (знаем).

Дети разыгрывают три мини-сценки.

-Где ты, брат Иван?

-В горнице.

-А что делаешь?

-Помогаю Петру.

-А Пётр что делает?

-Да на печке лежит.

-Я медведя поймал!

-Так веди его сюда.

-Не идёт.

-Так сам иди!

-Да он меня не пускает.

-Ты пирог съела?

-Нет, не ела.

-А вкусный был?

-Очень.

Кузя: Ой, и насмешили меня! А я для вас игрушки припас.

-поиграем, ребята, а ты, Кузя, посиди, посмотри.

               Подвижная игра «Найди свою игрушку».

Воспитатель ставит на один стул игрушку из дерева, на другой из глины,

На третий из ткани.  Дети встают к стульчикам. Под русскую народную мелодию дети танцуют. Музыка заканчивается, дети находят свою игрушку.

Игрушки во время танца меняют местами.

Игра проводится два раза.

Кузя: Ох, устал, умаялся, спатеньки хочу.

-да и нам пора. В гостях хорошо, а дома - лучше. До свидания, Кузенька! До  свидания, гости.

Дети уходят в группу.

Литература:

  1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007—2010.
  2. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2004.
  3. И. Мулько «Развитие представлений о месте человека в истории и культуре» М.: ТЦ Сфера, 2009. — 112с.
  4. Петрова В.И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006—2010.
  5. Суровцева С.Б., Кирьянова О.В., Третьякова Т.А. Комплексные занятия для детей 6-7 лет. Волгоград: Учитель, 2010, - 375с.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия на тему:- «Шалтай - Болтай в гостях у ребят на лесной полянке»

Внеклассное мероприятие для учащихся 1-4 классов коррекционной школы 8 вида. Раздел: экологическое воспитание....

Конспект занятия в ГПД по теме «В гостях у радуги»

Познакомить детей с цветовой гаммой радуги...

Конспект занятия в группе продлённого дня "В гостях у Сентябринки"

Занятие  "В гостях у Сентябринки " прошёл в октябре 2017г в 1"А" классе. Дети заранее приготовили к занятию стихи, рисунки, костюмы. Это был настоящий праздник: с конкурсами и...

Конспект занятия в ГПД по теме «В гостях у радуги»

Сценарий занятия воспитателя группы продленного Сергеевой С.С.  для 1 «б» класса...

Конспект занятия в ГПД по теме «В гостях у радуги»

Цели: познакомить детей с цветовой гаммой радуги; учить видеть прекрасное, наслаждаться красотой, различать предметы по цвету; развивать речь, мышление.Ход мероприятияВоспитатель. Ребята, я иногд...